Исторические аспекты в становлении и развитии тьюторского движения

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исторические аспекты в становлении развитии тьюторского движения.

Тюторство, как основная и ведущая форма наставничества возникла в первых британских университетах - Оксфорде (XII в) и Кембридже (XIII в). В последующие века тьюторство формируется не только как образовательная технология, но как особая культура, параллельно культуре преподавания и обучения и даже стала играть ведущую роль в английских университетах, подчинив себе лекционно-профессорскую систему. Задача тьютора заключалась в построении личностно-ориентированной индивидуальной образовательной концепции студента и оказанию помощи по пути ее следования.

В Росси при создании первого университета и последующих высших учебных заведений за основу была принята германская модель, которая исключала и не предполагала наличие тьюторов. Идеи личностно ориентированной педагогики в эпоху становления российской высшей школы не прижились и не получили своего развития.

Однако в аристократических русских семьях, в частном порядке присутствовали педагоги-наставники, ориентированные на раскрытие индивидуальности воспитанника с целью понимания и реализации его собственного предназначения. Русская история знает много примеров становления и раскрытия личности великих людей, осознание жизненной концепции под влиянием наставников. В разных случаях ими были не только высокообразованные люди, но порой и совсем неграмотные старушки. Но в любом случае наставники великих личностей это люди, увлекающие своей неординарностью, обладающие проницательностью и жизненной мудростью, способные увидеть, достать и бережно отшлифовать с помощью разнообразных инструментов драгоценные кристаллики гениальности. В этом отношении показателен пример влияния няни Арины Родионовны на творчество Пушкина. В своих стихотворениях поэт не раз подчеркивал, какой глубокий отпечаток наложила, рассказывая ему бесчисленное количество старинных русских сказок, легенд, сказаний, песен и пословиц безграмотная, но такая талантливая и самобытная старушка

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя, в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне

В больших очках и с резвою гремушкой.

Подчеркивая значимость влияния своей няни А.С.Пушкин писал: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедна старушка»

Официально в русскую педагогическую практику слово тьютор (тутор) было введено англофилом М.Н. Катковым. 13 января 1868 года был учрежден Лицей Цесаревича Николая, где вводится эта должность. В 1871 году появляются классные наставники, в обязанности которых входит воспитание у обучающихся морально-нравственных принципов, уважения к законам, наблюдение за развитием учащихся, контроль их поведения на занятиях.

В 1917 году должность наставников была упразднена и воспитательные функции наряду с обучением стали выполнять учителя и преподаватели.

Как самостоятельное движение тьюторство в России стало формироваться в начале 90-х годов двадцатого века. Реформа системы образовании, переход на личностно-ориентированную педагогику, выявили настоятельную необходимость привлечения к участию в учебно-воспитательном процессе нового типа преподавателя, преподавателя наставника, организующего индивидуализацию образовательного процесса, личностное саморазвитие обучающегося.

Первоначально работой такого плана занимались отдельные педагоги-энтузиасты, которые своей увлеченностью, положительными конструктивными результатами убедили в необходимости введения и закреплении официального статуса тьюторства.

Приказом Минздравсоцразвития от 5 мая 2008 года №216 и №217н была введена должность тьютор для общего, высшего и дополнительного профессионального образования.

В настоящее время в связи с реализацией в нашей стране концепции о недопустимости социальной изоляции людей с ограниченными особенностями здоровья, предоставления им равных прав и возможностей развивается инклюзивное образование. Присутствие инклюзии в образовательном процессе дает дополнительный стимул для дальнейшего совершенствования института тьюторства посредством присутствия в качестве важной части коррекционной составляющей при обучении детей с особыми потребностями.


© 2010-2022