Методическая разработка на тему: Современные подходы к воспитанию

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ ДПО Волгоградская государственная академия последипломного образования»



Методическая разработка на тему:

«Современные подходы к воспитанию»

Подготовил: преподаватель информатики

ГБПОУ ПУ №33

Ю.Н.Лихобабина








Волгоград,2016

В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Оно упот­ребляется как исследователями, так и практиками. Если рань­ше в педагогической науке и практике велась речь факти­чески о трех подходах - половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно-методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, синергетический, личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, ком­муникативный, ситуационный и ряд других подходов.
Однако приходится констатировать, что частое употребле­ние понятия «подход» еще не является гарантией верного по­нимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятель­ности, такими, как цель, принцип, форма, метод, прием.
Подход - это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педа­гогической деятельности. Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению ус­пеха в его работе. Например, некоторые педагогические кол­лективы используют в своей деятельности дифференциро­ванный подход, потому что считают создание учебных групп с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возмож­ностями школьников важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Другие отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха ви­дят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, ког­да в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно-ориентированный подход.

Воспитательная система- это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.

Исследователи предлагают следующие определения:

- Воспитательная система- это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (3)

Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее.

Современные подходы к воспитанию.


В современной теории воспитания к определению «воспитания» существует два подхода:

1- объектный

2- субъектный

Объектный подход к воспитанию:

Объектный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие.

Такое понимание воспитания подразумевает: субъект - объектное отношение учителя и ученика, при котором цели и средства воспитания остаются формирующими, внешними по отношению к личности воспитуемого и слабо затрагивают его внутреннюю духовную сущность. (учитель выступает не субъектом общения, а субъектом воздействия, ученик, соответственно - объектом воздействия). При этом нет взаимодействия, а есть однонаправленное воздействие. Формируя ученика, как объект - учитель формирует комплекс специальных правил и требований, добиваясь их беспрекословного выполнения, ориентируясь на ученика, как на объект, учитель не просчитывает последствия в своих действиях. Педагог реализует формальное общение, используя метод сверхконтроля, эмоционального и административного давления, вызывание в ученике чувства страха, подавленности и пассивного послушания. Такое воспитание приводит к следующим негативным последствиям: ребята становятся либо излишне тревожными, зажатыми и неуверенными, они не знают хорошо или плохо иметь собственные мысли, цели и интересы, отличающиеся от тех, которые разрешены в школе, то есть они теряют реальность своего психологического «Я». Либо полностью выходят из подчинения, бунтуют, проявляют агрессию и полное неприятие школы, детерминантой поведения выступает только свое «я» и полностью отрицается социальное окружение. Но в любом случае нарушается гармоничное развитие личности, тормозится становление свободного, творческого мышления детей. Они формируются как исполнители, готовые в основном к репродуктивной деятельности. Такой подход называют «авторитарным». Данный подход базируется на явном признании за воспитателем (учителем), как более зрелым, опытным, знающим, подготовленным человеком, который сознательно ставит и решает важнейшую проблему образования других людей, принимая на себя ответственность за их решение, право определять цели их воспитания и обучения, а также пути, средства и способы достижения этих целей. Авторитарный педагог - мастер добиваться искреннего, сознательного, заинтересованного выполнения учащимся его безусловных и неукоснительных требований. Авторитарный педагог никогда не маскирует своих позиций, он прямо и открыто объясняет учащимся цель предстоящей деятельности, раскрывает его перспективу и значимость , сообщает о тех формах и способах, которые будут использоваться, а также обозначает предполагаемый результат, то есть какие качества и свойства личности должны быть сформированы. Такой подход связан чаще всего с насильственным характером воспитательных средств и методов, который противен ребенку, поскольку ему свойственна страсть к свободе. Жестко направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни. Такое противоречие часто порождает конфликты между воспитателем и воспитанниками. Истоки этого конфликта - в самой природе детства и юности., в основной «трагедии воспитания» , концепцию которой сформулировал Узнадзе Д. Н. … Хотя ребенок устремлен в будущее, у него есть актуальные сиюминутные потребности. Сила их такова, что может блокировать разумное воздействие взрослого, а если будут приняты запреты, то неминуемо возникают неудовольствие и конфликт. Ребенок - пленник своих актуальных потребностей. Забота взрослого заключается в том, чтобы безболезненно погасить всплеск этих потребностей. Трагедия воспитания в том, что ребенок, одержимый сегодняшней жизнью, не может понять доброго отношения к себе воспитателя. Он воспринимает их как посягательство на свою свободу, на свои сегодняшние удовольствия и радости. У детей есть своя жизнь и она им дороже всего, они не поступятся ею без сопротивления. В тоже время у воспитателя есть свои задачи, ценности, идеалы, которыми он не имеет права поступиться и как профессионал, и как самоопределившаяся личность. Если такая позиция принимается учителем, то она вынуждает его не пробуждать истины в душе ученика, а сообщать ему информацию, содержание которой ему предписано. Она, как правило, не имеет реального отношения к вопросам и проблемам, которые волнуют ученика. Учитель не обязан и не в состоянии прислушиваться к каждому ученику, их много на уроке, но они должны его слушать и слушаться. Эта система требует авторитарности и рассчитана на нее. При отсутствии подчинения учитель вынужден силовыми методами держать класс в руках. Одной из форм наказания служит отметка, которая превращается в самоцель учения, вытесняя познавательную мотивацию. Избыток отрицательных эмоций, повышенная тревожность, массовость школьных неврозов, все это порождение традиционной системы обучения и воспитания. Личность, которая формируется этой системой обучения и воспитания, зачастую прямо противоположна идеалам и требованиям, предъявляемых учителем (трудолюбие, честность, ответственность, принципиальность и т. п). Эта система не решает индивидуального подхода к ученику, и в тоже время она индивидуалистична: каждый ученик отвечает сам за себя, получает свои отметки, учащиеся сидят рядом, но не учатся вместе, не добывают знания, не решают проблемы совместными усилиями. Далее познакомимся с особенностями мунипулиативного подхода. Рассмотрим ученика в качестве объекта деятельности педагога в целом. Существенным отличием этой модели является то, что ученик не осмысливает и не ощущает на себе внешнего принуждения, у него складывается иллюзия самостоятельности в постановке и решении образовательных задач. За ребенком утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», то есть право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается, как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки ребенка в рамках его проблем. Педагог не позволяет себе прямо организовывать деятельность и общение детей, контролировать и оценивать их поступки, управлять их поведением. В своей деятельности педагог реализует понимание ребенка, принятие его одобрения, доверия, свой открытый личностный интерес к нему. Педагог-манипулятор должен быть способен совершить тонкий акт перепрограммирования и добиться восприятия ребенком цели манипулятора, как своей. Таким образом, манипуляция предполагает использование таких механизмов межличностного общения, которые скрыто влияют на формирование у воспитуемого мотивов поведения, соответствующих целям педагога. Манипуляция, учитывающая особенности воспитуемого, как субъекта взаимодействия (его потребности, способности, характер, интересы. жизненный опыт), сказывается не прямым, а косвенным (скрытым) воздействием на него манипулятора (воспитателя), называется манипулиативной педагогикой. Она по сравнению с педагогикой авторитета создает значительно более благоприятные условия для реализации активности ребенка, его самостоятельности, индивидуализации и повышения эффективности его воспитания. Однако, такая педагогика, будучи «хорошо направленной свободы» в скрытой форме сохраняет за воспитателем функцию руководителя и организатора педагогического процесса, который исходя из государственных и общественных постановлений, из своих представлений о том, каким должен стать ребенок, определяет более или менее детализированные цели воспитания, пути, средства их достижения. Мунипулиативный подход не обеспечивает превращение воспитанника в полноправного партнера воспитателя, а их взаимоотношения в подлинно субъектно - субъектные.

Субъектный подход к воспитанию:

Субъектный подход ориентирует взгляд на ребенка как на субъект воспитания. «Воспитание- это непрерывное становление к целостности» (Г. С. Батищев). « Воспитание- это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я. А. Коменский). Воспитание- это «путь овладения на Земле этикой существования» (Н. К. Рерих). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признания его права на самоопределение, признание приоритетности объект - субъектных отношений в области образования и воспитания.

Большое влияние на теорию воспитания оказали идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), педагогические взгляды и учения педагогов прошлого (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Я. Корчак и др.) призывавшие строить педагогическую деятельность с учетом индивидуальных- психологических, возрастных особенной личности ребенка, помогать развитию и совершенствование его природных задатков.

Современный гуманистический подход

Современный гуманистический подход пронизывает идеи педагогики: сотрудничества, демократизма, равноправие учителя и ученика. С позиции гуманистической педагогики - воспитание определяется, как деятельность по развитию духовного мира личности, направленное на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации (стимуляции). Приведенное определение «воспитание» свидетельствует об отходе педагогики и воспитательной практики от традиционного определения воспитания, как формирование личности с заданными свойствами, и знаменует их поворот к обоснованию такого воспитательного процесса, который способен обеспечить личностно-смысловое развитие учащихся, поддержать в каждом из них индивидуальную самобытность, и, опираясь на их способности, на их самовоспитание, помочь каждому ребенку в решении его жизненно важных проблем. Такой подход называется личностно-ориентированным. Основная мысль этого подхода - признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, который строится на основе субъект-субъектных отношений учителя и ученика. Исходя из этого определяются содержание учебного процесса и главное - стиль взаимоотношения учителя и ученика. Ученик признается равноправным с учителем партнерам учебной деятельности. Здесь учитель не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает оптимальные условия для саморазвития ученика.. Особо подчеркивается в этом подходе, что личностно-ориентированное воспитание - самоорганизуемый педагогический процесс, т. е. такой тип воспитания, в котором собственные усилия личности имеют первостепенное значение, то есть воспитание - процесс, запускающий механизмы личностного развития воспитанников. Такое понимание воспитания становится возможным, если воспитатель владеет приемами тонкого, деликатного, личностного взаимодействия, использует методы психологической и педагогической поддержки ребенка, развивает в себе способность ценностно-смысловой интерпретации его поступков, поведения, целостной жизнедеятельности. Специалисты подчеркивают, что сегодня педагог должен осознавать, что его профессиональная деятельность может быть успешной только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «прогибание» под нормой. Поэтому основными методами личностно-ориентированного воспитания являются: изучение, понимание, диалог, сотрудничество, педагогическая поддержка. Изучениеребенка предполагает установление с ним контакта, наблюдение физического и духовного состояния и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Общение строится на взаимном доверии, а в идеале на взаимной любви. Педагог должен стремиться изучать ребенка в его внутренней целостности: его возрастные особенности, его окружающую социальную среду. Он фиксирует динамику развития каждого ребенка, наблюдает за детским творчеством, их проявлением в разнообразной деятельности. Понимание предполагает деликатное, ненавязчивое проникновение в его (ученика) внутренний мир, определение проблем с которыми он сталкивается в своей жизни. Диалог - является базовым методом воспитания. Он трактуется, как встреча «Я и Ты» и основан на взаимопонимании ученика и учителя. Педагог в данном процессе занимает позицию собеседника и участника. Мнение учителя личностно значимо, его оценки могут обсуждаться, оспариваться, так, что в итоге побеждает истина, и задача учителя не в том, чтобы победило его мнение, а в том, чтобы в самом человеке рождалась истина. Помощь педагога ребенку направлена на определение целей его развития, оказание содействия в достижении этих целей. Педагог оказывает поддержку ученику в познании самого себя, помогает уловить свою уникальность и неповторимость. Педагогическое сотрудничество основывается на отношениях детей со взрослыми, когда два человека выполняют общую работу. Совместный труд делает учителя и ученика равными, равенство воспитывает, потому, что в основе воспитания - не управление, а общение.

Иной характер в условиях гуманизации приобретает организаторская функция учителя. Если раньше, в массовой практике он был организатором воспитательных мероприятий, сценаристом, режиссером, распределителем в ученическом сообществе, то сегодня эта сфера деятельности хотя и остается, но учитель должен выполнять в ней другую роль - он организует внутреннюю жизнь класса, школы, вызывая внутреннее рождение, внутреннего воспитания пространства, как жизненную философию детей. Изменяется и смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений, внедрения норм и требований, как основы авторитарного управления, нужно переходить к воспитанию самоорганизации, способствовать саморазвитию ребенка. Всегда надо помнить, что любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Современному педагогу, в каких бы сложных условиях он не находился, нужно стремиться применять в своей повседневной практике новые подходы в воспитании учащихся.

«Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Гуманистические идеи воспитания выделили следующие подходы в воспитании:

-Культурологический подход

-Личностный подход

-Личностно- деятельностный подход

-Личностно- ориентированный подход

-Системно-деятельностный подход

-Средовый подход

-Субъектно-деятельностный подход

-Технологический подход

-Философско-антропологический подход

-Ценностный подход

Список использованной литературы:

1. Новиков А. М. Национальная идея России (возможный подход). - М., 2000.

2.Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения/ Под ред. В. А. Караковского и др. М., 1999.

3. Караковский В. А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996.

4. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. №6.

5.Караковский В. А. Теория и практика воспитательных систем. - М., 2001.

6. Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. - М., 1995.

7.- Эльконин Д.Б. Детская психология: Уч. пос. для вузов. - М.: Академия, 2008.

11

© 2010-2022