- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Статья Утверждение добра и любви к детям в педагогическом и литературном наследии В. А. Сухомлинского
Статья Утверждение добра и любви к детям в педагогическом и литературном наследии В. А. Сухомлинского
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сажнева М.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДЕНИЕ ДОБРА И ЛЮБВИ К ДЕТЯМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
Сажнева М.А.
В связи с ориентированностью современного образования непосредственно на гармоничное развитие личности ученика обостряется и без того животрепещущая проблема любви учителя к детям. Ведь именно это чувство иной раз перевешивает безусловно необходимые профессионально значимые умения и навыки организации учебного процесса и ведения документации.
О значении добра и любви к детям в организации педагогического общения рассуждают в своих работах как ученые (В. Ищенко, В. Лекторский), так и учителя-практики. Б.Г. Кашаник пишет о сформированности высоких моральных ценностей педагога как стержневом компоненте профессиональной культуры и одном из факторов формирования профессионального мастерства в целом. Г.И. Ахтямова рассматривает безграничную любовь к детям в качестве основы искусства воспитания, а, следовательно, и педагогики. Разработкой этого вопроса занимались и советские дидакты-классики.
Цель статьи - определить роль педагогического и литературного наследия В.А. Сухомлинского в утверждении добра и любви к детям в организации педагогического общения с детьми.
«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям,» - среди круговорота отчетов, в ежедневной гонке премий далеко не каждый современный учитель с чистой совестью повторит эти слова В.А. Сухомлинского.
Он пишет: «Любовь к ребёнку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
Между тем все чаще можно наблюдать на рабочих местах учителей, решительно не интересующихся происходящим в сердцах собственных воспитанников. Василий Александрович писал о таких: «Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки», «…они забывают: ученик - это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений» [1].
Нередко случается так: учитель бьется над нерадивым учеником, уговаривает, потом и ругает, а в конечном счете оставляет попытки и такой ребенок до самого выпуска ютится на задней парте. Но со слов В.А. Сухомлинского: «Доброжелательность педагога означает прежде всего умение не допустить, чтобы ребенок стал плохим, предостеречь его от ошибочных шагов» [2]. Следом Василий Александрович отмечает, что доброжелательность воспитывается только тогда, когда она взаимна, то есть, «когда педагог желает добра ученику, а ученик - педагогу» [2]. А для этого и ребенок должен научиться «познавать мир сердцем».
«Наша любовь к детям, - пишет Сухомлинский, - должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чувствительность сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего к самому человеку.» «Лаборатория воспитания» создается учителем совместно с родителями и только так может открыть свои двери перед ребенком настоящая «школа сердечности».
Исходя из вышесказанного, безоговорочно то, что в работах В.А. Сухомлинского заложена глубокая и одновременно простая, понятная мудрость, которую положено усвоить каждому, кто жаждет быть настоящим Учителем.
Литература
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад.школа, 1977. - 384 с.
2. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - К.: Рад.школа, 1988. - 304 с.
3. Педагогическое образование: состояние развития, проблемы, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции преподавателей высших педагогических учебных заведений I-II уровней аккредитации Восточного региона - Стаханов: ВП «Стахановский учебный комплекс Луганского национального университета имени Тараса Шевченко». - Луганск: СПД Резников В.С., 2012. - 194 с.