Доклад на тему: Профессионально-личностная модель выпускника колледжа

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессионально-личностная модель выпускника колледжа.


На первом витке мирового экономического кризиса Президентом страны была предложена «Дорожная карта - 2020». Программа «Дорожная карта занятости 2020» реализуется по 3 направлениям: пройти курс обучения, найти работу по специальности либо открыть и расширить свой бизнес. Благодаря этой программе наш народ не почувствовал трудностей кризиса. По третьему направлению «Дорожной карты» - обучение и содействие в трудоустройстве… молодежь, не имеющая профессиональных знаний, работы, в возрасте до 29 лет должна быть охвачена образованием. Так молодые люди приобрели социальную защищенность, обеспечивались работой. Обучение организовывалось в колледжах, лицеях и в частных предприятиях. Так, и в нашем колледже в 2012 году по этой программе я стала работать куратором, ныне уже выпускной 457 группы в составе 31 студента по специальности «Ветеринар». Для обучения учащихся в соответствии с современными требованиями и приобретения профессиональных знаний в нашем учебном заведении имеются все условия: это комьютеры, интерактивные доски, наглядности, а также аппараты: УЗИ, рентген, электрокардиограф, анализатор крови и мочи, наркозный аппарат, аппарат Сапфир для диагностики и лечения дерматоникозных заболеваний и многие другие.

Н.А.Назарбаев в своем выступлении на съезде НДП «Нур Отан» сказал: «Подготовка кадров для новой экономики - наша важнейшая задача». В этом плане ученые и практики предлагают профессионально-личностную модель выпускника колледжа, состоящую из 4 уровней. Целью создания модели выпускника является развитие личности и высокий профессионализм будущего специалиста. С этими предлагаемыми уровнями тесно связана воспитательная работа нашего колледжа, состоящая из 12 направлений.

1 уровень - личностные качества профессионального взаимодействия.

Для успешной деятельности в коллективе сработанность более важна, чем взаимная расположенность и симпатия. Но чаще всего приветливость, доброжелательность, искренность вызывают ответную реакцию и удовлетворенно воспринимаются окружающими. Умение считаться с интересами окружающих, вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и приятно работать другим людям - фундамент сотрудничества. В общении поведение одного человека может быть мерой поведения другого, и таким образом, может быть ориентировано на определенные нормы культуры. Если говорить о культурных нормах, можно говорить о культуре поведения, культуре общения и культуре самовыражения, которые в свою очередь выражают нравственные требования общества. Воспитание студента как высоконравственной личности ориентировано на развитие нравственных качеств: честности, ответственности, обязательности, доброжелательности. Личность раскрывается прежде всего с социальной стороны, включенной в систему общественных отношений. Поэтому одной из важнейших характеристик личности - социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях.

Задача педагога-воспитателя - установить личностный контакт со студентами, постоянно проявлять интерес к студентам группы. Внимательно выслушивать. По возможности сказать комплимент, в особенности тем студентам, у которых есть проблемы. Разработать цикл ярких коллективных мероприятий с учетом интересов и возможностей каждого обучаемого, чтобы любой мог реализовать себя и выглядеть с лучшей стороны. Содействовать повышению личностной значимости студентов, вовлекая их в различные виды деятельности. Ситуация успеха - взлет для человека, своеобразный скачок на ступень выше в личностном развитии. Тем самым мы сможем сформировать у студента уверенность в себе.

1уровень модели выпускника тесно связан с такими разделами, как «Коммуникативті мәдениетті қалыптастыру», «Әлеуметтік-мәнді және жеке қасиеттерін қалыптастыру» «Эстетикалық тәрбие», «Отбасы тәрбиесі». Многие ребята и девушки 1985-1990годов рождения, приехавшие из разных отдаленных аулов области, происходят из неблагополучных семей. Некоторые из них, обучаясь в определенных учебных заведениях, из-за поведения, образа жизни в свое время были отчислены. Часть ребят, работавшие на стройке и других частных объектах, имели малое представление о норме культуры, трудно приобщались к учебно-воспитательному процессу. Ребята же 1991-1995годов рождения, то есть недавно окончившие школу, были более восприимчивы к положительному, передовому, позитивному. Так, в группе объединились разные по возрасту, характеру, интересам студенты. Принимая участие в таких мероприятиях, как «Мы ищем таланты», «Флешмоб», на тематических классных часах, уроках нравственности, посещая театр, концерты в Доме культуры, ребята стали понимать лучше друг друга, вырабатывать терпимость, уважение, сплоченность. Таким образом, за годы пребывания в колледже из них начал складываться коллектив.

2 уровень - личностные качества профессионального роста.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития. Продуктивное становление личности зависит не только от жизнедеятельности человека, но и от благоприятных условий: физическое здоровье и внешние данные. Современному обществу, производству нужны специалисты, способные плодотворно работать в условиях жесткой рыночной конкуренции, что требует отменного здоровья, физических сил, волевых качеств. Физическое воспитание - незаменимая часть общего воспитания, которая способствует формированию у студентов социально необходимых качеств: решительности, целеустремленности.

Требования к уровню подготовки выпускника включают: общие требования к его образованности, подготовке по специальным дисциплинам, производственной практике. Но при этом необходимо заложить требования, касающиеся личностных и деятельных качеств как порядочность, добросовестность, ответственность, верность, надежность, честность. Знания сами по себе не определяют качество подготовки выпускника. Конкурентоспособный специалист среднего звена - это человек, у которого помимо профессиональных знаний должны быть сформированы и мотивация к качественному труду, и эмоциональная устойчивость к различным ситуациям, и умение управлять своим психическим состоянием.

Со вторым уровнем модели соприкасаются следующие направления воспитательной работы колледжа: «Дене тәрбиесі мен салауатты өмір салтын және денсаулық қорғаушы орта қалыптастыру», «Еңбек және экономикалық тәрбие». В будущем хороший профессиональный работник должен быть выносливым, физически здоровым. С этой точки зрения студенты группы участвовали в лыжных вылазках, в соревнованиях во волейболу и футболу. Для себя посещают ролклубы, бывают на катках. За годы обучения в колледже выпускники осознают, что знания, которыми они овладели - это ключ к будущей востребованности на рынке труда, собственной конкурентоспособности. Начало этому дается во время практики на 3курсе, трехмесячной практики на 4 курсе и весенней практики в мае этого года. Думается, что молодые люди, получив закалку, уверенность, ответственность обязательно найдут свое место в жизни и станут созидателями нового экономически свободного Казахстана.

3 уровень - личностные качества творческой профессиональной деятельности.

Знания студента носят системный характер. Он должен знать основы Конституции, правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, природе, свободно владеть научной терминологией, уметь использовать теоретические знания в профессиональной деятельности, уметь осознанно проанализировать любое явление или процесс, сравнивая его с образцом, отстаивая и высказывая свою точку зрения. Результатом обучения в колледже является готовность студента к самостоятельной профессиональной деятельности, способность проектировать и прогнозировать результаты своей работы, которая носит исключительно творческий характер.

К третьему уровню модели выпускника подходят направления воспитательной работы колледжа, такие как «Азаматтық-патриоттық, құқықтық және полимәдениеттік тәрбие» «Рухани-адамгершілік тәрбиесі», «Экологиялық тәрбие». Студенты на классных часах выступают с докладами на экологические, духовно-нравственные темы. Подготовлен открытый урок на правовую тему «Зан және заман». Обучающиеся, приобретая знания, вырабатывают умения и закрепляют их навыками.

4 уровень - личностные качества профессиональной самореализации.

Профессионально ценностные ориентации личности обусловлены потребностью осознания его значимости для общества. Различные виды деятельности позволяют студенту наиболее полно проявить себя как личность, в соответствии со своими индивидуальными способностями. Возможности самореализации в перспективе профессиональной деятельности зависимы от активизации деятельности студенческих клубов, творческих коллективов, что позволяет усилить мотивацию студентов к участию в общеколледжных мероприятиях, от организации мероприятий по активному подключению студентов к управлению учебным процессом (создание учебных студенческих советов для обсуждения проблем колледжа, проблем успеваемости, посещаемости). В решении этой задачи важную роль играет студенческое самоуправление. Эти условия реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях, которые направлены на умение преодолевать жизненные трудности, умение преподнести себя, самопознание, саморазвитие, инициативность, решительность, выносливость, коммуникативность. Разностороннее воспитание является обязательным атрибутом каждого человеческого «я». И от качества воспитания во многом зависит мировоззренческая, культурно-нравственная наполняемость этого «я».

4уровень - это модель выпускника, которая содержит в себе направления воспитательной работы колледжа «Өзін-өзі тану мен өзін-өзі дамыту қажеттілігін қалыптастыру», «Кәсіби-шығармашылық тәрбие», «Интеллектуальді мәдениетті дамыту». Эти направления дают возможность выпускникам самоанализировать свои чувства, поступки, проявлять волю к достижению цели, видеть себя в профессиональном развитии.

Отсюда у выпускников появляется понимание, что востребованность в квалифицированных рабочих кадрах из года в год растет, и они должны соответствовать современным требованиям. Конкурентноспособность наших выпускников будет зависеть от степени соответствия их подготовки требованиям современного производства. Это понимание проявилось при проведении диагностики, насколько важна для них полученная специальность ветеринара.

Диагностика студентов показала следующие результаты:

полученная специальность нравится и буду работать по ней -45%

полученная специальность нравится, но буду ли я работать - не знаю - 40%

полученная специальность не нравится-15%.

Я как педагог, куратор группы понимаю, что выпускник - это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям, которая пересмотрев свои взгляды на приобретенную специальность будет ориентирована на успех.

Президент нашего государства Н.А.Назарбаев в своем послании народу Казахстана сказал: «Я всегда говорю: Молодежь - опора нашего будущего. Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути! «Нурлы Жол» - вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной молодежи!».

Талдыкорганский агротехнический колледж

Профессионально-личностная модель выпускника колледжа.

Подготовила: преподаватель русского

языка и литературы

Ишмухамедова С.А.







Талдыкорган

2015г.

4.1 Профессионально-личностная модель выпускника колледжа как желаемый результат образования


Целью создания модели выпускника колледжа является развитие личности и высокий профессионализм будущего специалиста. В современных условиях существенно меняется содержание понятия «профессия». На первый план выдвигается не готовый набор профессионально-технических навыков, а деятельностно-организационная способность человека «расти» в профессии, умения анализировать свой профессиональный уровень, быстро создавать, «конструировать» четкие профессиональные навыки, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные зоны в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации.

Модель может быть объективно обоснована только с учетом миссии, целей и стратегической концепции, так как по своей сути является идеальным образом специалиста, который может быть подготовлен в колледже. Модель учитывает в качестве базового элемента процесс развития, способность и желание учиться на протяжении всей жизни, что служит основой непрерывной профессиональной подготовки. В отечественной профессиональной педагогике научные достижения в данной области связаны с именами С. Я. Батышева, Э. Ф. Зеера, В. С. Леднева, А. М. Новикова, Г. М. Романцева, Е. В. Ткаченко. Большинство авторов, работая над моделью специалиста, выделяют две главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

Профессионально-личностные модели выпускников одних и тех же специальностей, но разных колледжей могут быть различны. Это обусловлено тем, что в этих колледжах могут не совпадать выбранные и используемые в образовательной деятельности типы управления, образовательные парадигмы и педагогические практики. Могут резко различаться имеющиеся организационно-педагогические условия, в которых происходит реализация профессионально-личностной модели выпускника. Поэтому желаемый результат образования, которым является данная модель, будет определяться и конкретными условиями, которые созданы в колледже (кадровыми, финансовыми, материально-техническими и т. д.).

Важно, чтобы профессионально-личностная модель выпускника являлась не теоретической конструкцией, что встречается довольно часто, а реальностью, практически достижимой в конкретных условиях, созданных в колледже.

В рамках профессионально-личностной модели формируются конкретные параметры, по которым будут оцениваться результаты образования. Это позволит определить минимальные и максимальные значения этих параметров, которые образовательная система колледжа может гарантировать своим социальным заказчикам как результат образования. Достижения промежуточных результатов (между минимумом и максимумом) будут определяться уже усилиями самого студента. Естественно, что усилия должны быть подкреплены личностными способностями, которые, как известно, у студентов далеко не одинаковы. Поэтому в процессе образовательной деятельности эти личностные способности необходимо развивать. В свою очередь, для того чтобы знать, что развивать, необходимо производить диагностирование личности каждого студента.

При этом, во-первых, нужно различать первичную диагностику учебных и воспитательных возможностей студента, его интересов, склонностей, потребностей для того, чтобы определить его индивидуальную образовательную траекторию, и, во-вторых, диагностику по выбранным образовательной системой колледжа параметрам, по которым будет осуществляться мониторинг результатов, а затем оцениваться качество полученного образования.

Принципиально важно, чтобы эти параметры были названы в начале обучения в колледже, т. е. до начала образовательного процесса, так как, опираясь на этот перечень, можно прогнозировать цели.

Проектирование целей (результатов) образования каждого студента необходимо еще и для того, чтобы можно было управлять индивидуальной образовательной траекторией студента.

Сложившиеся в стране социально-экономические условия достаточно четко определили следующие требования к выпускнику колледжа со средним профессиональным образованием:


  • высокий уровень общей и профессиональной культуры, формирование новых ценностных ориентиров в соответствии с индивидуальными способностями;


  • конкурентоспособность на рынке труда и профессиональная мобильность;


  • созидательная мотивация к труду путем определения четких жизненных целей;


  • владение навыками предпринимательской деятельности и профессионального выживания в условиях конкуренции, присущей рыночной экономике;


  • компьютерная грамотность, обусловленная необходимостью широкого внедрения информационных технологий.


Государственным образовательным стандартом с учетом новой реальности разработаны квалификационные характеристики, которые отражают знания и умения, необходимые выпускнику со средним профессиональным образованием (профессиональной подготовкой) [76].

Выполнение лицензионных требований Государственного образовательного стандарта носит многоаспектный характер. В содержании этой работы четко прослеживается социальная, экономическая, культурная, психологическая, профессиональная направленность.

Но наличия только квалификационной характеристики специалиста со средним профессиональным образованием недостаточно для подготовки конкурентоспособного специалиста в рынке труда [158].

Разработка модели выпускника колледжа позволяет выявить структуру личностных качеств, способностей, черт характера, особенностей развития, интеллекта, объема знаний, навыков и умений, необходимых в будущей самостоятельной деятельности, а также определить цели и пути реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов [15].

При этом мы делаем упор на следующие принципы: развития учебно-профессиональной мотивации; направленности на саморазвитие и самосовершенствование; ориентации на самостоятельный выбор студентом в рамках профессии определенной области для более глубокого изучения; связи с реальным производством (выполнение конкретных заданий, исходя из нужд предприятий и организаций технополиса); использования современных педагогических технологий; активизации научно-исследовательской работы студентов.

В зависимости от профессионально важных компонентов в структуре ключевых квалификаций мы учитывали четыре подструктуры личности, которые выделил Э. Ф. Зеер: профессиональную направленность; профессиональную компетентность; профессионально важные качества; профессионально значимые психофизиологические свойства. По его мнению, именно интеграция социально-психологических качеств личности внутри каждой подструктуры приводит к образованию ключевых квалификаций.

Это обеспечивает «конкурентоспособность, профессиональную мобильность, способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста» [113, с. 26].

Важные качества личности конкурентоспособного специалиста, подготавливаемого для работы в динамично изменяющихся рыночных условиях, могут быть представлены в виде некой целостной совокупности, которую составляют следующие постоянно развивающиеся и взаимодействующие компоненты:

1) Организационно-деятелъностный, включающий знание выпускником своих индивидуальных особенностей, черт характера; умение поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности, составить план ее достижения, выполнить намеченный план, исходя из своих индивидуальных особенностей, получить и осознать результат своей деятельности; наличие навыков самоорганизации (планирование деятельности, программирование действий); владение методами рефлексивного мышления, умение выстроить дальнейшие планы обучения, самоанализ и самооценку.

2) Креативный, основанный на инициативности, изобретательности, неординарности, самобытности; наличии опыта реализации своих творческих способностей при выполнении и защите творческих работ, участии в конкурсах, смотрах, семинарах и т. д.

3) Когнитивный, включающий: интеллектуальные качества (эрудированность, сообразительность, логичность мышления, «коэффициент интеллекта»); нестандартность мышления; личностное понимание смысла каждого из изучаемых учебных предметов, владение базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентацию в фундаментальных проблемах изучаемых наук; способность воплощения добываемых знаний в духовные, материальные и деятельностные формы.

4) Гностический, опирающийся на глубокие, точные, разносторонние знания в избранной сфере, широкую экономическую, юридическую, лингвистическую (знание родного и иностранных языков), философскую и психологическую подготовку, а также на стремление к систематическому саморазвитию и самосовершенствованию.

5) Действенно-практический, включающий наличие умений оптимально использовать профессиональные знания, общаться, работать на современной оргтехнике, владеть компьютерными и информационными технологиями, водить автомобиль, сознательно ставить и добиваться решения предпринимательских задач.

6) Психофизиологический, основанный на крепком здоровье (работоспособность, выносливость), психологической устойчивости (целеустремленность, одержимость делом, настойчивость), адаптационной мобильности (восприимчивость к инновациям и т. д.).

Естественно, что проявление перечисленных компонентов личности в практической деятельности должно отличаться ярко выраженным индивидуальным своеобразием.

Перечисленные группы качеств выпускника представляют минимальный комплексный набор ориентиров для обеспечения продуктивного личностно ориентированного обучения и воспитания (Т. Ф. Гурова, О. В. Белоусова, Т. М. Давыдова, Л. В. Занина, Б. Ф. Лившиц).

В Белоярском политехническом колледже разработка профессионально-личностной модели выпускника проводилась по следующему алгоритму:

1. Была сформирована миссия образовательной системы колледжа: «Мы работаем для того, чтобы сделать реальностью в рыночных условиях достижение жизненного успеха выпускниками колледжа посредством получения современной профессии с дополнительной подготовкой в области менеджмента, профессионального пользования компьютерными и информационными технологиями, иностранного языка, вождения автомобиля. Мы предоставляем уникальную возможность непрерывного образования в наших стенах: поступить в колледж, а окончить вуз».

2. Определены соответствующие цели и пути их достижения посредством реализации стратегии развития образовательной системы колледжа, рассматриваемой как система стратегий функциональных обеспечивающих подсистем:


  • стратегии развития и обеспечения непрерывных технологий образования и привлечения ресурсов;


  • стратегии развития организации учебного процесса;


  • стратегии внедрения и развития компьютерных и организационных технологий;


  • стратегии развития организационно-методического и научного обеспечения;


  • стратегии психолого-педагогического сопровождения и личностного развития студентов;


  • стратегии развития административно-хозяйственного и материально-технического сопровождения;


  • стратегии развития финансовой службы;


  • стратегии развития управленческого учета и автоматизированной системы мониторинга организации образовательной деятельности;

Программа «Дорожная карта занятости 2020» реализуется по 3 направлениям. Каждый гражданин страны может принять участие в одном из направлений: пройти курс обучения, найти работу по специальности либо открыть и расширить свой бизнес. В данной статье вы найдете разъяснения по всем направлениям программы, узнаете куда обратиться, чтобы принять участие и какой пакет документов необходимо для этого собрать.



© 2010-2022