- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Урок Из опыта работы
Урок Из опыта работы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Шульгина Т.С. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Проект «Невидимый мир, или все о микробах?»
Составила и провела воспитатель 5 класса
Шульгина Татьяна Сергеевна
Одним из эффективных методов работы с детьми является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе школьного образования.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану, ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины - от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на мой взгляд, очень важная - это формирование потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект «Невидимый мир, или все о микробах»
Жизнь человека неотделима от жизни микробов, мы существуем бок о бок, используя свойства полезных и, нейтрализуя опасные микробы и вирусы.
Целью проекта является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
-
получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
-
узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
-
учить детей получать новые знания с помощью микроскопа;
-
подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;
-
познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.
Работа всех участников над проектом началась с создания проблемной ситуации - первый этап. Проблема возникает во время проведения гигиенических процедур, когда ежедневно и неоднократно детям приходиться напоминать о необходимости мыть руки. «Нам говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов, так что же такое микробы?»-спросил однажды один любознательный мальчик. Так возникла проблема. Дети и стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что они знают о микробах. Вместе с детьми была заполнена карта познания, дети отвечали на вопрос «Что я знаю о микробах». Это позволило узнать, какими знаниями владеют дети. Затем была заполнена карта познания «Что я хочу узнать». Это помогло на этапе планирования выбрать наиболее интересующую и посильную тему для дальнейших исследований. Здесь же были затронуты детьми и вопросы, касающиеся осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни: «Можно ли увидеть микробы?», «Где живут микробы?», «Как микробы передвигаются?», «Что едят микробы?», «Так ли опасны микробы для человека?», «Как микробы появляются?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?».
Второй этап - планирование работы. Дети высказывали свои идеи реализации проекта, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы, к кому обратиться за помощью. На основе карт познания, из раздела «Что я хочу узнать о микробах?» были выбраны следующие направления исследований: «Так ли опасны микробы для человека?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?» «Можно ли увидеть микробы?».
Третий этап - поиск информации. Третий этап - это исследовательский этап проекта, являющийся самым большим и включающий в себя интеграцию образовательных областей. Дети, рассматривали иллюстрации, книги, энциклопедии, читали художественную и научную литературу по теме проекта, просматривали мультипликационные фильмы.
Была организована встреча с учителем химии и биологии, в ходе которой дети узнали много интересного о микробах, рассматривали микробов, которые находятся на языке человека, познакомились с устройством микроскопа и его параметрами. Учитель пригласил учащихся встретится еще раз, чтобы показать каплю воды из весенней лужи…
Кроме этого была организована встреча с врачом-терапевтом, который в доступной форме рассказал о вирусах, которые попадая в организм человека через немытые руки и прочие грязные предметы, вызавают серьезные заболевания…
Четвертый этап - продукты детской деятельности. В ходе исследовательского этапа были созданы различные продукты деятельности: учащиеся рисовали микробов, сочиняли «Сказки о микробах», совместно с родителями создавали презентации, находили информацию на данную тему и делились ею с одноклассниками
Пятый этап - презентация. Работа над темой исследования закончилась представлением детских презентаций, проведен урок Здоровья на тему «Полезные и вредные невидимки» по окончанию которого детям , которые наиболее активно участвовали в данном проекте, выдались дипломы и благодарственные письма их родителям за помощь детям.
В конце проекта дети подвели итог, заполнив третью графу в карте познания «Что я узнал о микробах». Это стало этапом рефлексии в данном проекте.
В заключение хочется сказать, что в ходе проектной деятельности учащиеся приобретали необходимые социальные навыки - они стали внимательнее относиться к своему здоровью, начали руководствоваться установленными нормами гигиены.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.