Внеклассное мероприятие Масленица (7-9 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Масленица

(фольклорный праздник)



Цель мероприятия:

Знакомство и приобщение учащихся к народной традиционной культуре.

Задачи:

  • дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;

  • познакомить детей с родными жанрами фольклора;

  • развивать творческие способности, навыки импровизации;

  • развивать социальную, познавательную, творческую активность детей.

  • воспитывать любовь и уважения к традициям родного края.

Мероприятие проводится в форме праздника, в котором присутствуют элементы народного театра, игры и конкурсы. Разработка рассчитана на детей среднего возраста.

Подготовительный период:

Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом, репетиция всего праздника.

Звучит русская плясовая

Вед. 1: Добрый день, судари и сударушки!

Красны девицы!

Добры молодцы!

Вед. 2: Зовем гостей со всех волостей:

Кумовьёв, зятьев, девок, парней.

Вед. 1: Свекров и свекрушек.

Тещу и тестя -

Вместе: Зовем всех вместе!

Вед. 1: Петь до надсады,

Плясать до упаду!

Вед. 2: Пожалуйте, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас ждем, поджидаем,

Вед. 1: Принесли мы вам забавушек

На всякий вкус.

Кому правда, кому сказка.

Вед. 2: Кому песенка…

(Звучит песня «У леса на опушке жила зима в избушке»,

заходит Зима)

Зима: Здравствуйте! Здравствуйте!

Вижу праздник у вас сегодня,

А меня и не пригласили.

Вед. 1: Очень уж ты сурова, Матушка - Зима

Зима: А мне, Зиме, так и нужно.

Не зря же мне год начинать и

Заканчивать доверили.

Видно есть надежда на мою суровость.

Вед. 2: Ну не сердись, Зимушка.

Мы все очень тебя любим

Погости у нас еще немножко.

Присядь с дорожки. А мы тебя раздобрить попробуем.

Вед. 2: Ребята, давайте сейчас вспомним, что же приносит

нам первый месяц зимы Декабрь

(Игра «Снежки» назвать слова, связанные с декабрем, новогодними праздниками)

Вед. 1: А для этого нужно, чтобы сейчас

Подошли те, кто получил номера от 1 до 5.

( Строятся в шеренги по командам. Начинают кидать «Снежный ком»)

(Выигрывает тот, кто последним называет слово)

Вед. 2: А какие же забавы и праздники принес нам месяц Январь ?

(Называют из зала …………. - Хорошо )

Вед. 1: Вот мы и организуем сейчас с вами катание на лыжах.

( Подходят те, кто получил номера от 6 до 10)

(Образуют команды и играют)

- Ваши аплодисменты победителям!

Вед. 2: А что же приносит нам последний месяц зимы - Февраль?

Вед. 1: В феврале издавна устраивали на Руси народные гулянья. А назвали их Масленицей.

Вед. 2: Да, действительно, последняя неделя перед

Великим постом называлась сырной седмицей

или Масленицей.

Вед. 1: Каждый день масленицы имеет своё название

и определенные действия, правила поведения.

Вед. 2: Так 1-й день масленицы (понедельник ) - «Встреча»

Масленицы.

Вед. 1: Душа моя, масленица, бумажное твое тело,

Сахарные уста.

Вед. 2: Красная краса, русая коса !

Вед. 1: Приезжай ко мне на тесовый двор

душой потомиться, умом повеселиться, речью насладиться.

/ Выходят зятья в костюмах, выносят Масленицу - чучело Зимы/ Звучит песня:

А мы масленицу повстречали / 2 раза

На горушке побывали, побывали /2 раза

Блином гору выстилали, выстилали /2 раза

Сыром гору набивали, набивали /2 раза

Маслом гору поливали, поливали /2 раза

Вед. 2: Второй день масляной недели (вторник) - «Заигрыш»

с веселыми играми да гуляньями сердца.

Вед. 1: Третий (среда) - «Лакомка», «Разгул», «Перелом»

с катаниями на тройках под песни и гармонь,

с шутками, поцелуями, объятьями да угощеньями.

Вед. 2: Четверг - «Разгуляй», «Чверток» с песнями,

танцами, да кулачными боями.

Вед.1: А сейчас прошу подойти ко мне два храбрых молодца.

/ БОЙ…/

Аплодисменты победителю.

Вед. 2: Пятый день (пятница) назывался «Тещины вечерки».

Вед. 1: В этот день зятья приглашают тещу на блины.

Но интересно то, что по-русскому обычаю в четверг вечером, накануне «Тещиных вечерков» званая теща должна была прислать зятю все необходимое для выпечки блинов.

/ Идет теща с половником и сковородой, тесть с мешком муки. На мешке надпись: «Мука блинная»/

Вед. 2: Итак «Тещины вечерки»

(Выходит теща под веселую плясовую песню, пританцовывает, устает, садится на стул)

Теща: Ну что, зятья мои дорогие, угощайте меня блинами, коли позвали

(Выходят зятья поют на мотив песни «Теща моя»)

Зятья: Слушай, теща - друг родной, помоги!

Ты за наши нас блины не суди.

(Показывают горелые блины)

Мы же после боев уморились

И уж эти вот блины не получились!

Теща: Вы, зятёчки мои дорогие, не переживайте.

А блинов я вам напекла, угощайтесь!

Первый блин - Володьке,

Второй блин - Васюшке,

А третий - Ванюшке.

Теща: Ну что ж, зятечки, поели, пора и песню спеть.

(Зятья исполняют песню на мотив песни «Вечерний звон»)

Вечерний блин.

Холодный блин.

Как все довольны

Были им,

В краю моём,

В краю родном

Как мною дум

Наводит он… !

Вед. 1: Ай да песня! Настоящий гимн Блинам.

А теперь черед игры на ложках.

А мы все помогаем: руками прихлопываем, ногами притопываем

(«Светит месяц, светит ясный»)

Зять 1: Ну что ж, дорогие гости, пришел и ваш черед тещу порадовать…

Сейчас я буду стих читать, а вы в рифму слова подбирать:

Я решил устроить бал,

Тещу в гости я … (ПОЗВАЛ).

Купил муки, купил … (ТВОРОГ),

Испек рассыпчатый … (ПИРОГ).

Жена мамашу в гости ждет,

Но что-то теща …( НЕ ИДЕТ).

Я долго у стола ходил,

Потом кусочек …(ОТКУСИЛ).

Затем подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту …(СЪЕЛ).

Когда же теща подошла,

То даже крошек …(НЕ НАШЛА).

Ведущий: Ну, молодцы! Видать не раз приходилось тещу

пирогом угощать.

Зять 2: А теперь номер цирковой, исполняет зять Васюша (Аплодисменты)

Зять 3: А теперь зятек Ванек! Он большой у нас знаток…

Что хочешь, может оживить, во что угодно превратить.

/Звучит заклинание: «Абракадабра» и переливает воду в стакан - ничего не происходит. Повторяет заклинание, берет другой стакан с кристаллами марганца и переливает воду - вода окрашивается/

Зять: Свершилось чудо! Ваши аплодисменты Ванюшке!

Вед. 2: А какие частушки для любимой тещи приготовили зятья!

(Зятья поют по очереди)

После каждой частушки повтор:

Правильно, правильно, правильно припели

Все всем ясно? Начали!

Зять 1: Выхожу и начинаю

Я свои частушки.

Затыкай-ка, милая теща,

Свои нежны ушки

Хор: Правильно, правильно, правильно припели

Теща: Правильно, не правильно кому какое дело?

Все: Лес шумит, шумит, шумит.

Лес шумит - качается.

Кто крикливых тещ полюбит-

Налог сокращается.

Зять 2: На таможне мою тещу

Не пустили в Геную:

Говорят, что камни в почках

У ней драгоценные.

Зять 3: у кого какая теща,

У меня - как президент:

По указу к ней приходим,

Предъявить велит патент.

Все: Если хочешь ты жениться,

Заходи в столовую.

Тещу себе выбирай

Самую здоровую

Зять 2: Как женился, появилась

Средь кудрей большая плешь,

Помогите мне оформить

Теще выезд за рубеж.

Все: Если хочешь, счастлив быть,

Приходи на станцию,

Тещу сдай скорей в багаж,

Потеряй квитанцию.

Все: В наших дальних деревеньках

Нравы новые ввелись:

Поженились наши тещи -

В интербабки подались.

Все : Мы кончаем петь частушки,

Хватит ерепениться

Может, зря такие спели

Просим извиненьица.

Вед.1: Стали зятья тещу домой провожать, а она

В подарок каждому ложку расписную

дает да приговаривает: «Вы со спутницей такой нигде не пропадете и из наших из гостей сытыми придете»

Вед.2: Ну, что ж, споем на прощанье

/Звучит песня «Счастье вдруг в тишине постучалось в двери… »/

- Танцуют все!

Вед.1: Делу время, а потехе час. На смену пятнице приходит Суббота,

которая издавна называлась «Проводами», а за субботой приходило Воскресенье , названное «прощеным днем». В преддверии Великого поста люди стремились очиститься от грехов, просили друг у друга прощение. В этот день устраивали проводы Зимы и Масленицы. Собирали дрова, а вечером сжигали чучело на костре.

/Зима забирает чучело, уходит/

Вед. 1: Масленица, прощай!

Вед. 2: И на следующий год приезжай!


© 2010-2022