Мультимедийное внеклассное занятие по теме: «Путешествие по тропам лекарственных растений Югры»

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»










Мультимедийное внеклассное занятие

по теме: «Путешествие по тропам лекарственных растений Югры»





Подготовила:

Орынбасарова Софья Егоровна,

учитель начальных классов

тел. 89324100502



г. Сургут, 2014 г.

Цель: совершенствование у обучающихсяценностного отношения к природе.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека.

  2. Познакомить с правилами сбора лекарственных растений, применением для оздоровления организма.

  3. Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей.

  4. Воспитывать бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека, экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование:

Картины природы, фонограммы звуки леса, фотографии лекарственных растений, карта путешествия, мультимедийная доска, проектор, компьютер, колонки, выставка книг о лекарственных растениях, сборы лекарственных трав, морс из клюквы и брусники, одноразовые стаканчики.

Действующие лица:

герои взрослые:

Хозяйка леса

Айболит

герои дети:

Крапива

Ромашка

Подорожник

Девочка «Ромашка»

Травяная Ведьма

Травник

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Цель: Подготовка к восприятию нового материала музыка, голос за кадром (слайд 4):

Ведущий: Сегодня ребята мы с вами совершим путешествие в мир лекарственных растений нашей малой Родины Югры.

Югра - наша малая Родина.

Под небом сибирской земли

Богатства от края до края,

И крылья надежды мы здесь обрели,

Югру на века прославляя!

Голос за кадром:

К нам скорей сюда, ребята!

Скоро праздник отмечать.

О лекарственных растениях

Не хотите вы узнать?

Выходят двое ведущих.

Стихи 1-й чтец:

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

2-й чтец:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки,

Ну, а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

Все лечебные растения

Знаем мы без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

II. Работа по теме занятия.

«В гостях у лесной хозяйки»

Цель: воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю.

Лесная хозяйка:Здравствуйте, ребята, я хозяйка этого леса. Очень рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир лекарственных трав Югры. Но прежде мы должны повторить правила поведения в лесу. Я думаю, что вы знаете эти правила.

(Лесная хозяйка вместе с детьми повторяют правила поведения в лесу)

(Слайд №5)

Хозяйка леса читает стихи (слайд № 6):

Я не степью хожу-

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной

картотеке.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь

Ты природой написанный

Странный рецепт.

Хозяйка леса:Дорогие ребята, впереди нас ждет первая станция и, конечно, чтобы все узнать и увидеть, мы будем путешествовать пешком и первая станция, куда мы попадем, будет станция «Доктор Айболит», и наша цель на этой станции: познакомиться с лекарственными растениями нашей малой Родины Югры.

1. Станция « Доктор Айболит» (слайд №7).

Цель: расширять у младших школьников знания о лекарственных свойствах растений, учить детей правильно использовать их в лечебных целях.

На плакате написаны слова: «Всех я травами лечу, исцелить вас всех хочу. Приходи ко мне лечиться и корова, и лисица».

Хозяйка леса: Здравствуй, Айболит!

Айболит: Здравствуйте, дети! Здравствуй, Хозяйка леса!

Вовремя вы пришли, а я как раз травы собираю.

Хозяйка леса: А вы познакомите нас с лекарственными растениями?

Айболит: Конечно, познакомлю. Ведь лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того, чтобы заниматься этим непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо. И, конечно, уметь его применять!

Для этого вы должны отгадать мои загадки.

1.Ты растение не тронь, жжется больно, как огонь (крапива).

Выходит ребенок в костюме крапивы.

Правильно, это я крапива (слайд № 8).

На планете великое множество лекарственных растений, но настоящим лидером, получившим всеобщее признание, можно назвать, пожалуй, одно - крапиву.

Наши предки широко применяли крапиву в магических обрядах.

В настоящее время крапива успешно применяется в медицине и кулинарии - она входит в состав многих аптечных сборов, из нее изготавливают сотни вкуснейших блюд. Свойство этой жгучей травки широко применяется при необходимости остановить кровотечение.

До наших дней дошел рецепт, который используется девушками в косметических целях - они моют голову отваром крапивы. При этой процедуре не надо использовать никакого мыла, иначе оздоровительный эффект может «смазаться». Волосы после высыхания приобретают естественный здоровый блеск и становятся шелковистыми.

В голодные военные и послевоенные 50-е годы крапива, наравне с лебедой и щавелем, была чуть ли не основной пищей босоногих ребятишек. В крапиве так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них.

2. Стоят кругом сестрички, желтые глазки, белые реснички (ромашка)

Выходит ребенок в костюме ромашки (слайд № 9)

Ромашка аптечная - невысокое однолетнее травянистое растение семейства сложноцветных.

Цветет с мая по сентябрь; плодоносить начинает в июле.

Применяют ромашку чаще всего как легкое слабительное, потогонное, желчегонное, болеутоляющее, противовоспалительное, мягчительное, ветрогонное при различных заболеваниях пищеварительного тракта.

Как в средние века, в настоящее время в некоторых странах снова начинают пить чай из ромашки. Его пьют с медом или сахаром и сливками. Такой чай рекомендуется пить на ночь - он вызывает крепкий и спокойный сон.

Ромашковым чаем полощут горло и рот, так как эфирное масло ромашки частично переходит в настой и оказывает лечебное действие.

Ромашку широко применяется в ветеринарии.

Сырье из ромашки широко используют и в парфюмерной промышленности, косметике.

Для придания волосам золотистого оттенка и от перхоти ромашку используют для мытья головы.

Лекарственные формы ромашки следует принимать только по назначению врача.

3.Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.

На земле лежат листки - маленькие лопушки (подорожник).

Выходит ребенок в костюме подорожника (слайд № 10)

Подорожник обыкновенный - одно из самых древних лекарственных растений. Листья его вяжут. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, и при язвах нет ничего лучше этого. Авиценна - ученый, врач применял листья подорожника также как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство.

Подорожник оказывает некоторое успокаивающее действие, понижает артериальное давление.

В практической медицине препараты подорожника (включая сок подорожника) используют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Настой листьев подорожника применяют наружно при воспалительных болезнях ротовой полости и носоглотки, ушибах, ранах, порезах, хронических язвах, ожогах, флегмонах, фурункулах, гнойных ранах (как бактериостатическое и ранозаживляющее)

Айболит: Молодцы! Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды? (малина, клюква, мята, мать и мачеха.) (слайды № 11-14)

Айболит: Молодцы! А теперь я предлагаю попробовать мое снадобье и определить, из чего оно приготовлено. (Дети пробуют морс из клюквы, брусники) (слайд №15)

Айболит: Догадались, ребята, из каких ягод приготовлены эти морсы?

Айболит: Правильно, это морсы из наших северных ягод - клюквы и брусники.

Хозяйка леса: Спасибо, доктор Айболит.

Хозяйка леса: Сейчас я приглашаю вас на следующую станцию.

2.Станция « Аптека под ногами» (слайд№16)

Цель: познакомить учащихся с Красной книгой, воспитывать бережное отношения к природе.

(театрализация)

Девочка Ромашка (слайд № 17): Много трав растет полезных на земле страны родной.

Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма: Я хочу тебе дружок дать еще один цветок.

Девочка Ромашка:Разгадала твой обман.

Посмотрите вот дурман,

Ядовитая трава.

Разболится голова от подарка твоего,

Забирай назад его

Девочка Ромашка: Ох, уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость: то корешок ядовитый подсунет, то травку несъедобную.

Травяная ведьма:

Я одумалась ребята!

Лучше вместе в лес пойдем,

соберем шалфей и мяту,

нежных ландышей нарвем,

дома их поставим в воду.

Девочка Ромашка:

Поняла я братцы сразу

Хитрый замысел ее

Мы растенья эти знаем

Бережем и охраняем

От таких лихих, как эта

Собирательниц букетов,

В книгу красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди сделают лекарства.

Хозяйка леса: Собирая лекарственные растения, нужно всегда оставлять часть их неприкосновенными, чтобы сохранить эти ценные растения на будущее (слайд № 18).

Хозяйка леса: Мы с вами продолжим наше путешествие, но сейчас устали и немного отдохнем.

Физкультминутка: (слайд № 19)

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет.

Хозяйка леса: Вот и добрались мы с вами до следующей станции - это станция «Кроссвордная» (слайд № 20-21)

Цель: формирование навыков групповой работы, развитие логического мышления.

Наша задача - отгадать кроссворды и узнать другие лекарственные растения, ягоды. Я обращаю ваше внимание на ключевые слова, которые получились при разгадывании кроссвордов (слайд № 22-39).

Закрепление изученного материала

Кроссворд №1

Мультимедийное внеклассное занятие по теме: «Путешествие по тропам лекарственных растений Югры»

1.Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3.Как зовут меня - скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)

4.Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)

5.Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

6. Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

7.Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

8.У забора живет, никого не признает,
Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)

Кроссворд №2


1




2



3



4




5

6


г

8






































1.Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (Рябина).

2. Матушкой-весной я в платье цветном,

Мачехой-зимой - в саване одном (Черёмуха).

3. Две сестры летом зелены,

к осени одна краснеет,

другая чернеет (Смородина).

4. В лес уходили -

Здоровыми были,

А вернулись обратно

В синяках да в пятнах.

Не дрались, не падали,

Собирали ягоду (Черника).

5. Взял Ванюша туесок,

Пошел Ваня во лесок.

Видит: ягодка на кочке

Укрывается листочком.

И красна, и кисла

- Что за ягодка такая,

На болоте росла.

Словно небо, голубая?

Ягодка шепнула тихо:

- Я, Ванюша, ...! (Голубика).

6. Много ягоды в лукошках,

Тут и клюква, и морошка.

Вот чернеет ежевика,

Рядом - красная … (Брусника).

7. Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешены на ветке (Шиповник).

8. Вы растёте на болоте

Прячась в мох, не на виду,

Но меня не проведете,

Все равно я вас найду (Клюква).

Дети по группам разгадывают кроссворды, объясняют значение ключевых слов.

Задача: познакомить учащихся с правилами сушки и хранения лекарственных растений.

Хозяйка леса: Прежде чем пригласить к нам Травника, давайте послушаем сообщение о том, кто же такой Травник (слайд № 40).

Девочка-Ромашка: Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали. Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы, в далекие же времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли Травники. А сейчас к нам пригласим в гости Травника. Он расскажет, как правильно собирать и хранить лекарственные травы.

(сообщение Травника о сборе и хранении лекарственных трав)

Травник: Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения, нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома. Для того чтобы узнать, как много лекарственных растений заготавливают, зайдите в любую аптеку и вам фармацевты расскажут о каждом растении. А моя помощница Девочка- Ромашка прочитает стихотворение «Луговые травы», которое написал автор Е. Фейерабенд:

С бабушкой нашей пойдем далеко мы,
В луг, где ей всякие травы знакомы.
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады -
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем - травами с нашего луга,
Будем лечить, избавлять от недуга.

Хозяйка леса: Наше путешествие подошло к концу, я думаю, что вы сегодня узнали много интересного о лекарственных травах и ягодах нашей малой Родины Югры. Сейчас пришел момент подвести итог. Что нового вы узнали, путешествуя по «Тропам лекарственных растений Югры», я узнаю, если вы выйдите ко мне, поднимите высоко листочки, которые лежат у вас на партах (Рефлексия; слайд № 41).

Спасибо, ребята. Прежде чем я попрощаюсь с вами, мне бы хотелось дать вам следующие творческие задания по группам: (слайд № 42)

I группа:

Подготовить буклеты

о лекарственных ягодах.

II группа:

Подобрать стихи, загадки

о лекарственных растениях.

Хозяйка леса: Вот и закончилось наше путешествие. Мне очень понравилось с вами путешествовать и на прощание я даю вам такой наказ: (слайд № 43)

Лес зеленый охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы.

Вот настал момент прощания

Будет краткой моя речь.

Говорю всем: «До свидания»,

До счастливых новых встреч!









Список литературы

1. Александрова Ю.Н. , Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева Юный эколог. - Волгоград: Учитель, 2010 .

2. Барышникова Г.Б., Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Губанов И. А., Крылова И. Л., Тихонова В. А. Дикорастущие полезные растения СССР. - М.: Мысль, 1976.
4. Журналы «Начальная школа», 1989-1997.

5. Журналы «Воспитание школьников», 1994-2003 .

6. Коробцова З. Лекарственная аптека/ Крестьянская усадьба. - М.: Панорама, 1991 г.

7. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 .
8. Молчанов Г. И., Молчанова Л. П. Съедобные целебные растения Кавказа. - Изд-во Ростовского университета, 1989.
9. Современная фитотерапия. Под редакцией члена-корреспондента, профессора Петкова. - София: Медицина и физкультура, 1988.
10. Попов А. П. Лекарственные растения в народной медицине. Киев: Здоровье, 1970.
11. Сгредин Р. М., Соколов С. Д. Лекарственные растения и их применение. - Ставропольское книжное издательство, 1973.
12. Соколов С. Я., Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям. - М.: Медицина, 1985.
13.Скляревский Л. Я. Лекарственные растения в быту.

14. Интернетресурсы:

prirodnye-resursy-lekarstvennyx;

Medicina/Narodnaya_medicina/11734

medbukinist.ru

lekarstvennyie-rasteniya-kartinki

12


© 2010-2022