Воспитательная работа методические разработки личностно-ориентированных классных часов

Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная работа методические разработки личностно-ориентированных классных часовВоспитательная работа методические разработки личностно-ориентированных классных часов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 Г. ОРЛА




Воспитательная работа методические разработки личностно-ориентированных классных часов



Автор - составитель

Штатнова И.В.




Оглавление


  1. Личностно-ориентированный классный час: особенности

содержания и организации

  1. План-конспекты классных часов

  • «Толерантность как один из аспектов гражданского воспитания в школе»

  • «Милосердие без границ»

  1. Список литературы. (Об организации классного часа)

































Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации

Современных учителей волнует сегодня содержание и способы организации классных часов. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа - личностно-ориентированный.

Большинство специалистов под классным часом понимает специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.

Исходя из названия и определений классного часа выделяют его характерные черты. К ним относят следующие:

во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

во-вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами.

в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог

Перечисленные сущностные характеристики стали основой при разработке определения понятия «классный час».

Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1) обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

2) формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

3) развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

4) содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

5) формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чем заключается его основное предназначение? Получение ответа на эти вопросы позволяет более уверенно и осознанно осуществлять выбор цели, содержания и способов организации личностно-ориентированного классного часа. Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением четвертой задачи, то есть с содействием становлению и проявлению индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей.

Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения в целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочный компоненты классного часа. Выявили отличительные черты личностно-ориентированного классного часа. Они представляются очевидными, если сравнить данный вид классного часа с традиционным (см. приложение № 1).

После описания основных компонентов личностно-ориентированного классного часа целесообразно начать разговор о технологических аспектах его организации.

Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа

Сначала об алгоритме совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:

1) составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

3) выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;

4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

5) составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

6) проведение классного часа;

7) анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает использование некоторой совокупности педагогических приемов и методов. Назовем и рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа.

Первый шаг - составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел включение в план воспи­тательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности учащихся.

При определении их тематики педагог должен не только опираться на психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в подростковом возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные -ориентации.

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:

1. Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:

Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?

На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

Какая тема классного часа будет интересной для большинства одноклассников?

Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

1 Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за ; небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

Самая главная проблема в нашем классе - это ...

Больше всего меня волнует проблема ...

Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить такую проблему, как...

3. Составление цветограммы «Почва». На классной доске мелками зеленого, желтого и красного цвета условно изображаются три слоя почвы. Школьникам рекомендуется «окультурить» изображенную почву своими суждениями. В верхний (зеленый) слой с целью «подкормки» вносится то, что надо обсудить в классе в первую очередь; в средний (желтый) - то, что следует обсудить во вторую очередь; в нижний (красный) - то, что можно обсудить еще позже.

4. Методика «Строим новый классный дом». Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

5. Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы учащихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов;

Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

Второй шаг - уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классном часе с помощью методик экспресс-опроса учащихся.

Третий шаг - выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.

Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности.

В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.

Форма классного часа и место его проведения могут быть различными - в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности. В школах - экспериментальных площадках первые личностно-ориентированные классные часы проходили в форме мастерской общения, игры-путешествия, практикума самопознания, литературной гостиной, диагностической игры. Наиболее часто они проводились в учебных кабинетах, значительно реже местом их проведения становились лесная поляна, берег реки, сельский клуб, школьный двор, краеведческий музей. Будет уместным заметить, что в качестве педагогических целей этих классных часов выступали следующие целевые ориентиры:

1 содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

2 побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;

3 выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;

4 содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

5 способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Четвертый шаг - это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. Разумеется, что не остается без дела и классный руководитель. Он не только готовит свое выступление о значении увлечения в развитии человека, но и выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся действо было полезным и интересным для большинства учащихся, способствовало проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества.

Пятый шаг - составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Выступая категорически против классного часа как формы воплощения монтажа песен, стихов, танцев и отрепетированных высказываний учащимися своего личного мнения, считают неприемлемым и спонтанно-стихийный вариант организации классного часа, проводимого без какой-либо подготовительной работы.

Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3. В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

4. Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?

5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?

Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий.

Шестой шаг - проведение классного часа.

Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию.

Главное назначение основной части - это создать для членов классного коллектива максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. На данном этапе можно провести конкурсы с творческим заданиями, презентацию интересов и увлечений учащихся, смотр их достижений в учебной, досуговой и других видах деятельности, психолого-педагогические тренинги умений и личностных качеств, упражнения для самопознания и саморазвития школьников. Правильно поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком-либо состязании.

Седьмой шаг - анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют следующие критерии:

1) комфортность, благоприятный психологический климат;

2) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;

3) обогащенность жизненного опыта учащихся;

4) духовно-нравственная ценность;

6) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа. Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи и принципы личностно-ориснтированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.














Приложение №1

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа


Основные

Компоненты

классного часа

Традиционный классный час

Личностно-

ориентированный классный

час

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в общест­ве ценностей, норм отношений и образцов поведения, т. е. На формирование в личности ре­бенка социально типичного

Целевые установки связаны прежде всего с развитием ин­дивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельно­сти

Содержательный

Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления

Содержание классного часа яв­ляется личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся

Организационно-деятельностный

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа

Учащиеся являются полно­правными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъектные отношения, диалоговые формы общения

Оценочно-аналитический

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе




















Конспект классного часа для учащихся 10 класса

на тему:

«Толерантность как один из аспектов

гражданского воспитания в школе»


Быть человеком - что это значит?

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять состраданья.

Быть человеком - значит быть добрым,

Злу же на свете нет оправданья:

Сколько приносит оно страданья!

Злом человек оскверняет душу -

Быть человеком - что это значит?

Многим задуматься, не иначе...

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Темой нашей сегодняшней встречи является «Толерантность как один из аспектов гражданского воспитания в школе».

Для начала давайте познакомимся поближе.

Упражнение «Знакомство». Так как мы сегодня будем говорить о взаимодействии людей в обществе. Представьтесь и продолжите фразу «Когда я был совсем маленьким, я …» Скажите первое, что вам придет в голову.

Классный руководитель. Так или иначе качественные особенности в воспитании Гражданина оказывает среда. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т.д.) должно «работать» на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности.

(3 слайд. ) Основные задачи в формировании гражданского становления личности:

1.Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни.

2.Приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.

3. Приобщение учащихся к культуре своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях.

4. Формирование общечеловеческих норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.).

5.Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения.

6. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде.

Сегодня мы подробно остановимся только на одной из задач - формирование общечеловеческих норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.).

Классный руководитель. Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.

(Слайд цветик-семицветик)

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма. Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети - зеркало отношений и характеров своих родителей.

Как нам стать толерантными? Прежде всего нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки. Вы скажете, это сложно? Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку, как ребенок, который учится ходить! Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.

Проявлять толерантность дома - значит, проявлять толерантность и в остальном.

Упражнение «Дерево толерантности».

Пусть наш класс, наша школа и наша Родина станут островками толерантности, доброты, милосердия. Вырастим наше дерево толерантности. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Напишите на листочках зеленого цвета, какой характер у ваших родителей. На листочках желтого цвета - качества, которыми обладаете вы, как положительные, так и отрицательные. Приклейте на дерево. Сравнить.

Вывод. Обсуждение.

Воспитательная работа методические разработки личностно-ориентированных классных часов


Упражнение «Черты толерантной личности»

Основные черты личности( толерантной _- интолерантной):

желание что-нибудь делать вместе

  • эгоизм

  • понимание и принятие

  • нетерпимость

  • чуткость

  • пренебрежение

  • снисходительность

  • раздражительность

  • доверие

  • равнодушие

  • гуманизм.

  • цинизм

  • любознательность

  • агрессивность

  • уважение мнения других

  • непонимание

  • доброжелательность

  • игнорирование

Задание. Вы получили список качеств личности. Выделите из него толерантные и интолерантные черты.

Основные черты личности:

толерантной: интолерантной:

уважение мнения других непонимание

доброжелательность игнорирование

желание что- нибудь делать вместе эгоизм

понимание и принятие нетерпимость

чуткость, пренебрежение

снисходительность раздражительность

доверие, равнодушие

гуманизм. цинизм

любознательность агрессивность

ВЫВОД. Мы видим, что есть два пути развития личности - то­лерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, жела­нием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противополож­ных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувст­вующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

Упражнение «Списки».

Так или иначе на воспитание личности можем оказывать влияние не только мы своим примером, но и литературные персонажи и герои фильмов. Мы предлагаем вам сейчас по группам составить списки из 10 книг и 10 фильмов, с которыми необходимо, на Ваш взгляд, ознакомиться каждому.

Список книг










Список фильмов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Упражнение "Лукошко".

Цели:

• работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;

• развитие фантазии, творческого мышления.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Классный руководитель проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятиями толерантности, добро, милосердие. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что добро должно быть распространено по всему миру ".

6.Упражнение «Волшебная лавка»

Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, что бы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое , нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.

Инструкция. «Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите себе окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Что вы слышите? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становиться интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Эта старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте себе, что я продавец в этой лавке. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности - все, что пожелаете. Но есть одно правило, за каждое ваше желание, вы должны отдать что либо, другое качество или способность».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Надеюсь, что это мероприятие оставит глубокий след в душе каждого, поможет вам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Да или нет? Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как настоящий гражданин, человек с большой буквы. Пусть ты останешься им на всю жизнь. Хочется пожелать всем удачи и правильных решений.



Классный час с элементами тренинга

для учащихся 11 класса на тему:

«Милосердие без границ».



Цель: способствовать раскрытию и развитию нравственных качеств человека, его позитивного потенциала.

  1. Воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим.

  2. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуациях,

  3. Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.

Задачи:

  1. Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем.

  2. Знакомство с чертами личности - первичными и вторичными способностями.

  3. Формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Ожидаемые результаты:

Сознание себя как личности, повышение уровня социальной адаптации в ближайшем социуме, формирование адекватной самооценки.

Материалы для занятий

  • чистые листы

  • ручки и маркеры

План занятия:

  1. Что такое милосердие?

  2. Сестры милосердия

  3. Цветик милосердия.

  4. Спасти звезду.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Час- милосердия.

Цель сегодняшнего классного часа - побольше узнать о милосердии?

И начать этот разговор я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого.

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою.»

Д. Быковицкий

- Скажите, пожалуйста, к чему призывает поэт в этих строках? (дети отвечают : «Милосердие»)

- А как вы понимаете слово милосердие? (дети отвечают : Милосердие - готовность помочь кому - нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия).

Ребята, какие высказывания писателей о доброте и милосердии знаете вы?

Говоря о милосердии, я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

В России орден сестер милосердия организовала Елисавета Федоровна Романова. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), она добровольно приняла православие.

В 1904 году после начала русско-японской войны Елисавета Фёдоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Одно из самых красивых слов на свете - это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

- Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде? (дети отвечают)

- Какими свойствами характера должен обладать человек, способный на взаимопомощь, неравнодушный к чужой беде? Сейчас мы узнаем это из кроссворда.

Кроссворд

Воспитательная работа методические разработки личностно-ориентированных классных часов

  1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)

  2. Внутренний психический мир человека. (Душа.)

  3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)

  4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)

  5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение.)

  6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)

  7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)

  8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)

  9. Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)

  10. Группа живущих вместе родственников. (Семья.)

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?
(сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

Сейчас я предлагаю вам послушать притчу «Спасти звезду».

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

Теперь нам необходимо разделиться на группы.

Сколько создано пословиц и поговорок! У вас на столах лежат пословицы и поговорки, но их нужно собрать в единое целое. У вас есть первая половина пословиц, а вы подберите вторую половину.

Каждый милосердный поступок

это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Источник зла есть тщеславие,

а источник добра - милосердие…

Лучшее из возможных сочетаний - власть и милосердие;

худшее - слабость и драчливость.

Кто милосердствует о нищих,

тот дает взаймы Богу.

Милосердие

- всегда к стати..

Доброе дело

не забудется.

Делая добро,

не жди добра.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается.

Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?» Люди стали гадать. Зеленое - как земля. Желтое - как солнце. Голубое - как небо. А какого цвета оно для вас?

Упражнение «Скульптура милосердия».

Договориться и выполнить задание - по группам изобразить фигуру милосердия.

Творческое задание "Проект помощи".

Каждая из групп должна составить проект деятельности благотворительной организации. Вы должны написать:

  • Как будет называться их организация.

  • Кому она будет помогать.

  • На каких условиях в ней будут работать люди.

  • Кто ее будет финансировать.

  • Ее основные принципы.

После того как представители от групп расскажут о своих проектах, дети обсуждают, какой из них и как можно осуществить в рамках школы.

Коллаж милосердия.

На листы ватмана каждая группа приклеивает вырезки из журналов, которые, по их мнению, характеризуют понятие «милосердие». Участник команды представляет групповую работу.

Обратная связь. Подведем итоги . Если вы ничего не почерпнули из нашего занятия, то хлопните в ладоши один раз. Если вы узнали что-то новое для себя, то хлопните в ладоши три раза.

Благодарю за внимание!



Список литературы

  1. Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками»

  2. Е.Г. Трошикина «Тренинг развития жизненных целей»

  3. К. Фопель «Энергия паузы. Психологические игры и упражнения»

Воспитательная работа методические разработки личностно-ориентированных классных часов


© 2010-2022