Рабочая программа по кадетскому самоуправлению

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по кадетскому самоуправлению разработана с учетом следующих нормативных документов:

Законы:

ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ

Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

2. Основная образовательная программа УКККг. Морозовск 2014-2015г. в рамках реализации ФГОС.

Постановления:

1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1. Приказ МО РФ от 05.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

2. Приказ МО Ростовской области от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»

3. Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4.Приказ МО РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»

5. Приказ МО РФ от 22.09.2011 №2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»

6.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования»

7.Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

9.Приказ МО Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2015-2016 учебный год»

10. Приказ МО РФ от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»

Распоряжения:

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

Письма:

1.Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

2.Письмо Департамента общего образования МО РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Устав Университетского казачьего кадетского корпуса г. Морозовска

Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства

в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними.

Организация коллектива, его органов самоуправления, всё устройство

детской жизни должно гарантировать каждому полную защищённость свободу полезной деятельности.

Цель работы по самоуправлению детского коллектива заключается в новом подходе к пониманию сущности развития самоуправления.Предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через своё участие в решении проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложной социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Таким образом, занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны не только для детей, но и для взрослых, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны самого организатора движения, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний.

Самоуправление. Правоверен вопрос, с чего начинать. Для начала мне пришлось создать небольшую команду сторонников из подростков и с ними обсудить главную идею, а затем детали уже дорабатываются и уточняются в процессе тех дел, проектов и программ, за которые мы взялись с первых шагов.

Самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и их реализации в интересах своего коллектива или организации, где выбор всех основных задач, их решения организуются и контролируются самими детьми. Развитие самоуправления помогает детям почувствовать всю сложность социальных отношений, формировать социальную позицию, определить возможности в реализации лидерских функций. Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решений для достижения общественно значимых целей. Создаётся возможность включения в процессе управления жизнедеятельностью коллектива всех и подавляющего большинства его членов на основе осознанности значимости этого участия. Самоуправление регулируется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанными учащимися по отношению к своей деятельности и коллективу. Самоуправление через организацию личности - значимой для ребёнка деятельности помогает включить его в реальную социально востребованную деятельность, помочь в овладении необходимым социальным опытом, сформировать гражданскую готовность к творческой

социально - преобразовательной деятельности, развивать лидерский потенциал, расширить сферы общения и самореализации, что в конечном итоге, способствует успешной социализации учащихся.

Цель : создание благоприятных педагогических, организационных

социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого

воспитанника в процессе включения его в разнообразную содержательную

индивидуальную и коллективную деятельность;

стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражда-

нина с высокой демократической культурой;

формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

формирование гуманистического отношения школьника к окружающему миру.

Задачи:

создание системы УС как среды, обеспечивающий позитивную социализацию каждого учащихся;

выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка с учетом его возможностей;

предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);

развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;

развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися;

формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей;

создание условий для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;

поддержка общественно-значимых инициатив подростков.

Основные направления деятельности.

1.Создание организационно - педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления:

Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый

учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень

своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном

уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

Подготовка педагогов и актива, учащихся к управленческой и организаторской деятельности.

Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие

наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении дея-

тельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение сос-

тояния учебно-воспитательногопроцесса.

Формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.

2.Стимулирование социально значимой направленности деятельности

ученического самоуправления:

Участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.

Использование в работе региональных программ.

Уровни развития ученического самоуправления

1-й уровень - ученического самоуправления в классе.

2-й уровень - общешкольное ученическое самоуправление.

3-й уровень - межшкольное взаимодействие.

В рамках данной программы каждый учащийся, в зависимости от своих интересов,

потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей, может выб-

рать дело по душе на каком-либо из уровней.



1-й уровень - ученическое самоуправление в классе.

Педагогические задачи:

Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руко-

водством классного руководителя.

Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.

Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.

Воспитание ответственности за порученное дело.

Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является

класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуп-

равления обобщают то, что сформулировано в первичных коллективах.

Вначале основное внимание со стороны классного руководителя уделяется изучению

индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам.

Выбираются командиры групп, формируется актив группы. Каждый учащийся полу-

чает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственности за её выпол-

нение. Цель работы с педагогическим коллективом на этом уровне добиться, чтобы

учителя не брали на себя функции учащихся. При участии классного руководителя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют её выполнение, анализируют свои результаты.

Каждый класс корпуса представлен как отдельный взвод, входящий в состав

КС «Донская Вольница » со своей символикой (название, девиз,герб,эмблема,песня).

Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого года так, чтобы все учащиеся смогли войти в тот или иной совет. Внутри советов сменность поручений происходит один раз в четверть, тем самым каждому даётся возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побывать ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.

Каждый взвод избирает атамана и его помощников (по спорту и туризму,

по труду, по образованию, по досугу, по художественной деятельности)

Из атамана взвода и его помощников формируется Совет взвода. Атаман взвода

и его помощники избираются, навесь учебный год.

Куренные атаманы и советы куреней тесно сотрудничают между собой. Ребята органи-зуют разнообразные внеурочные дела, в которых принимают участие не только учащи-

еся одного взвода, но и целой параллели.

В КС «донская вольница» входят 2 сотни, которые имеют своего станичного атамана.

2-й уровень - общекорпусное самоуправление.


Педагогические задачи:

Помощь в планировании, организации и последующем анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности.

Формирование актива корпуса, анализ результативности работы актива.

Помощь в налаживании связей с администрацией, классами, родительской общественностью.

Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию

учебно - воспитательного процесса.

Оценка результативности деятельности ученического самоуправления во взводах.

Помощь в организации шефской работы.

Помощь в создании нормативно - правовых документов.

Ученическое самоуправление второго уровня составляет общекорпусные органы

самоуправления - станичный атаман, взводные атаман, руководили клубов, избираемые на целый год. Состав клубов формируется из соответствующих

советов каждого взвода. Клуб возглавляет руководитель и его заместитель, выбранные

из старшеклассников. Каждый клуб должен иметь своего консультанта. Консультанта

ми могут быть зам директора, педагоги. Руководители клубов часто планируют работу

в организации которых задействовано несколько клубов. Тем самым осуществляется

взаимодействие друг с другом. Атаманы взвода избираются большинством голосов

на год.

Станичный атаман избирается на большом круге.

Стать станичным атаманом может старшеклассник (не моложе 14 лет), набравший

большинство голосов.

Высшим органом власти соуправления является Совет атаманского правления,

состоящий из ученического коллектива и администрации корпуса.

3-й уровень - межкорпусноеное взаимодействие.


Педагогические задачи:

Поддержка взаимодействия ученического самоуправления корпуса и детских орга-

низаций г.Морозовска.

Обучение актива старшеклассников.

Стимулирование участия в городских гражданско-патриотических акциях.

Третий уровень ученического самоуправления характеризуется участием

представлений школы в районном ученическом совете. Ученический совет района

должен быть организатором многих мероприятий, контролирующим работу органов самоуправления в школе, организовывать семинары, круглые столы старшеклассников с цельюобмена опытом в области развития и совершенствования самоуправления.


Направления деятельности ученического самоуправления


  1. Научно-исследовательская работа-клуб «Сполох»


  1. Нравственно - эстетическое направление - клуб «Весёлый курень»


  1. Спортивно - оздоровительная, туристско - краеведческая работа и основы военной полготовки- клуб «Богатыри»


  1. Трудовое воспитание, изучение ПДД и ОБЖ - клуб «ДиП»


  1. Выпуск газеты «Кадетские вести», проведение социологических опросов - клуб «Намедни.

Важно помнить, что создать организацию, органы самоуправления должны сами дети. Однако мой опыт работы подтверждает, что участие взрослых необходимы. Органы самоуправления хороши уже тем, что в них существуют правила, закон, обязанности, а подростки всегда любят игры по правилам. С их помощью мы строим отношения, планируем конкретные дела. Здесь важно участие самих подростков. Моя задача развивать инициативу ребят. Очень важно создать режим благоприятствования для воспитанников, занятых в органах самоуправления, широко использовать их творчество, демонстрация личных достижений, показы, концерты. Важная особенность самоуправления - его воспитательная доминанта. Я считаю, что сфере свободного выбора самостоятельности в проявлении инициативы, принятия решения, принятия решения можно рассчитывать на «незаметное», а значит более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому важно, обращаясь к конкретным задачам, развивая определенныё навыки помнить о приоритетности воспитания.

Главная моя задача, как организатора самоуправления - развивать в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности и стремиться их умножить. Речь идёт не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры поведения, а о создании адекватных условий, в которых знания ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия. Из опыта проделанной работы можно сделать вывод, что создание и совершенствование системы самоуправления способствует развитию социальной одаренности детей. Это более важно, что в современной школе вопросы приобретения знаний, умений и навыков, развитие интеллекта, памяти и внимания уч-ся оттесняют на второй план задачу развития творческих способностей, как познавательной сфере, так и в общении. Искусство общения - важный компонент многих профессий (педагог, медик, юрист), в том числе - компонент карьеры политического лидера. Неумение устанавливать и поддерживать контакты - один из основных источников ряда серьёзных негативных явлений современной школы, поэтому важно в «коммуникативную эпоху» развивать навыки общения и совместной деятельности, является основой функционирования системы ученического самоуправления.









Годовая циклограмма работы клубов.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

День знаний

сентябрь

«Весёлый




курень»

2

Выборы в куренные органы

сентябрь

Жители


самоуправления


куреня

3

Посвящение в пятиклассники

сентябрь

«Весёлый




курень».

4

Экскурсии, походы.

В течение

Совет куреня.



года

Совет




наставников.

5

Участие в выпуске газеты:

1 раз в

Клуб


«Кадетские вести»

месяц

«Намедни»




6

Участие в социологических

В течение

Клуб


опросах

года

«Намедни»

7

День самоуправления

октябрь

Клуб «Сполох»

8

День учителя. Праздничный

октябрь

Клуб «Весёлый


концерт.


курень».

9

Конкурс поздравительных

В течение

Клуб


газет

года

«Намедни»

10

«День пожилого человека» .

Октябрь


Шефский концерт

Клуб «Весёлый




курень».

11

Вечер отдыха

октябрь

Клуб «Весёлый


«Наставникам ... »


курень»

12

Сбор макулатуры

В течение

Совет куреня



года


13

Турнир по футболу

н.оябрь

Клуб




«Богатыри»

14

День осенних именинников

ноябрь

Клуб «Весёлый




курень»

15

«Краски осени» - игровая

ноябрь

Клуб «Весёлый


программа и конкурс


курень»


рисунков.


Клуб




«намедни»

Годовой план подготовки актива ученического самоуправления

N2

Мероприятие

Сроки



Методы и формы

Ответственные

1

Выявление наиболее активных

сентябрь



Наблюдение и

Классные


учащихся в классах




анкетирование

руководители

2

Выборы куренных атаманов и

сентябрь



Ролевая игра

Классные


его помощников





руководители

3

Формирование Совета

сентябрь



Анкетирование,

Атаманы, рук.


атаманского правления




сбор данных,

клубов, вожатая.





-

собрание Совета


4

Учёба актива по теме:

октябрь



Ролевая игра

Психолог,


«Планирование».





вожатая. Зам.







Дир. по ВР

5

Обучающие занятия для

октябрь



Семинар.

Вожатая.


клубов по интересам.


-


Консультанты.

6

Учёба актива по теме: КТД»

Ноябрь



Ролевая игра.

Вожатая.



.




7

Участие в городских

В течение года

Семинары. Круглый

Ст. атаман. Совет


мероприятиях




стол.

атаманского





правления.

8

Учёба актива: «Я - лидер»

Декабрь-



Социально - психолог

Психолог. Зам.



январь


-

тренинг.

Дир по ВР.

9

У частие в городских

В течение


Линейки памяти,

Ст. атаман. Совет


гражданско-патриотических

года.



парад на площади,

атаман.


акциях




шефская помощь.

правления.








воспитатели. Зам







дир по ВР.

10

Мастерская: «Разрешение

Январь



Тренинг.

Психолог.


конфликтов»












11

Сбор разновозрастного актива

февраль



Тренинг.

Психолог.


с целью выявления хар-ра





Вожатая. Зам.


взаимодействия между





Дир. по ВР.


классами.





12

Мастерская: «Кто управляет

февраль



Ролевая игра.

Вожатая. Зам.


государством»



-


Дир по ВР.

13

Мастерская «Навыки

март



Тренинг.

Психолог.


выступления перед публикой»


-



14

Мастерская «Как провести

март



Тренинг.

Зам. Дир. по ВР.


успешно выборы»





15

Мастерская «Выборы. Для

апрель



Семинар.

Ст. атаман.


чего и как?»





Вожатая.




-


Анкетирование.


16

Изучение удовлетворённости

май



Кл. руковод.


уч-ся школьной жизнью





Вожатая.

17

Выборы станичного атамана

май



. Круг.

Зам. Дир по В.Р .







Вожатая.

+-_.-

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО АКТИВА

Мероприятия

сроки



Методы и

ответственные






формы


1

Сбор активов в классах и по

В начале



«Мозговой

Куренные


параллелям. «Наши задачи и

каждой



штурм»

атаманы,


общие дела на четверть:

четверти




классные


Подведение итогов проделанной





руководители.


работы». Сбор руководителей







клубов.





2

Сбор совета атаманского

В начале



«Мозговой

Станичный



,





правления с целью планирования

каждой



штурм»

атаман, Зам.


деятельности на четверть и

четверти.



Дир. По ВР,


анализа проделанной работы.





вожатая.

3

Заседание совета атаманского

октябрь



«Мозговой

Станичный


правления, с целью




штурм»

атаман, Зам


планирования деятельности на





дир по ВР,


учебный год.





вожатая.

4

Плановое заседание совета

Каждый



Круглый стол

Станичный


атаманского правления с ,релью

месяц




атаман, зам.


планирования законов станицы, а





Дир по В.Р.


также правил и инструкций,







регулирующих внутреннюю







деятельность учащихся.



...



5

Плановое заседание куренных

2 раза в

,


Круглый стол

Станичный


атаманов с целью знакомства с

месяц




атаман,


общешкольным планированием и





хуторские


решением текущих вопросов.





атаманы. Зам.







Дир по В.Р.

6

Подготовка и про ведение

В течение


Праздники,

Куренные


класснь~мероприятий,

года.



конкурсы,

атаманы,


последующий их анализ.


.


классные

помощники






вечера,

куренного






турниры, кл.

атамана,Кл.






часы.

руководитель.

7

Подготовка и проведениз

В течение


Праздники,

Станичный


общешкольных мероприятий,

года.



конкурсы,

атаман, совет


последующий их анализ.





вечера,КВНы,

атаманского





турниры,

правления,






смотры, сборы,

вожатая, Зам.





· предметные

Дир по В.Р.






недели и т.д.


8

Отчётное заседание

В конце


· Круглый стол

Станичный


руководителей клубов.

каждой




атаман, Зам



четверти.



дир по ВР,


.












вожатая.

9

Организация дежурств по школе

В течение

· Составление

Клуб «ДиП»



года.



графиков







дежурств,







оценка







дежурств.


10

Контроль за санитарным

В течение

' Рейды

Клуб


состоянием школьных кабинетов

года




«Сполох»


и территории вокруг школы,






наличием сменной обуви.












11

Про ведение социологических

В течение


Анкетирование

Клуб


опросов.

года.




«Намедни»

12

Информационная деятельность

В течение


Выпуск газет:

Клуб



года



«Суворовец» и

«Намедни» .






«Кадетские






; вести»


13

Обсуждение и принятие планов

В течение


Беседы,

Станичный


совместной работы организации

года.



диспуты,

атаман, совет


ученического самоуправления с




круглый стол.

правления.





:




педагогами, родителями. ~






14

Участие в подготовке и

В течение


Походы,

Клуб


проведении дней здоровья

года


.

эстафеты.

«Богатыри».

15

Контроль над наличием

В течение

· Рейды

Клуб



классных уголков, за состоянием

года




«Сполох»,


учебников и тетрадей, выявление





клуб «ДиП»,


причин отсутствия .на уроках





клуб


учащихся.





«Намедни»

16

Помощь в организации

В течение


Трудовой

Совет


досуговой деятельности в

года



десант

помощников


подшефных классах






17

Организация спортивных

В течение


Соревнования

Клуб


мероприятий.

года




«Богатыри»





ЛИТЕРАТУРА



1. Ю.А. Азаров.«Искусство любить детей».

2. О.С. Газман «Каникулы: игра, воспитание».

3. Журнал «Воспитание школьников» №2 2005г В.Воронов «Разнообразие форм воспитательной работы».















© 2010-2022