Формирование социально-бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.




Формирование социально-

бытовой компетентности

учащихся с особыми

образовательными

потребностями в условиях

школы- интерната.


Через активную организацию

жизни в школе ученик придет

к умению войти в жизнь.

Л.С. Выготский

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социально- бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания .

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что наши дети:


  • не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

  • у них не хватает самостоятельности;

  • низкий уровень знаний об окружающей среде;

  • специфические потребности в общении;

  • не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально- поведенческих особенностей;

  • им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков;

  • неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

  • несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;

  • неструктурированное восприятие социального мира;

  • завышенная самооценка.

Семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример , поэтому роль школы в организации системы социально- бытовой адаптации и ориентации умственно отсталых детей крайне велика.


Повышать социально- психоло-

гическую компетентность

\способность эффективно взаимодей-

ствовать с окружающими людьми \

  • учить применять полученные знания на практике;

  • осуществлять работу по конкретизации жизненных планов;

  • пФормирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.риучать к самообслуживанию и обслуживающему труду.


Расширять бытовой и социальный

опыт детей

\ приближать учебный процесс к реаль-

ным жизненным условиям \

  • моделировать жизненные и производственные ситуации;

  • включать учащихся в процесс активной практической деятельности;

  • сФормирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.оздавать условия для эмоционального, ситуативно- делового общения со взрос.


Основные направления формирования

социальной компетентности учащихся в

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.условиях школы- интерната.

Формировать у школьников адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих

\ найти себе достойное применение в жизни и бесконфликтно существов \

  • поднимать самооценку учащихся;

  • развивать уверенность в своих силах;

  • умение правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.





В современном мире умственно отсталый ребенок должен наравне со всеми жить, работать , взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально- бытовом воспитании и обучении таких детей. Целью социально- бытовой подготовки воспитанников коррекционной школы является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Поэтому возникла необходимость говорить о компетентности умственно отсталого ребенка в социально- бытовых вопросах. Что подразумевает:


  • знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода);

  • умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений

( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);

  • экономико- бытовые умения;

  • умение организовывать свой досуг;

  • умение общения;

  • представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;

  • эмоционально- положительное отношение к окружающим,

  • развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

Ряд ученых ( В.Ф.Мачихина, К.П.Павлова, Е.И.Разуван, Т.Н.Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы , которая в комплексе с учебной работой помогает достичь результатов в социально- бытовой адаптации . Особая роль при этом отводится курсу социально- бытовой ориентировки ( СБО ) в специальной \ коррекционной \ школе УШ вида.

Коррекционные занятия по социально- бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации.

Материал для изучения подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания , ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

Исходя из опыта своей работы сделала вывод, что одним научением , подражанием и повторением социально- бытовая адаптация , у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Новые пути формирования социально- бытовой адаптации детей в условиях школы- интерната видятся мне следующим образом.

Демонстрация и активные действия с демонстрируемым объектом:

  • натуральные объекты\ посуда, обувь \

  • реальные объекты \ учреждения, орг-и \

  • муляжи, игрушки, модели;

  • изображения \ предметные, сюжетные \

  • практический показ действий.


Моделирование реальных ситуаций:

  • сюжетно- ролевые игры.


Использование

проблемных

ситуаций:

  • решение проблемных задач;

  • нахождение правильного выхода из ситуации;


Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Обучение

практической

деятельности:

  • показ практических действий;

  • отработка навыка на деле;

  • практические

Система внеклассной работы

по организации социально- бытовой ориентировки уч-ся:

  • проведение внеклассных занятий по темам предмета СБО;

  • закрепление знаний и умений в бытовой деятельности.

упражнения.


Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.



Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Основные методы

формирования

социально- бытовой

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.компетентности

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.


Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно- ролевая игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

В игре учащийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми- олигофренами. В сюжетно- ролевых играх учащиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями , учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

Сюжетно- ролевую игру применяю как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе закрепления какого- либо материала . Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. Сама организую игру, провожу по составленному плану, но стараюсь не давать конкретных указаний -как поступать, а стараюсь ставить детей в ситуацию выбора и принятия самостоятельного решения. \ см. приложение \

В процессе сюжетно- ролевой игры моделируем с учащимися реальные ситуации, стараемся воссоздать те или иные бытовые сюжеты, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни. Обучаю детей моделированию ситуаций последовательно.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Выбор сюжета из реальной жизни в соответствии с уровнем

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.знаний, опыта детей , их возможностями.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Показ положительного действия с разъяснениями его смысла.

Демонстрация педагогом ситуации с выполнением той

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.социальной роли, которой хочет научить детей.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Постепенное уменьшение роли взрослого

Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми.

Разработала систему игр и считаю проведение их целесообразно для закрепления знаний по той или иной теме.

ТЕМА

КЛ.

НАЗВ. ИГРЫ

ВЫРАБОТКА СОЦ. НАВЫКА

1.






2.


3.


4.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ







ТРАНСПОРТ


ТОРГОВЛЯ


СРЕДСТВА СВЯЗИ

5


6


7


8


9


5


5


8

ситуативные диалоги:

- при встрече

- расставании

- за столом

« Посещение театра»

« В гости к другу»

« Встреча молодых людей»

« Я принимаю гостей»

« Я еду домой»


« Я иду за продуктами»


« Телефонная справочная служба»

отработать умение культурного обращения к взрослым, сверстникам с вопросом, просьбой, закрепить слова приветствия при встрече и расставании, правила поведения за столом, пользование столовыми приборами, салфеткой, умение аккуратно принимать пищу.

отработать правила поведения в зрелищных и культурно- просветительских учреждениях, способы ведения разговора с работниками этих учреждений.

отрабатывать правила поведения в гостях, вручение и прием подарков, умение поддерживать беседу, приглашать на танец.

отрабатывать правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, умение вести беседу, соизмерять поведение влюбленных с поведением окружающих людей.

отрабатывать умение встречать гостей, вежливо вести себя во время приема , организовать досуг приглашенных, выбирать нужные темы для разговора.

отрабатывать навыки соблюдения правил поведения в общественном транспорте, правил при посадке и высадке, покупки билета, обращения с просьбой к пассажирам и контролеру.

отрабатывать умение выбирать необходимые продукты в зависимости от меню,подсчитывать стоимость покупки, культурно вести себя с работниками торговли.

вырабатывать умение культурно обращаться за справкой в справочную службу, кратко объяснять те сведения, по которым необходимо получить информацию.

Результатом проведения таких игр является то, что учащиеся:

  • стали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

  • находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;

  • уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;

  • получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;

  • стало значительно меньше неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций;

  • к концу 9 класса многие выпускники уже свободно пользуются услугами сферы быта;

  • большинство учащихся владеют основами делового общения.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками , т.к. сведения не подкрепленные действиями , не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни. Практические виды деятельности на уроках СБО являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются задачи воспитания :

  • личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;

  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.

Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык , который они будут использовать в своей самостоятельной жизни. Применение таких заданий практикую на каждом уроке. Разработала систему упражнений по каждой теме.

ТЕМА

КЛ.

ВИДЫ УПРАЖН.

ВЫРАБОТКА СОЦ. УМЕНИЙ

1.







2.



3.






4.


5.






6.



7.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА







КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ


ТРАНСПОРТ






ТОРГОВЛЯ


СРЕДСТВА СВЯЗИ





ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА



ТРУДОУСТ-

РОЙСТВО


5


6


7


8


5


7

5


6


7


8


5


6


7

8

9


8



9

- уход за кожей рук

- стирка носового платка;

- установка настольной лампы

- выполнение зарядки

- уход за глазами;

- выбор сезонной одежды

подбор мыла и шампуня


- протирание кожи лица;

- подбор лосьона


выполнение упражнений для укрепления осанки

изготовление несложных сувениров

составление маршрута от вокзала до школы

работа с расписанием пригородных поездов

работа с расписанием поездов дальнего следования

работа с расписанием автобусов

определить сроки годности продуктов

- написание адреса на конверте;

- составление текста письма

заполнение бланков на отправку бандероли

работа с телефонным справочником

заполнение квитанции на оплату телефона

- снять показания счетчика;

- расчет стоимости израсходованной энергии;

- заполнение квитанций;

- составление доверенности на получение з\п

составление деловых бумаг

отрабатывать умение правильно мыть и вытирать руки, наносить крем для рук после стирки, стирать мелкие предметы, устанавливать настольную лампу для чтения

отрабатывать умение выполнять комплекс утренней зарядки, понимать ее необходимость для здоровья, промывание глаз , пользование пипеткой, выбирать одежду по сезону.

вырабатывать умение определять тип своей кожи и волос, подбирать себе мыло и шампунь в зависимости от типа своих волос и кожи тела, отбирать из предложенных парфюмерных средств, средства для себя.

вырабатывать умение протирать кожу лица ватным тампоном по лицевым линиям, начиная с проблемных участков кожи, определять тип кожи лица и подбирать средства по уходу за кожей лица.

учить детей следить за своей осанкой сидя, стоя, выполнять специальные упражнения, вырабатывать красивую походку.

учить учащихся выбирать подарки для друзей и родственников, изготовлять подарки своими руками.

вырабатывать умение находить самый безопасный путь до школы, учитывая все опасные места по дороге, избегать коротких и опасных путей.

учить находить в расписании поезд нужного направления, учить отличать прямое и обратное направления, определять время прибытия и отправления.

учить находить в расписании поезд нужного направления, определять - скорый или пассажирский, прямое и обратное направление, время прибытия и отправления, номер маршрута.

учить ориентироваться по маршрутной карте, находить нужный автобус, его время отправления, путь следования, номер маршрута.

учить детей определять сроки годности различных продуктов. различать сроки изготовления и реализации, находить на товаре нужную информацию.

закреплять знание учащихся домашнего адреса и адреса школы- интерната, учить правильно писать адрес на конверте, письмо маме о жизни в школе, подбирать нужные слова, формулировать мысли.

учить заполнять бланки на отправку бандероли. составлять опись посылаемых предметов.

учить ориентироваться в справочнике и находить нужную информацию, рассказать о принципах составления телефонного справочника.

дать представление об абонентской плате за телефон. периодичности оплаты, отдельной оплате услуг междугородней связи, учить правильно заполнять квитанцию.

учить снимать показания счетчика, высчитывать количество израсходованной электроэнергии, определять стоимость , дать представление о доверенности, учить составлять доверенность на получение своей з\п на своих родителей.


познакомить учащихся с требованиями к составлению деловых бумаг, учить заполнять анкеты, писать заявления о приеме на работу, на предоставление отпуска, составлять автобиографию, писать расписку, накладную.

Опыт показал, что старшеклассники наших коррекционных школ не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую- либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти более оптимальный путь овладения этими навыками. За годы своей работы пришла к выводу, что прежде чем выполнять практическую работу , недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить карту или схему действия \ технологическую карту \

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Протирание кожи лица

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.


Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Вымой лицо водой с мылом


Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Приготовь ватный тампон и лосьон


Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Намочи тампон лосьоном, отожми его



КФормирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.руговыми движениями начинай протирать проблемные участки \ лоб, область носа, подбородок \.



Протри остальные участки кожи лица


При составлении деловых бумаг или заполнении различных квитанций, тоже составляем схему действия. Например: при изучении темы « Средства связи» в 6 классе учимся писать адрес на конверте. Выясняем, какие сведения нужно знать, чтобы правильно написать адрес. Затем составляем схему последовательности написания адреса:

ФФормирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.ИО ОБЛАСТЬ ГОРОД УЛИЦА № ДОМА

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.КВАРТИРЫ ИНДЕКС

Только после этого начинаем писать адрес на конверте. \ см. приложение \

Использование таких схем помогает выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально- бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.

Результатом использования практических

упражнений является то, что учащиеся:

  • стали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую

работу до конца;

  • с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;

  • появилась заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;

  • некоторые из учащихся стали подходить к работе творчески, искать свои решения задач, выходы из ситуаций, заменять одни предметы другими;

  • стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Значительное место в обучении социально- бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные предприятия, магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар , который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др.

Экскурсии носят не только познавательный характер. Стараюсь строить их таким образом, чтобы учащиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

Стараюсь проводить экскурсии по окончании каждой темы. Например, изучив тему « Средства связи» в 6 классе, научившись составлять тексты телеграмм, идем на экскурсию на почту и на месте составляем телеграмму и подсчитываем ее стоимость. Изучив тему « Транспорт» в 8 классе, научившись пользоваться расписанием движения автобусов, маршрутной картой, идем на экскурсию на автовокзал и там ищем нужные маршруты и автобусы, учимся обращаться в справочную службу.

Провожу и считаю более целесообразными следующие экскурсии:

ТЕМА

КЛ

ЭКСКУРСИЯ

ВЫРАБОТКА СОЦ. НАВЫКА

ТРАНСПОРТ




ТОРГОВЛЯ







СРЕДСТВА СВЯЗИ



УЧРЕЖДЕНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИИ







ТРУДОУСТРОЙ-

СТВО

6

7


8


5


6


7


8


8


9


6


7


8


9


9

на железнодорожный вокзал

на железнодорожный вокзал


на автовокзал


в продовольственный магазин

в промтоварный магазин


в Дом торговли


на рынок


на переговорный пункт


на почту


в дом детского творчества


на швейную фабрику


в мэрию


в Дом быта


на биржу труда


познакомить с работой ж\д вокзала, показать расположение пригородных касс, поработать с расписанием.

рассмотреть расположение различных служб вокзала в здании, определить расположение касс для поездов дальнего следования, поработать с расписанием, обратиться в справочную службу вокзала.

познакомиться с работой автовокзала, рассмотреть маршрутную карту, поработать с расписанием, обратиться в справочную службу автовокзала.

познакомить с работой продуктового магазина, его работниками, учить находить нужный товар на прилавках, различать отделы магазина, обращаться с вопросом к продавцу.

познакомить с работой данного магазина, графиком работы, ассортиментом учить находить нужный отдел и нужный товар, обращаться с просьбой к продавцу.

уточнить назначение универмагов, их удобства, учить разбираться в множестве отделов и находить нужный товар, обращаться с вопросом к продавцу, расспрашивать о качестве товара и гарантийном обслуживании

уточнить расположение рынка, учить выбирать более дешевый и качественный товар, торговаться с продавцом, находить месторасположение нужных товаров.

познакомить с работой переговорного пункта, прочитать всю информацию для пользователей телефонной междугородней связи, познакомиться с тарифами, рассчитывать стоимость разговора.

познакомить с работой почтового отделения, предоставляемыми услугами, заполнить бланк на отправление денежного перевода.

познакомить с работой детского дома творчества, кружками, учить выбирать кружки по интересам, поинтересоваться о работе понравившегося кружка.

познакомить с работой данного предприятия, рабочими специальностями, ассортиментом выпускаемой продукции, названиями цехов, отделов.

познакомить с работой данного учреждения, выяснить по каким вопросам можно обращаться, определить расположение различных служб и круг их деятельности, обратиться в комиссию по делам молодежи.

познакомить с работой данного предприятия с перечнем предоставляемых услуг \ ателье, обувная мастерская \, определить рабочие специальности, стоимость предоставляемых услуг и как ими воспользоваться.

познакомить с профилем данного учреждения, узнать какие документы нужны для постановки на учет по безработице, условия постановки на учет.

Отправляясь на каждую экскурсию, учащийся ,помимо основных задач для всего класса , получает персональное задание на карточке , которое он должен выполнить в процессе экскурсии. Например: во время проведения экскурсии на почту в 9 классе, ребята получают и выполняют такие задания:


УЗНАТЬ ТАРИФЫ НА ОДНО СЛОВО ПО ПРОСТОЙ И СРОЧНОЙ ТЕЛЕГРАММЕ


ЗАПОЛНИТЬ КВИТАНЦИЮ ПО ОПЛАТЕ УСЛУГ ТЕЛЕФОНА ЗА ОДИН МЕСЯЦ.

УЗНАТЬ МИНУТУ СТОИМОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ С ГОРОДОМ КИРОВЫМ.


ПРОЧИТАТЬ И РАССКАЗАТЬ КАКИЕ УСЛУГИ СВЯЗИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ДАННОЕ ПОЧТОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.



СОСТАВИТЬ ТЕКСТ ТЕЛЕГРАММЫ ДОМОЙ НА ТЕМУ « РОДИТЕЛЕЙ ВЫЗЫВАЮТ В ШКОЛУ

После экскурсий обязательно каждый высказывает свое мнение о работе того или иного предприятия. Выясняем вопросы, что было трудно выполнить, а что- легко. Какие недостатки заметили в работе учреждения или неправильное поведение посетителей. Отсюда делаем выводы: как нужно поступать правильно и чего делать нельзя. Каждый отчитывается по своему индивидуальному заданию. После таких экскурсий по желанию ребят прошу написать небольшое сочинение о тех впечатлениях, которые возникли у них при посещении того или иного учреждения. \ см. приложение \

Результатом проведения экскурсий является то,

что учащиеся :

  • овладевают навыками делового общения,

  • получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;

  • не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;

  • правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;

  • хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

  • правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;

  • умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,

  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;

  • вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;

  • способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем.

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы- интерната.

Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулирую в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождаю беседу наглядным материалом.

Делай зарядку по ……

Мой руки ………

Чисти зубы …….

Мой ноги……..

Пользуйся только своими …..

Мойся в бане …..

Стриги ногти ……

Следи за чистотой……

- по утрам

-перед едой

-утром и вечером

- перед сном

- предметами личной гигиены

- один раз в неделю

- после бани

- нижнего бельяБольшую трудность создает то, что по данному предмету нет учебников. Поэтому разработала систему опорных таблиц, карт, которые помогают учащимся лучше усваивать материал. Например по теме «Личная гигиена» в 5 классе , после того как побеседовали с учащимися о правилах личной гигиены, делаем вывод, какие правила личной гигиены должен знать каждый. В помощь учащимся показываю таблицу , в которой они должны продолжить предложение.

Для закрепления материала использую карточки с заданиями. Например : по теме « Культура поведения» - Формы обращения к старшим и сверстникам в 5 классе, предлагаю распределить слова в два столбика :

ПРИВЕТ. ЗДРУВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, ПОКА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, КАК ДЕЛА, ЗДРАВСТВУЙ, ИЗВИНИ, ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.

ВЗРОСЛОМУ Я СКАЖУ ………….

ДРУГУ Я СКАЖУ…………..

Обязательно по каждой теме провожу проверочную работу в виде тестирования. Например: проверочная работа по теме « Средства связи» в 6 классе:

1. Какое из видов почтовых отправлений дойдет до адресата быстрее всего? \ письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма \

2. Ты получил письмо из дома, где мама пишет о том, как они живут, что у них нового. Какое письмо ты получил? \ заказное, ценное, простое /

3. Каким средством связи ты воспользуешься, если тебе нужно послать посылку? \ почта, телеграф \

4. Составь текст телеграммы на тему - я еду домой на каникулы.

Стараюсь поддерживать связь с другими предметами. Например: по теме «Экономика домашнего хозяйства» при подсчете суммы за израсходованную электроэнергию, используем знания полученные на математике. При составлении деловых бумаг, заполнении разных квитанций, составлении текстов писем и телеграмм используем знания , полученные на русском языке.

\ см. приложение \

Обязательно использую коррекционно- развивающие упражнения, без которых очень трудно выработать какой- либо навык у наших учащихся \ см. приложение \

Результатом использования данных заданий является то, что учащиеся:


  • лучше усваивают материал, не испытывают трудностей в выборе правильного ответа;

  • значительно повысился уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний;

  • появилась заинтересованность в получении новых знаний ;

  • повысилось понимание значимости таких знаний для самостоятельной жизни;

  • расширился круг представлений об основных нуждах человека.


Только такая системная работа по формированию социально- бытовой компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями помогает достигать результатов. А именно:

  • выпускники нашей школы имеют достаточное представление об окружающей действительности и знания бытового характера;

  • большинство выпускников успешно устраивают свою семейную жизнь: ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, содержат земельный участок;

  • к концу обучения в школе, почти все учащиеся осознают свои индивидуальные и эмоционально- личностные особенности и реально оценивают свои возможности в дальнейшем трудоустройстве;

  • у ребят накапливается достаточный опыт о нормах поведения в обществе;

  • они способны реально воспринимать мир города, села, улицы и ориентироваться в нем.

Таким образом, работа по формированию социально- бытовой компетентности учащихся в условиях школы- интерната УШ вида очень важна и необходима, и должна идти непрерывно на протяжении всех лет обучения ребенка, охватывать всю его жизнь в школе. Каждый режимный момент, урок, занятие должны приносить ребенку частичку опыта в самостоятельном жизнеустройстве.


© 2010-2022