- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа по нравственно-экологическому воспитанию Зелёная планета
Программа по нравственно-экологическому воспитанию Зелёная планета
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Торгашова В.П. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа нравственно-экологического воспитания школьников «Зелёная планета»
Пояснительная записка.
«Экологическое воспитание-это не часть образования,
а новый смысл и цель современного образовательного
процесса - уникального средства сохранения и развития
человечества и продолжение человеческой цивилизации…»
Г. Ягодин, Л. Третьякова
Каждый человек должен быть в достаточной степени экологически образованным. Только тогда он сможет реально оценивать результаты своей практической деятельности в обществе, прямо или косвенно влияющей на окружающую среду. Предвидение результатов этого влияния - одна из актуальных проблем современности и решаться она может только на основе глубокой экологической образованности всего человечества.
Экологическое воспитание школьников помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек - часть живой природы; его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Здесь большую роль играет экологическое воспитание.
В основу программы положены нормативно - правовые документы:
-Конвенция о правах ребёнка;
-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012г.
-Декларация прав и свобод человека и гражданина.
-Федеральный закон: « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
- Устав школы;
-Программа развития школы;
-Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
Цель программы: развитие экологической культуры поведения воспитанников в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
-
повышение уровня экологических знаний и практических умений у воспитанников;
-
освоение воспитанниками приемов исследовательской работы;
-
привитие детям навыков экологической культуры путем отработки на практике правил поведения в природе;
-
развитие умения воспитанников работать в коллективе, ощущать себя как частицу природы;
-
формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной экосистемы;
-
осознание необходимого чуткого, бережного отношения к природе.
Методы и формы работы:
к изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Условия выполнения программы:
Программа формирует у воспитанников интерес к окружающему миру, учит в нём жить, а не существовать.
На занятиях идёт работа над темой «Нравственно-экологическое воспитание школьников», потому что считаю, что экология и нравственность тесно связаны между собой. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть и слышать её. Чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение к природе - это результат определённого воспитания в детстве. Сухомлинский писал: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, поэзии, а может быть и простая человечность». И поэтому на занятиях мы с ребятами занимаемся исследовательской деятельностью с экологической направленностью, учимся знать, понимать, чувствовать, видеть и слышать природу.
Программа «Зелёная планета» должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
научно-познавательного;
ценностного;
нормативного;
практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для воспитанников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает воспитанникам многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание.
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п.
При построении программы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
познавательном;
познавательно-развлекательном;
практическом;
исследовательском.
Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами.
Практическое направление работы посадкой клумбовых растений, озеленением класса, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Количество часов, на которое рассчитана программа.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю воспитателем во время внеклассных занятий.
I четверть- 7 часов,
II четверть- 8 часов,
III четверть- 10 часов,
IV четверть- 9 часов.
Воспитанники должны знать:
-
правила бережного отношения к природе;
значение природы для человека;
-
некоторые лекарственные растения нашей области, комнатные растения, растения Красной книги, клумбовые растения;
-
народные приметы о явлениях природы.
Воспитанники должны уметь:
-
ориентироваться в мире растений и животных;
-
анализировать, рассказывать, убеждать о бережном отношении к природе;
-
контролировать свое поведение в природе;
-
ухаживать за комнатными растениями и аквариумными рыбками;
-
ухаживать за своей территорией и клумбой в разные времена года.
Календарно-тематическое планирование.
№
Изучаемый материал
Кол-во часов
Методы и формы работы
Сроки
1
Организационное занятие.
Тест «Моё отношение к природе».
1
Тест-анкета
2
Разнообразие мира природы.
1
Презентация с элементами видео
3
Значение природы для людей.
Приметы народные в дела пригодные.
1
Изготовление буклетов, книжек-раскладушек
4
Осенние явления в жизни растений и животных.
1
Экскурсия, наблюдение
5
Грибы: съедобные и несъедобные.
1
Мини-сообщения, конкурс творческих работ
6
Лекарственные растения нашей области.
1
Работа с книгой, составление проекта
7
Птицы и животные нашего края.
1
Мини-сообщения, элементы конференции
8
Операция «Большие дела маленьких рук».
1
Занятие-практикум
9
Охрана животных и птиц.
1
Встреча с экологом
10
Реки Дмитровска. Обитатели рек.
1
Работа с картой, с энциклопедией
11
Проблема чистой воды и здоровье человека.
1
Использование презентации
12
Загрязнение водоёмов.
1
Использование презентации
13
Беседа «Зачем зимой снег?»
1
Беседа-рассуждение
14
Новогодняя почта. Листовки.
1
Изготовление памяток, листовок
15
Берегите птиц зимой.
1
Акция «Берегите птиц»
16
Путешествие по экологической тропинке.
1
Карта путешествия, элементы деловой игры
17
Невидимая сеть и невидимая пирамида.
1
Использование презентации
18
Обращение к человеку от имени птиц с призывом о помощи-подкормке.
1
Творческие задания.
19
Операция «Птичья столовая» - изготовление и развешивание кормушек.
1
Практические задания
20
«Зимний дуб». Чтение и обсуждение рассказа.
1
Беседа-рассуждение
21
Чудеса природы.
1
Круглый стол, сообщения
22
Викторина «Краса Земли родной - цветы».
1
практикум
23
Конкурс рисунков-цветов «Как прекрасен наш мир».
1
Выставка творческих работ
24
Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.
1
Занятие-практикум
25
Викторина «Что мы знаем о растениях».
1
Презентация
26
Экскурсия «Пробуждение природы».
1
Наблюдение,
мини-отчёт
27
Экологическая этика. Праздник «22 апреля-День земли».
1
Мини-выступления
28
Природа в опасности. Охрана растений.
1
Рисование эмблем
29
Воздух и его охрана.
1
Слайд-шоу
30
Берегите воду!
1
Презентация, мини-сочинения
31
Правила друзей природы. Растения Красной книги.
1
Составление экологических сказок, конкурс
32
Рисование экологических эмблем.
1
Творческие задания
33
Праздник «Эта хрупкая планета».
1
Презентация, театрализация
34
Итоговое занятие. Тест «Экология и я».
1
Тест-анкета
Экологический календарь.
1 апреля- Международный день птиц.
22 марта-День воды.
15 апреля - День экологических знаний.
22 апреля- День Земли.
5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды.
Ключевые дела:
1.Участие в школьном конкурсе «Зелёный класс».
2.Уход за аквариумными рыбками.
3. Создание фитомодуля «Комнатные растения».
4.Выращивание экологических травянчиков. Наблюдения за ними.
5.Проект «Ромашкина аптека».
6.Фотовыставка «Лето-это маленькая жизнь», «Краски осени»,
«Зимние пейзажи».
7.Изготовление экологических деревьев (топиарии).
8. «Наш весёлый огород» (выращивание рассады)
9. Конкурс «Наша клумба лучше всех».
10.Проект «Экологические сказки».
11. Мастер -класс «Кофейное дерево».
Литература для педагога.
1.Л.С. Литвинов, О.Е. Жиренко «Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.5-11 классы».-М.: 5 знания, 2007.-208с.-
2.И.Г. Белавина , Н.Г. Найденская «Планета-наш дом!».
3.С.Н. Николаева «Теория и методика экологического развития детей»
Учебное пособие.
4.Л.С. Римашевская «Теории и технологии экологического развития детей». Учебно-методическое пособие.
5.С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших школьников»
М.: Мозаика-синтез, 2004.-96с.
6.Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
7.Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание младших школьников»
Пособие для учителей начальных классов.- М.: АРКТИ, 2001-128 с.
8.Л.В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!»- М.:Линка-Пресс, 20004-72 с.
9.А.А. Лопаткина «Экологическое воспитание через сказки, стихии творческие задания».
10.Н.М. Гончарова, Л.С. Дыбань, В.Д. Иманова, Г.П. Попова «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах»- Волгоград: Учитель, 2007, - 249 с.
11.Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль «Академия развития», 2007 г.- 224с.,
ил.- (серия «Вместе учимся, играем»).
12. Р.П. Карлина «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение». - Волгоград: Учитель, 2012. -311с.
Литература для воспитанников.
1. А.А. Плешаков «Окружающий мир» (учебники для общеобразоват. учреждений в 2 частях).
2.Энциклопедия «Зелёная планета» Москва, 2007 г. автор идеи Эмили Бомон,
автор текста-Эмманюэль Парусьен.
3.Энциклопедии «Я познаю мир» Москва, 2005 г.
4.Н.М. Гончарова «Внеклассные мероприятия по экологии», Волгоград: Учитель, 2007г.
5. Л.В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!»- М.: Линка-Пресс, 20004-72 с.
6.А.А. Лопаткина «Экологическое воспитание через сказки, стихии творческие задания».
7.Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль «Академия развития», 2007 г.- 224с., ил.-(серия «Вместе учимся, играем»).
8. С.А. Веретенникова, А.А. Клыков «Четыре времени года». М.: Просвещение, 2000г.
9. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Наша Родина». М.: Просвещение, 1999г.
10. М.Т. Карпенко «Сборник загадок». М.: Просвещение, 2001 г.
11. С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках»-
М.: Школьная Пресса, 2004.-32 с.