- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Классный час Душа моя Сибирь (10 класс)
Классный час Душа моя Сибирь (10 класс)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чалова М.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План классного часа
«Душа моя - Сибирь» (по творчеству красноярских поэтов)
Цель:
- познакомить с творчеством поэтов; формирование уважения и интереса к поэтическому творчеству;
- развитие эмоционально-оценочного отношения к поэтическому творчеству
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании поэтических произведений в различных сферах деятельности обучающихся
Методические принципы:
-коммуникативная направленность классного часа;
-сознательность и активность обучающихся в овладении творческим материалом;
-использование разнообразной наглядности;
-развитие способностей обучающихся использовать творчество как инструмент общения
Программируемые действия в процессе подготовки классного часа:
Работа над литературным материалом предполагает:
отбор содержания материала; говорение в монологе и диалоге.
Чтение текстов с обсуждением прочитанного ;
Актуализация знаний в форме обсуждений, споров, само- и взаимооценки;
Поиск материала в интернет-источниках;
Театрализация и ситуативное общение
Организация рабочего пространства:
Горящие свечи, символизирующие вечную жизнь и красоту поэзии;
Гитара как символ творческого поиска, единения музыки, поэзии, человека, природы
«Имитация поезда» как движение вперед, постоянное развитие творчества, представление пути « от прошлого к будущему»
«Круглый стол»- создание условий для продуктивной коммуникации
-
Организационная часть:
Классный руководитель: «Когда Губернатора Красноярского края Кузнецова Л.В. спросили, чем может гордиться наш край, он назвал не стройки и заводы, а симфонический оркестр, театр оперы и балета и творчество красноярских писателей».
Наиболее яркой составляющей нашей литературы является поэзия.
-
Да, много поэтов хороших и разных на земле Сибирской, чьи стихи покоряют меня своим удивительным сиянием. И хочется о всех сказать множество добрых слов, немного коснуться их творчества. Предлагаю отправиться путешествовать вместе с поэзией по Сибирским просторам.
-
1-й учащийся (под стук колес поезда) декламирует отрывок стихотворения Романа Солнцева. Инсценировка отрывка стихотворения Р.Солнцева « В сером поезде … »:
В сером поезде длинном где-то возле Уяра
о романсе старинном вдруг вздохнула гитара.
Две девчонки и летчик, пионер из Ташкента
И угрюмый молодчик встали близ инструмента.
…Мимо липы летели, тучи шли в поднебесье…
Слишком долго не пели, только слушали песни.
Ведущий: Есть у меня бесконечно любимые поэты. Вот к ним-то я и отношу Романа Солнцева. Он, поэт, сам осваивал Сибирь, но не по учебникам и картам, а объездил наш край из конца в конец, многое увидел, многое воспринял восторженно. И Роман Солнцев не рассказывал о Сибири, а пел ее в стихах и прозе.
В небе снег, на берегу.
Черная вода.
Снова к северу бегу.
Мимо - города.
Трактора да бревен ряд -
Желтая гора -
Где я много лет назад
Грелся у костра.
Но сегодня мне назад
Не вернуться в срок…
Как мочалку теребят
Люди костерок.
И не греет - лишь блестит
На ветру огонь…
А кораблик мой летит,
Чувствуя огонь…
Классный руководитель:
Солнцев Роман Харисович (21 мая 1939- 17 апреля 2007) - российский поэт, писатель, драматург.
Роман Солнцев работал в геологических партиях в Сибири, автор более тридцати книг стихов и прозы. По пьесам Солнцева ставились спектакли в театрах Москвы, Красноярска и других городах.
Ведущий:
Очень богата палитра поэта. Сама манера его уже интересна: чувство поэта крепко соединено с повседневной жизнью и как бы передает разнообразие оттенков, какое ему дарит мир. Его лирика - поэтическая исповедь тонкой чуткой души влюбленного в жизнь, молодость, красота человека. Нужно только понять его стихи, почувствовать его дыхание.
Недвижен лес в блестящей паутине,
Он полон ягод, полон колдовтсва.
Ты вдруг увидел - на одной осине
Затрепетала вся ее листва.
И стихла вмиг. Не смейся, как другие,
Над этим чутким деревцем в лесу…
Пусть остальные дремлют, золотые,
Не проронив медовую росу.
Поистине Роман Солнцев зрелость обрел на земле Красноярской и стал сибиряком.
Хожу ли по Москве, плыву ли по реке,
Лежу ли на стогах, сижу ли ночь без сна…-
Средь новых городов, стоишь ты вдалеке,
О Родина моя - избушка в два окна!...
Классный руководитель:
Наш поезд едет к следующей творческой станции…
(На экране : Портрет И.Д. Рождественского
Рождественский Игнатий Дмитриевич (1910-1969 гг.)
В 1936-1937г. работал в Игарке. Город еще только строился, и как учитель и поэт Рождественский отдал его становлению немало сил. «Мы читали и слушали стихи Пушкина, Некрасова, Лермонтова, - писал много лет спустя бывший игарский школьник Виктор Астафьев. - Мы любили творения этих великих поэтов, а вот про нас, про Заполярье, про Игарку писал Игнатий Дмитриевич. И нам, конечно же, стихи его казались самыми прекрасными…
Здесь все твое! Весь край суровый,
И широта, и высота,
От малой веточки кедровой
До исполинского хребта.
Здесь все твое! Луга и нивы,
Цветы, туман и облака,
И ветер мягкого порыва,
И трав шумящие шелка.
Здесь все твое! Владей умело
Всем, что завещано тебе.
Здесь все твое! Впрягайся в дело,
Вовек не кланяйся судьбе.
Хотя Игнатия Ро ждественского нет среди нас более, голос его по-прежнему звонок и не смолкаем, а стихи его бессмертны. Восхваление родного края - вот что свойственно ему в его стихах, в которых он ведет задушевный разговор о Сибири и сибиряках.
Где найдешь края такие,
Здесь у нас морошка и черника,
Сливы, не боящиеся зим,
Люди здесь от мала до велика
Хлебосольством славятся своим.
Хоть пройди полсвета, полземли?
Здесь у нас потоки буровые,
Соболи, пшеницы наливные,
Лиственницы, скалы, хрустали.
("Мой край")
Классный руководитель:
Глубокое понимание отношений человека и природы свойственно поэтам нашего края. Да и не могут оставить их безучастными мерцающие звезды, плавающие в берегах Енисея, зовущие петь об ответственности человека перед красотой природы, перед историей.
Ведущий:
Об этом и звучат стихи эвенкийского поэта Алитета Немтушкина. Родная земля Эвенкия - главная тема его книги стихов "Костры моих предков". Поэт пишет в ней "о счастье новом, солнце новом", которое "обрели для себя эвенки".
А. Немтушкина привлекает меня все больше:
Из эвенков первый задумал я
Разводить костры на бумажном льду.
Чтобы песни, как искры, пронзили тьму.
Чтобы грели в стужу людские рты.
Приходите, друзья, к костру моему
И плесните в огонь своей доброты.
Ведущий:
Прелестную тайну суровой красоты Севера сумел раскрыть эвенкийский поэт:
1-й чтец:
Отчего пламенеют леса
И сверкают на сто ладов?
Или огненная лиса
Набросала здесь рыжих следов?
Отчего розовеет туман?
2-й чтец:
И хочу я спросить еще:
Отчего каждый куст румян,
Словно чем-то сильно смущен?
Даже в самой густой тени,
Как костры, на каждом шагу…
Это в жаркие летние дни
Целовало солнце тайгу!
Классный руководитель:
Какая смелая точность, какое торжество эпитетов!
Сон сковал озер глазницы,
Загустел туман белесый,
Улетая, плачут птицы -
Это осень, это осень.
Мелодичные звучания его стихов наполняют меня яркими, броскими ощущениями. Зачитываюсь ими. Хочется без конца повторять неповторимые строки вслух!
Ведущий:
Этих поэтов уже с нами нет, но стихи сохраняют солнечность взгляда, сочность письма. Свет своего таланта они передали молодым красноярским поэтам:
Пасмурным вечером, утром ли солнечным
Всюду в бору нахожу я приют!
Старые чёрные шишки под соснами,
Будто бы чёрные розы цветут.
Классный руководитель:
Это - строки из стихотворения Николая Викторовича Гайдука. Николай Викторович живет и творит в Красноярске.
Министерством образования и науки Красноярского края произведения этого поэта включены в школьную программу.
Творчество автора, члена Союза писателей России, отличается ярким самобытным языком, высоко отмеченным не только среди русского читателя, но и за границей - в Аргентине, Франции, Польше, Канаде.
СРЕДИ КРАСОТЫ И ПОКОЯ
Красит вечер тихие просёлки
На сухом исходе сентября.
По дорогам, по лугам и сёлам
Пожинает золото заря.
Небо стало ниже, поле глаже,
Облаком вдали стоят кусты.
Есть в лице у русского пейзажа
Неземные нежные черты!
Задремала церковь на угоре
И в туман закуталась вода,
И тебе навстречу на просторе
Тянет руку первая звезда.
Классный руководитель:
Да, вся поэзия земли Сибирской ярче неповторимого и разноцветного сияния севера и громче громовых ударов, потому что голос поэта, как эхо в горном ущелье, ДОЛОГ, БЕССМЕРТЕН, ВЕЧЕН!
Сегодня была первая встреча с красноярской поэзией, и в дальнейшем мы будем продолжать знакомиться с нашими земляками-поэтами.
Я хочу узнать, какое впечатление произвела на вас поэзия, как вы ощутили нужность поэзии
-Из представленных вам фраз, пожалуйста, выберите те, которые соответствуют вашему настроению. Сможете также предлагать свои суждения.
Учащиеся читают только те фразы, которые близки их настроению:
«Мне нравятся стихи о сибирской природе»
«Я почувствовал удовольствие от услышанного»
«Я абсолютно равнодушен к стихам»
«Я стал любить Сибирь еще больше»
«Я не буду читать стихи»
«Ничего нового я не услышал»
«Я не буду читать стихи, но послушаю их с удовольствием»
«Я чувствовал доброту слова сегодня»
«Не понял, зачем мне нужны стихи о Сибири»
«Ничего не вынес из этого классного часа»
«Меня вдохновила стихи, музыка, картины сибирской природы»