Статья Система воспитательной работы в начальной школе»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«ДОРОГОЮ ДОБРА»

Классный руководитель: Ю.А.Терёхина



Статья Система воспитательной работы в начальной школе»




Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час.

Уильям Блейк.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко





1. НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА

Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом Российской Федерации от 04.02.2010 пр.№271

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования»

Конвенция «О правах ребенка»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников

Программа развития школы «Школа гражданского становления и социализации личности»

План учебно-воспитательной работы, утвержденный педагогическим советом (протокол №1 от 30.08.2014)

Система воспитательной работы «Дорогою Добра» является составной частью программы развития «Школа гражданского становления и социализации личности» (приложение 1)

Система воспитательной работы «Дорогою Добра» рассчитана на активное взаимодействие с социальными партнерами (приложение 2)

2. Пояснительная записка

В настоящее время возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям - добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается его отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), к людям (человечность, уважение, вежливость), к коллективу (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), к семье (любовь, уважение, чуткость), к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка).

«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н.э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее - возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.

Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:

• умение выслушивать его до конца;

• не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

• открытость и доступность учащихся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:

  • образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

  • формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;

  • ознакомить с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре; развитие толерантности в общении учащихся;

  • формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины»; вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;

  • воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда;

  • формировать представления о здоровом образе жизни; приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом.

Воспитательные задачи по классам:

1 класс

-формировать понимание значимости здорового образа жизни; мотивировать на посещение спортивных кружков и секций;

-формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду;

- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего;

- формировать любознательность, интерес к знаниям;

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности;

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

2 класс

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни;

- приобщать к общественно - полезной деятельности;

- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; знакомить с общественно - политической жизнью страны;

- расширять кругозор; воспитывать культуру умственного труда;

- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства;

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся; приобщать к традициям школьного коллектива.

3 класс

- формировать способности управлять своим здоровьем;

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность;

- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого;

- приобщать к разнообразной творческой деятельности; формировать потребность в самообразовании;

- формировать желание проявлять творческую инициативу;

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

4 класс

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье;

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении;

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования;

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии;

учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления;

- формировать желание активно преобразовывать действительность.

4.РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ:

Предполагаемым результатом данной воспитательной системы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

5. СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ.

Система воспитательной работы «Дорогою добра» организовывает работу в классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника.

1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность - учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.

2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности - забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. «Ученик-патриот и гражданин»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

  1. представления о символах государства - флаге, гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  2. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  3. уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

  4. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

  5. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

  6. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;

  7. любовь к школе, своему городу, народу, России;

  8. уважение к защитникам Родины;

  9. первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

  10. отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Перечень мероприятий указан в приложении 3

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

  1. «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности:

нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших.

Задачи:

  1. различение хороших и плохих поступков;

  2. знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

  3. почтительное отношение к родителям;

  4. уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  5. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  6. бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  7. знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.

Перечень мероприятий указан в приложении 3

Предполагаемый результат:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

  1. «Ученик и его нравственность»

Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности:

трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

Задачи:

  1. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  2. элементарные представления об основных профессиях;

  3. ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  4. первоначальные навыки коллективной работы ;

  5. умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  6. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  7. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Перечень мероприятий указан в приложении 3

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

  1. «Ученик и его здоровье»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности:

здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  2. понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  3. знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  4. интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  5. первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

Перечень мероприятий указан в приложении 3

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

  1. «Ученик и природа»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности:

жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Задачи:

  1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

2.ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

3.воспитание экологической культуры и экологического сознания

школьников;

4.бережное отношение к растениям и животным.

Перечень мероприятий указан в приложении 3

Предполагаемый результат:

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

  1. «Общение и досуг ученика»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности:

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи:

  1. умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  2. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

  3. интерес к занятиям художественным творчеством;

  4. стремление к опрятному внешнему виду;

  5. отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Перечень мероприятий указан в приложении 3

Предполагаемый результат:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи

Формы проведения мероприятий

  • классный час

  • интерактивные игры

  • психологические игры

  • викторины

  • праздники

  • конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений

  • фотовыставки

  • экскурсии

  • спортивные праздники

  • конкурсы для всей семьи

  • КВН

  • театрализованное представление

  • исследовательская деятельность

  • диагностические исследования

  • проекты

Диагностика уровня воспитанности, влияния мероприятия на ребенка проводятся постоянно с использованием анкетирования, экрана настроения, методики цветовой гаммы, непосредственных бесед с учащимися (приложение 4)

7. Работа с родителями - участниками образовательного процесса.

Залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками образовательного процесса - это важная и ответственная задача педагога.

Данную задачу я решаю, применяя в своей практике технологию педагогической поддержки родителей младших школьников, которая включает в себя следующие направления деятельности классного руководителя:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обусловлен:

  • целями и задачами воспитательной работы;

  • личностными и профессиональными особенностями классного руководителя;

  • традициями школы и класса;

  • своеобразием состава учащихся и их родителей;

  • тенденциями развития воспитательных отношений в классном коллективе;

  • принципами взаимодействия учителя и родителя.

Направления деятельности классного руководителя

Формы и методы работы с родителями младших школьников

Изучение семей учащихся

Позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка:

  • посещение семей;

  • анкетирование;

  • сочинения «Моя семья», «Вечер в нашей семье» и т.п.;

  • педагогические мастерские;

  • деловые игры с родителями;

  • конкурсы семейных творческих работ;

  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.

Педагогическое просвещение родителей

Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей:

  • родительские собрания;

  • тематические консультации;

  • педагогические практикумы и тренинги по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе;

  • обмен опытом воспитания детей в семье;

  • вечер вопросов и ответов.

Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива

Осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия как:

  • совместное планирование воспитательной работы в классе;

  • коллективные творческие дела;

  • праздники, вечера, концерты;

  • посещение театров, выставок, библиотек

и. т.п;

  • прогулки, походы, поездки, экскурсии;

  • выставки творческих работ;

  • Дни здоровья;

Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса

От деятельности родительского комитета зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношение родителей друг с другом, общение взрослых и детей

  • выборы родительского комитета;

  • помощь в планировании и организации его деятельности;

  • работа с социально неблагополучными семьями;

  • Организация классной группы в интернете для оперативного оповещения, обсуждения с родителями.

Индивидуальная работа с родителями

Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка

  • посещение семей;

  • индивидуальные беседы с родителями;

  • совместное определение перспектив и средств для развития ученика;

  • педагогические консультации;

  • индивидуальные поручения;

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся

  • тематические и итоговые родительские собрания;

  • индивидуальные консультации;

  • проверка дневников учащихся;

  • ведение детских портфолио;

  • направление родителям благодарственных и поздравительных открыток;

  • проведение итогов, смотров достижений учащихся за полугодие, год(«Праздники успеха»).

В своей педагогической деятельности я использую коллективные,

групповые и индивидуальные формы взаимодействия с родителями

  • Индивидуальная форма работы с семьей.

В программу включается посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития учащихся, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка.

  • Групповая форма работы с семьей.

Используя групповые формы взаимодействия, мы опираемся на дифференциацию определенных групп родителей по следующим признакам:

• актив родителей класса;

  • родители-организаторы работы объединений по интересам;

  • родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в классе;

• родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;

  • родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);

  • родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);

• родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении.

Родительский актив - это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей.

Наиболее эффективными из групповых форм работы являются родительские собрания. Каждое родительское собрание тщательно готовится; создается своего рода «сценарий» для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

В организации работы с родителями учащихся надо использовать все возможности школы и привлекать к сотрудничеству специалистов города.

В организации работы с детьми родители показывают пример организованного общения:

  • входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;

  • образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;

  • оказывают разнообразную помощь детям - членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)

  • выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);

  • инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся и т.п.


© 2010-2022