План-конспект открытого занятия на тему Природа в опасности (4 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природа в опасности

Цели урока:

-познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;

-воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот - тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

2. Мотивация

а) Проверка готовности к уроку

б) Сообщение темы и целей урока (слайд 1).

Воспитатель:

Прочитайте ребята хором тему нашего урока: «Природа в опасности!»

Воспитатель:

- Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

3. Актуализация опорных знаний

а) Проверка домашнего задания (слайд 2).

1. Что такое «окружающая среда»?

2. Что изучает наука экология?

3. Назовите экологические связи и приведите примеры:

а) живое - неживое;

б) растение - животные;

в) человек - природа.

4. Какое значение для людей имеет экология?

4. Восприятие и осмысление нового материала

Воспитатель:

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья ради древесины, которая нужна людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.

Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра - сточные воды с различными вредными веществами… (слайд 3).

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно - по одному виду растений. Это больше, чем появляются новые виды животных и растений.

Ещё в 1948 году по заданию союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Они издали книгу, которую назвали «Красная книга». Это и была первая Красная книга. Ребята, а что обозначает красный цвет?

Ответ ребят:

- Внимание, опасность.

Воспитатель:

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы - разноцветные. Красная книга - это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

В Красную книгу России входят:

а) млекопитающие (выхухоль, сурок-байгак и др.);

б) птицы (чёрный аист, соколообразные - скопа, беркут, балобан, курганник, могильник и др.);

в) рыбы (подкаменщик обыкновенный и др);

г) насекомые (бабочка аполлон, шмели - армянский, необыкновенный, степной и др.);

д) растения (орхидеи, ветреница, тимьян клоповый, и др.).

С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками.

А что такое - заповедник? Кто мне ответит?

Ответ ребят:

Заповедник - это место, где находятся под охраной вымирающие виды животных, птиц, растений.

Воспитатель:

Правильно ребята - территория заповедника навсегда останется в естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей её красоте.

В нашей стране около 155 заповедников.

На территории нашей станицы тоже есть заповедник «Терский ».В нем обитают дикие кабаны, волки.

А на территории Карачаево - Черкессии: «Тебердинский» заповедник.

Здесь находятся охраняемые животные как: зубр, лебеди, олени, дикие кабаны, бурые медведи и многие другие животные и птицы.

б) Беседа

Воспитатель:

- Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности?

Высказывания детей.

- Нам необходимо производить бумагу, изготовлять карандаши, нам нужен чугун, железо.

Воспитатель:

- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

Высказывания детей.

- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.

Воспитатель:

- А что могут сделать для охраны родной природы дети?

Ответы детей

- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке.

Воспитатель:

Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте:

Дикарь в лесу

Хозяйка Белочка в лесу орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбоил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь пошел,

Собою он довольный,

А бедной Белке и смотреть

На это было больно.

(Т. Ладонщиков)

Воспитатель:

Почему мальчик не понравился Белочке?

(Ответ ребят)

Не будете ли вы похожи на этого мальчика?

(Ответ ребят)

Воспитатель:

- Ребята, давайте повторим правила поведения в лесу.

1. (Слайд 4) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение - живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

2.(Слайд 5) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

3. (Слайд 6) Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе - это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

4. (Слайд 7) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустырь».

5. (Слайд 8) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6. (Слайд 9) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища - это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 - 20 лет. От костра может возникнуть пожар!

7. (Слайд 10) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.

8. (Слайд 11) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

9. (Слайд 12) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

5. Первичное закрепление

Воспитатель:

а) А сейчас придумайте и нарисуйте свой запрещающий знак.

(Работа детей)

Воспитатель:

б) А сейчас мы проведём тест по закреплению урока: «Природа в опасности!» (Слайды 13 - 23).

Выберите правильный ответ:

1.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

2. Какой воздух, какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

а) прозрачные;

б) бесцветные;

в) чистые.

3.Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

4.Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5.Что такое заповедники?

а) заповедники - это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;

б) заповедники - это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

в) заповедники - это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

6.Итог урока

Воспитатель:

- Что вы узнали сегодня на уроке?

Ответы детей

- Используя природу, люди наносят ей вред.

- Необходимо охранять природу

Воспитатель:

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина:

«Охранять природу - значит охранять Родину» (слайд 24). (Слайд 25)


© 2010-2022