Рабочая программа по духовно нравственному воспитанию для 2 класса

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт Программы


Наименование

Программы

Адаптированная рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКС (К) ОУ школа - интернат №12 VIII вида

Основания для разработки Программы

  • Конституция РФ

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Конвенция о правах инвалидов

  • Федеральный закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

  • Устава ГКС(К)ОУ школы-интерната № 12

  • Воспитательной программы ГКС(К)ОУ школы-интерната № 12.

Заказчик Программы

Администрация ГКС (К) ОУ школы - интерната №12

Координатор Программы

Администрация ГКС (К) ОУ школы - интерната №12

Основной разработчик Программы

Администрация ГКС (К) ОУ школы - интерната №12

творческая группа педагогов

Стратегическая цель Программы

Создание в ГКС (К) ОУ школе - интернате №12 воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции выпускника учебного учреждения

Стратегические задачи Программы

- организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, созданию комфортных условий для обучения и воспитания детей;

- организация оптимального воспитательного поля, единого коррекционно-воспитательного режима в школе-интернате.

- воспитание и развитие личности, способной к саморегуляции эмоций и мотивов поведения, к самоопределению и самореабилитации в семье и в социуме,

- обучение и привитие прочных навыков самообслуживания;

- формирование познавательных интересов;

-выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла,

- обеспечение выпускникам объема знаний, умений, навыков, социального опыта необходимых для успешной интеграции во взрослую жизнь;

Сроки реализации

Программы

2014 - 2015 учебный год.

Основные мероприятия Программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально - персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности. Терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники финансирования

Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально - экономической эффективности

Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющемся социальном окружении

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%


Система организации контроля исполнения Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам. директора по ВР


Постановление об утверждении Программы

Решение педагогического совета

Протокол № от 2015г.





Содержание

1. Нормативно-правовая база

2. Пояснительная записка

3. Цель программы.

4. Задачи программы.

5. Виды деятельности.

6. Методы реализации программы.

7. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

8. Календарно-тематическое планирование.

9. Литература.







Нормативно-правовая база

1. Конституция РФ 1993г.

2. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990г.)

3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 27.07 1996г. № 124-ФЗ

4. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ №48 от 04.09.1997г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов

5. Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья от 12.03.1997г.

6. Федеральный закон об образовании в РФ №273 ФЗ от 29.12.2012г.

7. Программа воспитательной работы ГКС(К)ОУ школы-интерната №12

Пояснительная записка

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с четырьмя положениями:

1. Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных,

образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения,

утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Причин существующих проблем духовно-нравственного образования достаточно много и одна из них- абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Цель: духовно-нравственное и гражданское становление обучающихся, их ценностно-смысловое самоопределение.

Задачи:

1. Признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния;

2.Формирование национальной идентичности личности;

3.Формирование основ толерантного сознания обучающихся;

4.Формирование у школьников чувств собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека

5. Развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом)

6.Развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); сочувствия, сопереживания;

7. Создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

8. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.

Программа реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика внеклассной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Воспитательские занятия призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия

нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Обучающиеся 1 класса должны иметь представление о:

-правилах поведения в школе (на перемене, в столовой, библиотеке, школьном дворе);

-о добром отношении к людям (о добре и зле; волшебных (добрых) словах; добрых и недобрых делах; друзьях; уважении к другим);

- трудолюбии и добросовестности; прилежности и старательности в труде в классе, школе и дома;

-правилах аккуратности (культуре внешнего и вида; аккуратности дома; умении держать данное обещание; ценности своего и чужого времени);

-правилах поведения на улице и дома;

- этикете школьника (правилах знакомства со взрослыми и сверстниками; правилах общения с окружающими; правилах поведения за столом (в гостях и дома)

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться простыми правилами нравственности (правилами товарищества; правилами дружной работы; правилами честной игры и состязаний; правилами вежливости);

-уважительно относиться к родителям, учителям, друзьям, людям;

- играть и работать, соблюдая правила поведения в школе, дома, на улице;

- соблюдать правила поведения за столом (в столовой школы, дома и в гостях)

- знакомиться со взрослыми и сверстниками, общаться и поддерживать беседу с собеседником;

-следить за своим внешним видом и поддерживать его в надлежащем виде.







Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Форма работы

Литература

1

03.09

«Уроки добра»

Беседа

А. В. Давыдова « Классные часы»

2

10.09

«Правила поведения в школе»

Обсуждение

Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании

3

17.09

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Обсуждение

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании

4

24.09

«Школа вежливых наук»

Обсуждение

А. В. Давыдова « Классные часы»

5

01.10

«Моя семья»

Беседа. Разбор ситуации

А. В. Давыдова « Классные часы»

6

15.10

«Помоги братьям меньшим»

А. В. Давыдова « Классные часы»

7

22.10

«Уроки дружбы»

Обсуждение

А. В. Давыдова « Классные часы»

8

29.10

«Вежливость как часть жизни»

Беседа. Разбор ситуации

Т. Л. Белоусова

Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1

9

05.11

«Москва - столица нашей Родины»

Беседа

Сайт «Социальная сеть работников образования».

10

12.11

«Мой родной город»,

Беседа

А. В. Давыдова « Классные часы»

11

26.11

«Язык родной, дружи со мной»

Беседа

Т. Л. Белоусова

Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1

12

03.12

Операция «ДЛД» (делай людям добро»)

Беседа. Разбор ситуации

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании

13

10.12

«Встреча с защитниками земли Русской»

Беседа. Разбор ситуации

Т. Л. Белоусова

Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1

14

17.12

«Любимые герои русских народных сказок»

Чтение

А. В. Давыдова « Классные часы»

15

24.12

«Конституция-закон нашей жизни»

Беседа. Разбор ситуации

Сайт «Социальная сеть работников образования».

16

07.01

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Беседа

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании

17

14.01

Игры народов России.

Час игры

А. В. Давыдова « Классные часы»

18

21.01

«Что такое доброта?»

Беседа

Кондратьева Е.П. Проекты

19

28.01

«Трудиться - всегда пригодиться»,

Обсуждение

Т. Л. Белоусова

Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1

20

04.02

«Что значит - быть учеником?»

Час общения

Сайт «Социальная сеть работников образования».

21

11.02

«Мой домашний любимец».

Обсуждение

А. В. Давыдова « Классные часы»

22

25.02

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Обсуждение

Т. Л. Белоусова

Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1

23

03.03

«Познаём мир вместе».

Беседа

Кондратьева Е.П. Проекты

24

10.03

«Навыки жизни»,

Обсуждение

25

17.03

«Все мы разные, но все мы равные»

Беседа. Разбор ситуации

Сайт «Социальная сеть работников образования».

26

24.03

«С детства дружбой дорожи»

Час общения

Т. Л. Белоусова

Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1

27

31.03

«Мир человеческих отношений»

Беседа

А. В. Давыдова « Классные часы»

28

14.04

Первый в космосе

Просмотр фильма

29

21.04

Что я знаю о своём прадедушке, дедушке?

Час общения

Сайт «Социальная сеть работников образования».

30

28.04

Письмо солдату

Обсуждение

Кондратьева Е.П. Проекты

31

05.05

Просмотр фильмов - военно-патриотической тематики

Просмотр фильмов

32

12.05

Я -воспитанный человек

Час общения

Сайт «Социальная сеть работников образования».

33

19.05

«Порадовать близких - это не просто»

Час общения

Кондратьева Е.П. Проекты

34

26.05

Доброе слово - что ясный день











Литература

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71

  2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-6

  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.; под редакцией А.Б.Воронцова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.

  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казаченок [и др.]; под ред. А. Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.

  5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

  6. Кондратьева Е.П. Проекты-3:проблемы, поиск, опыт/Е.П.Кондратьева.-Чебоксары.-2012.

  7. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

9.Внеурочная работа в школе [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. и прогр. - М.: ООО "Дистанционные технологии и обучение", 2011. - 1 электрон. опт. диск (1 CD).

10.Духовно-нравственное воспитание. №1/2011 [Электронный ресурс]: научно-просветительский журнал: электронное приложение. - Электрон. дан. и прогр. - М.: ООО "Школьная Пресса", 2011.

11. Сайт «Социальная сеть работников образования».



© 2010-2022