Программа по нравственно-экологическому воспитанию Зелёная планета

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по нравственно-экологическому воспитанию Зелёная планета


Программа нравственно-экологического воспитания школьников «Зелёная планета»


Пояснительная записка.


«Экологическое воспитание-это не часть образования,

а новый смысл и цель современного образовательного

процесса - уникального средства сохранения и развития

человечества и продолжение человеческой цивилизации…»

Г. Ягодин, Л. Третьякова

Каждый человек должен быть в достаточной степени экологически образованным. Только тогда он сможет реально оценивать результаты своей практической деятельности в обществе, прямо или косвенно влияющей на окружающую среду. Предвидение результатов этого влияния - одна из актуальных проблем современности и решаться она может только на основе глубокой экологической образованности всего человечества.

Экологическое воспитание школьников помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек - часть живой природы; его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Здесь большую роль играет экологическое воспитание.

В основу программы положены нормативно - правовые документы:

-Конвенция о правах ребёнка;

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012г.

-Декларация прав и свобод человека и гражданина.

-Федеральный закон: « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

- Устав школы;

-Программа развития школы;

-Правила внутреннего распорядка для обучающихся.

Цель программы: развитие экологической культуры поведения воспитанников в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

  • повышение уровня экологических знаний и практических умений у воспитанников;

  • освоение воспитанниками приемов исследовательской работы;

  • привитие детям навыков экологической культуры путем отработки на практике правил поведения в природе;

  • развитие умения воспитанников работать в коллективе, ощущать себя как частицу природы;

  • формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной экосистемы;

  • осознание необходимого чуткого, бережного отношения к природе.

Методы и формы работы:

к изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Условия выполнения программы:

Программа формирует у воспитанников интерес к окружающему миру, учит в нём жить, а не существовать.

На занятиях идёт работа над темой «Нравственно-экологическое воспитание школьников», потому что считаю, что экология и нравственность тесно связаны между собой. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть и слышать её. Чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение к природе - это результат определённого воспитания в детстве. Сухомлинский писал: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, поэзии, а может быть и простая человечность». И поэтому на занятиях мы с ребятами занимаемся исследовательской деятельностью с экологической направленностью, учимся знать, понимать, чувствовать, видеть и слышать природу.

Программа «Зелёная планета» должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для воспитанников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания раскрывает воспитанникам многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание.

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п.

При построении программы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

 познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами.

Практическое направление работы  посадкой клумбовых растений, озеленением класса, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Количество часов, на которое рассчитана программа.

Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю воспитателем во время внеклассных занятий.

I четверть- 7 часов,

II четверть- 8 часов,

III четверть- 10 часов,

IV четверть- 9 часов.

Воспитанники должны знать:


  • правила бережного отношения к природе;

значение природы для человека;

  • некоторые лекарственные растения нашей области, комнатные растения, растения Красной книги, клумбовые растения;

  • народные приметы о явлениях природы.

Воспитанники должны уметь:



  • ориентироваться в мире растений и животных;

  • анализировать, рассказывать, убеждать о бережном отношении к природе;

  • контролировать свое поведение в природе;

  • ухаживать за комнатными растениями и аквариумными рыбками;

  • ухаживать за своей территорией и клумбой в разные времена года.


Календарно-тематическое планирование.


Изучаемый материал

Кол-во часов

Методы и формы работы

Сроки

1

Организационное занятие.

Тест «Моё отношение к природе».

1

Тест-анкета

2

Разнообразие мира природы.

1

Презентация с элементами видео

3

Значение природы для людей.

Приметы народные в дела пригодные.

1

Изготовление буклетов, книжек-раскладушек

4

Осенние явления в жизни растений и животных.

1

Экскурсия, наблюдение

5

Грибы: съедобные и несъедобные.

1

Мини-сообщения, конкурс творческих работ

6

Лекарственные растения нашей области.

1

Работа с книгой, составление проекта

7

Птицы и животные нашего края.

1

Мини-сообщения, элементы конференции

8

Операция «Большие дела маленьких рук».

1

Занятие-практикум

9

Охрана животных и птиц.

1

Встреча с экологом

10

Реки Дмитровска. Обитатели рек.

1

Работа с картой, с энциклопедией

11

Проблема чистой воды и здоровье человека.

1

Использование презентации

12

Загрязнение водоёмов.

1

Использование презентации

13

Беседа «Зачем зимой снег?»

1

Беседа-рассуждение

14

Новогодняя почта. Листовки.

1

Изготовление памяток, листовок

15

Берегите птиц зимой.

1

Акция «Берегите птиц»

16

Путешествие по экологической тропинке.

1

Карта путешествия, элементы деловой игры

17

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

1

Использование презентации

18

Обращение к человеку от имени птиц с призывом о помощи-подкормке.

1

Творческие задания.

19

Операция «Птичья столовая» - изготовление и развешивание кормушек.

1

Практические задания

20

«Зимний дуб». Чтение и обсуждение рассказа.

1

Беседа-рассуждение

21

Чудеса природы.

1

Круглый стол, сообщения

22

Викторина «Краса Земли родной - цветы».

1

практикум

23

Конкурс рисунков-цветов «Как прекрасен наш мир».

1

Выставка творческих работ

24

Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

1

Занятие-практикум

25

Викторина «Что мы знаем о растениях».

1

Презентация

26

Экскурсия «Пробуждение природы».

1

Наблюдение,

мини-отчёт

27

Экологическая этика. Праздник «22 апреля-День земли».

1

Мини-выступления

28

Природа в опасности. Охрана растений.

1

Рисование эмблем

29

Воздух и его охрана.

1

Слайд-шоу

30

Берегите воду!

1

Презентация, мини-сочинения

31

Правила друзей природы. Растения Красной книги.

1

Составление экологических сказок, конкурс

32

Рисование экологических эмблем.

1

Творческие задания

33

Праздник «Эта хрупкая планета».

1

Презентация, театрализация

34

Итоговое занятие. Тест «Экология и я».

1

Тест-анкета

Экологический календарь.

1 апреля- Международный день птиц.

22 марта-День воды.

15 апреля - День экологических знаний.

22 апреля- День Земли.

5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды.


Ключевые дела:

1.Участие в школьном конкурсе «Зелёный класс».

2.Уход за аквариумными рыбками.

3. Создание фитомодуля «Комнатные растения».

4.Выращивание экологических травянчиков. Наблюдения за ними.

5.Проект «Ромашкина аптека».

6.Фотовыставка «Лето-это маленькая жизнь», «Краски осени»,

«Зимние пейзажи».

7.Изготовление экологических деревьев (топиарии).

8. «Наш весёлый огород» (выращивание рассады)

9. Конкурс «Наша клумба лучше всех».

10.Проект «Экологические сказки».

11. Мастер -класс «Кофейное дерево».
















Литература для педагога.

1.Л.С. Литвинов, О.Е. Жиренко «Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.5-11 классы».-М.: 5 знания, 2007.-208с.-

2.И.Г. Белавина , Н.Г. Найденская «Планета-наш дом!».

3.С.Н. Николаева «Теория и методика экологического развития детей»

Учебное пособие.

4.Л.С. Римашевская «Теории и технологии экологического развития детей». Учебно-методическое пособие.

5.С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших школьников»

М.: Мозаика-синтез, 2004.-96с.

6.Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».

7.Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание младших школьников»

Пособие для учителей начальных классов.- М.: АРКТИ, 2001-128 с.

8.Л.В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!»- М.:Линка-Пресс, 20004-72 с.

9.А.А. Лопаткина «Экологическое воспитание через сказки, стихии творческие задания».

10.Н.М. Гончарова, Л.С. Дыбань, В.Д. Иманова, Г.П. Попова «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах»- Волгоград: Учитель, 2007, - 249 с.

11.Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль «Академия развития», 2007 г.- 224с.,

ил.- (серия «Вместе учимся, играем»).

12. Р.П. Карлина «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение». - Волгоград: Учитель, 2012. -311с.






Литература для воспитанников.

1. А.А. Плешаков «Окружающий мир» (учебники для общеобразоват. учреждений в 2 частях).

2.Энциклопедия «Зелёная планета» Москва, 2007 г. автор идеи Эмили Бомон,

автор текста-Эмманюэль Парусьен.

3.Энциклопедии «Я познаю мир» Москва, 2005 г.

4.Н.М. Гончарова «Внеклассные мероприятия по экологии», Волгоград: Учитель, 2007г.

5. Л.В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!»- М.: Линка-Пресс, 20004-72 с.

6.А.А. Лопаткина «Экологическое воспитание через сказки, стихии творческие задания».

7.Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль «Академия развития», 2007 г.- 224с., ил.-(серия «Вместе учимся, играем»).

8. С.А. Веретенникова, А.А. Клыков «Четыре времени года». М.: Просвещение, 2000г.

9. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Наша Родина». М.: Просвещение, 1999г.

10. М.Т. Карпенко «Сборник загадок». М.: Просвещение, 2001 г.

11. С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках»-

М.: Школьная Пресса, 2004.-32 с.





© 2010-2022