Статья: «Детский коллектив в образовательном процессе»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Детский коллектив в образовательном процессе»

Воспитание подрастающих поколений - это процесс становления детей людьми ,как важнейшим элементом производительных сил общества.

Это процесс воспитания подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, определяющееся «потребностями и способом производства» и присущее обществу на всех стадиях его развития, ибо общество без него не может жить и развиваться.

Ребенок воспитывается постоянно в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный момент живет и действует. Следовательно, процесс жизни ребенка объективно и есть действительный процесс его воспитания. Какова жизнь ребенка, каковы характер и содержание его жизненно необходимых отношений с людьми, вещами и явлениями и определенный этими отношениями характер и содержание его жизнедеятельности-таков и процесс его воспитания, таков и результат его.

В этом смысле человек как результат воспитания - это продукт своей
жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек.

Антон Семенович Макаренко всегда и во всем исходил из того, что «человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эти личности ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле».

Огромную роль играет коллектив в развитии человеческой личности.
Ясно, что и детский коллектив есть явление объективно закономерное. Дети живут и воспитываются в коллективах. Такие коллективы возникают в семье, на улице, во дворах домов, в школе и других детских учреждениях. Но и не всякий детский коллектив является воспитательным.Зачастую коллективы возникают стихийно. Поэтому центральной задачей педагога является организация детского коллектива, всей его жизни. Процесс воспитания детей должен быть организован.

В содержание воспитательного процесса Макаренко включал все основные элементы человечества,обобщенный жизненный опыт человеческой, обобщенный в его духовной и материальной культуре материальной культуре: основные научные положения о жизни и развитии природы, общества и человека, передовые принципы и нормы поведения людей - короче говоря, содержание современной жизни общества во всем разнообразии ее проявлений.

Создание правильного коллектива, создание правильного влияния коллектива на личность - таков, по Макаренко, основной путь нашей воспитательной работы.
Эстетика воспитания - это сочетание требования и уважения к детям должно пронизывать всю жизнь воспитательного коллектива, являясь одним из руководящих принципов методики педагогического воздействия

Таким образом, эстетика нашей жизни - это естественное следствие нашего строя, наших общественных отношений, нашей нравственности, наших гражданских обязанностей.

Основные методы педагогического воздействия:


  • Метода требования;

  • Метода детской радости;

  • Метода завтрашней радости, или «системы перспективных линий»;

  • Метода общественного мнения;

  • Методики непосредственною воздействия педагога;

  • Метода наказания.

Все эти методы ,каждый по-своему, организует, направляет жизнь детского коллектива.


Требование.

Исходным методом педагогического воздействия в опыте А.С. Макаренко является требование .Сколько-нибудь серьезная воспитательная работа немыслима без требования к детям. Нельзя ни создать воспитательный коллектив, ни утвердить дисциплину в нем, если нет требования к детям - четкого, ясного, определенного и авторитетного. Первоочередная задача в организации требования - подготовка его. Требование должно осуществляться настойчиво и последовательно до конца.

Характерным для макаренковского метода требования во всех его формах является человеческая искренность, глубокое уважение и доверие к человеку.

Общественное мнение коллектива.

Общественное мнение детей - один из главных методов педагогического воздействия, но далеко не всегда этот метод понимается правильно и, следовательно, правильно используется. Общественное мнение детей может стать действенным воспитательным методом только в том случае, если оно правильно организовано и воспитано, когда создан здоровый воспитательный коллектив

Одобрение служит стимулом активности, инициативы, деятельности, уважения и любви к коллективу, воспитывает чувство гражданской чести и долга по отношению к
коллективу и через него - ко всему обществу.

Неодобрение и наказание исправляет ошибки детей, помогает им в формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от произвола, от капризов отдельных «личностей», очищает коллектив от вредного и нездорового.

Методика непосредственного воздействия педагога.

Педагог - прежде всего организатор. Воспитательная работа,
есть прежде всего, работа организатора. Педагог в системе А.С. Макаренко-

организующая, руководящая и действительно центральная фигура.

Отношения педагога к ребёнку должны быть прямыми, искренними, без всякой натяжки и искусственности.

Исключительно большое значение в методике непосредственного воздействия имеет личный пример педагога. «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Дети могут и должны любить педагога только за хорошее.

На первом этапе возможно предъявление требований к воспитанникам со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости.

На этапе, когда требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив предъявляет требования к товарищам и к самим себе.

На третьей стадии развития требования предъявляет коллектив. Это возможно при
сплочении воспитанников в единой деятельности.

Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной
атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.

На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся превратить ту или иную организационную единицу

На второй стадии развития детский коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов соблюдения определенных норм поведения.

На этом этапе основная цель педагогов - в максимальном использовании
возможностей детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых коллектив создается. Педагоги призваны продолжать укреплять детский коллектив за счет совершенствования его структуры, при которой все входящие в него группы становятся носителями коллективных ценностей.

На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности

Коллектив становится важнейшим фактором ,побуждающим детей к самовоспитанию.Противоречия могут возникнуть между коллективом и отдельными детьми или группой детей,опережающими в своём развитии требования коллективаили,наоборот ,отстающими от этих требований;между перспективами ,стоящими перед коллективом, и перспективными устремлениями отдельных его членов,между нормами,стихийно сложившимися во входящих в нео группах .между группами детей с различными ценностными ориентациями .

Возникновение противоречий имеет различные причины.Одни возникают с развитием коллектива(перспективы сменяют одна другую, формальная и неформальные структуры развиваются неравномерно,дети ,развиваясь ищут новые основания для самоутвержденияв коллективе, коллектив по мере развития предъявляет всё более высокие требования к своим членам);другие являются следствием измеившегося состав коллектива,что сопровождаетсявнеением новых ценностей,нрм отношений,содержания деятельности и т.д.;третьи возникают вследствие неправильной педагогической позиции воспитателей(либеральный стиль отношений в неразвитом коллективе ли авторитарный - в сложившемся коллективе;неправильная оценка состояния коллектива ,статуса его отдельных членов и т.д.)

Некоторые противоречия могут перерастать в конфликты. Разрешение этих конфликтов зависит от зрелости коллектива и педагогического мастерства воспитателей.

Таким образом, развитие коллектива - сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности . В нем возможны остановки ,движение вспять .Однако в целом это не стихийный ,педагогический управляемый процесс. Его С.Макаренко рассматривал в качестве основного принципа на котором строятся отношения в коллективе, принцип ответственной зависимости .На основе этого принципа на котором функционируют органы коллектива ,его уполномоченные ,складывается неформальные отношения. Подчинение и умение подчиняться заключает в себе сложный комплекс социальных мотивов.

С учётом этого обстоятельства Макаренко шёл к сложному принципу зависимостей и подчинений в коллективе. Основные положения концепции детского коллектива в настоящий момент можно обозначить следующим образом.

1. Детский коллектив - явление социально-педагогическое, возникающее, функционирующее и развивающееся в рамках того или иного воспитательного института, с одной стороны, под воздействием воспитателей - взрослых, а с другой силу тех внутренних процессов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления, которые ему свойственны как социально-психологической общности.

2. Для взрослых детский коллектив - одна из целей воспитательной работы с детьми, объект их воспитательных воздействий и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие, объединенных в
коллектив детей.

3. Для детей коллектив выступает как среда их жизнедеятельности, необходимая для личностного самовыражения и самоутверждения, необходимая для самореализации личности.

4. Воспитательные функции детского коллектива связаны с приобщением его членов к общественной культуре, с формированием у них социалистической направленности как важнейшей типологической черты личности

5. Как социально-психологическая общность, функционирующая в рамках определенной организации, детский коллектив складывается и развивается, приобретает субъектные свойства в процессе совместной деятельности его членов (прежде всего познавательной и предметно-практической), межличностного общения и игры. Будучи

включенными в структуру жизнедеятельности детской общности, они порождают те отношения, которые сплачивают детей в коллектив и превращают последний в субъект воспитания.

6. Любому детскому коллективу свойственна определенная система отношений, связывающая его членов через деловые контакты, возникающие при реализации ими функциональных ролей (деловые отношения), межличностное общение (избирательные отношения), эмоциональные переживания, объединяющие их как членов одной общности социалистического типа (коллективистическое отношения)

7.Развиваясь. отношения детей в коллективе приводят к рождению и развитию такой интегративной характеристики, как поле коллектива, определяющей его нравственный облик, эмоциональное состояние и интеллектуальную атмосферу в нем.

Поле коллектива проявляется и отражается в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате коллектива

8. Влияние коллектива на личность ребенка зависит от характера и развитости поля коллектива.а также от положения ребёнка в системе коллективных отношений.(Последнее может быть как благоприятным, так и неблагоприятным для его личностного развития.)

Главное отличие - особенности его социальной функции. Эта функция - воспитание.
Она определяет своеобразие его структуры: любой воспитательный коллектив- комплекс двух относительно самостоятельных коллективов - воспитателей и воспитанников, педагогов и учащихся, обучающих и обучаемых. При этом воспитательная деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы у обеспечить воспитывающий характер той жизнедеятельности, в которую педагоги включают своих воспитанников.

Рассматривая детский коллектив по отношению к коллективу педагогов в качестве инструмента воспитания, мы неизбежно приходим к проблеме целеполагания, включающей две относительно самостоятельные, хотя и взаимосвязанные проблемы, в рамках которых в одном случае в качестве цели выступает сам коллектив, а в другом - личность ребенка.

Педагогам коллектив необходим как инструмент формирования личности определенного типа. Этот инструмент должен обладать определенными свойствами, обеспечивающими эффективное его использование.



© 2010-2022