«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8


ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

(ОПЫТ РАБОТЫ).


Цель: познакомить слушателей с приобретенным опытом работы по взаимодействию субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


В ст. 4 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определён перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики. Это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел и др. ведомства.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Понятия:


несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,


психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации

Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа:

несовершеннолетних:

- безнадзорных или беспризорных,

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством,

- содержащихся в социальных, специальных и других учреждениях,

- употребляющих наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества,

- совершивших правонарушение, повлекших применение мер административного взыскания,

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность,

- освобождённых от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо с применением принудительных мер воспитательного воздействия,

- совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством,

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу,

- условно-досрочно освобождённых от отбывания наказания, освобождённых от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием,

- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора,

- освобождённых из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого


типа, если они допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации,

- осуждённых за совершение преступления небольшой и средней тяжести и освобождённых судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия,

- осуждённых условно к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Индивидуальная профилактическая работа при необходимости проводится с иными лицами: несовершеннолетними, родителями - для предупреждения правонарушений либо оказания им социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа системы профилактики.

Основаниями проведения индивидуально-профилактической работы являются: заявления несовершеннолетнего либо его родителей; приговор, определение или постановление суда; постановление КДН и ЗП, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; документы, послужившие основанием для помещения несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики; заключение, утверждённое руководителем органа системы профилактики; по результатам проведённой проверки жалоб, заявлений, обращений или сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста; оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.

Информация об индивидуально-профилактической работе подлежит хранению и использованию, обеспечивающую её конфиденциальность.


СТАДИИ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.

1. Выявление. Сообщение. Учёт.

В выявлении несовершеннолетних и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации,


принимают участие все субъекты системы профилактики.

Способы получения информации:

- сообщения граждан;

- сообщения должностных лиц органов и учреждений;

- в ходе проведения рейдов;

- заявления родственников, соседей.

Работа по созданию системы раннего выявления всех форм семейного неблагополучия является важным аспектом деятельности субъектов профилактики.

Сообщение, как правило, не содержит подробных сведений о семье и ребёнке и имеющейся проблеме, в связи с этим на стадии учёта семьи идёт сбор информации и документов.

Сбор информации состоит из:

- обследования жилищно-бытовых условий;

- беседы с ребёнком, его родителями, родственниками и другими лицами;

- получение обзорных справок на семью и ребёнка от субъектов системы профилактики.

Сбор документов состоит из получения:

- копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положение;

- документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании ребёнка;

- обзорных справок, объяснений, актов жилищно-бытовых условий;

- справок об учётах в ПНД, наркологическом, туберкулёзном и иных диспансерах;

- медицинских документов (о состоянии здоровья членов семьи, справки о наличии групп инвалидности и т.д.);

- иных документов.

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребёнка намечается комплекс мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего и организации индивидуально-профилактической работы.

2. Индивидуально-профилактическая работа.

Индивидуальную профилактическую работу (ИПР) с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации осуществляют посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов услуг.


ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребёнка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройства.

Мероприятия индивидуально - профилактической работы:

- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребёнка, переориентация, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.);

- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.д.);

- по защите права на образование, отдых, труд (устройство в школу, направление в лагерь, организация досуга, временная занятость и т.д.);

- по защите жилищных прав;

- по защите имущественных прав;

- по защите неимущественных прав (право на имя, на воспитание обоими родителями, на общение с другими родственниками, на учёт мнения ребёнка, на защиту от злоупотребления со стороны законных представителей и иных лиц и т.д.);

- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.).

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних и недопущение совершения ими правонарушений.

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Постреабилитация - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних, ранее состоявших на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Организация досуга несовершеннолетних:


  • организация работы бесплатных кружков и секций;

  • организация совместно с правоохранительными органами воспитательной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте в ПДН;



  • организация мест свободного общения для подростков и молодёжи;

  • проведение культурно-массовой работы через организацию вечеров отдыха, лекций, концертов, дискотек, смотров, передвижных выставок, кинолекториев;

  • проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, организация походов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта;

  • реализация мероприятий, способствующих профориентации и обеспечивающих трудовую занятость несовершеннолетних;

  • реализация программ различной направленности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Устройство и дальнейшая поддержка.

Оказание различных видов помощи по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (установление опеки или попечительства, передача на воспитание в приёмную семью, усыновление, устройство в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), и временному устройству в приюты, социально-реабилитационные центры для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, педиатрические отделения больниц.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. необходимо информировать:

Прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних (приложение № 1);

КДН и ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Опеку и попечительство - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

Органы социальной защиты - о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении;

ОВД - о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших преступление или антиобщественные действия;


Органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, психотропных и токсических веществ;

Органы управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

Органы по делам молодёжи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

Органы службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: занимают важное место в системе раннего выявления семейного и детского неблагополучия.

Незамедлительно информируют ОВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений.

Опеку и попечительство - о детях, оставшихся без попечения родителей.

Органы социальной защиты - о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке.

Органы здравоохранения - о детях, нуждающихся в лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств или психотропных веществ.

Органы по делам молодёжи - об организации досуга и отдыха.

КДН и ЗП - для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.

Информация пишется на бланке школы, на имя начальника субъекта профилактики, подпись директора школы, обязательно печать, зарегистрировать исходящий номер.

Проводят совместные рейды с ОВД, принимают участие в мероприятиях ОВД, организуют систематические сверки учётов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле. Информируют ОВД о фактах получения травм в специальных учреждениях, самовольных уходах воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.

После выявления, оказания неотложной помощи и информирования субъектов системы профилактики необходимо:

  1. Поставить на учёт несовершеннолетнего или семью, оказавшуюся в социально опасном положении для проведения ИПР, с заведением учётной документации для сбора информации.

  2. Выявить причины и условия, способствующие безнадзорности, совершению правонарушений, нахождению в социально опасном положении.

  3. Составить план проведения ИПР, с включением субъектов, которые могут оказать помощь в адаптации, реабилитации объекта с указанием конкретных сроков, ответственных за исполнение, согласовав его с исполнителями.

  4. Проводить совместную работу с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

  5. После проведения комплекса мероприятий по устранению причин и условий, оказанию различных видов помощи составляется отчёт.

ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ИПР В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Муниципальные отделы и органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведут сбор информации от подведомственных учреждений о выявленных несовершеннолетних и о фактах информирования субъектов системы профилактики о выявленных несовершеннолетних. Полученную информацию передают в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

КДН и ЗП фиксирует факты направления несовершеннолетних в органы и учреждения системы профилактики.

КДН и ЗП координирует деятельность по ИПР.





Социальный педагог МБОУ СОШ № 4 Е.А. Соколова






© 2010-2022