- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Для классных руководителей про родительское собрание
Для классных руководителей про родительское собрание
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Филатова Е.Е. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Родительское собрание "Наказание и поощрение". 7-й класс
"Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами".
Мария - Эбнер - Эшенбах
Выступление.
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
А теперь давайте вместе с вами, дадим определение таким понятиям как: "наказание" и "поощрение"
.
Упражнение "Наказание и поощрение"
А теперь я прошу вас назвать свои методы воспитания, используемые вами, как говорят "каждый день" (веду запись на доске, которая разделена на две половины, в одной половине записываю "наказание", в другой "поощрение", родители высказываются, веду запись, сравниваю результаты)
- Ставите в угол;
- Не разговариваете с ним;
- Ругаетесь, кричите;
- Подолгу читаете нотации;
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Лишаете любимого занятия (не разрешаете гулять, общаться с друзьями);
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
- Стыдите при друзьях и знакомых;
- Оставляете без десерта и сладостей;
Какие виды поощрения Вы используете:
- Радуетесь вместе с ним его успехам;
- Просто хвалите;
- Покупаете подарки;
- Разрешаете подольше не ложиться спать;
- Разрешаете посмотреть телевизор, поиграть в компьютер;
- Угощаете сладостями;
- Играете в совместные игры;
А теперь давайте посмотрим и посчитаем количество поощрений и наказаний. Равно? Чего больше? Чего меньше? Почему?
А теперь я хочу вас познакомить с последствиями детских наказаний
Если с ребенком подолгу не разговаривали. Лишиться общения - для него самое суровое испытание Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться.
Если родители применяли телесные наказания. Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две проблемы устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере. Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности.
Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.
Если родители ограничивали свободу ребенка. Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей - надеяться на себя ребенок так и не привык.
Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об том, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. - разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.
Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.
Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью. Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.
Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: "Сейчас же встань в угол". Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.
Если ребенка оставляли без десерта и сладкого, он привыкнет наедаться впрок и иметь все необходимой на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка - получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым.
А теперь я предлагаю вам посмотреть клип (презентацию), что для детей есть счастье и радость. Презентация 1.
Упражнение "Семейные заповеди".
Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить
свои представления о ней с представлениями других. Ведущий может спросить: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие - нет".
Обсуждение этой игры подводит к проблемам:
- запреты и отношение к ним,
- социальные нормы, как мы к ним относимся,
- влияние группы, других людей, насколько оно сильно, от чего это зависит,
- взаимоотношения с родителями и педагогами; задачи, которые ставят перед собой взрослые, строя отношения с воспитанниками,
- природа зла в человеке.
Игра может проводиться и не целиком - только 1-й и 2-й или 1-й и 3-й этапы.
Упражнение "Кулачок" Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).
По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.
Обсуждение:
-
Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
-
Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
-
Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
-
Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?
А теперь уважаемые родители я предлагаю вам посмотреть клипы о том, как справились ваши дети с данным заданием.
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей Хинг Ши "Разумное воспитание"
Разумное воспитание (Хинг Ши).
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. - Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.