Программа воспитательной работы Я живу в России

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа "Я живу в России" разработана на основе:

  • Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы";

  • Рекомендации "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации" (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);

  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30 -16)

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями детей с особыми образовательными потребностями. Но, по словам Г.М. Дульнева нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении.

Актуальность программы определена следующими факторами:

• социальный заказ общества, т.е. необходимо воспитать граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности;

• нарастание негативных явлений: без духовности, вандализма, социальной незащищенности граждан, пропаганды насилия в средствах массовой информации;

• общая направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Обучающие

  • Давать знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, о традициях своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;

Воспитательные

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

Коррекционные

  • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

  • демонстрировать детям значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Вид программы: модифицированная

Особенности гражданско-патриотического воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями

Процесс гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии. Этот контингент детей крайне разнообразий по структуре и составу. Это полиморфная группа детей, имеющая определенный набор особенностей интеллектуального и личностного развития. К этим особенностям относится недостаточное развитие психических процессов: отклонения в умственной деятельности, недостатки или своеобразия двигательной, эмоционально-волевой сферы, речевого развития и другие, что приводит к нарушению общения этих детей, познания ими окружающего мира, к обеднению их социального опыта и порождает трудности в социальной адаптации. Также характерны нарушения поведения, свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Эти дети с гораздо большим трудом усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности проблемных детей. И сущностью этой незрелости является недоразвитие духовных потребностей, подвластность ребенка воздействиям окружающей ситуации либо собственным импульсам.

Процесс восприятия мира у детей малоактивен, представления их нечетки и малодифференцированные. Выработанные условные связи у них не четки и быстро угасают. Особенности памяти ребенка с проблемами в развитии заключаются в том, что детали, второстепенные признаки предметов и явлений ими плохо или совсем не фиксируются, что представляет значительные трудности для их обучения.

Воображение у учеников специальных (коррекционных) учреждений только воссоздающее. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, и у умственно отсталого ребенка важно эти качества сформировать. Поэтому ребенку нужна опора на положительный пример, который будет способствовать формированию чувства долга, ответственности, гуманности, чуткости, целеустремленности и других качеств личности.

У учеников коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере роста ребенка будут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.

Смысл многих гражданско-патриотических качеств умственно отсталому ребенку так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.. Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем. Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания школьников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру. Итак, гражданско-патриотическое воспитание - процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося.

Но, тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы VIII вида, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

Сроки реализации программы- 2015-2016 учебный год.

Формы и режим занятий.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Литературно - музыкальные композиции

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

  • Творческие проекты, презентации

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.

Программа "Я живу в России" по духовно-нравственному направлению составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:

  • Первый год обучения (младшее звено от 7 до 10 лет) - 34 часа в год,

  • Первый год обучения (среднее звено от 11 до13 лет) -34 часа в год.

  • Первый год обучения (старшее звено от 14 до 18 лет) -34 часа в год.

  • Итого: 98 часов.

Основные направления реализации программы:

Программа "Я живу в России" ? включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

I.Тепло родного очага

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье и себе.

Задачи:

формировать уважение к членам семьи и её традициям;

воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;

воспитывать чувство ответственности за свои поступки, самоуважение и уважение к другим людям.

Предполагаемый результат деятельности:

сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

II. Создаем и сохраняем традиции.

Задачи:
формировать интерес к изучению историко-культурных корней;
развивать потребность в познании культурно-исторических ценностей

воспитывать чувство гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения

Предполагаемый результат деятельности:

Система краеведческих знаний у воспитанников.

Устойчивый интерес воспитанников к культурному прошлому своей малой родины, национальному образу жизни.

Уважительное и бережное отношение воспитанников к памятникам архитектуры и культуры, стремление к сохранению традиций родного края.

III. Дом, в котором мы живём.

Цель: формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

формировать представление об историческом и культурном прошлом страны
развивать познавательную активность, гражданскую позицию;
воспитывать чувство национальной гордости и любви к своей Отчизне

формировать основу правовой культуры и законопослушности;

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У детей накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализации программы обучающиеся знают:

  • о ценностном отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;

  • учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;

учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
обучающиеся умеют

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • положительная мотивация учебной деятельности;

  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

  • сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.

  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Формы подведения итогов реализации программы.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:

  • викторины;

  • конкурсы;

  • ролевые игры;

  • результативность участия в конкурсных программах;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • наблюдение учащихся за событиями в поселке, стране;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • заочные путешествия;

  • акции благотворительности, милосердия;

  • презентации;

  • сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

  • поездки, походы по историческим и памятным местам.

  • выставки

  • тесты (приложение 1)




















Краткое содержание программы

1 год обучения

(младший возраст)


№ п/п

Разделы и темы

Общее количество часов

Время (час)

Форма проведения

Теория

Практика

I

Тепло родного очага

6

3,5

2,5


1.

Моя группа-моя семья-мой дом

1

0,5

0,5

игра

2.

Я и моё имя

1

0,5

0,5

сказкотерапия

3.

Самый дорогой на свете человек

1

0,5

0,5

Проблемная ситуация,

обсуждение

4.

День благодарения бабушек

1

0,5

0,5

праздник

5.

Хороший сын

1

0,5

0,5

Беседа ,игра

6.

Братья и сёстры

1

0,5

0,5

Проблемная ситуация, обсуждение

II

Создаем и сохраняем традиции

24

8,5

15,5


1.

Красна изба

3

1,5

1,5

Виртуальная экскурсия

2.

Гуляй, да присматривай

1

0,5

0,5

Праздник

3.

«На героя слава бежит»

1

0,5

0,5

Беседа, просмотр мультфильмов

4.

Русь святая (православные праздники)

3

1

2

Праздник

Светлый праздник Рождества

1

0,5

0,5

Презентация,

изготовление подарков,

разучивание игр

Пасха - красная, праздник праздников, торжество из торжеств

2

0,5

1,5

5.

Народные гулянья

(народные праздники)

2

1

1


Госпожа Масленица

1

0,5

0,5

Фольклорный праздник

«Пришли святки - запевай колядки!»

1

0,5

0,5

Святочные гуляния

6.

Праздники как традиции (государственные праздники)

9

3,5

5,5


День знаний

1

0,5

0,5

Интеллектуальный конкурс

Новогодняя мастерская

2

0,5

1,5

Изготовление подарков

«Сила богатырская»

23 февраля

1

0,5

0,5

Спортивное развлечение

День Святого Валентина

1

0,5

0,5

Изготовление открыток

День шуток

1

0,5

0,5

Щуточные развлечения

День космонавтики

1

0,5

0,5

Соревнования

День Победы

2

0,5

1,5

Акция

7.

Наши руки не для скуки

( знакомсто с декоративно-прикладным искусством)

3

1

2

Презентация,

изготовление поделок

III.

Дом, в котором мы живём

4

2

2


1.

Земля - общий дом для всех людей

1

0,5

0,5

Библиотечный час

2.

Отечество. Наша Родина-Россия

1

0,5

0,5

Презентация

3.

Чистый дом, чистый двор

1

0,5

0,5

Акция

4.

Исторические места нашей области.

1

0,5

0,5

Виртуальная экскурсия

5

Природа моего края




Экскурсия

Итого:

34

14,5

19,5



Краткое содержание программы

1 год обучения

(младший возраст)

I.Тепло родного очага (6ч )

  1. Моя группа -моя семья - мой дом.

Знакомство с основами правого поведения. Рассказ воспитателя с демонстрацией моделей поведения .За что я люблю свой дом. Правила взаимоотношений с родными. Забота о своем доме, о своей семье. Домашние обязанности. Помощь взрослым. Профессии родителей, их труд.

  1. Я и моё имя.

Имена, отчества, фамилии - часть истории народа. Древние и современные русские имена. Правила вежливого обращения. Человек, его имя и добрые дела.

  1. Самый дорогой на свете человек

Дать понятия «Внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние своей мамы.

  1. День благодарения бабушек

Изготовление праздничных открыток; разучивание песен, стихов; чаепитие .

  1. Хороший сын

Доверительная беседа-диалог «Хорошая ли я дочь». Конфликтная ситуация «Совпадают ли мои интересы и интересы моей семьи».

  1. Братья и сёстры

Беседа «Добрый сын-отцу радость». Проигрывание проблемной ситуации. Игра.

II. Создаем и сохраняем традиции (24ч)

  1. Красна изба. 3 часа

Традиции бабушек. Предметы обихода, утварь, старинные игрушки, русский народный костюм. Роспись рушника. Песни, сказки, небылицы, малые фольклорные жанры, литературные викторины, игры.

  1. Гуляй, да присматривай.1 час

Народный календарь природы (Синичкин день. Ноябрь грудень, седой хребет),

приметы, хороводы, игры.

  1. «На героя слава бежит» (Русь героическая).1 час

Русские герои: Дмитрий Донской, Георгий Победоносец. Прославленные полководцы: Минин, Пожарский.

  1. Русь святая (православные праздники). 3 часа

Православные праздники: Рождество, Крещение, Пасха.

  1. Народные гулянья.2 часа

Народные праздники, костюмы, игры и забавы, песни и частушки, блюда русской кухни. Масленица, святки.

  1. Праздники как традиции (Праздничный календарь).8 часов

Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день. Традиции праздничных поздравлений и сюрпризов.

  1. Наши руки не для скуки.3 часа

Декоративно-прикладное искусство: Хохлома, Гжель, Городец.

III. Дом, в котором мы живём. (5ч)

  1. Земля-общий дом для всех людей.

Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. Всеобщая

декларация прав человека.

  1. Отечество. Наша Родина-Россия. Понятие «родина», «отечество». Россия-наша родина. Стихи, рассказы и пословицы о Родине. Гражданство. Россияне-граждане России. Русский язык, его красота и богатство. Природа России.

3. Чистый дом - чистый двор. Уборка территории около интерната

4.Исторические места нашей области.

Основание города. Князь Юрий Всеволдович - основатель Нижнего Новгорода.

Нижегородский кремль. Герб. Достопримечательности. Нижегородцы - жители

Нижнего Новгорода. Волга-великая русская река. Стихи, песни и пословицы о

Волге. Гордость за родной край - Нижний Новгород.

5.Природа моего края.

Природа Нижегородского края. Любимые уголки природы моей малой родины.

Забота о природе, охрана природы. Помощь взрослым в охране природы, правила

поведения в парке, в лесу, на реке или озере.













































































Краткое содержание программы

1 год обучения

(средний возраст)

п/п

Разделы и темы

Общее количество часов

Количество часов

Формы проведения

Теория

Практика

I

Тепло родного очага

5

2,5

2,5

1.

«Будем дружить»

1

-

1

Игра

2.

Моя группа - моя семья

1

1

-

Беседа

3.

Ты у себя дома

1

0.5

0,5

Беседа- диалог

4.

Мои права и обязанности в группе, семье

1

0.5

0,5

Беседа- диалог

5.

Что значит быть хорошей дочерью (сыном)

1

0,5

0,5

Беседа - диалог

II

Создаем и сохраняем традиции

9

1

8


1.

День Знаний

1

-

1

Праздник

2.

Мама - нет роднее слова

1


1

Тематический вечер

3.

Новый год

1

-

1

Праздник

4.

Отец, Отчизна, Отечество

1

-

1

Тематический

вечер

5.

День святого Валентина

1

-

1

Тематический вечер

6.

Женский День 8 Марта

1

-

1

Праздничная программа

7.

День смеха

1

-

1

Конкурсная программа

8.

День Победы

1

-

1

Праздник

9.

Семейные традиции

1

1

-

Устный журнал

III

Дом, в котором мы живём

7

4

3


1.

Мы гордимся своей страной

1

0.5

0,5

Диспут

2.

Россия - многонациональное государство

1

1

-

Беседа

3.

Россия - Родина моя

1

0.5

0,5

Час поэзии

4.

История моего района

1

1

-

Познавательное занятие

5.

Знаешь ли ты своё село?

1

0.5

0,5

Беседа - диалог

6.

Край родной

1

0.5

0,5

Экскурсия в краеведческий музей

7.

Родные просторы

1

-

1

Конкурс рисунков

IV

Русь святая

7

3

4


1.

Покров - первое зазимье

1

0,5

0,5

Фольклорный праздник

2.

Пришла Коляда накануне Рождества

1

0,5

0,5

Фольклорный праздник

3.

Масленица - Прасковейка, встречаем тебя хорошенько

1

-

1

Фольклорный праздник

4.

Встречаем Пасху

1

0,5

0,5

Комплексное занятие

5.

Чудо - чудное, диво - дивное, Золотая Хохлома

1

0,5

0,5

Беседа с презентацией

6.

Хохломская роспись

1

-

1

Практическое занятие

7.

Золотая Хохлома

1

1

-

Виртуальное путешествие

V/

Планета - наш общий дом

6

1

5


1.

Край родной навек любимый

1

0,5

0,5

Час поэзии

2.

Тропинками родного края

1

-

1

Экскурсия

3.

Знай и люби родную природу

1

-

1

Акция

4.

Чистый дом - чистый двор

1

-

1

Акция

5.

Красота русской природы

1

-

1

Целевая экскурсия в лес

6.

Птицы

1

0,5

0,5

Звёздный час

ИТОГО:

34

11,5

22,5





























Краткое содержание программы

1 год обучения

(средний возраст)


Раздел 1 Тепло родного очага


Тема 1. «Будем дружить».

Просмотр фрагмента из мультфильма «Настоящий друг». Чтение рассказа Л.Толстого «Два товарища». Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. Упражнение «Помоги другу». Игра «Весёлая смесь.

Тема 2. Моя группа - моя семья.

Организационная игра. Доверительная беседа «Почему я не всегда могу понять моих друзей». Ситуационная игра «Хороший ли я друг». Обобщающая беседа.

Тема 3. Ты у себя дома.

Упражнение в классификации. Вводная беседа «Семья и роль каждого в ней». Рассказ воспитателя «Нравственный климат в семье». Работа с пословицами. Беседа «Что делает семью счастливой».

Тема 4. Мои права и обязанности в группе, семье.

Знакомство с основами правого поведения. Рассказ воспитателя с демонстрацией моделей поведения.

Тема 5. Что значит быть хорошей дочерью (сыном).

Доверительная беседа-диалог «Хорошая ли я дочь». Конфликтная ситуация «Совпадают ли мои интересы и интересы моей семьи».

Раздел 2. Создаём и сохраняем традиции

Тема 1. День Знаний.

Праздничная программа.

Тема 2. Мама - нет роднее слова.

Праздничная программа. Рисование рисунков о маме. Чтение стихов.

Тема 3. Новый год.

Праздник Новогодней ёлки. Заучивание стихов. Поделка ёлочных украшений.

Тема 4. Отец, Отчизна, Отечество.

Праздничная программа. Заучивание стихов. Поделка подарков.

Тема 5. День Святого Валентина.

Конкурсная - развлекательная программа. Изготовление «валентинок».

Тема 6. Женский День 8 Марта.

Праздничная программа.

Тема 7. День смеха.

Организационный момент. Конкурсная программа «Фантазёры». Подведение итогов.

Тема 8. День Победы.

Праздничная программа. Чтение стихов. Рисование «День Победы».

Тема 9. Семейные традиции.

Вводная беседа «Семья и роль каждого в ней». Беседа о семейных традициях. Работа с пословицами. Подведение итогов.


Раздел 3. Дом, в котором мы живём

Тема 1. Мы гордимся своей страной.

Тема 2. Россия - многонациональное государство.

Тема 3. Россия - Родина моя.

Чтение стихов о России.

Тема 4. История моего района.

Беседа. Чтение газетных статей об истории нашего района. Рассматривание фотографий.

Тема 5. Знаешь ли ты своё село?

Беседа. Рассматривание фотографий. Чтение газетных статей.

Тема 6. Край родной.

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 7. Родные просторы.

Вводная беседа. Рассматривание фотографий родной природы. Рисование рисунков.

Раздел 4. Русь святая

Тема 1: Покров - первое зазимье.

Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня. Народные приметы, загадки, пословицы об осени.

Тема 2: Пришла Коляда накануне Рождества.

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Разучивание колядок, традиции рождественских праздников. Выставка открыток.

Тема 3: «Масленица - Прасковейка, встречаем тебя хорошенько».

Праздник, посвящённый проводам русской зимы.

Тема 4: Встречаем Пасху.

Знакомство с праздником Пасхи: обрядами и традициями. Изодеятельность: раскрашивание пасхальных яиц в подарок родителям и друзьям.

Тема 5: Чудо - чудное, диво - дивное, Золотая Хохлома.

Древнерусское искусство, знакомство и рассказ о традициях хохломской росписи. Презентация.

Тема 6: Хохломская роспись.

Показ изделий и иллюстраций. Показ способов хохломской росписи. Рисование несложного хохломского узора.

Тема 7: Золотая Хохлома.

Виртуальное путешествие.

Раздел 5. Планета - наш общий дом

Тема 1. Край родной навек любимый.

Чтение стихов о родном крае.

Тема 2. Тропинками родного края.

Экскурсия по достопримечательностям родного края.

Тема 3. Знай и люби родную природу.

Экскурсия в лес. Сбор природного материала.

Тема 4. Чистый дом - чистый двор.

Уборка территории около интерната.



Учебно-тематический план

1 год обучения

(старший возраст)

№ п/п

Разделы и темы

Общее количество часов

Количество часов

форма проведения

теория

практика

I

Тепло родного очага

6

6



1.

Я старшеклассник

1

1


разговор

2.

Мои права и обязанности

1

1


устный журнал

3.

Семья в древние времена

1

1


беседа + презентация

4.

Родные люди, новые родственники

1

1


устный журнал

5.

Моя семья

1

1


беседа

6.

Основные проблемы семейных отношений

1

1


беседа

II

Создаем и сохраняем традиции

7


7


1.

Дню Матери посвящается

1


1

творческий час

2.

Новогодняя игрушка

1


1

занятие по интересам

3.

А ну-ка,мальчики

1


1

праздник

4.

День Святого Валентина

1


1

праздник

5.

А ну-ка, девочки

1


1

праздник

6.

Апрельский день розыгрышей

1


1

конкурс шуток

7.

Праздник с сединою на висках

1


1

общешкольный праздник

III

Русь святая

6

2

4


1.

Праздник « Осенины»

1


1

праздник

2.

Колядки- что это?

1


1

обрядовые игры

3.

Масленица

1


1

общешкольный праздник

4.

Пасха-праздник праздников

1


1

творческий час

5.

Христианство- как религия

1

1


беседа

6.

Православие, католичество

1

1


беседа

IV

Дом, в котором мы живем

9

4

5


1.

Россия - многонациональное государство

1

1


беседа

2.

Я - гражданин России

1

1


беседа

3.

Структура органов власти в России

1

1


беседа +презентация

4.

Что такое правонарушение

1


1

ситуация

5.

Честь и достоинство

1

1


беседа

6.

Об ответственности несовершеннолетних

1


1

встреча с полицейским

7.

Если друг оказался вдруг…

1


1

круглый стол

8.

«День радости»

1


1

чаепитие

9.

Поздравь ветерана

1


1

акция

V

Планета- наш общий дом

6

2

4


1.

Земля- мой дом

1

1


беседа

2.

Осень в произведениях художников

1

1


беседа по картинам

3.

Краски осени

1


1

конкурс поделок

4.

Пришла, рассыпалась клоками…

1


1

посещение библиотеки

5.

Чистый двор

1


1

акция

6.

Ура, каникулы!

1


1

чаепитие

7.

ИТОГО:

34

14

20































Краткое содержание программы

1 год обучения

I.Тепло родного очага ( 6ч )

1.« Я старшеклассник».

Права и обязанности учащихся.

2. «Мои права и обязанности».

Конвенция ООН о правах ребенка. Конституция РФ. Конкурс « Песня о правах»

3. «Семья в древние времена».

Наши предки славяне. Условия жизни и быт славянской семьи.

4. «Родные люди, новые родственники».

Родственные связи. Кровное родство. Духовное родство.

5. «Моя семья».

План к устному сочинению.

6. «Основные проблемы семейных отношений».

Семейное счастье. Условия семейного счастья. Взаимоотношений Достижение семейного счастья. Проблемы взаимоотношений детей и родителей.

II. «Создаем и сохраняем традиции» (7 ч)

1. «Дню Матери посвящается»

Творческий час. Изготовление поздравительных открыток и сувениров.

2. « Новогодняя игрушка»

Новогоднее украшение на елку своими руками.

3. «А ну- ка, мальчики»

Конкурсная программа

4. «День Святого Валентина»

Конкурсная программа

5. «А ну-ка, девочки»

Конкурсная программа

6. «Апрельский день розыгрышей»

Конкурс шуток

7. «Праздник с сединою на висках»

Общешкольное мероприятие

III. «Русь святая» ( 6ч)

1. « Праздник « Осенины»

Общегрупповое мероприятие

2. «Колядки - что это?»

Обрядовые игры

3. «Масленица»

Общешкольное мероприятие. Участие детей в обрядовом празднике.

Сжигание чучела.

4. «Пасха-праздник праздников»

Символы и способы раскрашивания яиц. Раскрашивание яиц.

5. «Христианство- как религия»

Язычество: Стрибог, Перун, Хорс, Даждь-бог, Велес. Зарождение Христианства. Крещение Руси. Иисус Христос. Храм Христа Спасителя.

6. «Православие, католичество»

Православие, католичество - направления христианства. Общее и различие в направлениях. Таинства направлений: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение.


IV. «Дом, в котором мы живем» (9ч)


1. «Россия - многонациональное государство»

Нации России. Колорит: национальный костюм, национальная кухня, природа.

2. «Я - гражданин России»

Символика государства: герб, флаг, гимн. Москва - столица России.

3. «Структура органов власти в России»

Президент Российской Федерации . Федеральное собрание. Совет Федерации и Государственная Дума. Судебная власть. Схема органов Государственной власти.

4. «Что такое правонарушение»

Проступок. Правонарушение. Преступление.

5. «Честь и достоинство»

Нравственные понятия: честь, достоинство. Тест. Пословицы.

6. «Об ответственности несовершеннолетних»

Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.

Виды наказаний.

7. «Если друг оказался вдруг…»

Причины наркомании. Обсуждение конфликтных ситуаций. Лечение наркомании.

8. «День радости»

1 сентября - день Знаний. Чаепитие.

9. « Поздравь ветерана»

Акция. Изготовление поздравительных открыток.

V. «Планета- наш общий дом» (6ч)

1. «Земля - мой дом»

Рассматривание глобуса. Роль экологов в охране природы. Положительные и отрицательные последствия лесных пожаров.

2. «Осень в произведениях художников»

Картины художников : Левитан « Золотая осень», В. Рыбаков «Золотой лес». Рисование осеннего пейзажа.

3. « Краски осени»

Конкурс поделок из природного материала

4. « Пришла, рассыпалась клоками…»

Посещение библиотеки

5. « Чистый двор»

Акция. Уборка территории около интерната.

6. « Ура, каникулы!»

Инструктаж по правилам поведения в каникулярное время. Чаепитие.







Методическое обеспечение программы

Программно - нормативное обеспечение:

1. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".

  1. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.

  2. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.

  3. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников

[Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.

5. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.

Методические пособия:

1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.

2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.

3. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. - М.: ВАКО, 2009.

4. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. - Волгоград: «Учитель», 2006.

5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2010.

6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.

Интернет-реурсы:

inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.

openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.

school8.s-edu.ru/index.php?catid=23:2011-10-03-04-42-29&id=54:2011-12-29-05-45-54&Itemid=4&option=com_content&view=article - Духовно-нравственное воспитание.

Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • медиапроектор;

  • экран;

  • мультимедийная доска.





Список используемой литературы


  1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

  2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - 192с.

  3. Буторина, Т. С. Овчинникова, Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004-156с.

  4. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст] / Л.С. Выгодский. - Пед. психология. - М.: 1991-138с.

  5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т: 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.

  6. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.

  7. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

  8. Борщанская, М.С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида /М.С. Борщанская //Дефектология. - 2001. - №4. - С. 37.

  9. Горшкова, Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н.И. Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №5. - С. 27

  10. Дольнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дольнев, - М.: Просвещение, 1981. - с 167с.

  11. Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм [Текст] // А. Замостьянов.- Народное образование, 2002. - № 4.- 67-79с.

  12. Касимова, Т. А. Яковлев, Д. Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 63с.

  13. Патриотическое воспитание [Текст]: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. сост. И.А. Пашкевич. - М.: Учитель, 2008. - 168с.

  14. Пашкович, А.П. Как воспитать патриота [Текст] / А.П. Пашкович. - СПб: КАРО, 2009.-92с..

  15. Процкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя[Текст]: Из опыта работы / Т.И. Пороцкая - М.: Просвещение, 1984 . - 176с.

  16. Н.Э., Хвалевко Н.Г., Семенкова Т.Н. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения / Коллективная монография - Кемерово, издательство КРИПК и ПРО, 2006г.








Приложение1.

Проверочные тесты.

Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов - 12.

10-12 баллов - курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов - курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов - курс не усвоен.

Тест №1

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России - город:

а) Москва; б) Санкт- Петербург;

в) Омск; г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король; б) губернатор;

в) мер; г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.

5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб - это ….

6. Раскрась российский флаг в его цвета:

Программа воспитательной работы Я живу в России

7. Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.

8. Обведи правильный ответ:

Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;

в) 18 лет; г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на …..

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?

12. Соедини линиями дату и название праздника:

Программа воспитательной работы Я живу в РоссииПрограмма воспитательной работы Я живу в России

23 февраля День согласия и примирения

Программа воспитательной работы Я живу в РоссииПрограмма воспитательной работы Я живу в России

1 мая День защитника Отечества

Программа воспитательной работы Я живу в России

Программа воспитательной работы Я живу в России4 ноября День России

Программа воспитательной работы Я живу в РоссииПрограмма воспитательной работы Я живу в России

12 июня День солидарности трудящихся

Тест №2

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

а) президент; б) царь;

в) губернатор; г) премьер-министр.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Чем являются герб, флаг и гимн?

а) символами государства;

б) символами праздника;

в) символами власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

а) иметь права;

б) выполнять законы, иметь права;

в) выполнять законы.

5Программа воспитательной работы Я живу в России. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название:

Р ___________________

Ф ___________________

Владивосток

6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

а) правила, обязательные для всех жителей страны;

б) документ, защищающий права человека;

в) документ.

7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:

Государственные праздники - это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

1 января, 8 Марта, 1 апреля - это государственные праздники.

Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.

8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.

Как ты поступишь в данной ситуации?

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.


Тест №3


1. Впиши пропущенные слова.

Главой нашего государства является __________________________,

а законы создаёт ___________________________________.

2. Выбери и отметь правильные утверждения:

а) государство - это все люди,

живущие в стране;

Что такое б) государство - это механизм

государство? управления людьми,

живущими в стране;

в) государство устанавливает законы,

которые нельзя нарушать;

г) государство - это правительство,

армия, милиция, законы.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что такое герб?

а) нагрудный знак;

б) отличительный знак города, государства;

в) эмблема;

г) рисунок.

5. Выбери и отметь правильный ответ:

До какого возраста человек считается ребёнком?

а) до 14 лет; б) до 18 лет;

в) до 20 лет; г) до 25 лет.

6. Выбери и отметь правильный ответ:

Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

а) если остался без семьи;

б) если проживает в семье;

в) если проживает с мамой;

г) если проживает с бабушкой.

7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:

Программа воспитательной работы Я живу в России

8. Закончи предложение:

Каждый человек имеет право на …….

9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?

Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место.

10. Объясни названия праздников.

Праздники

Событие, которое дало название празднику

9 Мая - День Победы

12 июня - день независимости России

12 апреля - день космонавта


Тест №4


1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:

а) Всеобщая декларация прав человека;

б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Конституция Российской Федерации;

г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

Программа воспитательной работы Я живу в России

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы нашей страны?

а) президент России;

б) правительство Российской Федерации;

в) государственная дума;

г) народ.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

а) с 14 лет; б) с 16 лет;

в) с 18 лет; г) с 20 лет.

5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):

январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь



6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….

7. Выбери и обведи флаг России:

Программа воспитательной работы Я живу в России

8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:

Документ, защищающий права детей.

Конституция России

Всеобщая декларация прав человека

Основной закон государства

Устав школы

Документ, где отражены права и свободы человека.

Конвенция о правах ребёнка

Основной закон школы


9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

а) дети имеют право на заботу и помощь;

б) каждый человек имеет гражданские и политические права и

свободы;

в) каждый человек имеет право на образование;

г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.

Программа воспитательной работы Я живу в России

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»



«Утверждаю»:

Директор школы

___________/ Г. И. Крылова /

« » 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______________Н.А.Гарина

«______»__________2015год


ПРОГРАММА

воспитательной работы

"Я живу в России»


Духовно- нравственное направление




Срок реализации программы:2015-2016 уч. год

Возраст воспитанников:7-18 лет

Разработчики программы воспитатели:

Полунина Н.А.

Сироткина Г.Н.

Суслова Г.П.

Рассмотрено на заседании методического

Объединения воспитателей

Протокол №_________от ________________

Председатель:_______________/Суслова Г.П.


2015-2016 г.



© 2010-2022