Выступление ЭССЕ Я УЧИТЕЛЬ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам и счастливо через него человечество.
А.Дистерверг

Учитель, педагог, наставник - это не профессия, а скорее призвание...

Никто из моих родных, близких, друзей, учителей никогда не сомневался, что после окончания школы пойду учиться в педагогический институт. Я всегда мечтала стать педагогом: в детстве - учительница для подруг, когда играли в школу; в подростковом возрасте - помощник в учёбе для одноклассников; в юношестве - участник всех школьных, районных конкурсов, мероприятий, олимпиад. Поэтому выбор был не случаен, а продиктован моим сердцем. У Л.Н.Толстого есть высказывание: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Действительно, имея отличные знания, но не чувствуя душу своего ученика, не любя детей, педагог не будет Учителем для своих учеников.

Помочь ребёнку обогатить этот мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации - вот моя задача, как учителя. Мои ученики все очень разные. Для меня важно не только проникнуть в мир ребёнка, дать шанс ему проявить себя, но и не сломать мир его души.

Считаю, что воспитание и обучение, в процессе которого главным образом осуществляется воспитание, должны быть направлены на личностное развитие школьников, формирование высоконравственной, культурной, творчески активной и социально - зрелой личности каждого ученика.

Нельзя ребёнка научить чему - либо, нельзя развить его способности, нельзя его воспитать, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания.

Моя задача - организовать и создать условия для раскрытия способностей ребёнка с учётом его интересов, формирование и развитие мобильной саморазвивающейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, индивидуальных возможностей через разные виды деятельности: познавательную, творческую, трудовую, ценностно - ориентировочную, исследовательскую. Необходимо учить ребёнка учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности.

Я педагог во втором поколении. В моём учительском «арсенале» есть разные уроки: уроки-практикумы, уроки- конференции, интегрированные уроки, лекции, семинары, уроки-консультации . И я стараюсь очень продуманно и дозированно использовать на уроках ИКТ, новые структуры обучения, сингапурскую методику. Свою работу я, как учитель химии, стараюсь строить по формуле: ученик + учитель + наука = оптимальный результат.

Через разные виды деятельности приобретается личный жизненный опыт, и чем он богаче, тем легче ему строить взаимоотношения между собой и людьми, тем гуманнее отношение к окружающему миру, тем содержательнее его внутренний мир.

Основной двигатель обучения - радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью решают поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь, не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах.

Я убеждена, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь утрат, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. И тогда тот огонёк души, который дан детям от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.

Я - учитель! Много это или мало? Это немного и немало, это только начало! А если начать сначала? Нет, я точно знаю - никем другим я не стала бы работать! Завтра будет новый школьный день, и вот уже завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза моих учеников. Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников.

Планы, проверка ученических работ, программы, отчеты, экзамены… Времени в сутках катастрофически не хватает, по крайней мере, от лишних 2-3 часов в день я бы не отказалась. Так что же меня держит в школе? Прислушавшись к себе, я с удивлением поняла: мне ИНТЕРЕСНО. Интересно общаться с учениками, интересно совершать вместе с ними каждый день новые открытия, решать задачи, писать программы, удивляться неожиданным результатам компьютерных экспериментов. Мне просто интересно приходить на работу в школу. В народе говорят: «Как день начнёшь, так его и закончишь». И просыпаясь со звонком будильника в хорошем настроении, думаю о том, что день грядущий мне готовит. Идя по улице, на ходу прокручиваю план урока и волнуюсь: только бы ничего не упустить. Ловлю себя на мысли, что 30 лет тому назад впервые шла в школу не как ученица, а как начинающая учительница. Сколько было тревог и волнений! Как примут меня дети? Смогу ли я заинтересовать их своим предметом, привлечь к творчеству? А мои учителя? Не разочарую ли я их? Сумею ли оправдать надежды педагогического коллектива?»

С чего я начинаю работу в каждом новом классе? Активную деятельность учащихся на уроке вызываю необычной формулировкой цели, интересно построенной вступительной беседой, любопытными фактами, умелой постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации, занимательными заданиями или дидактическими играми. Предложение найти закономерности в наблюдаемых фактах, сделать выбор из нескольких решений или найти разные варианты решения - эти и другие приемы у меня всегда в запасе. На мой взгляд, учитель не должен предлагать ученику готовых решений, важно направить его на поиски своих.

А если и ученики работают с интересом и желанием, то и успехи будут лучше.

В жизни учителя невозможно найти двух одинаковых дней. Несмотря на то, что расписание составлено на учебный год и уроки проводятся от звонка до звонка, несмотря на то, что встречаемся с одними и теми же детьми и педагогами, каждый день нам приносит новые впечатления, новые радости и огорчения, новые открытия, насыщая учительскую жизнь событиями.

И самая главная причина, по которой я каждый день спешу в родную школу, - это мои УЧЕНИКИ. Это так здорово, видеть, как загораются глаза учеников, когда проскакивает искра озарения, приходит понимание, сопереживать их успехам, чувствовать вместе с ними удовлетворение от хорошо выполненной работы. Я считаю, что учитель не должен позиционировать себя «над учеником», как некий «абсолют» или «истину в последней инстанции». Педагог, по моему убеждению, идёт рядом с учеником по дороге знаний и помогает ему «войти в жизнь» и обрести себя.

Краеугольным камнем моей педагогической философии является высказывание Всеволода Мейерхольда: «Научить нельзя, можно только научиться». На мой взгляд, учитель не должен предлагать ученику готовых решений, важно направить его на поиски своих. Я на каждом уроке стараюсь вместе с учениками совершать хоть и маленькие, но открытия. Это очень сложно, особенно когда на протяжении многих лет преподаешь свой предмет в одних и тех же параллелях. Уроки рискуют превратиться в некий конвейер, рутину, могут перестать приносить радость учителю и ребятам. А преподаватель, переставший получать радость от своей работы, наверное, обязан сменить профессию. К счастью, каждый ребенок неповторим. Только удивление, открытие и вера в его будущее спасает в нашей работе.

Я считаю, что каждый ученик может выбирать свой путь познания, даже решая конкретную задачу; учитель не вправе «загонять» мысль учащихся в рамки только одного подхода к проблеме, пусть он и кажется педагогу наиболее оптимальным. В своей работе всегда поощряю поиск альтернативных решений, сравниваю преимущества и недостатки аналитических и исследовательских методов, предлагаю учебные задачи, не имеющие однозначного решения. И не устаю повторять ученикам, что задача, как в химии, так и в жизни может иметь несколько решений, каждое из которых имеет право на существование, а выбор решения - за ними.

Если ученики самостоятельно ищут решение задач и учебных проблем, то имеют право самостоятельно ошибаться и находить пути исправления своих ошибок. На мой взгляд, нельзя ограждать детей от ошибок, ученик может и должен ошибаться, иначе он не научится критически относиться к полученным результатам. Следовательно, в будущем не будет способен корректировать свою деятельность: вносить изменения не только в процесс познания, но и в собственную жизнь с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения, а значит, - двигаться вперед. Если же говорить о специфике предмета, то, рассматривая этапы решения задач по химии, особое внимание уделяю организации поисково-исследовательской деятельности ребят по нахождению и выведению формул веществ. Найденная самостоятельно ошибка заставляет ученика задуматься, вернуться к ранее пройденным этапам при поиске решения. Ребенок имеет право на собственные мысли, идеи и ошибки, право на самостоятельный поиск выхода из сложной ситуации.

Не забываю и о здоровьесберегающих технологиях. На уроках активно пропагандирую здоровый образ жизни, учу детей правильному отношению к своему здоровью, прививаю иммунитет против болезней, стрессов, зла, помня при этом знаменитую клятву Гиппократа: «Не навреди!» У меня можно оказаться на «Здоровых переменках», получить «Призы здоровья», на уроках обязательны валеологические паузы.

Меняю формы работы, не представляю своих уроков без музыки. Она звучит всегда. Прочитала, что произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение, а «Лунная соната» благоприятно влияет на сердечно - сосудистую систему.

Вместе с моими учениками уходит и часть моей жизни, может быть не самая простая, но счастливая. Надеюсь, мы добрые друзья, и наши встречи в будущем будут также приятны, как и в настоящем.

Моя любовь к химии не остаётся не замеченной моими учениками. Ведь каждый день я отдаю им частичку своего сердца. Поэтому Школьная химия стала отправной точкой для выбора профессионального пути многих моих учеников. Большинство из моих выпускников закончили химико-технологический институт и в настоящее время успешно трудятся в различных отраслях химии. Главное, что они «состоялись» в таком непростом современном мире…

Замечательно, что у меня есть такое продолжение! Я не только счастливый учитель, я счастливый человек, потому что уже более тридцати лет сопричастна будущему России, в которое у меня есть все основания верить.. А не это ли главный смысл нашей учительской работы - заразить детей своей увлечённостью и научить их добиваться поставленной цели? И на любой ниве сеять доброе и вечное …

Миссия учителя - воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей.
И я всегда помню слова Я.А.Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».

«Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?
На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь!

Спасибо за ваше внимание!




© 2010-2022