Программа развития воспитательной компоненты Я в культуре культура во мне

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИРКУТСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Большеголоустненская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено Утверждаю:

на заседании Директор МОУ ИРМО

педагогического совета № ___ «Большеголоустненская ООШ»

Протокол № ___ ________Л. Г. Чикалина

от «___»______ 2013 г. «______»_________ 2013 г.







ПРОГРАММА


РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ


«Я в культуре, культура во мне».




Авторы:

Чикалина Лариса Глебовна, директор

Обоева Оксана Семёновна,

педагог-организатор








Содержание программы.

1. Введение.

1.1. Актуальность программы.

1.2. Цель и задачи программы.

1.3. Сроки и этапы реализации Программы.

1.4. Принципы и особенности организации содержания воспитания в социо­культурном пространстве.

2. Основная часть.

2.1.Описание модели воспитания «Я в культуре, культура во мне».

2.2. Взаимодействие с окружающим социумом.

2.3. Задачи доминанты по формированию человека с высокой культурой.

2.4. Портрет выпускника «Я в культуре, культура во мне».

2.5. Приоритетные (базовые) ценности.

2.6.Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.

2.7. Приоритетные и системообразующие виды деятельности.

2.8. Инновационное средство организации жизнедеятельности школы.

3. Уклад школьной жизни.

4. Основные направления в развитии воспитательной компоненты.

4.1. Мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности воспитания .

4.2. Мероприятия по развитию существующей модели воспитания.

4.3. Мероприятия по изучению и обобщению положительного педаго­гического опыта воспитательной деятельности.

4.4. Мероприятия по развитию программно-методического и информа­ционного обеспечения воспитания.

4.5. Мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной дея­тельности общественности.

4.6. Мероприятия по изучению и обобщению положительного педагогического опыта воспитательной деятельности.

4.7. Мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания.

5.Ожидаемые результаты реализации Программы.

6. Показатели и индикаторы реализации Программы.




1. Введение.

1.1. Актуальность программы.

Изменения в системе воспитания детей в школах Иркутского района оп­ределены реализацией единой «Концепции воспитания детей Иркутской об­ласти». Инновационность развития воспитательной компоненты заключает­ся во введении новых образовательных стандартов общего образования, ко­торые играют определяющую роль в формировании новой системы ценно­стей и ценностных ориентиров. При этом воспитание рассматривается в ка­честве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укреп­ления российской государственности. Воспитание «пронизывает» все компо­ненты ФГОС. Так, целью образования является национальный воспитатель­ный идеал, отраженный в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая рассматривается как ме­тодологическая основа разработки и реализации концепции воспитания де­тей Иркутской области. Воспитание должно быть ориентировано на дости­жение определенного идеала.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обозначен современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Рос­сии, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание всегда было в центре внимания школы. Однако духовный кризис, разрушение культивирующихся ранее идеалов и ценностей, отсутст­вие четких нравственных ориентиров создали существенные проблемы в воспитании подрастающего поколения.

Обширная информация средств массовой информации, Интернета, раз­личных культурных и религиозных организаций, пропагандирующих жесто­кость и насилие, рекламу алкогольной продукции и табачных изделий, под­мена нравственных ориентиров и пропаганда материальных ценностей ста­новятся доминирующим фактором воспитания детей и подростков, что ведет к негативным тенденциям развития и состояния российского социума. Семья и школа должны коренным образом изменить систему воспитания в современном российском образовании при условии формирования четкого социального заказа на развитие воспитания и поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны социальных институ­тов современного российского общества. Необходимо согласованность дей­ствий между этими субъектами в решении главного вопроса о том, на воспи­тание какой личности направлены их усилия.

Сегодня МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» - культурный центр посёлка, его стержень. Именно отсюда исходят добрые дела и начинания. Школа рабо­тает в режиме развития по разным направлениям. Этому способствуют твор­ческие связи, которые сложились с различными учреждениями окружающего социума. Школа как социокультурный центр стремится создать целостное образовательное пространство, субъектами которого являются не только ученики, но и их семьи и другие жители посёлка. Стали традиционными совме­стные мероприятия и концерты «День села», «Международный женский день», «День матери», «Встреча Нового года», «Сагаалган», «Масленица», «День Победы», привлечение жителей к внутришкольным мероприятиям.

Школа работает в тесном сотрудничестве


  • учреждениями культуры и спорта: МУК ЦКС п. Большое Голоустное, Визитно-экологический центр «Нерпёнок», Бурятский этнический центр, Сельская библиотека;

  • образовательными организациями: МОУ ИРМО ДОД СЮН;

  • семьями: ОРК, Общешкольным родительским собранием;

  • организациями Голоустненского МО: Администрацией ГМО, фельдшерско-акушерским пунктом.


1.2. Цель и задачи программы.

Целью реализации программы «Я в культуре, культура во мне» является создание целостного социокультурного пространства воспитания, основан­ного на взаимодействии школы и её партнёров с единым культурологиче­ским содержанием, способствующим повышению уровня культуры всех участников образовательного процесса школы, обеспечению планируемых результатов по достижению выпускником устойчиво положительного отно­шения к ценностям Человек, Отечество, Знание.

Задачи:

  1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты.

  2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.

  3. Разработка нормативной базы с учетом региональной специфики в соот­ветствии с государственной политикой в области образования.

  4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ».

  5. Поиск нового содержания на основе развития социального партнерства.

  6. Усиление социальной направленности деятельности школы как социаль­но-культурного центра посёлка;

  7. Выявление и развитие способностей обучающихся через использование урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.

  8. Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педаго­гов школы, социума в развитии воспитательной системы школы, включе­ние обучающихся в культурные преобразования внешкольной социаль­ной среды для формирования социокультурной компетентности школь­ников.

  9. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогических ра­ботников, обеспечение их безопасности.

1.3. Сроки и этапы реализации Программы.

Программа рассчитана до 2018 года

Организационно-административный этап

1 этап 2013-2014 годы (ведущий субъект - администрация школы) включает:

  • Создание школьной среды по формированию культуры человека;

  • Создание воспитательной системы на основе системно-деятельностного подхода от «простецкой» педагогики к системе;

  • Формирование уклада и традиций школы, создание системы социокуль­турной направленности деятельности школы и расширение сотрудничест­ва с новыми социальными партнерами школы;

  • Координация деятельности всех участников социокультурного простран­ства (обучающихся, учителей, родителей, сотрудников школы, представи­телей общественных и иных организаций) для решения задач по созданию социокультурного пространства для воспитания человека с высокой культурой в ус­ловиях сельской школы;

  • Создание возможности для влияния обучающихся на изменение школьной и внешкольной среды, форм, целей и стиля социокультурного пространст­ва внешкольного социума.

Организационно-педагогический этап

2 этап 2014-2016 годы (ведущий субъект - педагогический коллектив школы)

включает:

  • обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности про­цесса по формированию культуры;

  • обеспечение разнообразия форм культурной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения по­ведения;

• создание условий для культурной деятельности обучающихся в про­цессе обучения и воспитания;

  • обеспечение возможности формирования культуры обучающихся в на­правлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации культурной деятельности;

  • использование культурной деятельности как ведущего фактора форми­рования личности обучающегося;

  • использование роли коллектива в формировании культурно-нравственной ориентации личности обучающегося.

Этап социализации обучающихся

3 этап: 2017 - 2018 включает в себя:

  • формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля об­щественного поведения в ходе педагогически организованного взаимо­действия с социальным окружением;

  • достижение уровня культуры - физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

  • умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обу­чающегося;

  • поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увле­чения (хобби);

  • активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;

  • осознание мотивов своей культурной деятельности;

  • владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнуше­ние, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

1.4. Принципы и особенности организации содержания воспитания в социо­культурном пространстве.

Программа

-Учитывает принцип гуманистической направленности, устанавливает рав­ноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятель­ности;

-Соблюдает принцип личностной самоценности;

-Учитывает принцип культуросообразности;

-Основывается на принципе личностно-значимой деятельности;

-Учитывает принцип коллективного воспитания;

-Соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности;

-Учитывает необходимость создания дополнительных условий для социали­зации детей с ОВЗ;

-Опирается на принцип толерантности

-Опирается на природосообразность и природоспособность;

-Опирается на принцип целостности;

-Основывается на принципе вариативности воспитательных систем;

-Сохраняет преемственность в воспитании;

-Осуществляется на основе государственно-общественного управления вос­питанием;

-Соблюдает принцип демократизма;

-Учитывает духовную составляющую жизни ребенка;

-Предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин; основывается на принципе ориентации на социальные установки.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

2. Основная часть.

2.1 Описание модели воспитания «Я в культуре, культура во мне».

В настоящее время в связи с нарастающим влиянием среды на становле­ние личности необходимо рассматривать школу и социум на основе интегра­ции, взаимного дополнения. Образовательная организация, являясь педаго­гически гибкой системой, постоянно обменивается информацией, социо­культурными нормами с окружающей средой. Однако массовая школа созда­ет недостаточную полноценную культурную среду для развития школьников, педагогов, родителей, поэтому необходимы специальные мероприятия в школе и сфере образования для активизации социокультурного потенциала школы.

Таким образом, МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» становится одним из социальных институтов, осуществляющим социальную и правовую защиту обучающихся, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума.

2.2. Взаимодействие с окружающим социумом.

  • Бурятская национальная культурная автономия.

  • Фельдшерский пункт.

  • МУК ЦКС Дом досуга п. Большое Голоустное.

  • Сельская библиотека.

  • ВЭЦ «Нерпёнок».

  • Иркутская областная общественная организация детей и молодёжи «Байкальский скаут»



На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель обучения и воспитания личности в социокультурном пространстве - воспитание активной, инициативной, просвещённой, обла­дающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности, с развитыми познавательными интересами, с эстетическими чувствами, с ус­тойчиво- нравственной основой культурного человека, способной к самосо­вершенствованию.

2.3. Задачи доминанты по формированию человека с высокой культурой:

Основные задачи:

1 .Формирование способности к духовному развитию, реализации творческо­го потенциала в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучаю­щихся на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компе­тенции - «становиться лучше». Признаки решения: содержание педагогиче­ских целей, решение последующих задач.

2. Использование возможностей социокультурного пространства для форми­рования у обучающихся ориентации в современной общественной жизни в ее конкретных проявлениях (отношение к новым социальным ценностям, веч­ные ценности, отношение к церкви и религии, отношение к природе, участие в общественной жизни школы, села, отношение к детским объединениям). Признаки решения: способность определить и обосновать свою позицию, решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности.

3.Использование возможностей социокультурной среды школы, п. Большое Голоустное для освоения учащимися культурных ценностей.

Признаки решения: ориентация в истории и культуре села, района, области; содержание досуга.

4.Развитие у обучающихся способности к самопознанию, к оценке своего личностного потенциала; создание условий для индивидуальных достижений в самореализации.

Признаки решения: содержание самооценки; сфера интересов; реализация жизненных планов.

2.4. Портрет выпускника «Я в культуре, культура во мне». Человек с высокой культурой - гражданин России, любящий свою Родину, малую ро­дину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, имеющий высокий уровень гражданского самосознания, чувство собственного досто­инства, осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;

Человек с высокой культурой - гуманная личность, которая несет в себе любовь к лю­дям, милосердие,способность к сопереживанию, альтруизм, готовность ока­зания помощи ближнему, стремление к миру, согласию, добрососедству, умение проявлять терпимость и доброжелательность по отношению к другим национальностям и религиозным конфессиям.

Человек с высокой культурой - духовная личность, владеющая основами научных мето­дов познания окружающего мира, имеющая красоту внутреннего света в об­щении с близкими, природой, в поиске смысла жизни, счастья, идеала.

Человек с высокой культурой - личность творческая. Творчество проявляется во всех сферах её жизнедеятельности: в учёбе, быту, организации досуга, общении, большой объём усвоенных знаний, умений, сочетании аналитического и ин­туитивного мышления.

Человек с высокой культурой - личность практическая. Выпускник современной школы должен знать основы рыночного хозяйствования, основы компьютерной грамотности, быть подготовленным к осознанному выбору профессии, по­нимающим значение профессиональной деятельности для человека и обще­ства, ее нравственные основы.

Человек с высокой культурой - личность здоровая. Выпускник современной школы бе­режно относится к своему физическому и психическому здоровью, умеет вести здоровый образ жизни. Человек с высокой культурой должен иметь эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам кра­соты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать ма­териальное богатство семьи и своей страны, осознанно выполнять и пропа­гандировать правила здорового и экологически целесообразного образа жиз­ни, безопасного для человека и окружающей его среды. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных зна­ний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одоб­ряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания со­циальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школь­ника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятель­ного социального действия.

2.5. Приоритетные (базовые) ценности как основа отбора содержания воспитания в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»

Базовые ценности для отбора содержания воспитания обучающихся образо­вательных учреждений Иркутской области определены в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России, с учетом положения о том, что необходимо «ограничиться немногими очень обобщённо сформулированными группами ценностей, их восприятием и освоением в системе социализации и воспитания», в соответствии с особенностями развития школьников в регионе.

В соответствии с современным национальным воспитательным идеалом определены базовые ценности в воспитании детей Иркутской области: Че­ловек, Отечество, Знание, Природа, Человечество.

Развитие позитивного отношения к базовым ценностям - Человек, Отече­ство, Знание рассматривается в нашей школе как личностный рост школьни­ка. При этом содержание воспитания выстроено так, что школьники получа­ют представление обо всей системе национальных ценностей, могут видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общест­ва во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

Вершинная ценность - ЧЕЛОВЕК: патриотизм - любовь к России, к сво­ему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, за­бота о старших и младших, забота о продолжении рода).

Вершинная ценность - ОТЕЧЕСТВО:

гражданская идентичность - гражданская активность, позитивное отноше­ние к принадлежности, знания о принадлежности к данной социальной общ­ности; традиционные российские религии - представления о вере, ду­ховности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззре­ния, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диало­га; гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гра­жданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода со­вести и вероисповедания.

Вершинная ценность - ЗНАНИЕ: наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

2.6. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни че­рез знание:

Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и ги­гиена мальчика. Культура поведения во время болезни. Физическая культура, приобщение к физической культуре детей. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организ­ма. Водные и воздушные процедуры.

Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость мужского тела. Граци­озность и легкость женского тела.

Культура поведения человека в общественных местах. В художественных за­ведениях. С незнакомыми людьми. Со стариками, малышами, инвалидами, больными. На лоне природы. Наедине с собой. В общении с книгой. Поведе­ние мужчин по отношению к женщинам.

Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстети­ческого наслаждения. Способы общения человека с природой. Общение че­ловека с животными. Уход человека за животными. Поведение животных.

Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Познание как кон­станта жизни человека. Культура чтения. Отношение человека к книге. Куль­тура восприятия информации и ее воспроизведения. Культура передачи ин­формации. Культура дискуссии, диалога и монолога. Учение и самообразо­вание. Культура речи. Культура письменной фиксации знаний. Культура по­становки и разрешения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения.

Культура физического труда. Труд как создание материальных ценностей, их сохранение и приумножение. Труд как способ украшения среды обитания. Труд как помощь другому человеку. Труд как обеспечение средств сущест­вования. Труд как заработок средств существования.

Экономическая культура. Деньги как эквивалент человеческого труда. Ува­жение финансовых средств другого человека. Бережливость и щедрость. Иж­дивенчество малышей и стариков. Экономическая помощь родителям. Благо­деяние как материально-экономическая помощь.

Правовая культура. Неприкосновенность личности. Принципы человеческих взаимоотношений. Органы правовой защиты. Правонарушения и преступле­ния, их последствия для жизни человека и окружающих людей.

Духовная культура. Соотношение материального и духовного как средства и содержания жизни. Духовность как «очеловечивание» мира. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком.

2.7. Приоритетные и системообразующие виды деятельности

В Программе деятельность рассматривается как способ существования и вы­ражения «Я» человека культуры. Традиции, созданные в школе, легли в ос­нову воспитательной системы. В своем развитии воспитательная система школы основывается на использовании возможностей социокультурной сре­ды, сложившемся опыте организации коллективно-творческой деятельности и системе средств включения ребенка в процесс познавательной деятельно­сти, творчества и самоорганизации, взаимодействии внеурочной деятельно­сти с учебным процессом, организации и функционировании творческих ла­бораторий, кружков и секций как системе дополнительного образования. В воспитательной системе создаются условия для разнообразной и полноцен­ной деятельности учащихся, в основе которой лежит системно-деятельностный подход. Исходя из своеобразия и традиций школы, коллектив стремится к организации и органическому сочетанию приоритетных и системообра­зующих видов деятельности: познавательная, трудовая, художественная, об­щение, спортивная, ценностно-ориентировочная, общественная, духовная деятельность как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни.

2.8. Инновационное средство организации жизнедеятельности школы.
Основной инновационной идеей Программы «Я в культуре, культура во мне» является использование возможностей открытого социокультурного про­странства для воспитания человека культуры в условиях конкретной сель­ской школы.

3. Уклад школьной жизни

Что представляет собой уклад школьной жизни? Это не что иное, как скрытое содержание воспитания. Под этим термином понимается дейст­вующие в школе отношения, этикет и атрибутика, направленные на развитие личности.

Уклад школьной жизни, та среда, в которой находится ребёнок, играют важ­нейшую роль в образовательно-воспитательном процессе. В МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» присущ особый дух, особая атмосфера, особый уклад жизни, который определяет особенность организации различных процессов в школе это - традиции школы, совет учащихся школы, школьный этикет.

Уклад школьной жизни - главный воспитатель. Он оказывает гораздо большее влияние на школьников, чем урочные занятия. Школьный уклад жизни даёт опыт пользования правами человека, возможность спорить, вы­сказывать гипотезы, опровергать или подтверждать их, не в меньшей степени приводит к соответствующим эффектам.

Взаимодействие школы и семьи имеют решающее значение для органи­зации нравственного уклада жизни обучающегося. В основе уклада школь­ной жизни лежать базовые ценности Человек, Отечество, Знание, которые определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Согласно ФГОС МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» разработала свою про­грамму воспитания и социализации учащихся «Я в культуре, культура во мне». Общие задачи воспитания и социализации обучающихся школы классифици­рованы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с дру­гими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного раз­вития гражданина России. Каждое из направлений воспитания и социализа­ции обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися. Организация воспитания и социализации обучающихся в перспективе достижения обще­национального воспитательного идеала осуществляется по следующим на­правлениям:

Гражданско-патриотическое:

-воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -формирование ценностных представлений о любви к России, народам Рос­сийской Федерации, к своей малой родине; Нравственное и духовное воспитание:

-формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об ос­новных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жиз­ни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоин­ство, любовь и др.);

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: -формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку тру­да, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений пред­ставлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности. Здоровьесберегающее воспитание:

-формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценност­ных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравст­венного здоровья; Социокультурное и медиакультурное воспитание:

-формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений пред­ставлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «граждан­ское согласие», «социальное партнерство»

Культуротворческое и эстетическое воспитание:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям обще­человеческой и национальной культуры;

Правовое воспитание и культура безопасности:

-формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основ­ных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

Воспитание семейных ценностей:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений об институте се­мьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; Формирование коммуникативной культуры:

  • формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

  • Экологическое воспитание:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бе­режного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, стра­ны, планеты;

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности. Программа «Я в культуре, культура во мне» направлена на формирование морально-нравственного, личностно - разви­вающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту - но­сителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении.

В основе программы воспитания и социализации учащихся и организуе­мого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

  1. Аксиологический подход. Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к де­тям, от человека к человеку. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. По­скольку ценности - это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь че­ловека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве. Аксиологиче­ский подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей.

  2. Системно-деятельностный подход.

Этот подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Принятие ребенком ценностей происходит через его собст­венную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учи­телями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Данный подход имеет свои особенности:

  • воспитание как деятельность не может быть сведено к какому-то одному виду, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной, учебно-трудовой, художественной, коммуникатив­ной, спортивной, досуговой и др.

  • утрата семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка.

3. Развивающий подход.

В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для дос­тижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и при­нимаемы ребенком в практической ситуации. Базовые ценности не локализо­ваны в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образо­вательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь ук­лад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как чело­века, личности, гражданина.

Большеголоустненская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компо­нентом культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Она должна стать средоточием не только интеллекту­альной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитывает весь уклад школьной жизни.

Отношение к школе учеников, педагогов, родителей:

У родительской общественности сложился положительный образ образова­тельного учреждения, родители учащихся активно участвуют в организации учебно-воспитательного процесса;

наблюдается средний уровень развития ученических коллективов, что может являться ресурсом развития воспитания;

учащиеся удовлетворены своим социальным статусом в ученическом кол­лективе; фиксируется хороший уровень удовлетворённости;

уровень удовлетворённости классных руководителей низкая: педагоги в ос­новном удовлетворены ресурсным обеспечением и возможностями для про­фессионального роста;

Согласно Программе «Развитие воспитательной компоненты в общеобразо­вательных учреждениях Иркутской области на 2013-2018 годы», базовые на­циональные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъ­ектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиоз­ных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса. Воспитательная стратегия нашего учебного заведения определяет и позво­ляет осуществить инновационную идею деятельности школы, идеологию со­хранения и развития России на основе собственной истории, культуры, ду­ховности; построения нового, свободного процветающего, сильного государ­ства на основе базовых национальных ценностей, которые лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Новой составляющей уклада школьной жизни является социокультурное пространство (семья - класс - школа - двор - село - государство - мир), ко­торое проявляется в осознанной ориентации всей воспитательной системы школы на ценности Человек, Отечество, Знание. Приоритетности данных ценностей по отношению к целям и средствам образовательной деятельно­сти. При этом важнейшим ресурсом социокультурной модернизацией воспитательной системы МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ», является модель воспи­тания человека культуры, направленной на развитие и гуманизацию воспи­тательной системы школы, защиту прав ребенка, создание условий для само­реализации личности, формирование ценностных ориентации, гражданской позиции, толерантности, готовности к сотрудничеству, информационной культуры, развитие адаптивных возможностей личности.

4. Основные направления в развитии воспитательной компоненты:

4.1. Мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга
эффективности воспитания в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»

Что изучается

Как изучается

Показатель удовлетворённости образовательным процессом.

Анкета М.И. Лукьяновой

«Удовлетворенность участников образовательного процесса её различными сторонами»

Уровень социальной адаптированности , активности, автономности, нравственной воспитанности учащихся.

Изучение развития коммуникативных способностей учащихся.

Уровень развития детского коллектива.

Методика А.Н.Лутошкина

Уровень воспитанности учащихся.

Репутация образовательного учреждения в окружающем социуме и системе образования.

Методы статистического анализа.

Наблюдения, социологический опрос

Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Экспертный анализ и оценка организа­ционных условий процесса воспитания.

4.2. Мероприятия по развитию существующей модели воспитания.

№ П/П

Мероприятие

Срок

Ответственный

1

Моделирование воспитательной системы класса.

01.05.2013-10.09.2013

Классные руководители

2

Организация выставок ученических портфолио.

Ежегодно

Май

Руководитель МО классных руководителей

3

Проведение спортивных соревнований совместно с МУК ЦКС п. Большое Голоустное.

Апрель, май

Учителя физкультуры

4

Создание мини-проектов по экологическому, гражданско-патриотическому, здоовьесберегающему воспитанию.

Апрель

Чикалина Л. Г.

5

Подготовка вечера встречи выпускников.

Сентябрь

Педагог-организатор

6

Развитие партнёрских отношений между школой и семьей через проведение родительских собраний.

1 раз в четверть

Директор

4.3. Мероприятия по изучению и обобщению положительного педаго­гического опыта воспитательной деятельности

№ П/П

Мероприятие

Срок

Ответственный

1

Методический семинар «Духовно -нравственные основы развития лич­ности».

Цель: Модернизация воспитатель­ной системы школы в соответствие с концепцией духовно-нравственного и патриотического воспитания обу­чающихся.

Задачи:

Познакомиться с основными поло­жениями концепции Воспитания де­тей Иркутской области;

Подготовить пакет документов для разработки Программы воспита­тельной компоненты школы.

Октябрь 2013 г.

Руководитель МО КР

2

Современные воспитательные технологии формирования духовно-нравственной культуры учащихся.

Февраль

Руководитель МО КР

3

Организация работы классных руководителей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Апрель

Руководитель МО КР

4

Проблемно-ориентированный ана­лиз состояния воспитания в школе (РООР-анализ) Цель: определение проблем и проектирование воспита­тельной траектории. Результаты воспитания. Общественные факторы, влияющие на результат; Организационные факторы, влияющие на результат.

Май

Педагог-организатор

5

Курсовая переподготовка по проблемам воспитания

2013-2018 г.

Классные руководители



4.4. Мероприятия по развитию программно-методического и информа­ционного обеспечения воспитания

№ П/П

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Разработка подпрограмм «Школы чело­века Культуры» по различным аспектам воспитательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей обеспе­чивающих реализацию Воспитательной компоненты, и утверждение на педаго­гическом совете школы;

2013-2014 учебный год

Педагог-организатор

2

Включение воспитательной компоненты в основную образовательную программу школы на текущий год;

Январь

2014

Педагог-организатор

3

Разработка и внедрение программы ду­ховно-нравственного воспитания

2013-2014


4

Разработка методических рекоменда­ций по организации воспитательной ра­боты в условиях введения ФГОС НОО и ООО:

Январь 2014

Педагог-организатор, руководитель МО КР

5

Обеспечение проведения внешних не-персонифицированных мониторинговых исследований для оценки эффективности воспитательно-образовательной дея­тельности школы;

Май

Педагог-организатор

6

Разработка системы оценки планируе­мых результатов Воспитательной ком-

Март-май 2014

Педагог-организатор

поненты (через систему учета индивиду­альных достижений обучающихся, уча­стие обучающихся в проектной деятель­ности, практических и творческих кон­курсах и т.д.);

7

Разработка системы мер, направленных на профессиональную подготовку всех субъектов реализации воспитательной компоненты (включая педагогов, роди­телей, представителей органов учениче­ского самоуправления, общественных объединений) посредством проведения открытых мероприятий, мастер-классов, круглых столов, обучающих семинаров;

Сентябрь

2014

Педагог-организатор, руководитель МО КР

8

Рассмотрение хода реализации програм­мы воспитания и социализации обучаю­щихся на педагогическом совете, внесе­ние последующей корректировки.

Январь

2015

Администрация школы

4.5. Мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной дея­тельности общественности

№ П/П

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Организация расширенного обществен­но-педагогического обсуждения Воспи­тательной компоненты с участием соци­альных партнеров;

Апрель 2014

Педагог-организатор

2.

Заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнерами по формиро­ванию социокультурного пространства, способствующего воспитанию человека

культуры

2013-2018

Педагог-организатор

3

Рассмотрение хода реализации програм­мы воспитания и социализации обучаю­щихся Управляющим советом школы

ежегод­но

Директор, пред­седатель УС

5

Включение обучающихся в общественно значимые дела, социальные и культур­ные практики

2014-2018

Педагог-организатор, классные руко­водители

6.

Разработка механизмов оценки реализа­ции воспитательной компоненты с ис­пользованием сетевого взаимодействия и принципов социального партнерства

Сен­тябрь 2015

Педагог-организатор

4.6. Мероприятия по изучению и обобщению положительного педагогического опыта воспитательной деятельности.

№ П/П

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Создание банка данных, который содер­жит: сведения о передовом педагогиче­ском опыте в сфере образования (мест­ный опыт, других регионов, республики, стран ближнего и дальнего зарубежья); -педагогические находки (разработки за­нятий, сценарии мероприятий, творче­ские работы и др.);

-прогрессивные методики, новые техно­логии обучения и воспитания, авторские программы.

Ежегод­но 2014-2018

Руководитель МО классных руководителей, педагог-организатор, классные руко­водители.

2.

Проведение мастер-классов: «Система технологий воспитания как инновационный феномен в педагогической практи­ке».

Ноябрь

Март 2014-2018

Руководитель МО классных руководителей

3.

Работа с классными руко­водителями: Самообразование. Самоанализ классных часов и мероприятий. Работа с личным творческим планом. Изучение опыта коллег. Взаимопосещение класс­ных часов и мероприятий.

Ежегод­но 2013-2018

Руководитель МО классных руководителей

4.7. Мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания.

№ П/П

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Организация методической работы классных руководителей по взаимодей­ствию с семьей.

Ежегодно

2014-2018

Руководитель МО

2.

Индивидуальные и семейные консульта­ции.

Постоян­но

Классные руководители

3.

Творческие отчеты для родителей.

Раз в чет­верть

Педагог-организатор

4.

Совместные традиционные праздники: Родительские собрания, общешкольное собрание, ОРК. Спортивные праздники «Мама, папа, Я - спортивная семья». Конкурс «А ну-ка бабушки»

Ежегодно

2014-2018

Педагог-организатор

5. Ожидаемые результаты реализации Программы

  • создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя школьные и внешкольные структуры (социокультурное пространство), осуществляющие комплекс мероприя­тий, направленных на формирование установок, основанных на граждан­ских и демократических ценностях и правосознании;

  • совершенствование нормативно-организационных, управленческих усло­вий для реализации Программы мероприятий по развитию воспитатель­ной компоненты в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»;

  • закрепление в содержании образования МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» базовых ценностей ЧЕЛОВЕК, ОТЕЧЕСТВО, ЗНАНИЕ, определяющих воспитание таких качеств, как культура, патриотизм, духовность, нравст­венность, права человека, инициативное и активное участие в жизни об­щества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог;

  • создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы: кадровое, материально-техническое, ин­формационно-методическое обеспечение, оптимальное взаимодействие воспитательных сил образовательного учреждения и социума;

• соответствие выпускника школы модели человека высокой культуры.

6. Показатели и индикаторы реализации Программы

В результате выполнения Программы будет обеспечено:

- создание условий для воспитания и социализации обучающихся в соответствии с избранной моделью «Я в культуре, культура во мне» на основе использования возможностей открытого социокультурного образовательного пространства;

  • эффективное использование новых информационных сервисов, сис­тем и технологий воспитания и социализации детей;

  • внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной дея­тельности школы и процесса социализации обучающихся;

  • рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»;

  • доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;

В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ».

Будут обеспечены:

-условия воспитания и социализации, направленных на достижение стратегических целей формирования личности гражданина России и стимулирование взаимодействия системы образования и культуры в целом, базо­вого общего и дополнительного образования в рамках совместных проектов и планов с активным привлечением родителей учащихся, представителей общественности, социальных партнёров;

- переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и
социализации детей;

-формирование системы оценки публикации образовательной продук­ции разного вида, необходимой для методического обеспечения воспита­тельной работы;

-повышение показателей активности всех целевых групп Программы, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спор­та, медицины;

- развитие механизмов избранной модели социального партнерства, обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации детей;

  • воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творче­ской, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России;

  • интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (се­мьи, общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позици­ях на воспитание, как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством воспитательного пространства;

- обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей;

- развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребо­ванные сферы деятельности и актуальные для муниципального образования, региона и страны проекты;

- обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способ­ностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.

© 2010-2022