Проект по патриотическому воспитанию школьников

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Утверждаю:

Директор ОШ №5



Проект «Патриотическое воспитание в школе»






















Автор проекта:

Дударь Любовь Стефановна - заместитель директора по воспитательной работе



Направленность проекта

ГРАЖДАНСКАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сроки реализации проекта

КАЖДЫЕ 3 ГОДА

Особенность проекта

1. Актуальность и социальная значимость проекта.

Обращаясь к прошлому, мы видим, что в кризисные эпохи общественные деятели и политики, чувствуя дисгармонию в обществе, упадок морали, обращали свои взоры на педагогов и подрастающее поколение, понимая, что необходимо что-то менять в общественном сознании и начинать следует с образования.

В период становления демократического общества в ДНР выросло молодое поколение, часть которого ассоциирует демократию с вседозволенностью. Люди старшего поколения сетуют на недостаток морали у современной молодежи. А ведь именно мораль - это форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека.

На пороге XXI века в условиях рыночной экономики отчетливо проявились социальные противоречия, не позволяющие гармонично развиваться обществу. И быть может сейчас, когда социальные проблемы общества настолько очевидны, стоит задать себе вопрос: «Кто наиболее уязвим в этой ситуации, кому нужна опора и поддержка, на кого в дальнейшем делает ставки государство?»

Осмелимся предположить, что значительная часть педагогов, воспитателей и других специалистов ответят так: «Это, безусловно, дети, подрастающее поколение ДНР».

В связи с выше сказанным, будет логичным отметить деятельность школа № 5 г.Харцызска, которая дает возможность всем подросткам, поступающим в профильные лицейские классы, проявить себя в различных видах деятельности, что само по себе является подготовительным этапом в жизни ребенка, способствующим самоопределению и дальнейшей социализации в обществе.

Педагоги общеобразовательной школы №5г. Харцызска реально осознают, насколько важна образовательная политика в области воспитания, ведь именно гражданское воспитание, и его составной элемент - патриотическое, способно формировать сознание человека как гражданина и тем самым подводить духовный фундамент под гражданское общество. Воспитание гражданского сознания не может осуществляться одной только школой. Формирует его или деформирует, прежде всего, практика общественного бытия, но роль школы тут трудно переоценить.

Вывод напрашивается сам: необходимо формировать у учащихся компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности. Требуется переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, республиканской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, что говорит об актуальности и глобальности проблемы.

В настоящий момент у подрастающего поколения, молодежи идет стихийная социализация при явном усилии государства сделать ее относительно направляемой. Особенно жестко стоит вопрос профессиональной социализации.

Немаловажное звено - выяснить причины социальной пассивности и зарождающейся инфантильности молодежи. Почему ярко выраженная в детстве потребность быть нужным, замеченным, полезным другим исчезает в процессе становления личности?

Активная жизненная позиция должна начинаться с осознания важности своего участия в решении актуальных вопросов на уровне школы, инициатива должна всячески поощряться. Конечно же, нам нужно не стыдиться открыто формировать патриотизм у подрастающего поколения. А здоровый патриотизм - это естественная реакция гражданина на заботу о нем государства. И государство, как и во все времена, вновь обратилось к учительству.

И первое, что было необходимо сделать на этом пути, - организовать работу по формированию правового сознания, правовой культуры у педагогов. Немаловажно отметить, что педагог школы Стаценко Татьяна Васильевна прошла специальное обучение в этой области .

Но вопросов меньше не стало. Готово ли сознание учителя воспринимать ребенка как полноценного гражданина? Какое мощное оружие направить против растлевающего влияния телевидения, как формировать демократию разума каждого ребенка, научить его ориентироваться в мире ценностей; как избежать излишнего администрирования воспитательного процесса? Готово ли само старшее поколение к гражданско-правовому воспитанию детей, всякий ли родитель сам проникнут патриотизмом, чтобы передать его ребенку? К сожалению, приходится констатировать факт, что во многом дефицит нравственного начала есть прямое отражение ущербных воззрений их родителей. Общая культура родителей, недоверие к воспитанию в школе или, наоборот, желание переложить все на школу - эти аспекты вызывают все большую тревогу у педагогов. Задумываются ли родители о сформированности патриотической воспитанности? Как часто спрашивают у педагогов об активности и самостоятельности их детей при выполнении общественных поручений? Какие высказывания о работе, о ее значении для страны слышит ребенок дома?

В.В. Чечет в своей книге «Воспитание патриотических чувств» указывал: «Богатая духовная жизнь отца и матери - самый действенный источник воспитания детей убежденными патриотами и сознательными тружениками».

Гражданственность - сложное личностное образование, при его формировании необходимо изменение всей государственной политики, только при этом условии между социумом и воспитанием можно поставить знак равенства, то есть усилия педагогов по формированию представлений о нормах поведения в социуме, о гражданственности личности будут соответствовать увиденному школьниками в обществе, в государственной политике.

Все мы проживали процесс зарождения идей, поиска проблем и путей их разрешения. Результатом нашей деятельности явилось обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся и оформление социального проекта патриотической направленности «Я - нужен ДНР!».

2. Цель проекта.

Воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.

3. Задачи.


  • Стремиться к созданию в лицее эффективной системы гражданско-патриотического воспитания

  • Прививать старшеклассникам профессиональный интерес к полицейской службе


  • Формировать у учащихся такие качества, как смелость, решительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело и уважение к Закону


  • Способствовать утверждению в сознании и чувствах лицеистов патриотических ценностей, взглядов и убеждений


  • Помочь лицеистам осознать необходимость самоопределения, благодаря которому можно разумно существовать в условиях свободы и ответственности


  • Включать в образовательный процесс апробацию различных форм классной, внеклассной и внешкольной работы, нацеленных на становление у школьников ценностных ориентиров демократической и гуманистической направленности


  • Создатьещё более комфортные условия для развития в школе ученического самоуправления с помощью интеграции работы школьных органов: совета старшеклассников, педагогического совета, , родительского комитета

4. География проекта.

Донецкая Народная Республика

Харцызская общеобразовательная школа №5

5. Целевые группы.

Проект направлен на учащихся 8-11-х классов.

6. План реализации проекта.

План представляет собой гибкую годовую циклограмму, быстро реагирующую на изменяющиеся условия и успешно адаптирующуюся в них.

7.Методы исследования: диагностическое тестирование, анкетирование учащихся с целью изучения степени сформированности гражданской культуры участников образовательного процесса; системные наблюдения за успешностью формирования гражданско-патриотических качеств, индивидуальные беседы, практико-ориентированные семинары, психологические тренинги.

Этапы эксперимента:

Этапы

Сроки

Мероприятия

Ответственные

1 этап подготовительно-разработческий

Апрель - сентябрь 2015 г.

















1.Диагностика готовности детьми и взрослыми модели формирования гражданско-патриотических качеств личности.

2. Создание творческой группы в рамках темы эксперимента

3. Создание банка данных из опыта работы

4. Определение видов работ по направлениям (модулям)

5.Подготовка материально-технической базы:

-финансовое обеспечение мероприятий;

-обеспечение методической литературой по эксперименту;

-информатизация экспериментальной деятельности


Дударь Л.С. -заместитель директора по ВР Шматова Т. Е.- учитель обществоведения Творческая группа

2 этап Практический

Май 2016 г. - декабрь 2017г.

1.Монитроинг подготовительного и содержательного этапов экспериментальной деятельности педагогической площадки.

2.Информационное обеспечение экспериментальной деятельности учительского, ученического и родительского коллективов.

3.Отслеживание промежуточных результатов.

4.Изучение опыта по теме.

5.Накопление теоретического материала через изучение коллективом теории проблемы

  • на педсоветах

  • заседаниях научно-методического совета

  • заседаниях координационного совета

  • методических оперативках

  • в индивидуальной и групповой работе с учителями

  • в работе по самообразованию

  • в семинарах-практикумах

6.Реализация технологий, разработанных систем взаимодействия школы с социумом, общественными организациями города.

7.Внедрить инновации воспитательного процесса:

  • «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» (Педагогика сотрудничества)

8.Создать на базе педагогической площадки педагогические лаборатории:

  • Психолого-педагогическую

  • Гражданско-правовой деятельности

  • Мастер-класс

10. Ввести секцию гражданско-патриотического направления.

11.Реорганизация работы школьного музея.

12.С целью практической направленности этой работы провести:

  • Тематические педсоветы

  • Семинары-практикумы

  • Открытые уроки

  • Внеклассные мероприятия

Координационный совет

3 этап

Обобщающий

Декабрь 2017г.- декабрь 2018г.

1.Сравнение результатов, анализ документов, обработка данных, составление программ и методик, контрольно-коррекционная работа, разработка целевых программ.

2.Лабораторно-практические занятия «Диагностика воспитанности».

3.Подготовка и организация школьных педагогический чтений.

4.Творческие отчеты педлабораторий и временных объединений учителей о ходе работы над единой проблемой.

Координационный совет

4 этап Внедренческий

Декабрь 2018- май 2019г.

Распространение опыта, проведение семинаров по обмену опытом работы, публикация результатов эксперимента.

Внедрение технологий.

Координационный совет

Мероприятия (дела)

Сроки проведения

Ответственные

1

Спецкурсы:

Основы государства и права

Боевые приемы борьбы

В течение учебного года


Заместитель директора по учебной работе

2

Кружки:

  • «Юный стрелок»

В течение учебного года

по расписанию

Учитель Александров Е.Г.

3

Объединения дополнительного образования:

  • «Танцевальный»

  • «Школа лидера»

« Музеезнавство»

В течение учебного года

по расписанию

Заместитель директора по воспитательной работе Л.С.Дударь,

совет старшеклассников педагоги дополнительного образования

4

Цикл классных часов

по гражданскому, правовому и патриотическому воспитанию

В течение учебного года

Кл. руководители, совет старшеклассников,

Совет ветеранов

5

Традиционные мероприятия лицея:

  • Праздник «Здравствуй, школа!»

  • День здоровья «В здоровом теле - здоровый дух!»

  • Организационное собрание «Традиции чтим, уверенно шагаем в будущее!»

  • Показ школьной формы «Я - ученик!»

  • Конкурс чтецов (к знаменательным датам)

  • День пожилых людей

  • День самоуправления

  • День учителя

  • Трудовой десант «Если не мы, то кто же!»

  • Осенний бал «Кто сказал, что осень - это скучная пора?!»

  • Месячник правовых знаний (по отдельному плану)

  • День матери

  • Урок ДНР

  • Операция «Вышел на дорогу Новый год!»

  • Мастер-класс социального проектирования «От увлечения - к мастерству»

  • Творческий проект «ЧАС ПИК для...» (кандидатов на медаль, спортсменов и др.)

  • Месячник героико-патриотической работы (по отдельному плану)

  • Вечер встречи с выпускниками

  • Месячник профориентационной работы (по отдельному плану)

  • Праздничная программа «Свет женщины»

  • Всемирный день Земли

  • Неделя детской и юношеской книги

  • Всемирный день здоровья

  • День Земли и защиты окружающей среды

  • Декада, посвященная Дню Победы

  • Праздник «Звезды школы»

  • Последний звонок «Прощание с детством»


Сентябрь







Октябрь










Ноябрь



Декабрь




Январь




Февраль

Март



Май











Педагогический коллектив школы,

совет старшеклассников,

Совет ветеранов Октябрьского микрорайона школы ,

школьный совет старшеклассников

6

Участие в городских мероприятиях:

  • Педагогическая конференция

  • День города

  • День пожилых людей

  • Митинг памяти воинов-интернационалистов

  • День защитника Отечества

  • Международный женский день

  • Парад Победы

  • День памяти и скорби

  • Линейка выпускников

День флага


Август

Сентябрь


Ноябрь

Февраль



Март

октябрь

Администрация и совет старшеклассников

7

Реализация школьного социального проекта «Подросток» по теме «Чувство ДНР»

В течение учебного года




8. Описание участников проекта.

Участниками проекта являются

Руководство и педагоги ОШ №5

Совет ветеранов микрорайона. Учащиеся 8-11-х классов

9. Необходимое оборудование и материально-техническое обеспечение.

Вполне естественно, что в целях успешной реализации проекта нужна полноценная, соответствующая требованиям современной жизни, материально-техническая база для организации мероприятий, предусмотренных самим проектом. Финансированию способствуют администрация города, управление образования, управление внутренних дел, родители учащихся. Кроме этого, необходима максимальная активность и инициативность со стороны детей и взрослых.

10. Перспективы проекта.

Данный проект имеет отличную перспективу. Реализация проекта возможна не только в пределах нашей школы, школ города и республики, но и целого государства. Если совместные усилия опытных государственных деятелей и активной, идейной и талантливой молодежи подтвердят продуктивность действий, направленных на решение проблем, то формирование гражданственности может, и должно, проводиться на государственном уровне. Тогда, возможно, молодое поколение станет активным деятелем в жизни взрослых, общества в целом и республики.

11. Ожидаемый результат.


  1. Сформированность гражданственности как интегрированного качества личности, позволяющего выпускнику школы ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Оптимальное использование отобранных методик, приемов, методов приводит к повышению гражданской культуры всех участников образовательного процесса.

  2. Создание модели гражданско-патриотического воспитания по потребностям и запросам социума.

  3. Оптимальное использование созданной модели формирования гражданско - патриотических качеств личности школьника приводит к лучшей адаптации учащихся в социуме.

  4. Развитие у учащихся любви к родному краю, школе.

  5. Формирование у школьников готовности к защите Родины.

  6. Повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств.

  7. Воспитание у школьников уважения к подвигу отцов.

  8. Активизация творческого потенциала учащихся.

  9. Активизация поисковой ученической работы в школе для пополнения музея истории школы.

  10. Привлечение общественности, в том числе и ветеранов, к участию в работе по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

12. Нормативно-правовые документы,

регламентирующие деятельность ОШ №5

по вопросам патриотического воспитания.

1. Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2015-2016 годы»

2. Городская программа «Патриотическое воспитание подростков и молодежи и города Харцызска на 2015-2018 годы».

13. Возможные препятствия в реализации проекта и пути их преодоления.

Несмотря на эффективность и актуальность проекта, вполне возможно возникновение некоторых препятствий на пути его реализации:


  1. Недооценивающее отношение к молодежи со стороны старшего поколения (эта проблема решается путем освещения реализации проекта в СМИ и через «живое» общение).


  1. Проблема мотивирования пассивной молодежи (взрослые со своими нравоучениями бессильны в этой ситуации, только сами дети могут показать пример своим товарищам, только они сами смогут мотивировать свою возрастную группу).


  1. Растлевающее влияние телевидения (эту проблему можно частично решить, обеспечив максимальную внеурочную занятость учащихся, соответствующую их интересам).


© 2010-2022