Чтение в современном обществе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтение в обществе.

В эпоху формирования глобального информационного общества и стремительных социальных изменений чтение важно как никогда. Оно становится одним из ключевых инструментов освоения информации и знаний, образования, повышения культурной компетентности и поэтому нуждается в целенаправленной поддержке.

Анализируется чтение как влиятельный фактор общественной жизни, рассматриваются причины снижения интереса к чтению в России и в других странах, определяется деструктивная роль этого феномена в жизни социума. Возрождение интереса населения России к чтению должно способствовать решению жизненного важных проблем российского общества.

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Чтение, книга, библиотека на протяжении всей истории развития обществ привлекали лучшие умы человечества. все великие люди, особенно писатели, были и великими читателями: Шиллер, Гете, Пушкин, Тургенев, Толстой, Горький и многие другие. своим творчеством и подвижничеством они внесли неповторимый вклад в национальную и мировую культуру, формируя у рядового читателя вкус к чтению и высокую духовность.

В истории общественной мысли были и те, кто выступал против чтения для всех. Немецкий философ и поэт Ф. Ницше утверждал: «То, что каждый смеет учиться читать, портит надолго не только писание, но и мысль» . Для Ницше писание и чтение - занятие для избранных, удел сверхчеловека.

Действительность оказалась совсем иной. Взятая в развитии, она убедительно демонстрирует: рост численности умеющих читать и писать является влиятельным фактором общественной жизни во всех её проявлениях. Более того. Резкое снижение в последние годы у населения многих стран мира интереса к чтению вызывает серьёзную озабоченность не только в научных кругах, но и в правящих классах. Проблема чтения стала мировой, глобальной проблемой. в первую очередь это относится к неграмотным людям - тем, кто не владеет навыками чтения, письма и счёта.

По данным ЮНЕСКО, более 771 млн. взрослых жителей планеты не умеют читать, около 100 млн. детей не ходят в школу. Подавляющее большинство неграмотных живёт в 35 самых бедных стран мира, но их немало и в развитых капиталистических странах. В США в докладе «Нация в опасности» (1983 г.) отмечалось, что неграмотность среди юных составляла 17 %. В Японии в 1990-е гг. детей называли «тэрбико» - «дети телевидения». Они просиживали у телевизора от 3 до 6 часов в сутки. В Англии и Франции социологи также отмечают падение у подростков и молодежи интереса к чтению. При этом наметилась тревожная тенденция роста функциональной неграмотности у значительного числа населения, т. е. утрата навыков чтения и письма настолько, что они неспособны к восприятию короткого и несложного текста. В Канаде еще в 1990-е гг. почти четвертая часть населения была отнесена к функционально неграмотным, в Германии около четырех миллионов вторично неграмотных. Во Франции, положившей начало эпохе Просвещения, в 1996 г. около 20 % населения составляли вторично неграмотные.

Действительно, телевидение, мультимедийная форма, особенно Интернет, создают серьёзную конкуренцию чтению. Мировой финансово-экономический кризис ещё более обострил ситуацию. Не случайно уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. и особенно теперь в развитых странах мира начинают широко обсуждать проблему «кризиса чтения», считая, что последствия его еще более негативно могут сказаться на экономической, социальной и духовной жизни нации.

Английские социологи и экономисты выявили прямую зависимость производительности труда, а значит и экономической мощи страны от чтения: кто меньше читает, тот хуже работает. Американский исследователь Д. Козол ещё в 1985 г., приводя цифры о функционально неграмотных американцах, писал: «Неграмотность берёт тяжелую пошлину с нашей экономики, влияет на нашу политическую систему, и, что ещё более важно, на жизнь неграмотных американцев». Тогда потери из-за неё составили около 237 млрд. долларов . Перечень фактов и констатаций, отражающих пагубное влияние «кризиса чтения» можно продолжить. Однако гораздо важнее привлечь внимание к тому, что на Западе уже предпринимаются практические шаги для нейтрализации возникающих рисков и выхода из социально опасной ситуации. В Англии сформулирована национальная идея поддержки чтения. Государство для её реализации выделило 180 млн фунтов стерлингов. Возрастает авторитет книги в семье. 80 % английских семей читают книги детям вслух и обсуждают с ними прочитанное. Целенаправленно поставлена работа с библиотекарями: их учат, как продвигать книгу, чтение в разные читательские аудитории, учитывая интересы последних. В США проблеме чтения огромное внимание уделяют СМИ, особенно телевидение.

Во время работы над инновационной программой мне с группой учёных - педагогов нашего университета удалось побывать в Финляндии и познакомиться довольно подробно с системой образования в этой стране. Мы мало изучаем опыт наших ближайших соседей. Думаю, что эта образовательная система сегодня одна из лучших, и причин тому немало. Это, прежде всего, высокий социальный статус учителя, появление в младших классах учителя чтения, психолога, демократизм в образовании и доверие к ребёнку (оценки не травмируют детскую душу - их вообще не ставят в начальных классах). Социальная нагрузка на обучаемого ребенка за качество чтения и успеваемость снижается в младших классах, а в средних - возрастает. Как некогда в советское время, отчисление учащихся из школы является событием экстраординарным. В Южной Корее общественные организации вместе с родителями коренным образом изменили отношение власти к школьным библиотекам, которые имеются теперь при всех школах.

В современной России, как и в других странах, наблюдается та же ситуация - интерес к чтению заметно понизился. Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе читательской (и писательской) культуры. Как подчёркивают разработчики «Национальной программы поддержки и развития чтения» (о ней ниже), страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

В российском обществе растет социальный слой малограмотных, не умеющих читать молодых людей, относящихся, как правило, к девиантным группам или группам социального риска. По данным МВД РФ, в России более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн. подростков неграмотны, а беспризорность такая же, как после войны. Социальные последствия этого явления для общества крайне негативны.

Как показывает статистика и социологические исследования, эта среда, прежде всего, порождает наркоманов, пьяниц, преступников. Именно малограмотные молодые люди пополняют армию безработных. Мы оказались в группе стран, где показатели уровня грамотности ниже среднего: Испании, Польши, Греции, Латвии, Мексики, Бразилии.

Причины неблагоприятного положения читательской культуры.

О чтении как социальном феномене и его проблемах писали и пишут зарубежные и отечественные исследователи. Соответствующие традиции в России были заложены Х.Д. Алчевской и Н.А. Рубакиным. В далёком 1905 году, характеризуя роль книги, Рубакин указал на то, что книга должна «дать ответ на такой вопрос: что ты книга можешь дать мне, личности человеческой..., моему уму, моему чувству, жизни, борьбе, которую я веду, работе, которую я делаю или намерен делать. От твоего, книга, ответа, который я сам в тебе прочитаю то на строках, а то и между строк зависит всецело, - я друг или враг твой». Такой подход к книге, надо полагать, нисколько не утратил своей актуальности.

Однако сегодня наших современников волнуют другие вопросы.

Каковы причины столь неблагоприятного положения в области читательской культуры? Что делается и что нужно предпринять для предотвращения её дальнейшей деградации, для возрождения социальной престижности чтения? Ответы на поставленные вопросы ищут учёные, представляющие разные отрасли научного знания (историю и психологию, библиотековедение и социолингвистику, культурологию и литературоведение). Огромным исследовательским потенциалом (накопленным опытом также) располагает социология. Специфика социологического подхода в том, что он ориентирован на изучение именно социального аспекта чтения. Предмет социологии - чтение как социальная практика, основным содержанием которой является освоение информации и знаний.

Чтение - один из надёжных механизмов социализации человека, его приобщения к идеям, ценностям и нормам, в которых нуждается общество. Чтение способствует выработке соответствующих социокультурных качеств личности. Обобщив данные исследований, проведённых в разных странах в 1980-1990-х гг., С.Н. Плотников выделил основные отличия в интеллектуальном развитии человека читающего (Ното legens) от нечитающего. Они проявляются в том, что активно читающие люди: 1) способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения; 2) имеют большой объем памяти и активное творческое воображение; 3) лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; 4) точнее формулируют и свободнее пишут; 5) легче вступают в контакты и приятны в общении; 6) обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социальноценного человека. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимыми условиями профессиональной, социокультурной деятельности людей.

Не ограничиваясь личностным уровнем, социология исследует чтение как социальную практику отдельных групп (демографических, социально-профессиональных, поселенческих. классовых), в разных обществах и как общемировую проблему.

Отечественная социология накопила обширный эмпирический материал на различных этапах развития нашей страны и имеет давние традиции. Изучениечитательской аудитории было одним из самых развитых направлений прикладных социологических исследований уже в начале ХХ в. Особенно интерес социологов к проблеме чтения возрос в 20-е гг. ХХ в., когда решалась проблема ликвидации неграмотности. Однако в конце 20-х гг. и до 1956 г. социологические исследования чтения были по сути дела прерваны, поскольку социология разделила участь генетики и кибернетики - была объявлена «буржуазной лженаукой».

Начиная с середины 50-х гг. ХХ в. и до настоящего времени интерес социологов к проблемам чтения значительно возрос . Главным предметом исследования уже в конце 50-х гг. является изучение читательского спроса, который рассматривается как основной показатель читательского интереса. При этом социологи исследовали чтение в таких социальных группах, как рабочие, молодёжь, сельские жители, интеллигенция и др., а также определяли роль общественных организаций и социальных институтов в приобщении населения к чтению.

Длительное время социологические проблемы чтения рассматривались в рамках «свободного времени», «социологии досуга», этносоциологии. Возникло целое направление исследований - социология чтения, которая анализирует чтение как многофакторную систему. Она не только вскрывает социальный генезис и социальные функции чтения, но и служит одной из наук об управлении жизнью книги и её ролью в формировании личности. Задача социологии чтения -вскрывать социальную природу (сущность) читательских потребностей и интересов, определить место чтения в системе общественных явлений, его роль в формировании духовного мира человека.

Видное место в социологической науке заняли исследования роли библиотек в удовлетворении социокультурных потребностей населения. В ходе этих исследований сложилось два полноценных отраслевых направления: библиотечная социология (прикладное направление) и социология библиотечного дела (теоретическое осмысление библиотечной проблематики).

Раньше в педагогической и психологической литературе чтение интерпретировалось преимущественно как досуговое занятие, как уникальный феномен культуры, а проблема чтения в контексте образовательного роста личности - как фактор повышения компетентности, то за последние годы в трудах педагогов, чтение анализируется как важнейшее средство сохранения интеллектуального и культурного потенциала общества, преемственности знаний и

существенного фактора социокоммуникативного развития человека, как способ развития нравственного потенциала подрастающего поколения . Установлено, что чем меньше культурный опыт человека, тем беднее не только его язык, но и концептосфера .

Общественная жизнь- как враг чтения.

Освоение информации и знаний, связанное с этим формирование личностных качеств - процесс социально обусловленный. Социальная детерминация означает, что главная причина «кризиса чтения» и его последствий коренится в существующих социальных условиях. Врагом чтения стала общественная жизнь, которая не склонна к чтению, потому что не тяготеет к спокойному размышлению, к созерцанию. Честолюбие, эгоизм, сластолюбие, жадность, страсть к приобретению, ненависть (в особенности политическая), зависть, соперничество, борьба за существование, - все это делает жизнь тревожной и жестокой, необходимо отвращает от чтения книг. Если человек любит чтение, это значит, что он не честолюбив, что он лишен страсти к наживе, к приобретению богатства и власти, что он лишен политических страстей. Примечательно, что к такому выводу пришёл отнюдь не социолог, а социологически мыслящий критик литературный критик.

Радикальные рыночные реформы и приватизация государственной собственности в 90-х гг. минувшего века вызвали качественные изменения в социальноклассовой структуре российского общества, многократно усилили социальное неравенство. Реформам сопутствовали ужасающая дифференциация в доходах населения, рост бедности. По данным института социологических исследований в России свыше 60 % населения характеризуется тремя параметрами уровня жизни: «ниже черты бедности», «на грани бедности» и в состоянии «малообеспе-ченности». Естественно, что у этой части населения главное - забота о хлебе насущном, и она мало обеспокоена пищей духовной. Неустойчивое финансовое положение большинства семей сокращает возможности приобретения книг, журналов, газет. Наиболее уязвимы в этом отношении дети, подростки, молодежь.

Разумеется, действуют (и не только в России) и другие факторы. Среди них следует выделить гипертрофированную индустрию развлечений, культ денег, негативное воздействие СМИ, навязывающих потребительские стандарты поведения.

Только наивный человек может полагать, что творящееся в новейшей культурной жизни и СМИ России сегодня - случайно, стихийно, не укладывается в чьи-то планы и программы. Многолетнее бытование на центральных молодёжных каналах и программах калькированных с западного телевидения псевдоинтел-лектуальных шоу и передач вроде «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», «Дом-2», «Фабрика звёзд», «Стань супер-моделью» в ущерб, скажем, анализу концепции социальной политики, оценкам эффективности государства, конкурсам рабочего мастерства, проблемам массовых категорий населения (селян, пенсионеров), жизни науки и искусства преследует только вполне определённые цели.

Социально- культурный смысл чтения.


Большой социально-культурный смысл таит в себе вопрос: что читать? На наш взгляд, легковесность и попустительство, которые демонстрируют, отвечая на него, некоторые авторы, недопустимы. Социальная значимость художественной литературы, к примеру, далеко не однородна. Ценность классической литературы проверена веками. Она никогда не старела и не устареет, пока живо человечество. Уже в девятилетнем возрасте любимым чтением будущего поэта А.С. Пушкина были Плутарх и Гомер. Поступив в лицей, 12-летний Пушкин поражал своих друзей, наставников и даже недоброжелателей необычайной своей начитанностью, прежде всего по французской литературе. Его любимым писателем был Вольтер, первое издание сочинений которого хранится в библиотеке РГПУ им. А.И. Герцена.

В сентябре 1904 г. в разговоре с Н.Н. Гусевым Толстой выразил удивление, как могут люди пренебрегать чтением великих писателей и вместо них читать бездарные и глупые книги модных сочинителей. Толстой часто задумывался над тем, что будут читать его правнуки. А на вопрос молодых слушателей Пречистенских курсов для рабочих в Москве: «Что нам читать? - великий писатель земли русской ответил: Серьезно я вам скажу: читайте больше старую литературу, она не развратит и не засорит наших умов, новая же только сбивает людей с толку».Вряд ли бульварная литература способствует духовному развитию личности, скорее она ускоряет её духовно-нравственное опустошение. Умение выбрать нужную, интересную книгу - непростая задача. Нередко можно встретить и начитанного человека, но отнюдь не культурно-нравственного. Мы вовсе не призываем не читать современных писателей и поэтов. Нельзя огульно относиться ко всему новому в литературе российской и зарубежной как к плохому. Появилась целая плеяда современных писателей, способных создавать произведения высокого качества. Но пренебрегать классиками было бы величайшей ошибкой.

Решение назревших проблем чтения в немалой степени зависит от того, насколько тесны и органичны связи образовательной практики и науки. Не всё здесь обстоит так, как хотелось бы. Некоторые исследовательские работы, посвященные «открытому чтению», настолько затеорезированы, что простому учителю сложно в них разобраться. Получается парадоксальная ситуация: ученые-педагоги разрабатывают технологические инструментарии приобщения к чтению школьников, а школы в массе своей не берут их на вооружение и всё больше отстраняются от приобщения школьников к чтению.

Проблема чтения - это не только чтение научной, художественной, профессионально ориентированной литературы и периодики. Это проблема освоения информационных знаний, культуры прошлого и настоящего. В условиях

широкого использования мультимедийных средств и особенно Интернета, как показывают исследования, молодёжь чаще всего обращается к развлекательным программам, не требующим никакого напряжения ума. Исключение составляет часть студенческой молодёжи, которая часто подходит к информационным ресурсам сугубо утилитарно, в результате чего мы сталкиваемся с тем, что дипломные и курсовые работы написаны на базе Интернет-ресурсов, нередко в технике «paste-copy», хотя по большинству тем в библиотеках имеются разнообразные и лучше сконструированные источники, предоставляется бесплатная методическая помощь.

проблема чтения вышла за пределы образовательного и культурно-нравственного развития личности. Она стала важнейшей общегосударственной социальной проблемой. Национальная доктрина «Образование Российской Федерации» на период до 2025 года в числе приоритетов государственной политики в области образования и культуры предусматривает решение таких задач, как преодоление духовного кризиса, восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования и культуры; создание основы для устойчивого социокультурного развития. Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений.

Возрождение чтения как приоритетная задача государства.


Для выхода из создавшегося критического положения требуются неординарные усилия со стороны всех институализированных структур как гражданского общества, так и государства. Совершенно очевидно, что привитие навыков к чтению как базовой образовательной компетенции и тем более любви к чтению, как жизненной потребности в решающей степени зависит от семьи и от школы, составляющих важнейшие социальные институты.

За последние годы активность родителей и школы в формировании у детей и подростков интереса к печатному слову, к чтению существенно уменьшилось. Российская семья, переживающая сегодня глубокий кризис нуждается во всесторонней государственной поддержке, без которой она не сможет выполнить свою высокую просветительскую миссию.

Так же остро стоит вопрос и к системе образования, в частности, к школе. Многие социологи считают, что именно на этапе школьного образования теряется читающее поколение. В 1970-е и до середины 80-х годов наша страна считалась самой читающей страной в мире. 90-93% населения регулярно читали книги. Каждая семья выписывала по 2-3 газеты.

Этот факт не отрицают и многие педагоги. Причины видятся им самые разнообразные. Чтение это не легкий труд. Великий Гете неоднократно говорил о трудности чтения. Но именно социализация и предполагает воспитание у детей трудолюбия.

В рамках некоторых исследований прослеживается определенная недооценка социальных аспектов чтения. Далек от совершенства социологический инструментарий. При составлении опросных листов за пределами исследования остаются важные социокультурные проблемы. К примеру, значение чтения для общения, которое само по себе является одним из основных видов социальной деятельности, важнейшим элементом культуры. Или проблема чтения и досуга : одно дело - сидеть у телевизора, работать за компьютером, слушать звукозаписи и другое- обсуждать в кругу друзей, семьи, в школьном кружке прочитанную книгу, статью, побывать на встрече с любимым писателем, поэтом и т.д. Речь идет об активных формах досуга, которые развивают мыслительную функцию человека, повышают его интеллект.

В 2006 г. по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения». Активное участие в этой работе принял Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества и его президент Е.И. Кузьмин. Программа определяет цели, задачи. направления, а также условия, включая ресурсы и институциональные структуры, чья деятельность призвана помочь возрождению в России читательской (и письменной) культуры. Предполагается, что в результате скоординированных действий государственных структур, общественных объединений и бизнеса будет обеспечено повышение интеллектуального потенциала нации, сохранение и развитие культуры России, поддержание и приумножение богатств родного языка.

Программа реализации предусматривает ряд этапов и рассчитана до 2020 г.

Однако, программа поддержки и развития чтения до сих пор не обрела статус федеральной целевой программы. Похоже, даёт о себе знать экономический кризис. А это значит, что говорить о реализации Программы не приходится.

Таким образом отметим следующее: возрождение и развитие массового чтения как одного из социальных и национальных приоритетов будет способствовать решению жизненно важных проблем российского общества, достижению стоящих перед нашей страной стратегических целей. В то же время должно быть ясно, что без коренного улучшения социальных условий и роста качества жизни соотечественников решить проблему «кризиса чтения» невероятно трудно, если вообще это возможно. Необходима эффективная социально ориентированная государственная политика и мощные финансовые вливания в социальную сферу, в т.ч. для поддержки и культивирования чтения. Таково, как нам представляется, непреложное условие продвижения России к информационному обществу, к обществу знания.

Чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение чтения и литературы для детей.


© 2010-2022