- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кокшарова Т.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «ВАСИЛЁК»
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
КОКШАРОВА Т.В.
П. ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ
2016
РАЗВИТИЕ
ВНИМАНИЯ
ВНИМАНИЕ - ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЕ ВСЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ.
ВНИМАНИЕ - ЭТО НАПРАВЛЕННОСТЬ НАШЕГО СОЗНАНИЯ НА ЧТО - ЛИБО И СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ЕГО НА КРАТКИЙ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
ВНИМАНИЕ ВЕДЁТ К НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ!
Так называемое речевое внимание вырабатывается у детей с помощью понимания смысла сказанного.
Например, на вопрос «кто идёт, ползёт, летает, плывёт, растёт?» ребёнок, не задумываясь, отвечает, называя слова, обозначающие всё «живое».
Нужно обратить внимание на то, что «идти» может и «неживое» (время, поезд, теплоход, дождь, жизнь и т. д.)
Во время занятий у ребёнка внимание прослеживается следующим образом:
начало середина окончание
занятия занятия занятия
Следовательно, к середине занятия дети должны получить «подпитку» своему вниманию - ритмическую паузу, позу расслабления (поза «ямщика»), физкультминутку.
Это проводится без регламента, по мере усталости коры головного мозга.
Активизации внимания способствует и смена вида деятельности, и перемена положения тела ребёнка (стоя, лёжа).
Упражнение в начале занятия:
Помассировать левой рукой правую мочку уха, а правой рукой - левую мочку.
Упражнения на внимание.
-
Устойчивость внимания.
Рассмотрение кожных борозд на руке.
Различение звуковых сигналов, доносящихся с улицы.
-
Концентрация внимания.
Найти «свой» лист с дерева (клёна, берёзы, липы, дубы), который был у тебя в руке.
-
Скорость переключения внимания.
Классификация предметных карточек на 4 - 5 групп по признакам (животные, растения, цветы, рыбы, насекомые).
-
Распределения внимания.
Во время рисования беседовать с ребёнком совершенно на другую тему, не относящуюся к теме рисования, т. е. работа внимания ребёнка сразу по 2 - м программам.
-
Объём внимания.
Указывать числа от 1 до 12 и в обратном порядке по таблице Шульте (красно - чёрная).
Сколько сразу игрушек на столе запомнит ребёнок.
СРЕДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВНИМАНИЯ!
Родители и педагоги должны делать установки на внимание и внушение (суггестию), употребляя каждый раз одни и те же слова!
Иногда у детей наблюдается так называемое «мерцающее» внимание - ребёнок то включается в игру, беседу, занятие, то внезапно отключается.
Это срабатывают защитные силы организма ребёнка - идёт запредельное торможение («порог» чувствительности).
Чтобы не быть «рассеянным с улицы бассейной», не надевать вместо «шляпы сковороду, а вместо валенок перчатки», ТРЕНИРУЙТЕ СВОЁ ВНИМАНИЕ!
МЕТОДИКА «НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ»
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Задание, содержащееся в этой методике предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребёнку показывают рисунок. На нём в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведёрко, мяч, цветок, флажок. Ребёнок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнёшь искать и зачёркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачёркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоём рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычёркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребёнок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике даёт ребёнку задание искать и разными способами зачёркивать какие-либо два разных предмета, например, звёздочку перечёркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребёнка те места, где даются соответствующие команды.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребёнком в течение 2,5 минут, т. е. за всё время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребёнка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S=(0,5N-2,8n)/t;
S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребёнка;
N - количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребёнком за время работы;
t - время работы;
n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачёркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведённой выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребёнка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов - показатель S у ребёнка выше, чем 1,25 балла;
8 - 9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,0 до 1,25 балла;
6 - 7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,0 балла;
4 - 5 баллов - показатель S находится в границах 0,50 до 0,75 балла;
2-3 балла - показатель S находится в пределах 0,24 до 0,50 балла;
0 - 1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
Крива №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания
Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания
Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.
Кривая №4. Является графиком среднепродуктивого, но неустойчивого внимания.
Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов - все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8 - 9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
6 - 7 баллов - все точки графика располагаются в трёх зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4 - 5 баллов - все точки графика располагаются в четырёх зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.
3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания
10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8 - 9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4 - 7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2 - 3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0 - 1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
9