- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа развития воспитательной компоненты Я в культуре культура во мне
Программа развития воспитательной компоненты Я в культуре культура во мне
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Обоева О.С. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИРКУТСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Большеголоустненская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании Директор МОУ ИРМО
педагогического совета № ___ «Большеголоустненская ООШ»
Протокол № ___ ________Л. Г. Чикалина
от «___»______ 2013 г. «______»_________ 2013 г.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ
«Я в культуре, культура во мне».
Авторы:
Чикалина Лариса Глебовна, директор
Обоева Оксана Семёновна,
педагог-организатор
Содержание программы.
1. Введение.
1.1. Актуальность программы.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Сроки и этапы реализации Программы.
1.4. Принципы и особенности организации содержания воспитания в социокультурном пространстве.
2. Основная часть.
2.1.Описание модели воспитания «Я в культуре, культура во мне».
2.2. Взаимодействие с окружающим социумом.
2.3. Задачи доминанты по формированию человека с высокой культурой.
2.4. Портрет выпускника «Я в культуре, культура во мне».
2.5. Приоритетные (базовые) ценности.
2.6.Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.
2.7. Приоритетные и системообразующие виды деятельности.
2.8. Инновационное средство организации жизнедеятельности школы.
3. Уклад школьной жизни.
4. Основные направления в развитии воспитательной компоненты.
4.1. Мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности воспитания .
4.2. Мероприятия по развитию существующей модели воспитания.
4.3. Мероприятия по изучению и обобщению положительного педагогического опыта воспитательной деятельности.
4.4. Мероприятия по развитию программно-методического и информационного обеспечения воспитания.
4.5. Мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности общественности.
4.6. Мероприятия по изучению и обобщению положительного педагогического опыта воспитательной деятельности.
4.7. Мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания.
5.Ожидаемые результаты реализации Программы.
6. Показатели и индикаторы реализации Программы.
1. Введение.
1.1. Актуальность программы.
Изменения в системе воспитания детей в школах Иркутского района определены реализацией единой «Концепции воспитания детей Иркутской области». Инновационность развития воспитательной компоненты заключается во введении новых образовательных стандартов общего образования, которые играют определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров. При этом воспитание рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Воспитание «пронизывает» все компоненты ФГОС. Так, целью образования является национальный воспитательный идеал, отраженный в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая рассматривается как методологическая основа разработки и реализации концепции воспитания детей Иркутской области. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обозначен современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание всегда было в центре внимания школы. Однако духовный кризис, разрушение культивирующихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров создали существенные проблемы в воспитании подрастающего поколения.
Обширная информация средств массовой информации, Интернета, различных культурных и религиозных организаций, пропагандирующих жестокость и насилие, рекламу алкогольной продукции и табачных изделий, подмена нравственных ориентиров и пропаганда материальных ценностей становятся доминирующим фактором воспитания детей и подростков, что ведет к негативным тенденциям развития и состояния российского социума. Семья и школа должны коренным образом изменить систему воспитания в современном российском образовании при условии формирования четкого социального заказа на развитие воспитания и поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны социальных институтов современного российского общества. Необходимо согласованность действий между этими субъектами в решении главного вопроса о том, на воспитание какой личности направлены их усилия.
Сегодня МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» - культурный центр посёлка, его стержень. Именно отсюда исходят добрые дела и начинания. Школа работает в режиме развития по разным направлениям. Этому способствуют творческие связи, которые сложились с различными учреждениями окружающего социума. Школа как социокультурный центр стремится создать целостное образовательное пространство, субъектами которого являются не только ученики, но и их семьи и другие жители посёлка. Стали традиционными совместные мероприятия и концерты «День села», «Международный женский день», «День матери», «Встреча Нового года», «Сагаалган», «Масленица», «День Победы», привлечение жителей к внутришкольным мероприятиям.
Школа работает в тесном сотрудничестве
-
учреждениями культуры и спорта: МУК ЦКС п. Большое Голоустное, Визитно-экологический центр «Нерпёнок», Бурятский этнический центр, Сельская библиотека;
-
образовательными организациями: МОУ ИРМО ДОД СЮН;
-
семьями: ОРК, Общешкольным родительским собранием;
-
организациями Голоустненского МО: Администрацией ГМО, фельдшерско-акушерским пунктом.
1.2. Цель и задачи программы.
Целью реализации программы «Я в культуре, культура во мне» является создание целостного социокультурного пространства воспитания, основанного на взаимодействии школы и её партнёров с единым культурологическим содержанием, способствующим повышению уровня культуры всех участников образовательного процесса школы, обеспечению планируемых результатов по достижению выпускником устойчиво положительного отношения к ценностям Человек, Отечество, Знание.
Задачи:
-
Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты.
-
Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.
-
Разработка нормативной базы с учетом региональной специфики в соответствии с государственной политикой в области образования.
-
Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ».
-
Поиск нового содержания на основе развития социального партнерства.
-
Усиление социальной направленности деятельности школы как социально-культурного центра посёлка;
-
Выявление и развитие способностей обучающихся через использование урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.
-
Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов школы, социума в развитии воспитательной системы школы, включение обучающихся в культурные преобразования внешкольной социальной среды для формирования социокультурной компетентности школьников.
-
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогических работников, обеспечение их безопасности.
1.3. Сроки и этапы реализации Программы.
Программа рассчитана до 2018 года
Организационно-административный этап
1 этап 2013-2014 годы (ведущий субъект - администрация школы) включает:
-
Создание школьной среды по формированию культуры человека;
-
Создание воспитательной системы на основе системно-деятельностного подхода от «простецкой» педагогики к системе;
-
Формирование уклада и традиций школы, создание системы социокультурной направленности деятельности школы и расширение сотрудничества с новыми социальными партнерами школы;
-
Координация деятельности всех участников социокультурного пространства (обучающихся, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций) для решения задач по созданию социокультурного пространства для воспитания человека с высокой культурой в условиях сельской школы;
-
Создание возможности для влияния обучающихся на изменение школьной и внешкольной среды, форм, целей и стиля социокультурного пространства внешкольного социума.
Организационно-педагогический этап
2 этап 2014-2016 годы (ведущий субъект - педагогический коллектив школы)
включает:
-
обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса по формированию культуры;
-
обеспечение разнообразия форм культурной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;
• создание условий для культурной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;
-
обеспечение возможности формирования культуры обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации культурной деятельности;
-
использование культурной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;
-
использование роли коллектива в формировании культурно-нравственной ориентации личности обучающегося.
Этап социализации обучающихся
3 этап: 2017 - 2018 включает в себя:
-
формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
-
достижение уровня культуры - физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
-
умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
-
поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
-
активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
-
осознание мотивов своей культурной деятельности;
-
владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
1.4. Принципы и особенности организации содержания воспитания в социокультурном пространстве.
Программа
-Учитывает принцип гуманистической направленности, устанавливает равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности;
-Соблюдает принцип личностной самоценности;
-Учитывает принцип культуросообразности;
-Основывается на принципе личностно-значимой деятельности;
-Учитывает принцип коллективного воспитания;
-Соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности;
-Учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с ОВЗ;
-Опирается на принцип толерантности
-Опирается на природосообразность и природоспособность;
-Опирается на принцип целостности;
-Основывается на принципе вариативности воспитательных систем;
-Сохраняет преемственность в воспитании;
-Осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием;
-Соблюдает принцип демократизма;
-Учитывает духовную составляющую жизни ребенка;
-Предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин; основывается на принципе ориентации на социальные установки.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
2. Основная часть.
2.1 Описание модели воспитания «Я в культуре, культура во мне».
В настоящее время в связи с нарастающим влиянием среды на становление личности необходимо рассматривать школу и социум на основе интеграции, взаимного дополнения. Образовательная организация, являясь педагогически гибкой системой, постоянно обменивается информацией, социокультурными нормами с окружающей средой. Однако массовая школа создает недостаточную полноценную культурную среду для развития школьников, педагогов, родителей, поэтому необходимы специальные мероприятия в школе и сфере образования для активизации социокультурного потенциала школы.
Таким образом, МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» становится одним из социальных институтов, осуществляющим социальную и правовую защиту обучающихся, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума.
2.2. Взаимодействие с окружающим социумом.
-
Бурятская национальная культурная автономия.
-
Фельдшерский пункт.
-
МУК ЦКС Дом досуга п. Большое Голоустное.
-
Сельская библиотека.
-
ВЭЦ «Нерпёнок».
-
Иркутская областная общественная организация детей и молодёжи «Байкальский скаут»
На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель обучения и воспитания личности в социокультурном пространстве - воспитание активной, инициативной, просвещённой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности, с развитыми познавательными интересами, с эстетическими чувствами, с устойчиво- нравственной основой культурного человека, способной к самосовершенствованию.
2.3. Задачи доминанты по формированию человека с высокой культурой:
Основные задачи:
1 .Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше». Признаки решения: содержание педагогических целей, решение последующих задач.
2. Использование возможностей социокультурного пространства для формирования у обучающихся ориентации в современной общественной жизни в ее конкретных проявлениях (отношение к новым социальным ценностям, вечные ценности, отношение к церкви и религии, отношение к природе, участие в общественной жизни школы, села, отношение к детским объединениям). Признаки решения: способность определить и обосновать свою позицию, решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности.
3.Использование возможностей социокультурной среды школы, п. Большое Голоустное для освоения учащимися культурных ценностей.
Признаки решения: ориентация в истории и культуре села, района, области; содержание досуга.
4.Развитие у обучающихся способности к самопознанию, к оценке своего личностного потенциала; создание условий для индивидуальных достижений в самореализации.
Признаки решения: содержание самооценки; сфера интересов; реализация жизненных планов.
2.4. Портрет выпускника «Я в культуре, культура во мне». Человек с высокой культурой - гражданин России, любящий свою Родину, малую родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, имеющий высокий уровень гражданского самосознания, чувство собственного достоинства, осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;
Человек с высокой культурой - гуманная личность, которая несет в себе любовь к людям, милосердие,способность к сопереживанию, альтруизм, готовность оказания помощи ближнему, стремление к миру, согласию, добрососедству, умение проявлять терпимость и доброжелательность по отношению к другим национальностям и религиозным конфессиям.
Человек с высокой культурой - духовная личность, владеющая основами научных методов познания окружающего мира, имеющая красоту внутреннего света в общении с близкими, природой, в поиске смысла жизни, счастья, идеала.
Человек с высокой культурой - личность творческая. Творчество проявляется во всех сферах её жизнедеятельности: в учёбе, быту, организации досуга, общении, большой объём усвоенных знаний, умений, сочетании аналитического и интуитивного мышления.
Человек с высокой культурой - личность практическая. Выпускник современной школы должен знать основы рыночного хозяйствования, основы компьютерной грамотности, быть подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.
Человек с высокой культурой - личность здоровая. Выпускник современной школы бережно относится к своему физическому и психическому здоровью, умеет вести здоровый образ жизни. Человек с высокой культурой должен иметь эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать материальное богатство семьи и своей страны, осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
2.5. Приоритетные (базовые) ценности как основа отбора содержания воспитания в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»
Базовые ценности для отбора содержания воспитания обучающихся образовательных учреждений Иркутской области определены в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом положения о том, что необходимо «ограничиться немногими очень обобщённо сформулированными группами ценностей, их восприятием и освоением в системе социализации и воспитания», в соответствии с особенностями развития школьников в регионе.
В соответствии с современным национальным воспитательным идеалом определены базовые ценности в воспитании детей Иркутской области: Человек, Отечество, Знание, Природа, Человечество.
Развитие позитивного отношения к базовым ценностям - Человек, Отечество, Знание рассматривается в нашей школе как личностный рост школьника. При этом содержание воспитания выстроено так, что школьники получают представление обо всей системе национальных ценностей, могут видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.
Вершинная ценность - ЧЕЛОВЕК: патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).
Вершинная ценность - ОТЕЧЕСТВО:
гражданская идентичность - гражданская активность, позитивное отношение к принадлежности, знания о принадлежности к данной социальной общности; традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Вершинная ценность - ЗНАНИЕ: наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.
2.6. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни через знание:
Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и гигиена мальчика. Культура поведения во время болезни. Физическая культура, приобщение к физической культуре детей. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организма. Водные и воздушные процедуры.
Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость мужского тела. Грациозность и легкость женского тела.
Культура поведения человека в общественных местах. В художественных заведениях. С незнакомыми людьми. Со стариками, малышами, инвалидами, больными. На лоне природы. Наедине с собой. В общении с книгой. Поведение мужчин по отношению к женщинам.
Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстетического наслаждения. Способы общения человека с природой. Общение человека с животными. Уход человека за животными. Поведение животных.
Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Познание как константа жизни человека. Культура чтения. Отношение человека к книге. Культура восприятия информации и ее воспроизведения. Культура передачи информации. Культура дискуссии, диалога и монолога. Учение и самообразование. Культура речи. Культура письменной фиксации знаний. Культура постановки и разрешения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения.
Культура физического труда. Труд как создание материальных ценностей, их сохранение и приумножение. Труд как способ украшения среды обитания. Труд как помощь другому человеку. Труд как обеспечение средств существования. Труд как заработок средств существования.
Экономическая культура. Деньги как эквивалент человеческого труда. Уважение финансовых средств другого человека. Бережливость и щедрость. Иждивенчество малышей и стариков. Экономическая помощь родителям. Благодеяние как материально-экономическая помощь.
Правовая культура. Неприкосновенность личности. Принципы человеческих взаимоотношений. Органы правовой защиты. Правонарушения и преступления, их последствия для жизни человека и окружающих людей.
Духовная культура. Соотношение материального и духовного как средства и содержания жизни. Духовность как «очеловечивание» мира. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком.
2.7. Приоритетные и системообразующие виды деятельности
В Программе деятельность рассматривается как способ существования и выражения «Я» человека культуры. Традиции, созданные в школе, легли в основу воспитательной системы. В своем развитии воспитательная система школы основывается на использовании возможностей социокультурной среды, сложившемся опыте организации коллективно-творческой деятельности и системе средств включения ребенка в процесс познавательной деятельности, творчества и самоорганизации, взаимодействии внеурочной деятельности с учебным процессом, организации и функционировании творческих лабораторий, кружков и секций как системе дополнительного образования. В воспитательной системе создаются условия для разнообразной и полноценной деятельности учащихся, в основе которой лежит системно-деятельностный подход. Исходя из своеобразия и традиций школы, коллектив стремится к организации и органическому сочетанию приоритетных и системообразующих видов деятельности: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-ориентировочная, общественная, духовная деятельность как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни.
2.8. Инновационное средство организации жизнедеятельности школы.
Основной инновационной идеей Программы «Я в культуре, культура во мне» является использование возможностей открытого социокультурного пространства для воспитания человека культуры в условиях конкретной сельской школы.
3. Уклад школьной жизни
Что представляет собой уклад школьной жизни? Это не что иное, как скрытое содержание воспитания. Под этим термином понимается действующие в школе отношения, этикет и атрибутика, направленные на развитие личности.
Уклад школьной жизни, та среда, в которой находится ребёнок, играют важнейшую роль в образовательно-воспитательном процессе. В МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» присущ особый дух, особая атмосфера, особый уклад жизни, который определяет особенность организации различных процессов в школе это - традиции школы, совет учащихся школы, школьный этикет.
Уклад школьной жизни - главный воспитатель. Он оказывает гораздо большее влияние на школьников, чем урочные занятия. Школьный уклад жизни даёт опыт пользования правами человека, возможность спорить, высказывать гипотезы, опровергать или подтверждать их, не в меньшей степени приводит к соответствующим эффектам.
Взаимодействие школы и семьи имеют решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В основе уклада школьной жизни лежать базовые ценности Человек, Отечество, Знание, которые определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Согласно ФГОС МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» разработала свою программу воспитания и социализации учащихся «Я в культуре, культура во мне». Общие задачи воспитания и социализации обучающихся школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России. Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися. Организация воспитания и социализации обучающихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое:
-воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; Нравственное и духовное воспитание:
-формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: -формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
Интеллектуальное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности. Здоровьесберегающее воспитание:
-формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; Социокультурное и медиакультурное воспитание:
-формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
Правовое воспитание и культура безопасности:
-формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
Воспитание семейных ценностей:
-
формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; Формирование коммуникативной культуры:
-
формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
-
Экологическое воспитание:
-
формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности. Программа «Я в культуре, культура во мне» направлена на формирование морально-нравственного, личностно - развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту - носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении.
В основе программы воспитания и социализации учащихся и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
-
Аксиологический подход. Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Поскольку ценности - это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей.
-
Системно-деятельностный подход.
Этот подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Данный подход имеет свои особенности:
-
воспитание как деятельность не может быть сведено к какому-то одному виду, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной, учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.
-
утрата семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка.
3. Развивающий подход.
В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и принимаемы ребенком в практической ситуации. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Большеголоустненская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Она должна стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитывает весь уклад школьной жизни.
Отношение к школе учеников, педагогов, родителей:
У родительской общественности сложился положительный образ образовательного учреждения, родители учащихся активно участвуют в организации учебно-воспитательного процесса;
наблюдается средний уровень развития ученических коллективов, что может являться ресурсом развития воспитания;
учащиеся удовлетворены своим социальным статусом в ученическом коллективе; фиксируется хороший уровень удовлетворённости;
уровень удовлетворённости классных руководителей низкая: педагоги в основном удовлетворены ресурсным обеспечением и возможностями для профессионального роста;
Согласно Программе «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Иркутской области на 2013-2018 годы», базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса. Воспитательная стратегия нашего учебного заведения определяет и позволяет осуществить инновационную идею деятельности школы, идеологию сохранения и развития России на основе собственной истории, культуры, духовности; построения нового, свободного процветающего, сильного государства на основе базовых национальных ценностей, которые лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Новой составляющей уклада школьной жизни является социокультурное пространство (семья - класс - школа - двор - село - государство - мир), которое проявляется в осознанной ориентации всей воспитательной системы школы на ценности Человек, Отечество, Знание. Приоритетности данных ценностей по отношению к целям и средствам образовательной деятельности. При этом важнейшим ресурсом социокультурной модернизацией воспитательной системы МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ», является модель воспитания человека культуры, направленной на развитие и гуманизацию воспитательной системы школы, защиту прав ребенка, создание условий для самореализации личности, формирование ценностных ориентации, гражданской позиции, толерантности, готовности к сотрудничеству, информационной культуры, развитие адаптивных возможностей личности.
4. Основные направления в развитии воспитательной компоненты:
4.1. Мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга
эффективности воспитания в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»
Что изучается
Как изучается
Показатель удовлетворённости образовательным процессом.
Анкета М.И. Лукьяновой
«Удовлетворенность участников образовательного процесса её различными сторонами»
Уровень социальной адаптированности , активности, автономности, нравственной воспитанности учащихся.
Изучение развития коммуникативных способностей учащихся.
Уровень развития детского коллектива.
Методика А.Н.Лутошкина
Уровень воспитанности учащихся.
Репутация образовательного учреждения в окружающем социуме и системе образования.
Методы статистического анализа.
Наблюдения, социологический опрос
Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.
Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания.
4.2. Мероприятия по развитию существующей модели воспитания.
№ П/П
Мероприятие
Срок
Ответственный
1
Моделирование воспитательной системы класса.
01.05.2013-10.09.2013
Классные руководители
2
Организация выставок ученических портфолио.
Ежегодно
Май
Руководитель МО классных руководителей
3
Проведение спортивных соревнований совместно с МУК ЦКС п. Большое Голоустное.
Апрель, май
Учителя физкультуры
4
Создание мини-проектов по экологическому, гражданско-патриотическому, здоовьесберегающему воспитанию.
Апрель
Чикалина Л. Г.
5
Подготовка вечера встречи выпускников.
Сентябрь
Педагог-организатор
6
Развитие партнёрских отношений между школой и семьей через проведение родительских собраний.
1 раз в четверть
Директор
4.3. Мероприятия по изучению и обобщению положительного педагогического опыта воспитательной деятельности
№ П/П
Мероприятие
Срок
Ответственный
1
Методический семинар «Духовно -нравственные основы развития личности».
Цель: Модернизация воспитательной системы школы в соответствие с концепцией духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся.
Задачи:
Познакомиться с основными положениями концепции Воспитания детей Иркутской области;
Подготовить пакет документов для разработки Программы воспитательной компоненты школы.
Октябрь 2013 г.
Руководитель МО КР
2
Современные воспитательные технологии формирования духовно-нравственной культуры учащихся.
Февраль
Руководитель МО КР
3
Организация работы классных руководителей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Апрель
Руководитель МО КР
4
Проблемно-ориентированный анализ состояния воспитания в школе (РООР-анализ) Цель: определение проблем и проектирование воспитательной траектории. Результаты воспитания. Общественные факторы, влияющие на результат; Организационные факторы, влияющие на результат.
Май
Педагог-организатор
5
Курсовая переподготовка по проблемам воспитания
2013-2018 г.
Классные руководители
4.4. Мероприятия по развитию программно-методического и информационного обеспечения воспитания
№ П/П
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Разработка подпрограмм «Школы человека Культуры» по различным аспектам воспитательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей обеспечивающих реализацию Воспитательной компоненты, и утверждение на педагогическом совете школы;
2013-2014 учебный год
Педагог-организатор
2
Включение воспитательной компоненты в основную образовательную программу школы на текущий год;
Январь
2014
Педагог-организатор
3
Разработка и внедрение программы духовно-нравственного воспитания
2013-2014
4
Разработка методических рекомендаций по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО:
Январь 2014
Педагог-организатор, руководитель МО КР
5
Обеспечение проведения внешних не-персонифицированных мониторинговых исследований для оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы;
Май
Педагог-организатор
6
Разработка системы оценки планируемых результатов Воспитательной ком-
Март-май 2014
Педагог-организатор
поненты (через систему учета индивидуальных достижений обучающихся, участие обучающихся в проектной деятельности, практических и творческих конкурсах и т.д.);
7
Разработка системы мер, направленных на профессиональную подготовку всех субъектов реализации воспитательной компоненты (включая педагогов, родителей, представителей органов ученического самоуправления, общественных объединений) посредством проведения открытых мероприятий, мастер-классов, круглых столов, обучающих семинаров;
Сентябрь
2014
Педагог-организатор, руководитель МО КР
8
Рассмотрение хода реализации программы воспитания и социализации обучающихся на педагогическом совете, внесение последующей корректировки.
Январь
2015
Администрация школы
4.5. Мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности общественности
№ П/П
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Организация расширенного общественно-педагогического обсуждения Воспитательной компоненты с участием социальных партнеров;
Апрель 2014
Педагог-организатор
2.
Заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнерами по формированию социокультурного пространства, способствующего воспитанию человека
культуры
2013-2018
Педагог-организатор
3
Рассмотрение хода реализации программы воспитания и социализации обучающихся Управляющим советом школы
ежегодно
Директор, председатель УС
5
Включение обучающихся в общественно значимые дела, социальные и культурные практики
2014-2018
Педагог-организатор, классные руководители
6.
Разработка механизмов оценки реализации воспитательной компоненты с использованием сетевого взаимодействия и принципов социального партнерства
Сентябрь 2015
Педагог-организатор
4.6. Мероприятия по изучению и обобщению положительного педагогического опыта воспитательной деятельности.
№ П/П
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Создание банка данных, который содержит: сведения о передовом педагогическом опыте в сфере образования (местный опыт, других регионов, республики, стран ближнего и дальнего зарубежья); -педагогические находки (разработки занятий, сценарии мероприятий, творческие работы и др.);
-прогрессивные методики, новые технологии обучения и воспитания, авторские программы.
Ежегодно 2014-2018
Руководитель МО классных руководителей, педагог-организатор, классные руководители.
2.
Проведение мастер-классов: «Система технологий воспитания как инновационный феномен в педагогической практике».
Ноябрь
Март 2014-2018
Руководитель МО классных руководителей
3.
Работа с классными руководителями: Самообразование. Самоанализ классных часов и мероприятий. Работа с личным творческим планом. Изучение опыта коллег. Взаимопосещение классных часов и мероприятий.
Ежегодно 2013-2018
Руководитель МО классных руководителей
4.7. Мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания.
№ П/П
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Организация методической работы классных руководителей по взаимодействию с семьей.
Ежегодно
2014-2018
Руководитель МО
2.
Индивидуальные и семейные консультации.
Постоянно
Классные руководители
3.
Творческие отчеты для родителей.
Раз в четверть
Педагог-организатор
4.
Совместные традиционные праздники: Родительские собрания, общешкольное собрание, ОРК. Спортивные праздники «Мама, папа, Я - спортивная семья». Конкурс «А ну-ка бабушки»
Ежегодно
2014-2018
Педагог-организатор
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
-
создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя школьные и внешкольные структуры (социокультурное пространство), осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
-
совершенствование нормативно-организационных, управленческих условий для реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»;
-
закрепление в содержании образования МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ» базовых ценностей ЧЕЛОВЕК, ОТЕЧЕСТВО, ЗНАНИЕ, определяющих воспитание таких качеств, как культура, патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог;
-
создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы: кадровое, материально-техническое, информационно-методическое обеспечение, оптимальное взаимодействие воспитательных сил образовательного учреждения и социума;
• соответствие выпускника школы модели человека высокой культуры.
6. Показатели и индикаторы реализации Программы
В результате выполнения Программы будет обеспечено:
- создание условий для воспитания и социализации обучающихся в соответствии с избранной моделью «Я в культуре, культура во мне» на основе использования возможностей открытого социокультурного образовательного пространства;
-
эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей;
-
внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности школы и процесса социализации обучающихся;
-
рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»;
-
доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;
В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ».
Будут обеспечены:
-условия воспитания и социализации, направленных на достижение стратегических целей формирования личности гражданина России и стимулирование взаимодействия системы образования и культуры в целом, базового общего и дополнительного образования в рамках совместных проектов и планов с активным привлечением родителей учащихся, представителей общественности, социальных партнёров;
- переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и
социализации детей;
-формирование системы оценки публикации образовательной продукции разного вида, необходимой для методического обеспечения воспитательной работы;
-повышение показателей активности всех целевых групп Программы, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спорта, медицины;
- развитие механизмов избранной модели социального партнерства, обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации детей;
-
воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России;
-
интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи, общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание, как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством воспитательного пространства;
- обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей;
- развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные для муниципального образования, региона и страны проекты;
- обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.