- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа духовно-нравственного воспитания учащихся 1 - 10 классов Преображение
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся 1 - 10 классов Преображение
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богданова И.И. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 19 V ВИДА»
____________________________________________________________________
644086, г. Омск, ул. 21 Амурская, д. 17 «А» тел. (3812) 61-20-16
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ «Школа-интернат №19»
________________________Е.Н. Боброва
«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 5 лет
Возраст детей: 6-18 лет
Разработчики:
Богданова И.И., учитель истории
Позднякова Г.И., учитель-логопед
Омск - 2012
I. Пояснительная записка
Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
К сожалению, сегодня дети и в своём Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
В связи с этим, задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. И возрождение России, поддержание её статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
II. Актуальность программы духовно-нравственного воспитания учащихся
Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.
С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно ориентированные ценности. Привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
В российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Всё вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся КОУ «Школа-интернат № 19». Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
III. Нормативно-правовые документы.
-
Закон РФ «Об образовании» 1992 г. № 3266-1
-
Конституция РФ (Ст. 1, 10, 15, 17, 19,32, 43, 50, 51, 52)
-
Закон об основных гарантиях правах ребёнка 1998 г.
-
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
-
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
-
Декларация прав и свобод человека
-
Конвенция о правах ребёнка
-
Устав школы
IV. Этапы реализации Программы.
-
I этап - начальный (2012 - 2013 гг.). Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности
-
II этап - практический (2013 - 2016 гг.). Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности.
-
III этап - обобщающе-результативный (2016-2017гг.). Обработка и интерпретация данных за 4 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся.
V. Цель и задачи программы «Преображение»
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные нравственные и культурные ценности.
Цель достигается через реализацию следующих задач:
-
воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;
-
формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
-
изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;
-
физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены;
-
консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;
-
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
-
создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
-
привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий программы (приложение № 1)
Принципы реализации программы.
VI. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Содержание:
-
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-
представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
-
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
-
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
-
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
-
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
-
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
-
любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
-
уважение к защитникам Родины;
-
умение отвечать за свои поступки;
-
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Формы работы:
-
Беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах;
-
экскурсии, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания;
-
творческие конкурсы, праздники;
-
посильное участие в социальных проектах;
-
проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Содержание:
-
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-
различение хороших и плохих поступков;
-
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
-
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Формы работы:
-
изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, беседы, экскурсии, участие в творческой деятельности (театральные постановки, художественные выставки);
-
экскурсии в места богослужения, встреч с религиозными деятелями;
-
проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения;
-
беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;
-
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
-
беседы о семье, о родителях;
-
проведение открытых семейных праздников, выполнение презентации совместно с родителями (законными представителями) и творческих проектов;
-
проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
Содержание:
-
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-
элементарные представления об основных профессиях;
-
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
-
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
-
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формы работы:
-
экскурсии по городу, встречи с представителями разных профессий, с целью ознакомления с различными видами труда, различными профессиями;
-
беседы о профессиях своих родителей;
-
проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий;
-
презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде;
-
участие в разработке и реализации различных проектов;
-
занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность в учебное, и в каникулярное время;
-
встречи и беседы с выпускниками своей школы.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Содержание:
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Формы работы:
-
беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;
-
беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
-
проведение подвижных игр, спортивных соревнований;
-
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
-
просмотр учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений;
-
беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями);
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Содержание:
-
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Формы работы:
-
изучение учебных дисциплин, беседы;
-
экскурсии, прогулки по родному краю;
-
высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природоохранных проектов;
-
участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.
Содержание:
-
представления о душевной и физической красоте человека;
-
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-
интерес к занятиям художественным творчеством;
-
стремление к опрятному внешнему виду;
-
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Формы работы:
-
изучение учебных дисциплин;
-
встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к историческим памятникам и на объекты современной архитектуры, парковых ансамблей;
-
знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;
-
посещение конкурсов исполнителей народной музыки, тематических выставок;
-
проведение выставок семейного художественного творчества;
-
экскурсионно-краеведческая деятельность, включающая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением своих впечатлений, создание по мотивам экскурсий творческих работ;
-
участие в художественном оформлении кабинетов.
VII. Предполагаемым результатом данной духовно-нравственной воспитательной программы является:
По направлениям:
Направление
Ожидаемые результаты
1.Воспитание гражданственности и патриотизма
-
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
-
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
-
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
-
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-
уважительное отношение к традиционным религиям;
-
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
-
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
-
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
-
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-
элементарные представления о различных профессиях;
-
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
-
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
-
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
-
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
-
ценностное отношение к природе;
-
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
-
ценностное отношение к природе;
-
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
По уровням:
Уровень
Ожидаемые результаты
Первый
Приобретение учащимися социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй
Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий
Получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
VIII. Эффективность программы
Оценка эффективности программы обеспечивается:
-
средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы;
-
регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях, методических, педагогических советах, заседаниях МО классных руководителей.
-
проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания школы;
-
координацией исполнения программы администрацией школы совместно с руководителями структурных подразделений, родительской общественностью;
-
разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве КОУ «Школа-интернат» № 19;
-
подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации программы, объединением их усилий в рамках проблемно-творческих групп.
Мероприятия по реализации воспитательной программы.
(Приложение 1)
Направление «Воспитание гражданственности и патриотизма»
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса (1 - 10 классы).
ежегодно
Встречи, беседы, выставки и т.д.
Администрация, учитель истории, классные руководители
Экскурсии в областной краеведческий музей и музеи г. Омска (1-10 классы).
в течение
года
экскурсии
классные руководители, учитель истории
«Дни воинской славы России»
в течение года
Выпуск календарного листка
Зам.директора по ВР, учитель истории, классные руководители
Цикл классных часов по теме «Я - гражданин и патриот» (1- 10 классы):
-
«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва - столица великой страны» и т.д.;
-
Символы Омской области
-
Школьная символика
в течение
года
20-минутный классный час
классные руководители
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (1-10 классы)
в течение
года
20-минутный классный час
классные руководители
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-10 классы)
в течение
года
20минутный классный час
классные руководители
День учителя
-
«Золотое сердце учителя» (1-10 классы)
-
«Моя любимая учительница» (1-4 классы)
-
«Мой учитель лучше всех», «Самая классная классная» (5-10 классы)
ежегодно (октябрь)
Комплекс мероприятий:
праздничная программа
конкурс рисунков
конкурс творческих проектов
Администрация, учитель музыки и ИЗО, классные руководители,
Омск в наших рисунках (1-4 классы)
ежегодно
Конкурс рисунков
учитель ИЗО, классные руководители
День рождения школы:
-
Посвящение в школьники 1-х классов.
-
«День Рожденья только раз в году»
-
Акция «Подарок школе своими руками»
-
КТД «Школа - наш дом, будь хозяином в нём»
ежегодно (сентябрь-октябрь)
Комплекс мероприятий:
ритуал посвящения
концертная программа
трудовая акция
КТД
Администрация , классные руководители, музыкальный работник
День народного единства (1-10 классы)
ежегодно
(ноябрь)
Комплекс
мероприятий: игры, беседы, встречи
Администрация, , учитель истории,
классные руководители
Месячник патриотического воспитания (1-10 кл.):
-
День памяти Д.М. Карбышева
-
Пионеры-герои
-
Помяни нас, Россия!
-
Страницы истории
ежегодно
февраль
Комплекс мероприятий:
литературно-музыкальные вечера, уроки мужества, проекты, беседы, викторины, конкурсы рисунков и плакатов
Администрация, учитель истории,
классные руководители
День защитника Отечества (1-10 классы):
-
«Они сражались за Родину», «Мой папа дома» (1-5 классы).
-
«Моя Россия, моя страна!» (1-5 классы)
-
«Чтоб Защитником стать»
-
«Герои живут рядом»
-
«О чём рассказала награда?» (5-10 классы)
Ежегодно
(февраль)
комплекс
мероприятий:
выставка рисунков
конкурс чтецов
встреча с военнослужащими
беседа
творческий проект
Администрация, учитель физкультуры, истории, классные руководители
«Аты-баты, шли солдаты» (1-10 классы)
февраль
смотр строя и песни
Учитель физкультуры, классные руководители
День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-10 классы):
-
«Человек поднялся в небо» (1-10 классы)
-
«Через тернии к звёздам» (1-5 классы)
ежегодно (апрель)
Комплекс
мероприятий:
20-мин.кл.час
выставка рисунков
Администрация, учителя-предметники, классные руководители
День Победы «День Победы - праздник всей страны» (1-10 классы):
-
«Цвети мой город» (1-5 классы)
-
«Память, которой не будет конца» (5-10 классы)
-
«Мои родные защитники Родины» (5-10 классы)
-
«Страницы великой Победы»
ежегодно
(май)
Комплекс
мероприятий:
конкурс детского рисунка на асфальте
конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)
фотовыставка
книжная выставка
Администрация школы, библиотекарь, учителя-предметники, классные руководители
Направление «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
«Кодекс чести ученика», «Законы коллектива» (1-4 классы)
ежегодно
сентябрь
классный час
классные руководители
«Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики» (1-е классы)
сентябрь
экскурсия по школе
классные руководители
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности» (5-10 класс):
-
«Российская Конституция - основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.
в течение года
20-минутный классный час
классные руководители
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):
-
«Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.
в течение года
20-минутный классный час
классные руководители
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-5 классы):
-
«Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д.
в течение года
20-минутный классный час
классные руководители
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром»
в течение года
20-минутный классный час
классные руководители
Мониторинг по сформированности нравственных качеств личности учащихся.
Ежегодно
сентябрь-май
Анкетирование, беседа, тестирование
Администрация школы, классные руководители
День пожилого человека (1-10 классы)
-
«С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.
-
Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи
ежегодно
октябрь
в течение года
концертная
программа
трудовые акции
Администрация, учитель музыки, классные руководители
День матери (1-10 классы)
-
«Мама - нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом»
-
«Милой мамочки портрет» (1-5 классы)
-
«Славим руки матери» (3-10 классы)
ежегодно
ноябрь
Комплекс мероприятий:
концертная
программа
выставка рисунков
конкурс стихов и сочинений
Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители
«Рождество Христово» (1-5 классы)
ежегодно
январь
конкурс детского рисунка
Учитель ИЗО, учителя нач. школы.
Праздник «Масленица - широкая» (1-5 классы)
ежегодно
февраль-март
концертно-развлекательная программа
Администрация, учитель музыки, воспитатели.
Святая Пасха (1-10 классы):
-
конкурс «Пасхального яйца»
-
выставка рисунков
-
беседы
ежегодно
апрель
комплекс мероприятий
Администрация, учитель ИЗО, учитель истоков.
День семьи (1-10 классы)
-
«Ценности трех поколений»
-
«Я и мои родственники» (5-10 классы)
-
«Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях - дело совести каждого», «Мой дом - моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)
ежегодно
май
Цикл мероприятий:
классный час с родителями
конкурс проектов
беседы
Администрация, классные руководители
«Последний звонок» (4-е классы)
май
театральное представление
Администрация, учитель музыки, классные руководители
Изучение уровня воспитанности учащихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-10 классы)
в течение года
анкетирование, диагностика
Администрация, классные руководители
Направление «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
«Мир профессий» (1-10классы)
в течение года
Экскурсии на производственные предприятия города
Администрация, классные руководители
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы)
в течение года
беседы
Администрация, классные руководители
«Краски осени» (1-4 классы)
ежегодно
октябрь
Конкурс-выставка творческих работ
Учитель ИЗО, классные руководители
«Мастерская Деда Мороза» (1-10 классы)
ежегодно
декабрь
трудовая акция
классные руководители
Книжкина больница «Библиотеке - нашу помощь» (5-7 классы)
в течение года
трудовая акция
Библиотекарь и классные руководители
Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям (1-10 классы)
в течение года
трудовая акция
Администрация, классные руководители
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-5 классы)
ежегодно
февраль-март
трудовая акция
классные руководители
«Наши мамы - мастерицы, наши папы - мастера» (1-5 классы)
февраль - март
выставка работ
классные руководители, учителя трудового обучения
«Волшебный мир руками детей» (1-10 классы)
ежегодно
май
выставка детского творчества
классные руководители
«Мир моих увлечений», «Кто во что горазд» (1-10 классы)
в течение года
Презентация увлечений и хобби
классные руководители
«Чистый класс»
в течение года
Генеральная уборка класса
классные руководители
Месячник трудового воспитания (1-10 кл.)
«Наши руки не для скуки» (1-4 кл)
«Во славу русского оружия!» (5-7 кл)
«Русскому флоту, слава!» (8-10 кл)
«А ну-ка, парни!» (6-10 кл)
«А ну-ка, девушки!» (6-10 кл.)
ежегодно
март
Проекты, выставки декоративно-прикладного творчества, конкурсы.
учителя трудового обучения, классные руководители.
«Птичья столовая» (6-10 классы)
ежегодно
ноябрь
Изготовление кормушек для птиц
учитель труда
Направление «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни»
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-10 классы)
ежегодно
в течение года
20 минутные беседы, викторины, встречи
классные руководители, медицинский работник
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле - здоровый дух» (1-4 классы):
-
«Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.
ежегодно
в течение года
20-минутные беседы, викторины, встречи
классные руководители, медицинский работник
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы)
ежегодно
в течение года
20-минутные беседы, викторины, игры
классные руководители
Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы):
-
«Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.
ежегодно
в течение года
20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ
классные руководители, сотрудники ГАИ
Анкетирование учащихся:
-
«Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(4- 10классы)
ежегодно
в течение года
анкетирование
психолог, классные руководители
Осенний школьный мини-марафон (5-10 классы)
ежегодно в сентябре
кросс
Администрация, учитель физкультуры, классные руководители
«Мама, папа, я - спортивная семья» (1-4 классы):
-
1-е классы
-
2-е классы
-
3-е классы
-
4-е классы
Ежегодно
октября
декабрь
март
май
соревнования
Администрация, учитель физкультуры,
классные руководители
Месячник по ЗОЖ «Здоровый я - здоровая страна» (1- 10 классы):
-
«Ударим юмором по вредным привычкам» (1-10 классы)
-
Встречи с мед.работниками (1-10 классы)
-
Выпуск информационного тематического стенда
ноябрь
Комплекс мероприятий:
конкурс рисунков и плакатов
беседы
газета, стенд
учитель ИЗО
классные руководители, мед.работник
зам.директора по ВР,
«Весне - физкульт-ура!» (6-10 классы)
май
спортивная эстафета
Администрация, учитель физкультуры,
классные руководители
Направление «Экологическое воспитание»
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Цикл классных часов по экологическому воспитанию (1-10 классы):
-
«О братьях наших меньших», «Русские берёзки», «Цветы в былинах и мифах», «Мой домашний любимец», «К чему приводит парниковый эффект?», Экологические катастрофы» и т.д.
ежегодно
в течение года
Викторины, беседы, игры и т.д.
классные руководители
Акция «Каждому участку земли экологическую заботу» (1-10 классы)
ежегодно
в течение года
Трудовая акция
классные руководители
«Чудесный огород» (1-4 классы):
-
Выставка «Осенние зарисовки» (1-4 классы)
-
Игра «Что в огороде растёт?» (1-2 классы)
-
Викторина «Витамины с грядки» (3-4 классы)
ежегодно
сентябрь-октябрь
комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс чтецов, викторины
Администрация, учителя технологии, ИЗО и музыки, классные руководители
День земли (1-10 классы):
-
Акция «Чистый дом - чистый двор - чистый город» (1-10 классы)
-
Акция «Сделай город чище» (6-10 классы)
-
«Судьба города в твоих руках» (5-10 классы)
-
Акция «Цветик - семицветик»
(1-10 классы)
-
«Знай и люби родную природу» (1-4 классы)
-
Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» (1-2 классы)
-
«Береги природу - наш дом» (5-10 классы)
ежегодно
апрель-май
Комплекс
мероприятий:
субботник
листовки
экологическая фотовыставка
выращивание рассады цветов, благоустройство территории и т.д.
викторина
игра
конкурс экологических проектов
Администрация,
учителя-предметники, классные руководители,
Направление «Эстетическое воспитание»
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
«Город, в котором ты живёшь» (1-10 классы)
ежегодно
в течение года
Экскурсии по городу
классные руководители
«Прикоснуться к вечности» (1-10 классы)
ежегодно
в течение года
Экскурсии в храмы города и области
Администрация, классные руководители
«Фильм, фильм, фильм…» (1-10 классы)
ежегодно
в течение года
просмотр к/ф и мультфильмов, дискуссия, обсуждение
классные руководители, учителя-предметники
Экскурсии на художественные выставки
ежегодно
в течение года
Экскурсии в музеи города
классные руководители
Организация экскурсий по культурным центрам района и города
в течение года
экскурсии
Администрация, классные руководители
Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники)
в течение года
Администрация, классные руководители
«Чудесный огород» (1-4 классы):
-
Игра «Осенний калейдоскоп»
-
Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» (1-4 классы)
-
Конкурс фотографий «Чудесная пора - очей очарованье» (5-10 классы)
ежегодно
сентябрь-октябрь
комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий)
Администрация, учителя технологии, ИЗО и музыки, классные руководители
«Милой мамочки портрет» (1-4 классы)
ежегодно
март, ноябрь
Выставка рисунков
Учитель ИЗО,
классные руководители
«Сядем рядком - поговорим ладком» (1-4 классы)
декабрь
Фольклорный праздник
Администрация, учителя музыки, технологии, ИЗО,
классные руководители,
«Мои любимые книжки» (1-4 классы)
апрель
Выставка-презентация
Библиотекарь, классные руководители
«Детство без границ» (1-6 классы)
май
Творческий конкурс
Администрация, учителя музыки, технологии, ИЗО,
классные руководители,
Литература.
-
Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
-
Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
-
Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно -методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
-
Закон об образовании 1992г. №3266-1
-
Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
-
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
-
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
-
Персидская И.в. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
-
Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006
-
Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
-
Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
-
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
-
Шилова М.И. Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
-
Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.