- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад по воспитательной работе на тему: Гражданско-правовое воспитание
Доклад по воспитательной работе на тему: Гражданско-правовое воспитание
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волчанова Н.И. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Гражданско-
правовое
воспитание
школьников.
Подготовила:
Волчанова Н.И.
Учитель истории и обществознания
г. Новоалександровск, 2016
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания
сделались хорошими - это в нашей власти»
Плутарх
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.
Гражданско - правовое образование - это одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности, а юридическая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства.
Гражданско-правовое образование
Ценности Знания Ценности
Гражданско- Гражданско- Гражданско-
правовая правовая правовая
позиция компетентность познавательная
деятельность
Правовое образование это неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания.
Правовое образование должно стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и государством.
Задача учителя, - воспитывая граждан России, воспитать в них гордость и любовь к своему Отечеству, быть открытыми для всякой информации, уметь общаться друг с другом. Учитель должен ученику не только дать правовые знания, но и научить его пользоваться своими правами и свободами, грамотно защищать свои интересы, предупреждать от неправомерного поведения.
Появление новых программ и технологий, обусловленных осуществлением компетентностного подхода к образованию, требует от современного учителя умения выбрать те из них, которые позволят ему в условиях модернизации и развития правового образования оказаться в «том месте», т. е средствами предмета воспитать творческую личность, успешного человека, обладающего нравственными качествами, правовыми знаниями.
В связи с этим в ноябре 2015 года в нашей школе была разработана программа «Школа волонтеров правовой культуры».
Цель программы: создание сплоченной команды волонтеров для повышения уровня правовой культуры и формирования правового самосознания, активной жизненной позиции учащихся, их родителей.
Однако первоначально подростки-волонтеры не обладают достаточными знаниями для пропаганды здорового образа жизни и правовой культуры, поэтому необходима организация специальных занятий, которые призваны научить основным приемам работы в группе подростков.
Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).
В основе программы лежит установка на изменение отношения к зависимости. Развитие подросткового добровольчества послужит толчком для изменения устаревших стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми и создаст условия для развития ответственных партнерских отношений.
Модель системы гражданско-правового образования в школе
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ
ЗАДАЧИ
ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
(СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ)
ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ - ПРОГНОЗ
Основные формы и методы работы по программе.
-
Правовая подготовка Волонтеров.
Для реализации Программы, необходима определенная правовая подготовка волонтеров. Поэтому программа предусматривает еженедельные учебные занятия в виде лекций, игр, тренингов. К разработке тематических планов и проведению занятий привлекаются специалисты в области права, а также специалисты структур, деятельность которых связана с обеспечением прав детей.
-
Организация волонтерского отряда.
Наиболее интересной и привлекательной для детей формой включения их в деятельность по повышению правовой культуры является форма отряда, как свободного, самоуправляемого, творческого и равноправного объединения. Таким объединением на наш взгляд должен стать Волонтерский отряд, где участники Программы могут применить в практической деятельности полученные знания.
-
Правовое воспитание детей.
Подход к решению проблем правового воспитания и обучения правам ребенка детей в школе, предлагаемый данной Программой, заключается в создании механизма правового воспитания школьников, действующего за счёт добровольческих усилий самих детей. Таким образом, применяется принцип «равный - равному». Включение детей в образовательную и воспитательную деятельность повысит востребованность со стороны детской среды правовых знаний, распространение которых будет содействовать повышению правовой культуры школьников и в перспективе - правовой культуры местного сообщества.
-
Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:
-
Выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;
-
Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
-
Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов, в первую очередь это проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания.
-
Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов.
Этапы реализации Программы
Название этапа
Содержание работы
I этап. Подготовительный
2015-2016
учебный год
- совершенствование нормативно - правовой базы;
- разработка образовательной программы волонтеров;
- правовая подготовка, информирование и воспитание волонтеров;
- обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
- разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
- поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
II этап. Внедрение
2016-2018
учебный год
- оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
III этап. Отслеживание и анализ результатов
2018-2020
учебный год
- обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
- создание информационной и рекламной продукции в печатном виде;
- создание информационно-рекламного уголка правовых знаний «Сам себе правовед» в фойе школы
- определение перспектив развития школы в этом направлении.
Ожидаемые результаты реализации
-
снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы;
-
воспитание сознательных, активных граждан, хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;
-
создание Модели школьного волонтерского движения.
-
формирование правового сознания и позитивных установок, обучающихся на волонтерскую деятельность.
Основные формы и методы работы по программе.
-
Правовая подготовка Волонтеров.
Для реализации Программы, необходима определенная правовая подготовка волонтеров. Поэтому программа предусматривает еженедельные учебные занятия в виде лекций, игр, тренингов. К разработке тематических планов и проведению занятий привлекаются специалисты в области права, а также специалисты структур, деятельность которых связана с обеспечением прав детей.
-
Организация Волонтерского отряда.
Наиболее интересной и привлекательной для детей формой включения их в деятельность по повышению правовой культуры является форма отряда, как свободного, самоуправляемого, творческого и равноправного объединения. Таким объединением на наш взгляд должен стать Волонтерский отряд, где участники Программы могут применить в практической деятельности полученные знания.
-
Правовое воспитание детей.
Подход к решению проблем правового воспитания и обучения правам ребенка детей в школе, предлагаемый данной Программой, заключается в создании механизма правового воспитания школьников, действующего за счёт добровольческих усилий самих детей. Таким образом, применяется принцип «равный - равному». Включение детей в образовательную и воспитательную деятельность повысит востребованность со стороны детской среды правовых знаний, распространение которых будет содействовать повышению правовой культуры школьников и в перспективе - правовой культуры местного сообщества.
-
Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:
-
Выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;
-
Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
-
Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов, в первую очередь это проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания.
-
Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов.
Схема управления программой с указанием партнеров и соисполнителей.
Взаимодействует
Осуществляет
Волонтерский отряд «Наше будущее»
С администрацией
МОУ СОШ №12
С социально-психогической службой МОУ СОШ №12
С педагогическим коллективом МОУ СОШ №12
С органами опеки и попечительства
Правовое просвещение учащихся
Разрешает
Конфликтные ситуации
Ведёт
С правоохранительными органами (ОДН)
С Уполномоченным по правам ребёнка
МОУ СОШ № 12
С учреждениями социальной защиты
С комиссией по делам несовершеннолетних
Правовое обучение учащихся МОУ СОШ № 12
Правам и
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо также отметить, что правовое образование обучающихся будет эффективно лишь при соблюдении определенных условий педагогически правильной организации образовательного процесса. К таким условиям следует в первую очередь отнести создание положительного эмоционального отношения обучающихся к правовому образованию и самообразованию, обеспечение каждому школьнику активной позиции, возможности проявлять инициативу, независимость, самостоятельность. Эффективность правового образования обучающихся во многом зависит также от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.