• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • УТРАТА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА Семья – это первооснова общества, выполняющая множество социальный функций, именно в семье формируется личность, а именно в этот период прививаются главные духовно-нравственн

УТРАТА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА Семья – это первооснова общества, выполняющая множество социальный функций, именно в семье формируется личность, а именно в этот период прививаются главные духовно-нравственн

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дюсенбаева Г.М

и.о директора школы

Юбилейная средняя школа

с.Юбилейное, Тарановский район,

Республика РррРеспублика Казахстан

Аннотация

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Автор статьи раскрывает факторы, влияющие на утрату семейных ценностей . Подчёркивается важность проблемы семейного воспитания для государства.

Дощанова С.Е

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, фактор ,асоциальные семьи, социальное сиротство,

УТРАТА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Семья - это первооснова общества, выполняющая множество социальный функций, именно в семье формируется личность, а именно в этот период прививаются главные духовно-нравственные ценности такие как: семейные традиции, понятие чести , добра, справедливости. 2013 год на случайно объявлен годом семьи в Казахстане. Понимая важность проблем семейного воспитания глава государства Н.А Назарбаев на церемонии награждения национального конкурса «Мерейлі отбасы» отметил , что «семья -это величайшая ценность . Сквозь тысячелетия и века, от поколения к поколению является хранительницей моральных ценностей моральных устоев , национальных устоев, национальных традиций каждого общества…семья -это неиссякаемый источник любви к своему народу , его культуре и быту. Это родник патриотизма и вечной заботы о процветании Родины сквозь призму счастья родителей, детей и внуков» [1 ]

Государство в последнее время ведёт целенаправленную политику в семейном воспитании. За последние годы приняты проекты, программы реализующие формирование понятий «семья» , «семейные ценности» и т.д .

Главным основополагающим документом для общеобразовательных школ стала Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, разработанная министерством образования и науки Республики Казахстан. В преамбуле проанализированы проблемы нашего общества: потеря национальных ценностных ориентиров; ослаблена воспитательная роль социального института семьи и т д [2 ,с 3]

Проблемы семейного воспитания на сегодняшний день являются глобальными проблемами современного общества. От того как мы воспитываем своих детей зависит будущее казахстанского общества. В последнее время у нас стране большое внимание уделяется семейному воспитанию. И это неслучайно, ведь государство вмешивалось за частую в дела семейные тогда, когда в семье происходило асоциальное поведение. Проблемы нужно решать, когда они только начинают зарождаться, а не тогда, когда всё разрушено до основания.

Сегодня как никогда , нужно укреплять институт семьи , повышать её статус. В этом сложном процессе семейного воспитания особое внимание необходимо в первую очередь уделять факторам , которые влияют на прочность семейных отношений . В перестроечный период наше молодое государство было занято высокими темпами роста экономики страны , а духовно-нравственные ценности семьи были практически утрачены в обществе. Мы провели анкетирование на тему «Семейные ценности». В анкетировании участвовало 15 родителей. Таблица № 1

Вопросы

Ответы

есть генеологическое древо вашей семьи

да -ответили 13,3 %,

нет - 86,6 %

Есть ли в вашей семье …

Семейные заповеди 20%

Семейный кодекс чести - 0%

-Семейное портфолио»(сем. альбом - 80%

Какие традиции существуют в Вашей семье

-традиции, связанные с праздниками -46,6%,

-традиции «Выходного дня» -33,3 %

- традиции, связанные с 4достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т.д. -66,6%

-традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.) - 20%

Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?

-они закреплены обществом (традиционные)- 33,3%

- они переходят в нашей семье от поколения к поколению -20%

Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи -40%

Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

- правила установленные в семье - 47 %;

-воспитательные беседы с ребенком - 53%

-личный пример - 13,3%

Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

да - 60%

традиционные национальные обряды - 20%

Какие традиции и ценности существуют в Вашей семье?

празднование нового года, юбилеи, дни рождения - 73%

По результатам анкетирования видно, что самый низкий % показали вопросы: генеологическое древо, семейные традиции, традиционные семейные игры, передача традиций из поколение в поколение , личный пример . Поэтому приоритетным направлением в воспитательной системе школы стоит семейное воспитание . Судя по результатам анкетирования в школе существует проблема семейного воспитания.

Одним из главных факторов утраты семейных ценностей на сегодняшний день это социально-экономические проблемы. В годы перестройки государство утратило рычаги управления семьёй, особенно духовно-нравственные и психолого-педагогические основы. Именно в этот период государство утратила некоторые семейные ценности .

Информацию о росте разводов в Казахстане, передает Tengrinews.kz. За январь-ноябрь 2013 года количество зарегистрированных браков составило 155,3 тысячи (рост на 1,5 процента), а разводов - 47,3 тысячи (рост на 4,9 процента).[3]
Следующим фактором утраты семейных ценностей социально-педагогические проблемы. По статистическим данным на 1 октября 2013 года, в республике проживает 33,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них определены под опеку и попечительство 21,8 тыс. детей, на патронатное воспитание - 1,9 тыс. детей, в интернатные организации - 9,8 тыс детей. Из 9 879 воспитанников интернатных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, систем здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, свыше 80 % - это дети, родители которых находятся в местах заключения, признаны безвестно пропавшими, недееспособными, лишены родительских прав и т.д. [4]

Специалисты признают, что одной из причин невысокой эффективности профилактики социального сиротства является позднее выявление семейного и детского неблагополучия , отсутствие комплексной работы с семьёй на ранней стадии кризиса , включая работу с беременными матерями группы «риска».

Ещё один фактор , который играет огромную роль в утрате семейных ценностей для молодого поколения - это ассоциальное поведение. Асоциальные семьи-неблагоприятный тип семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет.[5]. В таких семьях преобладает систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. Внутрисемейные отношения строятся таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. По данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан в республике на учете в правоохранительных органах состоят свыше 12 тысяч неблагополучных семей, в которых воспитывается более 20 тысяч детей. Ежегодно в детские дома поступают от 1,5 до 2 тысяч детей. [4.1]

Выше перечисленные сухие цифры, а за ними сломленные детские души, есть над чем нам ни только задуматься , но и конкретно принимать решительные меры.

В заключении хочу подчеркнуть, что огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу, а особенно к детям. Только в счастливой семье, где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые и счастливые дети .

Литература:

1.Г Абдикаликова .Казахстанская правда от 04.03.15 « Беречь высочайшую ценность »

2 «Концепция воспитания в системе непрерывного образования.» Астана. 2009 г. .Министерство образования и науки РК3. Агентство по статистике .tengrinews

4.Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы .

5. Википедия (русский словарь ) . ru.wikipedia.org/wiki



© 2010-2022