Сценарий внеклассного мероприятия: Рукописи не горят

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ…» …

(М.А.Булгаков)

Действующие лица

Ведущий

Писатель Маргарита

1-й биограф Азазелло

2-й биограф Воланд

Мастер Коровьев

На сцене - портрет М.А. Булгакова и два плаката: с датами жизни писателя и эпиграфом вечера: «Талант есть способность обрести собственную судьбу (Т. Манн)». На вечере звучит музыка Ф. Шопена; сцену у Воланда может сопровождать тихая органная музыка.

Ведущий. Михаил Афанасьевич Булгаков заслуженно занял почётное место в отечественной литературе как мастер, умноживший её величие и славу. В судьбе всякого самобытного писателя имеется некая тайна, разгадывать которую приходится ему самому - своей жизнью, творчеством. Потом, после смерти творца, появляются учёные-биографы и по книгам, рукописям, письмам и мемуарам начинают воссоздавать сложную канву человеческой жизни, пытаясь заново разгадать эту тайну.

Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Отец его- профессор Киевской духовной академии - отличался широтой интересов, читал курс истории религии в Западной Европе. Мать, Варвара Михайловна, после смерти мужа одна продолжала воспитывать детей и заботиться об их образовании. Много сил она отдавала сохранению в семье той атмосферы дружбы, которую впоследствии воссоздал Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия» и которую вспоминал в «Театральном романе».

Писатель. Я заснул и увидел гостиную со старенькой мебелью красного плюша. Уютное кресло с треснувшей ножкой. В раме пыльной и чёрной портрет на стене. Цветы на подставках. Пианино раскрыто, и партитура «Фауста» на нём.

1-й биограф. Родное гнездо, дом и семья всегда имели для Булгакова первостепенное значение, определившее многое в его характере и судьбе. Профессорская семья была дружная и весёлая. Булгаковы любили музыку и театр, сам Михаил хотел в юности стать артистом, играл в домашних спектаклях и экспромтом писал небольшие юмористические рассказы.

2-й биограф. Окончив Первую Киевскую гимназию, он поступает на медицинский факультет Киевского университета, который оканчивает в 1916 году. Работа врачом на военной службе, а потом в сельской больнице дала материал для восьми рассказов писателя, составивших цикл «Записки юного врача».

Писатель. Итак, прошёл год. Ровно год, как я подъехал к этому самому дому. И так же, как и сейчас, за окнами висела пелена дождя, и так же тоскливо никли жёлтые последние листья на берёзах. Ничто не изменилось, казалось бы, вокруг. Но я сам сильно изменился… Год назад в зеркале, вынутом из чемодана, отразилось бритое лицо. Косой пробор украшал тогда двадцатитрёхлетнюю голову. Ныне пробор исчез. Волосы были закинуты назад без особых претензий. Пробором никого не прельстишь в тридцати верстах от железного пути. То же и относительно бритья. Над верхней губой прочно утвердилась полоска, похожая на жёсткую пожелтевшую зубную щёточку, щёки стали как тёрка, так что приятно, если зачешется предплечье во время работы, почесать его щекой. Всегда так бывает, ежели бриться не три раза в неделю, а только один раз… (Пауза). И вот целый год. Пока он тянулся, он казался многоликим, многообразным, сложным и страшным, хотя теперь я понимаю, что он пролетел, как ураган. Но вот в зеркале я смотрю и вижу след, оставленный им на лице. Глаза стали строже и беспокойнее, а рот увереннее и мужественнее, складка на переносице останется на всю жизнь, как останутся мои воспоминания.

1-й биограф. Весной 1918 года Булгаков вернулся в родной дом. Шла Гражданская война, и война эта, покончив с прежней идиллией, властно вошла в жизнь булгаковской семьи, разметала её по свету и оставила неисцелимые раны в душе самого писателя, потрясённого сценами жесточайшего кровопролития.

2-й биограф. В конце сентября 1921 года Михаил Булгаков приезжает в Москву. За его плечами уже был богатый жизненный опыт: работа в сельской больнице под Смоленском и в Вязьме, события Гражданской войны и даже служба в Белой армии, куда он попал по мобилизации. Уже написаны «Записки юного врача», задуманы роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных»… Первые годы в Москве были очень трудными для писателя не только в бытовом, но и творческом отношении.

Писатель. В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортёром и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишённые отличий.

Ведущий. Тридцатые годы - пора расцвета писательского дарования Михаила Булгакова. Написаны блистательные, лучшие его произведения: биографический роман «Жизнь господина де Мольера», драмы «Кабала святош» и «Последние дни», «Пушкин», «Театральный роман», остроумнейшая комедия «Иван Васильевич» и конечно же «Мастер и «Маргарита» - роман, принёсший автору посмертную мировую славу.

1-й биограф. В Москве на стене одного здания у арки въездных ворот есть памятная доска с таким текстом: «В этом доме с 1921 по 1924 год жил и работал писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. Здесь развивалось действие романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же это за дом?

2-й биограф. А это знаменитый дом 10 по Большой Садовой улице, который был описан как дом 302- бис находилась если не плохой, то во всяком случае странной репутацией».

1-й биограф. Неслыханная слава суждена была этому огромному дому, в котором властью творческого воображения писателя поселились герои романа «Мастер и Маргарита»: председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций Михаил Александрович Берлиоз, директор театра Варьете Стёпа Лиходеев, а затем и сам дух зла и повелитель теней Воланд со своей свитой.

Ведущий. Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как книгу о своём времени и его людях, и поэтому роман стал уникальным документом той примечательной эпохи. И в то же время этот роман обращён в будущее, является книгой на все времена…

Сколько бы человечество ни существовало, его всегда будут волновать нравственные проблемы: честь, долг, совесть. Эти вопросы и поднимает Михаил Булгаков в своём философском романе «Мастер и Маргарита», заставляя читателя по-новому осмыслить жизнь, задуматься, что важнее - власть, могущество, деньги или собственная духовная свобода и спокойная совесть.

1-й биограф. Главный герой романа - Мастер. Он появляется не в начале романа, а лишь в 13-й главе. Из истории, рассказанной в психиатрической клинике им самим Ивану Бездомному, мы узнаём о судьбе этого человека. В их диалоге впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа. «Вы - писатель?» - с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я - Мастер». «Мастер», а не писатель, потому что писатели, претендующие на звание «инженеров человеческих душ», стремились не к творчеству, а к извлечению личных выгод.

2-й биограф. Главная героиня Маргарита. Она является носительницей огромной поэтической вдохновенной любви. Ярким лучом проходит через весь роман искренняя любовь Мастера и Маргариты.

Писатель. За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Занавес закрывается, свет гаснет. Включается музыка Ф. Шопена. На сцену выходят Мастер и Маргарита. Они идут навстречу друг другу. В руках Маргариты жёлтые цветы.

Мастер(обращаясь к залу). Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась… И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Маргарита (подходя к Мастеру). Нравятся ли вам цветы?

Мастер. Нет.

Маргарита. Вы вообще не любите цветы?

Мастер. Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита. А какие?

Мастер. Я розы люблю.

Маргарита бросает свои цветы.

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что мы любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя… Так она говорила, что с жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.

Мастер и Маргарита уходят. К краю рампы подходит Писатель.

Писатель. Она была красива и умна. Маргарита была женою очень крупного специалиста. Муж её был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!.. Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Она могла купить всё, что ей понравится. Но была ли она счастлива? Ни одной минуты! С тех пор как она девятнадцатилетней вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья… Боги, боги мои, что же нужно было этой женщине?.. Ей нужен был он, Мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.

Выходит Мастер.

Мастер. Мой роман был дописан в августе месяце, отдан какой-то неизвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь. И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь закончилась… Я попал впервые в мир литературы, но теперь, когда уже всё закончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нём с ужасом!

Ведущий. Судьба романа была трагична. После того как был опубликован отрывок романа, в газетах и журналах появились статьи, уничтожающие Мастера как творца художественного произведения. В порыве отчаяния Мастер сжигает свою рукопись. Лишь последнюю часть романа возлюбленная мастера Маргарита спасла от огня. И только Маргарита верила в гениальное творение своего Мастера и поддерживала его. Ради спасения любимого она готова была на всё, даже вступить и сговор с силами тьмы.

Гаснет свет. Поднимается занавес. На сцене - полумрак. На скамье сидят Маргарита и Азазелло.

Азазелло. Откуда же вам меня знать! А между тем я к вам прислан по дельцу.

Маргарита. Ничего не понимаю, какое дело?

Азазелло. Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости.

Маргарита. Что вы бредите, какие гости?

Азазелло. К одному очень знатному иностранцу… Я приглашаю вас к иностранцу совершенно безопасному. И ни одна душа не будет знать об этом посещении.

Маргарита. Что за иностранец такой?! И какой мне интерес идти к нему?

Азазелло. Ну, интерес-то очень большой… Вы воспользуетесь случаем…

Маргарита. Что? Если я вас правильно понимаю, вы намекаете на то, что я там могу узнать о нём, о Мастере?

Азазелло молча кивает головой.

Еду! Еду, куда угодно!

Маргарита и Азазелло уходят. Занавес закрывается. Выходит Писатель.

Писатель. Так Маргарита получает возможность увидеть Мастера и спасти его. Воспользовавшись чудесной мазью, данной ей Азазелло, она превращается в ведьму, и, став невидимой, улетает на бал к Воланду. Посетив Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает Мастера.

Занавес понимается. Звучит тихая мелодия. На сцене - полумрак. Горят в канделябрах свечи. В кресле восседает Воланд. Маргарита на скамеечке сидит рядом. За креслом стоит Коровьев. Входит Мастер. Он в больничном одеянии, в халате, туфлях и чёрной шапочке. Маргарита бросается к нему.

Маргарита. Ты… ты, ты…

Мастер (отстраняет Маргариту). Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен. Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации.

Маргарита. Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобой! Я с тобой!

Воланд. Да, его хорошо отделали.(Обращается к Коровьеву.) Дайте, рыцарь, этому человеку чего-нибудь выпить.

Мастер пьёт поднесённый ему Коровьевым бокал вина и медленно поднимает глаза на Маргариту.

Мастер. Но это ты, Марго?

Маргарита. Не сомневайся, это я.

Воланд. Ну вот, это другое дело - теперь поговорим. Кто вы такой?

Мастер. Я теперь никто.

Воланд. Откуда вы сейчас?

Мастер. Из дома скорби. Я душевнобольной.

Маргарита. Ужасные слова! Ужасные слова! Он Мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом. Вылечите его, он стоит этого.

Воланд. Вы знаете, с кем вы сейчас говорите, у кого находитесь?

Мастер. Знаю. Моим соседом в сумасшедшем доме был этот мальчик, Иван Бездомный. Он рассказал мне о вас.

Воланд. Как же, как же, я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свёл сума, доказывая мне, что меня нету! Но вы-то верите, что это действительно я?

Мастер. Приходится верить, но, конечно гораздо спокойнее было бы считать вас плодом галлюцинации. Извините меня…

Воланд. А скажите, почему Маргарита называет вас Мастером?

Мастер. Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал.

Воланд. О чём рома?

Мастер. Роман о Понтии Пилате.

Воланд (громко смеётся). О чём, о чём? О ком? Это потрясающе! А вы не смогли найти другой темы? Дайте - ка посмотреть. (Протягивает Руку.)

Мастер. Я, к сожалению, не могу это сделать, потому что я сжёг его в печке.

Воланд. Простите, не поверю, этого не может быть. Рукописи не горят. (Встаёт из кресла, уходит на секунду, возвращается. В руках у него рукопись. Он отдаёт её Мастеру.)

Маргарита (бросаясь к Мастеру). Вот она, рукопись! Вот она!

Воланд. Ну, Маргарита, говорите же всё, что вам нужно!

Маргарита подходит к Мастеру и что-то говорит ему неслышно.

Мастер. Нет, поздно. Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя. Но тебе опять советую - оставь меня. Ты пропадёшь со мной.

Маргарита. Нет, не оставлю. (Торжественно обращается к Воланду.) Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы всё было, как было.

Мастер. Ах, не слушайте бедную женщину, мессир. В этом подвале давно уже живёт другой человек, и вообще не бывает так, чтобы всё стало, как было…

Воланд. Не бывает, вы говорите? Это верно. Но мы попробуем…

Свет гаснет. Занавес закрывается. На сцене, в луче света - Писатель.

Писатель. Через час в подвале маленького домика в одном из арбатских переулков, за столом, покрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которой стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Домик молчал. А в соседней комнате, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне Мастер.

Поднимается занавес. В доме, на диване лежит Мастер. Маргарита смотрит на него.

Маргарита. Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые нити в голове и вечная складка у губ. Мой единственный, мой милый, не думай ни о чём. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь тебе, что всё будет ослепительно хорошо.

Мастер. Я ничего и не боюсь, Марго, и не боюсь, потому что всё уже испытал. Меня слишком пугали и испугать ничем уже не могут. Но мне жалко тебя, Марго, вот в чём фокус, вот почему я и твержу об этом. Опомнись! Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим? Вернись к себе! Жалею тебя, потому об этом и говорю.

Маргарита (рыдая). Ах ты, маловерный, несчастный человек! Ну что ж, я уйду, но знай, что ты жестокий человек! Они опустошили твою душу!

Мастер. Довольно! Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушия и не вернусь к этому вопросу, будь покойна…

Маргарита. Клянусь тебе твоей жизнью, клянусь угаданным тобой сыном звездочёта, всё будет хорошо.

Писатель. Но счастье Мастера и Маргариты на земле оказалось кратковременным. Воланд дарует Мастеру и Маргарите вечный покой и бессмертие.

Выходит Воланд.

Воланд (обращается к Мастеру и Маргарите). О, трижды романтический Мастер, неужели вы не хотите днём гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?.. Туда, туда. (Указывает вперёд рукой.) Там уже ждёт вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, Мастер, по этой. Прощайте!

Воланд уходит. На сцене - полумрак. Луч света высвечивает фигуры Мастера и Маргариты. Звучит спокойная, умиротворяющая мелодия.

Маргарита. Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишину. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать с улыбкой на устах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Мастер и Маргарита медленно уходят со сцены.

Писатель. Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами, стала потухать. Кто-то отпускал Мастера на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье сын короля-звездочёта жестокий прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.

На сцене зажигается свет, выходят Ведущий и Биографы.

1-й биограф. «Рукописи не горят». Эта фраза Булгакова из романа «Мастер и Маргарита» обошла мир. В том, что рукописи не горят, убеждает нас судьба самого Булгакова - писателя, пьесы которого при жизни снимали со сцены, произведения не печатали. Но наступило время, и его слово дошло до читателя.

2-й биограф. Мастер вознаграждён за свои страдания, ему дарован вечный покой. Он не в силах физически бороться со злом, но его роман - это уже подвиг, так как несёт людям веру в добро, справедливость, любовь, человечность и противостоит злу и насилию. В этом и заключается предназначение настоящего творца.

Ведущий. Представляем вам участников спектакля, посвящённого жизни и творчеству замечательного русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова.

Список используемой литературы:

  1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман. Рассказы. - М.: Изд-во Эксмо, 2008.- 672 с. (Русская классика).

  2. Макарова Б. А. Литературные сценарии: методическое пособие/ Б.А. Макарова. - М.: Дрофа, 2008. - 271 с.



© 2010-2022