Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся (5 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом школы

Протокол №1 от 31.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы______Т.Ф.Калужина

Приказ № _______ от _________2015г.











Программа

духовно-нравственного воспитания обучающихся



Составитель: классный руководитель 5 «Б» класса Н.Г.Шакуля

Квалификационная категория: первая






Тюменцево 2015


1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон РФ «Об образовании» №12 от 13.01.1996 г

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Федеральный Закон от 24 июня 1998года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,

  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников

  • Устав МБОУ Тюменцевской СОШ

  • Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основного общего образования МБОУ Тюменцевской СОШ

Основная цель: создание педагогических условий, способствующих развитию свободной, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации и саморазвитию на основе индивидуального подхода, организации КТД в процессе образовательной и внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.

Задачи программы:

  • Создание условий для проявления школьниками самостоятельности и ответственности в решении вопросов школьной жизни через работу школьного самоуправления;

  • Продолжить работу по формированию у детей гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания через систему школьных и классных мероприятий.

  • Содействовать развитию школьника как творческой личности через участие в КТД школы.

  • Формировать и укреплять навыки здорового образа жизни через развитие спортивно-массовой работы, участие в спортивных секциях и профилактику зависимых форм поведения.

  • Осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;

  • Координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.

Сроки реализации: 2015 - 2020 годы (5-9 классы)

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства дети уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в детстве. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к примитивизации сознания детей, росту агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

3.ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности, такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

4. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

  • «Дойти до каждого» Каждый ребенок в течение учебного года должен непременно стать участником ценностно-ориентированного мероприятия.

  • «Добровольного участия» Ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий , но главное , он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей духовной культуры и основе нравственности.

  • «Принцип вершины» Каждый школьный день должен быть наполнен делами, событиями, связанными с учебой, творчеством. Трудом, укреплением здоровья, досугом. Ребенок должен попробовать свои силы в каждом из направлений работы, и в каком -то из них обязательно добьётся успеха.

  • « Принцип открытости» Каждый ребенок может прийти за помощью или с волнующим его вопросом к любому участнику, осуществляющему программу.

  • «Принцип взаимодействия» Воспитательная работа в классе и школе строится совместно с детьми, с учетом их интересов и потребностей, жизнь детского коллектива должна стать значимой и нужной деятельностью самих детей.

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ

Направление «Патриот и гражданин»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, способности делать свой выбор и нести за него ответственность, воспитание толерантности.

Задачи

  • Формирование у учащихся правовой культуры, представления о правах и об обязанностях гражданина России; представления о политическом устройстве российского государства, о его важнейших законах, символах;

  • Формирование гуманистического мировоззрения учащихся, способности к нравственному саморазвитию, толерантности.

  • Формирование гордости за отечественную историю, народных героев, защитников России.

  • Обучение решению задач правового выбора, формирование негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

Направление «Нравственность»

Цель: помощь учащимся осознать нравственные нормы и правила и этическое поведение

Задачи:

  • Создание условий для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения, нравственно оправданных поступков; развитие желания действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

  • Знакомство с правилами поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; формирование представлений об общечеловеческих нормах морали.

  • Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

  • Формирование толерантного отношения к окружающим, обычаям и традициям семьи, народов.

  • Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; воспитание привычки уважительного отношения к старшему поколению, родным и близким.

  • Формирование представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • Формирование отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление «Здоровый образ жизни»

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья

  • Воспитание понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества

  • Знакомство с санитарно-гигиеническими правилами, представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека;

  • Профилактика вредных привычек, отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

Направление «Трудовое воспитание и профориентация»

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,

жизни и выбору будущей профессии.

Задачи:

  • Воспитание уважения к труду и людям труда

  • Подготовка к самоопределению и сознательному выбору профессии

Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление «Творчество»

Цель: воспитание стремления к полезному времяпровождению и позитивному общению, проявлению инициативы и самостоятельности, самовыражение учащихся.

Задачи:

  • Создание условий для проявления учащимися своей индивидуальности, возможности попробовать себя в разных видах деятельности

  • Изучение интересов и потребностей учащихся, просвещение и консультирование в выборе кружков, секций

  • Демонстрация достижений, развитие творческих способностей

  • Использование активных форм работы

Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда - как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Направление «Экология»

Цель: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  • Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

Ценности: планета Земля - общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования планируется достижение следующих результатов:

Направление «Патриот и гражданин»:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Направление «Нравственность»

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Направление «Здоровый образ жизни»

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Направление «Трудовое воспитание и профориентация»

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Направление «Творчество»

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Направление «Экология»

- ценностное отношение к природе;

- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся 5класса, относятся:

-ценностные ориентации, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

-характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

-индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

План мероприятий по реализации Программы

на 2015 - 2016 учебный год

5 класс

№п/п

Мероприятие

Сроки проведения

1.

День знаний. Заочная экскурсия «На Родине Шукшина»

сентябрь

2.

Классный час «Знакомимся с Уставом школы и правилами внутреннего распорядка»

сентябрь

3.

Устный журнал «Алло, мы ищем таланты!»

сентябрь

4.

Беседа по ПДД «Безопасная дорога в школу»

сентябрь

5.

Участие в выставке цветов и композиций «Осенняя сказка», посещение выставки

сентябрь

6.

Школьный кросс «Золотая осень»

сентябрь

7.

Классный час «Выбираем классное самоуправление»

сентябрь

8.

Участие в трудовом десанте «Чистота спасёт мир: Чистая улица. Чистый двор»

сентябрь

9.

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо»

сентябрь

10.

Классный час «Чтобы не случилось беды» (правила безопасного поведения в школе, дома, на улице)

октябрь

11.

Классный час «Конфликты и пути их решения»

октябрь

12.

Беседа - инструктаж «Действия при обнаружении подозрительного предмета»

октябрь

13.

Экскурсия в районный историко-краеведческий музей

октябрь

14.

Классный час «Настоящий друг»

октябрь

15.

«Береги здоровье смолоду» (беседа школьной медицинской сестры)

октябрь

16.

Классный час «Азбука общения»

октябрь

17.

Классный час «День Согласия и примирения»

октябрь

18.

Классный час по профилактике ДТТ «Каникулы без травм»

октябрь

19.

Классный час «В здоровом теле - здоровый дух!»

ноябрь

20.

Подготовка и проведение праздника, посвящённого Дню Матери «Нет в мире родней и дороже» (Проект)

ноябрь

21.

Классный час «Что я знаю о своих правах?»

ноябрь

22.

Классный час «Итоги первого триместра», Викторина по ПДД

ноябрь

23.

Классный час «Секреты здорового питания»

декабрь

24.

Классный час «Мы в ответе за свои поступки»

декабрь

25.

Викторина «В мире сказок»

декабрь

26.

Классный час «День Конституции»

декабрь

27.

Устный журнал «История праздника. Новый год»

декабрь

28.

Украшаем класс. Рисуем новогоднюю газету. (Проект)

декабрь

29.

КТД «Путешествие в новогоднюю сказку»

декабрь

30.

Классный час «Важней всего погода в классе»

январь

31.

Участие в школьном баскетбольном турнире «Мяч в корзине»

январь

32.

Познавательная игра «Интеллектуальное казино»

январь

33.

Экскурсия на маслосырзавод

январь

34.

Классный час «Толерантность - путь к миру»

январь

35.

Классный час «Подросток и закон» (приглашение инспектора по делам несовершеннолетних)

февраль

36.

Подготовка и проведение мероприятия, посвящённого Дню защитника Отечества «Мой папа - самый, самый…» (Проект)

февраль

37.

Урок мужества

февраль

38.

Школьный конкурс «А ну-ка, мальчики!»

февраль

39.

«Рыцарский турнир», посвящённый Дню Защитника Отечества (поздравление для мальчиков)

февраль

40.

КТД фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина»

февраль

41.

Классный час «Люди существуют друг для друга»

март

42.

Конкурсно-развлекательная программа «Поздравим наших девочек»

март

43.

КТД «А ну-ка, девочки!»

март

44.

Классный час «Знакомьтесь! Моя семья»

март

45.

Классный час «Калейдоскоп профессий»

март

46.

Устный журнал по профилактике ДТТ «Каникулы без травм»

март

47.

Классный час по экологии «Природа не прощает ошибок»

апрель

48.

Экологическая акция «Школьный двор»

апрель

49.

КВН «В мире профессий»

апрель

50.

Классный час «Сад нашей дружбы»

апрель

51.

Экскурсия в МЧС

апрель

52.

Вахта Памяти М.Выставкина

апрель

53.

Музейный урок (районный историко-краеведческий музей)

апрель

54.

Акция «Память» (субботник на районном мемориале)

май

55.

Урок Мужества, посвящённый Дню победы

май

56.

Участие в митинге, посвящённом Дню победы

май

57.

КТД «Энергия победы - новым поколениям»

май

58.

Интеллектуальная игра «Лингвистическая карусель»

май

59.

Классный час «Знай правила движения как таблицу умножения»

май

60.

Итоговый классный час «Подводим итоги учебного года»

май



© 2010-2022