Материалы на краевой конкурс среди школьных уполномоченных по правам ребенка. Программа

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАТЕРИАЛЫ НА КРАЕВОЙ КОНКУРС СРЕДИ ШКОЛЬНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ РЕБЁНК


Программа развития гражданско-правовой культуры

участников образовательного процесса

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Михайловска

Шпаковского муниципального района Ставропольского края


1. Информационная карта

Полное название проекта: Развитие гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса

Цель программы:

- развитие гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса, как составной части целостной системы учебно-воспитательной работы;

- обеспечение и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса.

Задачи программы:

- подготовка обучающихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни;

- обеспечение каждому участнику образовательного процесса защиты его

прав и уважения личности;

- воспитание у школьников гражданское достойное поведение в

практике межличностного общения;

- развитие в рамках внеурочной воспитательной работы направлений и форм, связанных с гражданско-правовым развитием обучающихся (ролевые игры, дискуссии, дебаты, активизация ученического самоуправления);

- работа с педагогическими кадрами, направленная на рост профессиональной компетенции педагогов, на развитие их профессиональных умений, на формирование у них толерантного отношения к ученикам, родителям, их правам и интересам, на более глубокое осознание педагогами своих прав и обязанностей;

- вовлечение родителей обучающихся в правовое пространство;

- повышение правовой информированности участников образовательного процесса.

Частные задачи по:

- усвоению обучающимися определенной суммы знаний о правовых нормах;

- системному и организованному правовому просвещению;

- повышению правовой культуры школьников, учителей и родителей.

Основная идея программы: Реализация мероприятий, направленных на создание условий для комплексного развития гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса.

Направления деятельности:

- образовательно-содержательное (правовое);

- воспитательное.

Авторы проекта

Шевченко Галина Геннадьевна, уполномоченный по защите прав и законных интересов ребёнка

Название проводящей организации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30».

Адрес организации

356240, Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск,

ул. Никонова 49/1

Тел./факс (886553)2-37-16

Электронная почта: [email protected],

сайт: new-school30.ucoz.ru/

Место проведения

356240, Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск,

ул. Никонова 49/1

Тел./факс (886553)2-37-16

Электронная почта: [email protected],

сайт: new-school30.ucoz.ru/

Количество участников

2010-2011 уч. г. - 526 человек

2011-2012 уч. г. - 560 человек

2012-2013 уч. год - 637 человек

2013-2014 уч. год - 725 человек

Сроки проведения

Октябрь, 2010 г. - октябрь, 2015 г.

2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность проблемы, на решение которой направлена программа.

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека его прав и свобод высшей ценностью определяют новые задачи для отечественной системы образования.

Одним из важнейших направлений современного образовательного процесса является правовое образование обучающихся. Качественное образование невозможно представить без образования молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений.

В России в настоящее время правовое образование находится в центре внимания педагогической общественности. Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Правовое образование и воспитание представляют собой целенаправленное, планомерное и систематическое воздействие на личность, формирующее правовую культуру.

Субъектами правообразовательной деятельности являются:

- государство

-непосредственные участники образовательного процесса (обучающиеся, их родители, педагоги, сотрудники школы)

- социальные партнеры

Принципы организации правового образования обучающихся:

- активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;

- наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;

- связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

- учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Уровни правового образования соответствуют ступеням школьного образования: начальная школа, основная школа и старшая школа.

Основными формами правового образования являются:

- правовое обучение;

- правовая пропаганда;

- самообразование и самовоспитание.

Этапы правового образования, нацеленного на формирование правовой культуры:

1. правовая осведомлённость

2. правовая компетентность

3. правовая культура

2.2. Направления программы:

В образовательном учреждении ведётся работа по направлениям:

- образовательно-содержательное (правовое);

- воспитательное.

Основные направления программы реализуются через:

- правовое просвещение;

- методическую помощь классным руководителям в проведении мероприятий по правовой тематике;

- подготовку методических разработок и рекомендаций по проведению мероприятий в разных возрастных группах;

- консультативную деятельность;

- разрешение конфликтных ситуаций.

Приоритетные виды деятельности:

- встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.

- сюжетно-ролевые игры с элементами знакомства с деятельностью судебных и правоохранительных органов, разбор проблемных ситуаций.

- конкурсы рисунков «Я - человек, имею право…".

- акции "Чужого горя не бывает ";

- благотворительные марафоны «Спешите делать добро».

Механизм реализации программы

1. Организационный этап (октябрь, 2010 г. - январь, 2011 г.)

Разработка нормативных документов, программы, плана работы.

2. Основной этап ( февраль, 2011 г. - май, 2015г.)

Реализация разработанной программы.

3. Обобщающий этап (сентябрь, 2015 г. - октябрь, 2015 г.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития

2.3. Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

• Всеобщая декларация прав человека

• Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

• Конституция Российской Федерации

• Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

• Закон Ставропольского края № 72-КЗ от 0.07.2013 «Об образовании»

• Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

• Закон Ставропольского края № 52-кз 29.07.2009 «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»

• О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012)

• Закон Ставропольского края № 94-кз от 11.11.2010 «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства»

• Федеральный закон от 21.07.2011 N 252-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

• Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

• Устав МКОУ «СОШ № 30» г. Михайловска

• Положение о школьном уполномоченном по правам ребёнка

МОУ СОШ № 30 г. Михайловска

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

- школьный омбудсмен, координирующий работу по выполнению программы

- классные руководители, обеспечивающие выполнение программы

Педагогические условия:

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Создание ситуации успеха.

4. Систематическое информирование о реализации программы на информационном сайте школы (new-school30.ucoz.ru/).

Методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы деятельности и планов работы на каждый учебный год, проведение и организацию работы по правовому воспитании и образованию.

2.4. Прогнозируемые результаты и перспективы развития программы

1.Повышение правовой культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.

2.Воспитание социально активного гражданина.

3.Повышение социальной активности и уровня социализации обучающихся.

4.Развитие коммуникативных способностей и толерантности. 5. Личностный рост участников реализации программы.

2.5. Тиражирование опыта:

- регулярное информирование о реализации программы на информационном сайте школы (new-school30.ucoz.ru/)

Эффективность программы во многом зависит также от целенаправленной и систематической всех участников образовательного процесса по повышению собственной правовой культуры.

Данная программа является логическим продолжением образовательного процесса.

3. Список использованной литературы

1. Журнал «Классное руководство и воспитание школьников» 2009 - 2013 г.г.

2. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2010

3. Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М: Изд.дом «Новый учебник», 2002

4. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007

5. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999

6. Никитин А.Ф. Права ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2000

7. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педагогическое общество России, 2005

8 Права, обязанности и ответственность: от 0 до 18. - М.: Фонд «Созидание», ИД «Юриспруденция», 2006. 10. Права вашего ребенка / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педаго¬гическое общество России, 2005

9. Права человека и учебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004

10. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сборник материалов. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - 208 с. -(Серия «Организация правового образования»; Вып. II)

11. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2000

12. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. - М.: «Академия», 1997

13. Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практическое применение. // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002

14. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002

15. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Для учителей 7 кл. школ гуманитарного профиля / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 3-е изд. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004

16. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 классы: Пособие для учителя / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». - 2-е изд., перераб.. - М: ЗАО «Издательство «Вече», 2003

17. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос»

28. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995

Рекомендуемые сайты Интернета:

1. ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека РФ

2. hro.org - портал «Права человека в России»

3. sakharov-center.ru/index.htm - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени А.Д. Сахарова

4. school-sector.relarn.ru/prava

5. gubernator.stavkray.ru/

Директор МКОУ «СОШ № 30»

г. Михайловска М.П. Атаманченко



© 2010-2022