Адаптированная рабочая программа кружка Фантазия

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида с.Широкий Буерак Вольского района»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/Белова С.В./


Протокол № __ от

«___»_______2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____/Кудряшова Н.В./

«___»________2015 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ С(К)ШИ

_______/Пушкова И.В./


Приказ № __ от

«___»_______2015 г.





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА



кружка «Фантазия»

2015-2016 учебный год.


















Руководитель кружка: Гавришова М.В.



с. Широкий Буерак

2015 г.

2.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ»

  • Адаптированой образовательной программы ГКОУ СКШИ VIII вида

  • САНПиН

Программа предназначена к реализации в ГКОУ СКШИ VIII вида

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 7-14 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 1 год обучения - по одному часу один раз в неделю . Занятия проводятся с 18.00 до 19.00 часов в среду. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.



Цель программы: социализация подростков с ограниченным возможностями здоровья.

Задачи:

Обучающие - развитие познавательного интереса к декоративно- прикладному искусству; развитие мотивации к занятиям бумагой, пластелином, бисером; формирование знаний по основам композиции, цветоведения, материаловедения; освоение различных техник . Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; определение обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом - определение того «какое значение, смысл для меня имеет учение».

Воспитательные - воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда; освоение системы нравственных ценностей как основание личностного морального выбора, формирования нравственно-правового самосознания.

Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей; формирование эстетического и художественного вкуса; развитие навыков адекватного и равноправного общения, речи; умение видеть красоту в окружающем мире.

Коррекционные- коррекция самооценки, системы ценностей, потребностей, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями, коррекция поведения. повышение социального интеллекта.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию "Я хочу это сделать сам". В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только "под диктовку" воспитателя по принципу " делай как я", выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума с работой рук", а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Объём реализации программы 36 часов.

Занятия производятся 1 раз в неделю по 1 часу по средам.

Возраст детей

Возраст обучающихся 12-15 лет.

Оптимальное количество детей в учебной группе 10 человек, так как при большем количестве обучающихся педагог не сможет работать индивидуально с каждым из них.

Концепция программы:

- интеллектуальное развитие учащихся;

- гуманизация личности;

- формирование жизненной стратегии личности подростка;

- развитие познавательных способностей учащихся;

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея , схемы по бисероплетению, трафареты.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, квиллинга, салфетки, макароны, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; стебли, листья, цветы, соцветия, шишки; пластмассовые бутылки, открытки, обрезки кожи, пенопласт, пластилин, полимерная глина и т. д.




Механизм реализации программы.

Реализация программы даёт обучающимся представления об основных направлениях декоративного искусства и создания композиций разных форм, формирует умения и навыки по их технологическому исполнению, а также воспитывает стремление творчески подходить к процессу создания работ.

При реализации программы "декоративно-прикладное творчество" используются следующие методы:

- беседы.

- наглядные

- практические- изготовление наглядных пособий, образцов изделий для постоянно действующей выставки в учебном кабинете, для оформления интерьера класса.

- участие в выставках, организуемых в учреждении.

Формы обучения.

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

- комбинированное учебное занятие,

- вводное занятие,

- мастер-класс.

Результаты обучения

Личностные: включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Предметные: включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Метапредметные: включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;



3.Учебно-тематическое планирование

Планирование составлено на основе:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8вида: С6.1.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2000. - 224с.

Дополнительная литература:

  1. Т.А.Девяткова, ЛЛ.Кочетова, А.Г.Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова «Социально-бытовая ориентировка»,М., 2004г



4.Содержание тем учебного курса

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1

Вводный блок.

2

2

-

2

Экскурсия.

1

-

1

3

Аппликация.

2

-

2

4

Знакомство с техникой квиллинга.

9

2

7

5

Знакомство с бисером.

8

1

7

6

Знакомство с гофрированной бумагой.

9

1

8

7

Знакомство с солёным тестом. Картина из теста.

5

1

4

8

Оформление выставки

1

1

Всего:

37

7

30

















5.Календарно - тематическое планирование




Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Использование

ИКТ,ТСО

По

плану

По факту

1.

Вводное занятие. Правила распорядка. Техника безопасности.

1

9.09.15г.

9.09.15г.

Презентация по Т/Б .

Работа с природным материалом.


2.

Экскурсия. Заготовка природного материала.

1

16.09.15г.

16.09.15г.

3.

Бусы из ягод.

1

23.09.15г.

23.09.15г.

Образец.

4.

Аппликация из листьев.

1

30.09.15г.

30.09.15г.

5.

Аппликация из листьев.

1

7.10.15г.

7.10.15г.

Работа с бумагой

"Квиллинг"


6.

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1

14.10.15г.

14.10.15г.

Презентация.

7.

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

21.10.15г.

21.10.15г.

8.

Вырезание полосок для квиллинга. Изготовления поделки подсолнух.

1

28.10.15г.

208.10.15г.

Мастер- класс.

9.

Изготовление поделки « Снегири».

1

04.11.15г.

04.11.15г.

10.

Изготовление простых, несложных цветов.

1

11.11.15г.

11.11.15г.

11.

Изготовление бахромчатых цветов.

1

18.11.15г.

18.11.15г.

Образец.

12.

Продолжение изготовление бахромчатых цветов.

1

25.11.15г.

25.11.15г.

13.

Коллективная работа. Композиция из цветов.

1

02.12.15г.

02.12.15г.

Образец.

14.

Продолжение работы. Композиция из цветов

1

09.12.15г.

09.12.15г.


Поделка «Летний мотив»

16.12.15г.

16.12.15г.

Образец.

15.

Продолжение поделки «Летний мотив»

1.

23.12.15г.

23.12.15г.

Знакомство с бисером.


16.

Знакомство с техникой плетения бисером. (паралельное, петельное, игольчатое.)

1

30.12.15г.

30.12.15г.

Презентация

17.

Вышивка бисером. Картина « Васильки».

1

06.01.16г.

06.01.16г.

18.

Продолжение занятия: браслет.

1

13.01.16г.

13.01.16г.

19.

Изготовление колье.

1

20.01.16г.

20.01.16г.

Образец.

20.

Продолжение занятия: колье.

1

27.01.16г.

27.01.16г.

21.

Вышивка бисером. Картина « Зимний пейзаж».

1

03.02.16г.

03.02.16г.

22.

Продолжение вышивки бисером. Картина « Зимний пейзаж».

1

10.02.16г.

10.02.16г.

Знакомство с гофрированной бумагой.


23.

Знакомство с гофрированной бумагой.

1

17.02.16г.

17.02.16г.

Презентация.

24.

Подсолнухи из гофрированной бумаги.

1

23.02.16г.

23.02.16г.

Образец.

25.

Поделки из бумаги по желанию детей.

1

26.02.16г.

26.02.16г.

26.

Панно с цветами

1

02.03.16г.

02.03.16г.

27.

Изготовление цветка «розочка».

1

09.03.16г.

09.03.16г.

Мастер- класс.

28.

Продолжение занятия: розочка.

1

16.03.16г.

16.03.16г.

29.

Цветы из гофрированной бумаги.

1

23.03.16г.

23.03.16г.

Образец

30.

Топиарий « Голубая мечта»

1

30.03.16г.

30.03.16г.

31.

Продолжение топиария

« Голубая мечта»

1

06.04.16г.

06.04.16г.

Знакомство с солёным тестом.

13.04.16г.

13.04.16г.

32.

Знакомство с солёным тестом.

1

20.04.16г.

20.04.16г.

Презентация.

33.

Картина из теста « Каллы»

1

27.04.16г.

27.04.16г.

Образец.

34.

Раскрашивание композиции.

1

04.05.16г.

04.05.16г.

35.

Оформление композиции.

1

11.05.16г.

11.05.16г.

36.

Розы из солёного теста.

1

18.05.16г.

18.05.16г.

Образец.

37.

Оформление итоговой выставки.

1

25.05.15г.

25.05.15г.

Всего: 37ч.















6. Список детей.

1. Бельская Альбина

2. Долганова Татьяна

3. Исаева Нина

4. Киреева Алёна

5. Кузнецова Алёна

6. Марченко Наташа

7. Марченко Татьяна

8. Орлова Марина

9. Типцова Ольга

10. Титова Оксана






7. Список литературы.

1. Горяева Н.А., Островская О.В.

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,

Москва «Просвещение» 2000г.

2. Никологорская О.А. «Волшебные краски»,

Москва «АСТ - ПРЕСС» 1997г.

3. Соколова Н.М. «Основы композиции 5-8 класс» ,

Обнинск «ТИТУЛ» 1996г.

4. Соколова Н.М. «Краткий словарь художественных

терминов», Обнинск «ТИТУЛ» 1996г.

5. Черныш И.В. «Поделки из природных материалов»,

Москва «АСТ - ПРЕСС» 1999г.

6. Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Величкина Г.А.

«Изобразительное искусство» Москва «Просвещение» 2003г.

7. Д.Чиотти. "Оригинальные поделки из бумаги"

8. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман "Бисер"

9. Н.М.Конышева "Чудесная мастерская"

10. Н.М.Конышева "Наш рукотворный мир"

11. Н.М.Конышева "Умелые руки"

12. Н.М.Конышева "Секреты мастеров

Интернет-ресурсы


© 2010-2022