- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Внеклассное мероприятие Масленица (7-9 класс)
Внеклассное мероприятие Масленица (7-9 класс)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соловьёва С.М. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Масленица
(фольклорный праздник)
Цель мероприятия:
Знакомство и приобщение учащихся к народной традиционной культуре.
Задачи:
-
дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;
-
познакомить детей с родными жанрами фольклора;
-
развивать творческие способности, навыки импровизации;
-
развивать социальную, познавательную, творческую активность детей.
-
воспитывать любовь и уважения к традициям родного края.
Мероприятие проводится в форме праздника, в котором присутствуют элементы народного театра, игры и конкурсы. Разработка рассчитана на детей среднего возраста.
Подготовительный период:
Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом, репетиция всего праздника.
Звучит русская плясовая
Вед. 1: Добрый день, судари и сударушки!
Красны девицы!
Добры молодцы!
Вед. 2: Зовем гостей со всех волостей:
Кумовьёв, зятьев, девок, парней.
Вед. 1: Свекров и свекрушек.
Тещу и тестя -
Вместе: Зовем всех вместе!
Вед. 1: Петь до надсады,
Плясать до упаду!
Вед. 2: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас ждем, поджидаем,
Вед. 1: Принесли мы вам забавушек
На всякий вкус.
Кому правда, кому сказка.
Вед. 2: Кому песенка…
(Звучит песня «У леса на опушке жила зима в избушке»,
заходит Зима)
Зима: Здравствуйте! Здравствуйте!
Вижу праздник у вас сегодня,
А меня и не пригласили.
Вед. 1: Очень уж ты сурова, Матушка - Зима
Зима: А мне, Зиме, так и нужно.
Не зря же мне год начинать и
Заканчивать доверили.
Видно есть надежда на мою суровость.
Вед. 2: Ну не сердись, Зимушка.
Мы все очень тебя любим
Погости у нас еще немножко.
Присядь с дорожки. А мы тебя раздобрить попробуем.
Вед. 2: Ребята, давайте сейчас вспомним, что же приносит
нам первый месяц зимы Декабрь
(Игра «Снежки» назвать слова, связанные с декабрем, новогодними праздниками)
Вед. 1: А для этого нужно, чтобы сейчас
Подошли те, кто получил номера от 1 до 5.
( Строятся в шеренги по командам. Начинают кидать «Снежный ком»)
(Выигрывает тот, кто последним называет слово)
Вед. 2: А какие же забавы и праздники принес нам месяц Январь ?
(Называют из зала …………. - Хорошо )
Вед. 1: Вот мы и организуем сейчас с вами катание на лыжах.
( Подходят те, кто получил номера от 6 до 10)
(Образуют команды и играют)
- Ваши аплодисменты победителям!
Вед. 2: А что же приносит нам последний месяц зимы - Февраль?
Вед. 1: В феврале издавна устраивали на Руси народные гулянья. А назвали их Масленицей.
Вед. 2: Да, действительно, последняя неделя перед
Великим постом называлась сырной седмицей
или Масленицей.
Вед. 1: Каждый день масленицы имеет своё название
и определенные действия, правила поведения.
Вед. 2: Так 1-й день масленицы (понедельник ) - «Встреча»
Масленицы.
Вед. 1: Душа моя, масленица, бумажное твое тело,
Сахарные уста.
Вед. 2: Красная краса, русая коса !
Вед. 1: Приезжай ко мне на тесовый двор
душой потомиться, умом повеселиться, речью насладиться.
/ Выходят зятья в костюмах, выносят Масленицу - чучело Зимы/ Звучит песня:
А мы масленицу повстречали / 2 раза
На горушке побывали, побывали /2 раза
Блином гору выстилали, выстилали /2 раза
Сыром гору набивали, набивали /2 раза
Маслом гору поливали, поливали /2 раза
Вед. 2: Второй день масляной недели (вторник) - «Заигрыш»
с веселыми играми да гуляньями сердца.
Вед. 1: Третий (среда) - «Лакомка», «Разгул», «Перелом»
с катаниями на тройках под песни и гармонь,
с шутками, поцелуями, объятьями да угощеньями.
Вед. 2: Четверг - «Разгуляй», «Чверток» с песнями,
танцами, да кулачными боями.
Вед.1: А сейчас прошу подойти ко мне два храбрых молодца.
/ БОЙ…/
Аплодисменты победителю.
Вед. 2: Пятый день (пятница) назывался «Тещины вечерки».
Вед. 1: В этот день зятья приглашают тещу на блины.
Но интересно то, что по-русскому обычаю в четверг вечером, накануне «Тещиных вечерков» званая теща должна была прислать зятю все необходимое для выпечки блинов.
/ Идет теща с половником и сковородой, тесть с мешком муки. На мешке надпись: «Мука блинная»/
Вед. 2: Итак «Тещины вечерки»
(Выходит теща под веселую плясовую песню, пританцовывает, устает, садится на стул)
Теща: Ну что, зятья мои дорогие, угощайте меня блинами, коли позвали
(Выходят зятья поют на мотив песни «Теща моя»)
Зятья: Слушай, теща - друг родной, помоги!
Ты за наши нас блины не суди.
(Показывают горелые блины)
Мы же после боев уморились
И уж эти вот блины не получились!
Теща: Вы, зятёчки мои дорогие, не переживайте.
А блинов я вам напекла, угощайтесь!
Первый блин - Володьке,
Второй блин - Васюшке,
А третий - Ванюшке.
Теща: Ну что ж, зятечки, поели, пора и песню спеть.
(Зятья исполняют песню на мотив песни «Вечерний звон»)
Вечерний блин.
Холодный блин.
Как все довольны
Были им,
В краю моём,
В краю родном
Как мною дум
Наводит он… !
Вед. 1: Ай да песня! Настоящий гимн Блинам.
А теперь черед игры на ложках.
А мы все помогаем: руками прихлопываем, ногами притопываем
(«Светит месяц, светит ясный»)
Зять 1: Ну что ж, дорогие гости, пришел и ваш черед тещу порадовать…
Сейчас я буду стих читать, а вы в рифму слова подбирать:
Я решил устроить бал,
Тещу в гости я … (ПОЗВАЛ).
Купил муки, купил … (ТВОРОГ),
Испек рассыпчатый … (ПИРОГ).
Жена мамашу в гости ждет,
Но что-то теща …( НЕ ИДЕТ).
Я долго у стола ходил,
Потом кусочек …(ОТКУСИЛ).
Затем подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту …(СЪЕЛ).
Когда же теща подошла,
То даже крошек …(НЕ НАШЛА).
Ведущий: Ну, молодцы! Видать не раз приходилось тещу
пирогом угощать.
Зять 2: А теперь номер цирковой, исполняет зять Васюша (Аплодисменты)
Зять 3: А теперь зятек Ванек! Он большой у нас знаток…
Что хочешь, может оживить, во что угодно превратить.
/Звучит заклинание: «Абракадабра» и переливает воду в стакан - ничего не происходит. Повторяет заклинание, берет другой стакан с кристаллами марганца и переливает воду - вода окрашивается/
Зять: Свершилось чудо! Ваши аплодисменты Ванюшке!
Вед. 2: А какие частушки для любимой тещи приготовили зятья!
(Зятья поют по очереди)
После каждой частушки повтор:
Правильно, правильно, правильно припели
Все всем ясно? Начали!
Зять 1: Выхожу и начинаю
Я свои частушки.
Затыкай-ка, милая теща,
Свои нежны ушки
Хор: Правильно, правильно, правильно припели
Теща: Правильно, не правильно кому какое дело?
Все: Лес шумит, шумит, шумит.
Лес шумит - качается.
Кто крикливых тещ полюбит-
Налог сокращается.
Зять 2: На таможне мою тещу
Не пустили в Геную:
Говорят, что камни в почках
У ней драгоценные.
Зять 3: у кого какая теща,
У меня - как президент:
По указу к ней приходим,
Предъявить велит патент.
Все: Если хочешь ты жениться,
Заходи в столовую.
Тещу себе выбирай
Самую здоровую
Зять 2: Как женился, появилась
Средь кудрей большая плешь,
Помогите мне оформить
Теще выезд за рубеж.
Все: Если хочешь, счастлив быть,
Приходи на станцию,
Тещу сдай скорей в багаж,
Потеряй квитанцию.
Все: В наших дальних деревеньках
Нравы новые ввелись:
Поженились наши тещи -
В интербабки подались.
Все : Мы кончаем петь частушки,
Хватит ерепениться
Может, зря такие спели
Просим извиненьица.
Вед.1: Стали зятья тещу домой провожать, а она
В подарок каждому ложку расписную
дает да приговаривает: «Вы со спутницей такой нигде не пропадете и из наших из гостей сытыми придете»
Вед.2: Ну, что ж, споем на прощанье
/Звучит песня «Счастье вдруг в тишине постучалось в двери… »/
- Танцуют все!
Вед.1: Делу время, а потехе час. На смену пятнице приходит Суббота,
которая издавна называлась «Проводами», а за субботой приходило Воскресенье , названное «прощеным днем». В преддверии Великого поста люди стремились очиститься от грехов, просили друг у друга прощение. В этот день устраивали проводы Зимы и Масленицы. Собирали дрова, а вечером сжигали чучело на костре.
/Зима забирает чучело, уходит/
Вед. 1: Масленица, прощай!
Вед. 2: И на следующий год приезжай!