Статья Уметь чувствовать подростка

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»



«Уметь чувствовать подростка»















Подготовила воспитатель:

Загоруйко Наталья Федоровна



Тема:

«Уметь чувствовать подростка».

Наша педагогическая и психологическая культура сегодня ещё далеко не безупречна. А нравственная глухота и слепота, порой, становится одной из причин, пораждающих конфликты с учащимися. Поэтому все мы - педагоги, родители, взрослые - должны непросто воспитывать в себе доброжелательное отношение к подростку, но и развивать умение понимать его внутренний мир, чувствовать его душу.

Сколько же значительных и незначительных промахов мы допускаем в отношении с учащимися! А они, как известно, ранят душу, вызывают стрессы, делают ребят дерзкими, порой озлобленными, на такие поступки, как уход из дома, из школы, на асоциальные действия.

Если понимания нет в общении педагога с учащимися складываются порой не очень нормальные, а подчас просто педагогические, которые не редко приводят к печальным последствиям, связанным с потерей у учащихся интереса к учителю , предмету, снижением авторитета учителя и т.д.

Хороший педагог всегда загадка. Труд хорошего педагога непросто работа, а органическое соединение ума и сердца, состояния его души.

Так можно ли стать хорошим педагогом? Как научиться чувствовать подростка? Изучая передовой педагогический опыт, выделились некоторые моменты, которые помогут педагогу вжиться во внутренний мир подростка, и управлять им.

Научиться эмпатии .

Что такое эмпатия? Эмпатия рассматривается как способность понимать мир переживания другого человека, умения к ним приобщаться . Мы понимаем под эмпатией способность педагога вчувствоваться в эмоциональное состояние учащихся и отозваться на их переживания. Уметь чувствовать подростка - это значит понимать мотивы его поступков, проникать в тонкости души, движения сердца. Психологи установили интересную закономерность: педагоги - женщины более склонны к эмпатии и помощи воспитанникам, чем мужчины.

Можно ли научиться эмпатии?

Можно, если педагог, рассматривает эмпатию как качество, необходимое в учебно - воспитательной работе, как необходимый компонент своей педагогической деятельности.

Ещё одно очень важное условие - научиться слушать воспитанника. Овладеть искусства эмпатии можно, если педагог научится чувствовать в человеке человека.

Научиться понимать личность подростка.

Опыт свидетельствует, что хотя теоретическая подготовка учителей в последнее время значительно улучшается, многие из них не умеют использовать психологические знания в работе.

Очень важно, чтобы педагог беседуя с подростком, внимательно выслушивал его, не перебивая, представляя ему возможность полностью высказываться, выражать своё эмоциональное состояние. Ему нужно раскрепостить психику подростка, снять напряжение, уменьшить накал чувств, которыми тот переполнен.

Научиться изучению подростковой депрессии.

Психологическая наука установила несколько типов подростковой депрессии.

1.Анатиоидный тип. Его отличительные черты: склонность ребенка к апатии, повышенная утомляемость, неаргументированная раздражительность.

2.Сенситивный тип (чувство,ощущение). Подростки этого типа характеризуются чрезвычайной чувствительностью, впечатлительностью. Их интересует искусство, музыка, литература. Сенситивные школьники очень ответственно относятся к общественным поручениям.

3.Холероидный тип. Он наблюдается чаще у подростков с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности и проявляется обычно в бунте против старшего поколения.

У холероидных подростков часто бывают конфликты с родителями, педагогами, побеги, случается мелкое хулиганство. Причем весь этот «букет» отрицательных поступков подчас ими даже не осознается.

4.Истероидный тип. Для этого типа характерно высокая лабильность(неустойчивость) настроения что, осложняет подростку жизнь. Настроение меняется слишком часто, слишком круто, хотя причины для этого могут быть не очень существенны. Лечение этой формы подростковой депрессии надо проводить в тесном союзе с психоневропатолагами, психотерапевтами, психологами.

Самосовершенствование

Известно ,что педагог сохраняет моральное право учить и воспитывать до тех пор, пока учится сам, совершенствуется как личность.

Современному педагогу нужны глубокие разносторонние знания.

Литература: журнал «Воспитание школьников» №6 1991 г.

© 2010-2022