Статья по теме Развитие волонтерской деятельности

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В.Прохорова

МБОУ «СОШ № 24» города Братска


Развитие волонтерской деятельности в реализации проекта «Создание адаптационной среды в рамках непрерывного образования для детей с особыми образовательными потребностями».




В последнее время в России все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги школы принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

В настоящее время родители «особых» детей настаивают на включение их в обычное детское сообщество. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Значимость приобретения социального опыта такими детьми в настоящий момент очень важна, а у здоровых детей развивается толерантность, активность и самостоятельность и даже улучшаются учебные возможности.

Сегодня очевидно, что детям с особенностями развития вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения, социализации «особых» детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и др.

Свою эффективность по включению «особых» детей в социум доказала работа проекта «Создание адаптационной среды в рамках непрерывного образования для детей с особыми образовательными потребностями».

Актуальность проекта

Ребенок с ОВЗ должен свободно общаться и развиваться вместе со своими сверстниками в условиях, которые гарантируют ему поддержку, уважение, возможность самореализации и активного участия в жизни общества. Наш проект направлен на то, чтобы дети, нуждающиеся в особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни и вели достойную жизнь в будущем, и это, на наш взгляд, позволит изменить сложившееся в обществе отношение к ним.

Проект выстраивается при анализе социального заказа: рядом со школой находится «Детский сад компенсирующего вида № 70» для детей с ОВЗ, «Детский сад компенсирующего вида № 72» для детей с нарушением зрения, существующей ситуации в школе, выявления потенциальных «факторов роста», «факторов развития», которые имеются в образовательном учреждении. Таким образом, участниками проекта стали дети, педагоги, родители МБОУ «СОШ №24», МБДОУ «ДСКВ №70», МБДОУ «ДСКВ №72» г.Братска Иркутской области.

Идея проекта: исходя из понимания, что дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют равные права, необходимо сделать все возможное для их равноправного участия во всех сферах жизни общества, предусмотреть широкое участие детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со всеми детьми в смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования, тем самым обеспечивая адаптацию и социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (детский сад-школа).

Цель проекта: создание условий для социализации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями в рамках непрерывного образования.

Задачи проекта:

1. Создание комплексной безбарьерной образовательной среды.

2.Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.)

3.Создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличие условий для социализации и адаптации их в обществе.

4. Изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

Реализация проекта рассчитана на 5 лет (2012-2017г.г.)

Таким образом, произойдёт осуществление инклюзивного образования, что будет способствовать активной социализации детей - инвалидов, детей с ОВЗ в массовой школе.

Практические аспекты деятельности проекта

Успех социализации ребёнка зависит от того, как сложится его школьная жизнь. В настоящее время в МБОУ «СОШ №24» осуществляется целенаправленная работа по созданию комплексной безбарьерной образовательной среды. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, государственной программы «Доступная среда» на первом этаже школы установлены перила вдоль стен, имеется специальный выход, здесь же оборудован учебный кабинет со специальными партами, доской, малый спортивный зал, оборудована уборная комната для детей с ОВЗ; кабинет психолога оснащён игровым комплектом «Пертра», вызывающим у детей интерес, развивающий моторику руки детей и повышающий познавательную детскую активность. Оборудована игровая комната.

Для реализации данного проекта возникла необходимость создания волонтерского отряда «Призвание».

Основные направления деятельности волонтерского отряда:
Просветительская деятельность:
- участие в общественно- полезной деятельности школы;
- подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);
- информация на школьном сайте о волонтёрской деятельности.
Спортивная деятельность:
- участие в различных спортивных, досуговых и оздоровительных мероприятиях;
Шефская деятельность:
- кураторство дошкольников, организация временного досуга детей;
- организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей.
Социальная деятельность:
- работа по организации условий для толерантного общения детей-инвалидов, их родителей с учащимися школы;
Информационная деятельность:
- создание и распространение печатных материалов, фото -видеосюжетов
- организация и проведение тематических бесед, лекториев и др.

Отрядом «Призвание» совместно со специалистами межрегионального общественного благотворительного фонда «Единство» в школе был проведёно большое количество мероприятий для детей с ОВЗ. Например, праздники: «День Добра», «Таланты среди нас», «Новый год: в гостях у сказки» и др.

Мероприятия с детьми проводятся нашими волонтерами не только на базе школы, но и в фонде «Единство».

Отряд волонтеров «Призвание» оказывает посильную помощь в проведении городских мероприятий для детей с ОВЗ.

Для самореализации и социализации детей с ОВЗ необходимо включение их в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Во время реализации первого этапа проекта наши дети были участниками регионального конкурса «Добрая зима», рисуя плакаты, создавая эссе, стали победителями в номинации «Плакат». В ходе второго этапа дети участвовали в I и II муниципальной спартакиаде «Белый мишка» для детей с ограниченными возможностями в соревнованиях по шашкам, плаванию, веселых стартах, турнире по боулингу, стали победителями, получив кубки, грамоты.

У нас уже сформировалась система работы с дошкольными заведениями по организации досуговой деятельности детей во время каникул «Каникулярное времечко». В данном направлении свое место нашли кадеты нашей школы, которые являются организаторами мероприятий с детьми с ОВЗ: проводят игровые минутки, строят снежные городки.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание. Волонтёры оказывают поддержку детям, сопровождая их на различные мероприятия, организуют и проводят различные праздники, выставки, конкурсы, игры.

Таким образом, тесный контакт между дошкольными учреждениями и общеобразовательного учреждения, общественными организациями формирует активную гуманистическую среду, в которой проявляются и выявляются живые нравственные приоритеты общества и отдельных людей, к открытому гражданскому и профессиональному партнерству ради дальнейшего социального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч ; пер. с англ. А.В. Рязановой // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3. - С. 50-56.

  2. Верховская М.А., Попова Н.Т. «Древо ремесел как ресурс социокультурной реабилитации» //Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», М.: 2011. С.542-547.

  3. Выводы и рекомендации 48-й сессии конференции по образованию (МКО): Инклюзивное образование: путь в будущее. ibe.unesco.org

  4. Дианова, В.И. Проблемы интегрированного обучения и предпосылки их решения: (из опыта работы пилотных площадок интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае) / В.И. Дианова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 4. - С. 19-24.

  5. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова ; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. - 2010. - № 16. - 16-31 августа. - С. 34-37.

  6. Попова Н.Т. Культурологические аспекты развивающей педагогики // Постижение культуры. Сборник. Ежегодник. Выпуск 11. - М.: Мин-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2001. - С.96-107.

  7. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе.//Психологическая наука и образование, 2011, №1. С.74-82.

© 2010-2022