ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ


Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №50;г. Макеевка-56, м-н Зеленый, д. 83; [email protected]

Бондаренко Ирина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе Макеевской ОШ I-III ступеней №50

Современная школа должна создать эффективно функционирующую модель безопасной образовательной среды, для которой характерно наличие специально создаваемых условий, с помощью которых оптимизируется процесс воспитания и развития личности ребенка, а также создаются возможности, необходимые для успешной социализации детей.

По мнению Виктора Ивановича Слободчикова, образовательная среда «... начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между ее отдельными элементами начинают выстраиваться определенные связи и отношения». (4).

Комфортность и безопасность образовательной среды школы обеспечивается единством действий всех участников образовательного процесса. Создание комфортной и безопасной образовательной среды обеспечивается не только усвоением необходимых знаний у ее участников безопасности жизнедеятельности, но и формирований умений в ее организации. Важно, чтобы безопасная жизнедеятельность стала потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем формирования нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения людей, культуры безопасности жизнедеятельности в целом.

Рисков и угроз в общеобразовательной среде много, они разнообразны и разноплановы. Среди различных видов безопасности для школы приоритетными являются социолого-психологическая, технологическая и экологическая. Все они взаимозависимы, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.

Создание экологически безопасной образовательной среды, кроме технологического аспекта, должно способствовать гармонизации процесса взаимодействия личности и окружающего мира способами экологического воспитания учащегося, формирования экологической культуры.

Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности, сознающей, что каждый гражданин обязан не только знать об экологических проблемах, но и уметь их устранять. Поэтому экологическое воспитание направлено на формирование новых стереотипов, на изменение сознания людей и возможности использования приобретенных знаний на практике.

Основной целью формирования экологической культуры является объединение усилий и солидарной ответственности всех участников учебно-воспитательного процесса на формирование экологически ответственного поведения и мировоззрения. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

- экологического просвещения и образования;

- профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов;

- распространения задач экологических знаний;

- активизации экологической деятельности.

Предметом формирования экологической культуры учащихся является совокупность образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств личности учащихся.

Направления работы школы

І. Эко безопасность образовательного учреждения через создание условий сохранения жизни и здоровья школьников:

- режим обучения, и питания учащихся;

- соблюдение санитарных норм и личной гигиены школьников;

- пожарная безопасность, в т.ч. электробезопасность;

- моделирование ситуаций по гражданской защите в чрезвычайных ситуациях.

ІІ. Реализация Программы национального воспитания.

Согласно городской Программе национального воспитания на 2013-2015 гг. школа является базовой по экологическому воспитанию.

Система работы по экологическому воспитанию предполагает:

  • вовлечение в активную продуктивную деятельность учащихся всех возрастных групп, их родителей;

  • Преемственность между различными ступенями образования;

  • активную проектную деятельность экологического кружка «Эколог»;

  • участие в областных и городских экологических олимпиадах;

  • деятельность экологического театра «Коло життя»;

  • тесные связи и сотрудничество с общественными организациями города;

  • участие школьников в совместных общественных и промышленных проектах, акциях, конкурсах, выставках города и области.

Гордостью школы и города является экологический театр «Коло життя», созданный в 2007 году. Девизом театра являются слова Т. Рузвельта: «Делай то, что ты можешь; тем, что ты имеешь; там, где ты сейчас». Эти слова проходят красной нитью через всю экологическую деятельность учащихся, родительской общественности и педагогического коллектива школы. Мэр города Макеевки А.Н.Мальцев высоко оценил работу театра. Было отмечено выступление, посвященное проблеме добычи сланцевого газа в Донецкой области. Участники театра являются желанными гостями экологических форумов и фестивалей, проводимых в Киеве, Донецке, Макеевке. В 2013 году проект театра «За безпечне коло життя» занял первое место в конкурсе эко-проектов, организованного МЕТИНВЕСТ-Холдингом.

Учащиеся школы активно сотрудничают с такими общественными организациями, как Национальный эколого-натуралистический центр ученической молодежи (г. Киев), Донецкая областная организация, макеевский городской центр Всеукраинского детского союза "Екологічна варта", фабрика декоративных растений (г.Донецк), станция юных натуралистов (г. Макеевка).

Команда «Гелиос» экологического кружка ‒ неоднократный победитель городской и областной научно-познавательной игры «Экологический брейн-ринг».

Активно используется метод проектов. Творческий эко-проект начальной школы «Збережемо первоцвіти» (учитель Левашова Л.А.) вырос в 2013 году в коллективное творческое дело всей школы, в котором приняли участие учащиеся 1-11 классов и их родители.

Опыт работы учителя биологии Жихаревой В.Н. (руководитель эко-кружка) является актуальным для использования учителями естественных наук школы и города, так как исследовательские работы учащихся показывают результативность на уровне города и области, имеют практическое значение.

Проекты учащихся школы «Проблема мусора в г. Макеевке. Пути решения проблемы» (Евдокименко Никита), «Экология квартиры и ее влияние на здоровье человека» (Бессмертная Алина), «Сжигание листьев и его влияние на окружающую среду» (Коренная Наталья), заняли призовые места в городском этапе Всеукраинской олимпиады по экологии. Проект «Влияние терриконов на экологическую ситуацию Донецкой области: геологическое строение, современное минералообразование, практическое использование» занял первое место в областном этапе Всеукраинской олимпиады по экологии (Рязанцев Артем), (2012-2013 гг.).

Результатом совместной работы стали победы в олимпиадах, конкурсах, конгрессах:

* Рязанцев Артём, победитель IІ и III этапов Всеукраинской олимпиады по экологии (III места);

* Евдокименко Никита, победитель II этапа и участник III этапа Всеукраинской олимпиады по экологии;

* Бессмертная Алина, победитель II этапа (I места в 2012 и 2013 гг.) и участник III этапа Всеукраинской олимпиады по экологии;

* Полчанинова Яна, победитель Всеукраинского экологического конкурса «Защитим кротов» (I место, награждена мобильным телефоном);

* Бессмертная Алина, Шевченко Григорий, Кобельская Анна - участники 74 и 75 Международных медицинских конгрессов молодых учёных Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького, работы напечатаны в материалах конференции, учащиеся и руководитель награждены дипломами;

* Бессмертная Алина, Евдокименко Никита, участники круглого стола «Экологические проблемы человечества» в Донецком Государственном университете управления.

На базе школы в 2013 году прошел городской семинар-практикум «Екологічне виховання як провідний компонент системи компетентністного виховання учнівської молоді».

В 2014 году в городе проведена эко-конференция «Екологічна освіта для збалансованого та сталого розвитку»; работа, представленная учеником 9-А класса Бондаренко Егором, заняла первое место.

Традиционными в школе являются акции: «Збережемо першоцвіти», «Замість ялинки зимовий букет», «День зустрічі птахів», экологические десанты и др.

Система образования является одним из главных социальных институтов экологического воспитания. В зависимости от того, какие ценности и идеалы будут сформированы у учащихся, будет зависеть их характер взаимодействия с окружающей средой.

С целью формирования экологической культуры, ценностного отношения к жизни, здоровью, личности, семье, создания экологически безопасной образовательной среды Макеевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №50 предлагает:

  1. Активизировать проектную деятельность, направленную на решение эко-проблем города;

  2. Создать видеотеку экологических фильмов;

  3. Разработать информационный комплекс «Экологическая карта города Макеевки, экологический паспорт города с указанием текущей экологической обстановки;

  4. Провести конкурс среди школ города на лучший школьный двор, экологический уголок школы, эко-класс;

  5. Ввести в планы воспитательной работы школ обязательное проведение экологических недель;

  6. При проведении традиционных правовых недель в школе проводить информационно- разъяснительную работу, связанную с экологическими правонарушениями; познакомить учащихся с экологическим законодательством;

  7. Ввести постоянно действующую рубрику в газете «Большая перемена» на экологическую тему, например, «Экологическая безопасность - залог национальной безопасности».

  8. Проведение ежегодного эко арт-форума «За безпечне коло життя» с привлечением учащейся молодежи города.


Литература


  1. Национальная доктрина развития образования, утв. Указом Президента Украины от 17.04.2002 г.;

  2. Основні орієнтири виховання учнів 1-11 класів загальноосвітніх навчальних закладів України (наказ МОНМС України від 31.10.11 р. №1243).

  3. Казначеев В.П., Прохоров Б.Б., Вишаренко В.С. Экология человека и экология города: комплексный подход. Экология человека в больших городах. Л., 1998.

  4. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека, М., 1986;

© 2010-2022