Воспитательский час на тему: Воздух

Раздел Воспитательная работа
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бакалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат II вида



Аттестационное внеклассное занятие в 6 в классе

«Какими свойствами обладает воздух?»



Выполнила: Дойникова А.Г.



Бакалы-2014г.

Цель:

Познакомиться с богатством природы - воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.

Задачи:

1.Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха; установить простейшие связи, сделать выводы.

2.Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.

3.Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.

Оборудование: полиэтиленовый пакет, банка, пустая бутылка, веер, стакан, вода, лист бумаги, апельсин, надувной шарик, шприц, мяч, открытка, соломинка, 2 растения.

Гипотезы, которые проверялись:

1.Воздух находится везде.

2. Воздух прозрачный.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух не имеет веса.

5. Сжимаемость и упругость воздуха.

6. Воздух расширяется и сжимается.

7. Воздух давит одинаково во всех направлениях.

8. Воздух нужен растениям и животным.

Ход мероприятия:

1.В-ль: -Здравствуйте.

-Ты меня хорошо слышишь, Ксюша?(Я слышу хорошо).

-Ты меня хорошо слышишь, Вероника? (Я слышу хорошо).

-Ты меня хорошо слышишь, Света? (Я слышу хорошо).

-Ты меня хорошо слышишь, Гузель Мухаметшина? (Я слышу хорошо).

-Ты меня хорошо слышишь, Даша? (Я слышу хорошо).

-Ты меня хорошо слышишь, Гузель Саттарова? (Я слышу хорошо).

-Какое сейчас время года, Ксюша? (Сейчас осень).

- Какие осенние месяцы вы знаете, Даша?(Сентябрь, октябрь, ноябрь).

-А какой сейчас месяц, Вероника? (Сейчас октябрь).

- Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки

В-Ф

Ва-ва-ва - на суку сидит сова.
Во-во-во - по реке плывет бревно.
Фа-фа-фа - нет шарфа.
Фы-фы-фы - играли арфы

- А сейчас давайте прочтем и изобразим следующее стихотворение, посмотрите на доску

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же,
Без него мы жить не можем.

-Что это такое? О чем идет речь?

Дети:

- Это воздух.

В-ль:

- Правильно. Именно о воздухе мы сегодня поговорим на нашем воспитательском часе. Итак, давайте вместе прочтем тему нашего занятия, «Какими свойствами обладает воздух?»

Вместе:

- «Какими свойствами обладает воздух?»

В-ль:

- Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на свете еще один океан - самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.

Сегодня у нас не простой воспитательский час, а целая исследовательская работа, в которой мы будем проверять научные гипотезы и проводить опыты. И у нас есть первый выступающий по данной теме это Патракеева Даша.

Сообщение Патракеевой Даши.

- Воздух, окружающий планету Земля - это её голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца. Солнце излучает не только свет и тепло, но и вредные для нашего здоровья излучения. Воздух задерживает их.

Кроме излучения воздух защищает землю и от разного размера метеоритов. Очень важную работу выполняет воздух - следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый - на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

В-ль:

- Продолжит выступление Баязитова Света.

Света:

- Все живые организмы дышат воздухом. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Почти мгновенно без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы.

Дыхание является одним из признаков живой природы. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.

В-ль:

-Спасибо Даше и Свете за такие хорошие сообщения. Мы должны ценить чистый воздух и беречь его от загрязнений. Загрязнение воздушной среды причиняет вред не только здоровью людей, но и воде, почве, растениям, животным, делающим наш мир более светлым и радостным.

Понимание того, что воздух должен быть чистым это одна из главных задач нынешнего поколения.

- Дети посмотрите вокруг себя. Вы видите воздух?

Выслушиваются версии детей

В-ль:

-Итак, наш первый опыт - «Обнаружение воздуха».

Опыт № 1. Обнаружение воздуха.

Цель: увидеть, что воздух занимает место.

Технологический процесс: какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Надо продемонстрировать его наличие.

1. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.

2. Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это? Это воздух.

3. Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.

4. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана и ватка остается сухой. Это показывает, что воздух занимает место.

Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. Гипотеза № 1 подтвердилась.

(На доску прикрепляется карточка с гипотезой 1 «Воздух находится везде»).

В-ль:

- Итак, воздух мы обнаружили, но не увидели. Как вы думаете, какое свойство воздуха мы определим в опыте №2?

Дети:

- Прозрачность воздуха.

В-ль:

- Переходим к опыту №2

Опыт № 2. Прозрачность.

Цель: показать, что воздух прозрачен.

Технологический процесс: сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен - через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. Гипотеза № 2 подтвердилась.

(На доску прикрепляется карточка с гипотезой 2 «Воздух прозрачный»).

В-ль:

- Дети, а теперь понюхайте воздух, у него есть запах?

Выслушиваются версии детей.

Опыт № 3. Отсутствие запаха.

Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.

Технологический процесс: возьмём апельсин. Почистим его и сразу почувствуем соответствующий запах, распространяющийся в помещении. До этого ничем не пахло.

В-ль:

- Итак, дети, у воздуха, есть запах?

Дети:

-Нет.

Вывод: чистый воздух ничем не пахнет. Гипотеза № 3 подтвердилась.

(На доску прикрепляется карточка с гипотезой 3 «Воздух не имеет запаха»).

В-ль:

- Каждый предмет имеет вес, а имеет ли вес воздух?

Выслушиваются версии детей.

Опыт № 4. Воздух не имеет веса.

Цель: проверить, имеет ли воздух вес.

Технологический процесс: Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Надуем их и завяжем концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах стержня. Привяжем нитку к центру стержня и повесим так, чтобы стержень был параллельно земле. Проколем один шарик иголкой. Ровно висящий стержень перевешивается в сторону надутого шарика.

В-ль:

- Итак, дети, у воздуха, есть вес?

Дети:

-Да.

Вывод: надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет массу. Гипотеза № 4 не подтвердилась.

(На доску прикрепляется карточка с гипотезой 4 «Воздух не имеет веса» и перечеркивается фломастером).

В-ль:

- Возьмите мяч и ударьте им об пол. Мяч наполнен воздухом, как вы думаете, почему мяч отскакивает от пола?

Выслушиваются ответы детей.

Опыт № 5. Сжимаемость и упругость.

Цель: проверить воздух на сжимаемость и выяснить имеет ли он упругость.

Технологический процесс: 1. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

2. Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.

Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг. Гипотеза № 5 подтвердилась.

(На доску прикрепляется карточка с гипотезой 5 «Сжимаемость и упругость воздуха»).

В-ль:

- В следующем опыте мы проверим, как воздух расширяется и сжимается.

Опыт № 6. Воздух расширяется и сжимается.

Цель: доказать опытным путем, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Технологический процесс: Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.

Вывод: Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, в результате чего воздух помещается в бутылке. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик соответственно увеличивается и уменьшается в размере. Гипотеза № 6 подтвердилась.

(На доску прикрепляется карточка с гипотезой 6 «Воздух расширяется и сжимается»).

В-ль:

- А сейчас давайте проведем опыт в каком направлении давит воздух.

Опыт № 7. Воздух давит одинаково во всех направлениях.

Цель: проверить, что давление воздуха равномерно.

Технологический процесс: Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает.

Вывод: Воздух оказывает давление на стенки стакана. Он также давит с внешней стороны и на открытку. Поэтому она не падает. Гипотеза № 9 подтвердилась.

(На доску прикрепляется карточка с гипотезой 7 «Воздух давит одинаково во всех направлениях»).

В-ль:

Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание?

Дети:

- Открыть нос.

В-ль:

- Как мы назовем наш следующий опыт?

Выслушиваются версии детей.

Опыт № 8. Воздух необходим людям, животным и растениям.

Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.

Технологический процесс:

1.Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? В пузырьках - воздух, значит, внутри нас находится воздух.

2. Взять два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накроем банкой. После длительного времени растение под банкой завяло. Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям также как и нам для жизни нужен воздух. Гипотеза № 8 подтвердилась.

(На доску прикрепляется карточка с гипотезой 8 «Воздух нужен растениям и животным»).

В-ль:

- Итак, ребята, мы провели с вами большую работу и много нового узнали о свойствах, казалось бы, обычного воздуха. Давайте подведем итог нашей работы и вспомним все то, о чем мы говорили.

- Воздух находится в определенном месте, Даша?

Даша:

- Нет, везде.

В-ль:

- У воздуха есть цвет, Света?

Света:

- Нет, он прозрачный.

В-ль:

- Воздух пахнет, Гузель М.?

Гузель М.:

- Нет, он без запаха.

В-ль:

-Воздух имеет вес, Ксюша?

Ксюша:

- Да, он имеет вес.

В-ль:

- Воздух давит одинаково во всех направлениях, Вероника?

Вероника:

- Да, одинаково во всех направлениях.

В-ль:

- Воздух нужен растениям и животным, Гузель С.?

Гузель С:

- Да, воздух нужен всем.

В-ль:

- Молодцы, сегодня вы много узнали о свойствах воздуха, но также вы не должны забывать нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи - несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Если же человека лишить возможности дышать, он умирает.

Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух.

Для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а вполне определённая, пригодная для дыхания. Необходимо принимать меры по защите воздуха от загрязнения. Я бы предложила следующее:

- создать специальные станции, которые постоянно следили бы за чистотой воздуха;

- организовать частый полив улиц города водой;

- в охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, поэтому необходимо озеленить как можно больше улиц;

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы.

Список используемой литературы:

1. "Увлекательные опыты с воздухом" ООО "Издательство Астрель"

2. Интернет-ресурсы

3. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 2 класс. М., «Просвещение», 2000г.

4. Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.

5. "Юному эрудиту обо всем" Издательство Махаон 2008 год.



© 2010-2022