- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Материалы на краевой конкурс среди школьных уполномоченных по правам ребенка. Программа
Материалы на краевой конкурс среди школьных уполномоченных по правам ребенка. Программа
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шевченко Г.Г. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МАТЕРИАЛЫ НА КРАЕВОЙ КОНКУРС СРЕДИ ШКОЛЬНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ РЕБЁНК
Программа развития гражданско-правовой культуры
участников образовательного процесса
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Михайловска
Шпаковского муниципального района Ставропольского края
1. Информационная карта
Полное название проекта: Развитие гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса
Цель программы:
- развитие гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса, как составной части целостной системы учебно-воспитательной работы;
- обеспечение и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса.
Задачи программы:
- подготовка обучающихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни;
- обеспечение каждому участнику образовательного процесса защиты его
прав и уважения личности;
- воспитание у школьников гражданское достойное поведение в
практике межличностного общения;
- развитие в рамках внеурочной воспитательной работы направлений и форм, связанных с гражданско-правовым развитием обучающихся (ролевые игры, дискуссии, дебаты, активизация ученического самоуправления);
- работа с педагогическими кадрами, направленная на рост профессиональной компетенции педагогов, на развитие их профессиональных умений, на формирование у них толерантного отношения к ученикам, родителям, их правам и интересам, на более глубокое осознание педагогами своих прав и обязанностей;
- вовлечение родителей обучающихся в правовое пространство;
- повышение правовой информированности участников образовательного процесса.
Частные задачи по:
- усвоению обучающимися определенной суммы знаний о правовых нормах;
- системному и организованному правовому просвещению;
- повышению правовой культуры школьников, учителей и родителей.
Основная идея программы: Реализация мероприятий, направленных на создание условий для комплексного развития гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса.
Направления деятельности:
- образовательно-содержательное (правовое);
- воспитательное.
Авторы проекта
Шевченко Галина Геннадьевна, уполномоченный по защите прав и законных интересов ребёнка
Название проводящей организации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30».
Адрес организации
356240, Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск,
ул. Никонова 49/1
Тел./факс (886553)2-37-16
Электронная почта: [email protected],
сайт: new-school30.ucoz.ru/
Место проведения
356240, Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск,
ул. Никонова 49/1
Тел./факс (886553)2-37-16
Электронная почта: [email protected],
сайт: new-school30.ucoz.ru/
Количество участников
2010-2011 уч. г. - 526 человек
2011-2012 уч. г. - 560 человек
2012-2013 уч. год - 637 человек
2013-2014 уч. год - 725 человек
Сроки проведения
Октябрь, 2010 г. - октябрь, 2015 г.
2. Пояснительная записка
2.1. Актуальность проблемы, на решение которой направлена программа.
Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека его прав и свобод высшей ценностью определяют новые задачи для отечественной системы образования.
Одним из важнейших направлений современного образовательного процесса является правовое образование обучающихся. Качественное образование невозможно представить без образования молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений.
В России в настоящее время правовое образование находится в центре внимания педагогической общественности. Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
Правовое образование и воспитание представляют собой целенаправленное, планомерное и систематическое воздействие на личность, формирующее правовую культуру.
Субъектами правообразовательной деятельности являются:
- государство
-непосредственные участники образовательного процесса (обучающиеся, их родители, педагоги, сотрудники школы)
- социальные партнеры
Принципы организации правового образования обучающихся:
- активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;
- наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;
- связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
- учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Уровни правового образования соответствуют ступеням школьного образования: начальная школа, основная школа и старшая школа.
Основными формами правового образования являются:
- правовое обучение;
- правовая пропаганда;
- самообразование и самовоспитание.
Этапы правового образования, нацеленного на формирование правовой культуры:
1. правовая осведомлённость
2. правовая компетентность
3. правовая культура
2.2. Направления программы:
В образовательном учреждении ведётся работа по направлениям:
- образовательно-содержательное (правовое);
- воспитательное.
Основные направления программы реализуются через:
- правовое просвещение;
- методическую помощь классным руководителям в проведении мероприятий по правовой тематике;
- подготовку методических разработок и рекомендаций по проведению мероприятий в разных возрастных группах;
- консультативную деятельность;
- разрешение конфликтных ситуаций.
Приоритетные виды деятельности:
- встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.
- сюжетно-ролевые игры с элементами знакомства с деятельностью судебных и правоохранительных органов, разбор проблемных ситуаций.
- конкурсы рисунков «Я - человек, имею право…".
- акции "Чужого горя не бывает ";
- благотворительные марафоны «Спешите делать добро».
Механизм реализации программы
1. Организационный этап (октябрь, 2010 г. - январь, 2011 г.)
Разработка нормативных документов, программы, плана работы.
2. Основной этап ( февраль, 2011 г. - май, 2015г.)
Реализация разработанной программы.
3. Обобщающий этап (сентябрь, 2015 г. - октябрь, 2015 г.)
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития
2.3. Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
• Всеобщая декларация прав человека
• Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
• Закон Ставропольского края № 72-КЗ от 0.07.2013 «Об образовании»
• Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
• Закон Ставропольского края № 52-кз 29.07.2009 «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»
• О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012)
• Закон Ставропольского края № 94-кз от 11.11.2010 «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства»
• Федеральный закон от 21.07.2011 N 252-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
• Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
• Устав МКОУ «СОШ № 30» г. Михайловска
• Положение о школьном уполномоченном по правам ребёнка
МОУ СОШ № 30 г. Михайловска
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
- школьный омбудсмен, координирующий работу по выполнению программы
- классные руководители, обеспечивающие выполнение программы
Педагогические условия:
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Создание ситуации успеха.
4. Систематическое информирование о реализации программы на информационном сайте школы (new-school30.ucoz.ru/).
Методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы деятельности и планов работы на каждый учебный год, проведение и организацию работы по правовому воспитании и образованию.
2.4. Прогнозируемые результаты и перспективы развития программы
1.Повышение правовой культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.
2.Воспитание социально активного гражданина.
3.Повышение социальной активности и уровня социализации обучающихся.
4.Развитие коммуникативных способностей и толерантности. 5. Личностный рост участников реализации программы.
2.5. Тиражирование опыта:
- регулярное информирование о реализации программы на информационном сайте школы (new-school30.ucoz.ru/)
Эффективность программы во многом зависит также от целенаправленной и систематической всех участников образовательного процесса по повышению собственной правовой культуры.
Данная программа является логическим продолжением образовательного процесса.
3. Список использованной литературы
1. Журнал «Классное руководство и воспитание школьников» 2009 - 2013 г.г.
2. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2010
3. Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М: Изд.дом «Новый учебник», 2002
4. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007
5. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999
6. Никитин А.Ф. Права ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2000
7. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педагогическое общество России, 2005
8 Права, обязанности и ответственность: от 0 до 18. - М.: Фонд «Созидание», ИД «Юриспруденция», 2006. 10. Права вашего ребенка / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педаго¬гическое общество России, 2005
9. Права человека и учебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004
10. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сборник материалов. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - 208 с. -(Серия «Организация правового образования»; Вып. II)
11. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2000
12. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. - М.: «Академия», 1997
13. Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практическое применение. // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002
14. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002
15. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Для учителей 7 кл. школ гуманитарного профиля / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 3-е изд. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004
16. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 классы: Пособие для учителя / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». - 2-е изд., перераб.. - М: ЗАО «Издательство «Вече», 2003
17. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос»
28. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995
Рекомендуемые сайты Интернета:
1. ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека РФ
2. hro.org - портал «Права человека в России»
3. sakharov-center.ru/index.htm - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени А.Д. Сахарова
4. school-sector.relarn.ru/prava
5. gubernator.stavkray.ru/
Директор МКОУ «СОШ № 30»
г. Михайловска М.П. Атаманченко