Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Школа - интернат среднего общего образования»

с.Самбург Пуровского района


Мастер - класс

«Ложная ненецкая коса - «Ӈэбт»

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

Выполнила воспитатель: Сегой А.П.

2016 г

Тема: «Ненецкая ложная коса-«Ӈэбт»»

Цель:

  • воспитать национальную гордость и любовь к своему народу;

  • развить наблюдательность, интерес к своей национальной культуре;

  • расширить знания детей о значении медных украшений;

  • рассказать о значении ненецкой ложной косы - ӈэбт, научить её изготавливать.

Задачи:

  • расширить знания детей о значении ненецкой ложной косы - ӈэбт.

  • пополнить знания детей о ложной ненецкой косе «ӈэбт» об её изготовлении и применении.

Форма проведения: Мастер - класс

Оборудование: готовые ложные косы - 3 штуки; заготовки ложных кос - 3 штуки; бисер, колокольчики, иголки, нитки, напёрстки; фото-слайды.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами поговорим о металлических украшениях, об их значении и использовании, научимся изготавливать ненецкие косы.

  1. Вводная беседа с использованием слайдов.

В познании окружающего мира ненцы опираются не только на собственный опыт и коллективный опыт семьи, стойбища, но и на знания и умения предшествующих поколений, которые передают своим детям. Авторитет родителей, деда и бабушки в ненецкой семье был и остаётся чрезвычайно высоким. Особое отношение в семье к матери - хранительнице родового огня. С древних времён она считается вторым после отца главным членом семьи. Изготовителем ненецкой косы тоже является женщина-мать. Женщины-ненки расчёсывают волосы на прямой пробор и заплетают их на две косы. До самого последнего времени сохранилось женское - накостное украшение - ӈэбт.


Слайд 1.

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

Это украшение является продолжением натуральных кос. Определённую нагрузку имеет использование медных изделий, бус и бисера.

Слайд 2,3,4.

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

Начинается оно от затылка и спускается значительно ниже талии и представляет собой две скрученных из сукна и шерсти (жгутом) ложных косы, соединённых между собой в нескольких местах нитками разноцветных бус или металлическими цепочками. Оно представляет собой три полоски сукна, одна из которых охватывает лоб и затылок, а две прикрепляются к ней, перекрещиваясь на макушке.

Слайд 5.

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

Концы кос заканчиваются снизу обычно треугольными кусочками из сукна, украшенными также бисером, металлическими бляхами, цепочками и подвесками.

Слайд 6,7,8.

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

В верхней части ложные косы вплетаются в волосы свободным куском сукна, или тесьмой. Таким образом, при ношении этого украшения натуральные косы не видны. Носятся обычно ӈэбт поверх зимней одежды - ягушки «сырэй паны» и летней суконной «ной» паны.

Слайд 9,10.

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

В прошлом общее количество подвесок достигало больших размеров и веса, что привлекало внимание путешественников и исследователей, попадавших в районы расселения ненцев. В сочетании с подвесками на шапке эти украшения производят при движении своеобразный звон.

Слайд 11,12.

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

Помимо своей функциональности на косные украшения связаны у ненцев о волосах, о взаимосвязи их с человеком. Накостные косы как и другие виды украшений несут в себе обширный комплекс функций. Считалось, что этот звон отгоняет злых духов, играет охранительную роль: панот᾿ ӈылмна ӈамгэрт ни тут - нечистая сила или злой дух не попадёт под подол. Железные украшения служат так же оберегом костной системы-няромда"ма. Существует выражение нярон ӈэӈгун - быть сокрально чистой. Определённый набор украшений должен был служить человеку оберегом с раннего детства и до глубокой старости. В него входили серьги, кольца (почти на каждом пальце), браслеты и амулеты. Сеӈга (колокольчик) в обыденной жизни является украшением, оберегом для маленьких детей. Его нашивают на рукав малицы, подвешивают на обод люльки. Как уже было отмечено, «нечистоту» ся"мэй снимают металлические предметы. К железным предметам «нечистота» не приставала. Чем больше у девушки на выданье было украшений, которые при малейшем движении звенели, тем она считалась красивее. Наиболее ценными были серебряные украшения ненэй и медные нярава.

Слайд 13,14.

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

Слайд 15.

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

Ложные косы носили девушки и женщины, а также иногда девочки, начиная с шести-семи лет. Девушка снимает ложную косу, когда выходит замуж, после брачной ночи. Старые женщины не носят накосных украшений.

В наше время полоска обхватывающая лоб плетётся из бисера и нашивается на полоску из сукна. В нашем случае это украшено сплетённым орнаментом «ромбики». В современном варианте - это сценические ободки.

Слайд 16.

Мастер – класс «Ложная ненецкая коса – «Ӈэбт»

В одном предании говориться, как во время военных столкновений ненцев с мандо-энцами и тунгос-эвенками враги крали девушек вечерами, узнавая их по звону украшений. Чтобы поймать неприятеля, мужчина заплёл себе ложную косу и одев женскую ягушку вышел на улицу. Мандо принял его за девушку, схватил мужчину, так ненец победил неприятеля.

3. Коллективная работа.

Изготовление ложных кос.

4. Подведение итогов занятия.

-что мы узнали нового о ложных косах?

-кто изготавливает ложные косы?

-с какого возраста начинают носить ложные косы?

-чем они украшаются?

-какую роль играют медные украшения?

-чем ещё украшают косы?

Используемая литература:

  1. Хомич Л.В. Ненцы Спб., 1995.

  2. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск, 2001.

  3. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы, уроки предков.



© 2010-2022