Опыт работы по теме Культура поведения младших школьников (1-4 классы)

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура поведения младших школьников

Казакова Л.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уренгойская «Средняя общеобразовательная школа №2»

п.г.т. Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Введение

С первых лет жизни ребёнка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту. В успешном решении этой задачи значительная роль отводиться учителю. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские и товарищеские отношения с детьми, простота в общении, душевность, готовность прийти на помощь- всеми этими качествами должен быть наделён человек, который учит и воспитывает детей.

Культура поведения - это культура речи, культура общения и культура внешнего вида. Во внеклассной и учебной работе мы знакомим учащихся с нормами и правилами, которые предъявляет общество к речи и внешнему виду людей. Но внешний вид - это не только одежда человека, это его поза жест, мимика. Эти три составляющие человеческого общения очень важны, и надо учить детей пользоваться ими. Нужно учить не только слушать собеседника, но и смотреть ему в глаза, наблюдать за осанкой, походкой. Подчас они могут рассказать о состоянии, настроении человека куда больше, чем слова.

Цели и задачи воспитания культуры поведения рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде конкретных требований:

- привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;

- воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим содержанием разнообразную деятельность детей, организовать их повседневное общение, целенаправленно формируя у них такие качества, как гуманизм, коллективизм, патриотизм в их первоначальной основе. Понятие «культура поведения школьника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в школе, в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения школьников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Для эффективного решения упомянутых выше задач воспитания культуры поведения школьника отмечаем три направления, в которых, как мы полагаем, необходимо работать:

1.Познакомить учащихся с правилами поведения в школе.

2.Познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.п.)

3.Познакомить учащихся с правилами поведения в быту, в семье, в гостях, за столом.

С этой целью предлагается следующий план работы.

Сентябрь

1-я неделя

Работа над правилом «Самостоятельно готовься к урокам»;

миром;

- формирование начальных элементов трудового воспитания.

Такой принцип изложения требований позволяет учителю наполнить нравственным

2-я неделя

Закрепить знания правил поведения: здороваться, прощаться, не перебивать разговор старших, во время разговора смотреть на собеседника;

3-я неделя

Наблюдение за выполнением перечисленных правил («Так или не так»)

4-я неделя

Бережное отношение к природе.

Октябрь

1-я неделя

Разговор на тему: «Скучен день до вечера коли делать нечего» (режим дня);

2-я неделя

Чем мы можем помочь маме, взрослым, пожилым?

3-я неделя

Разговор на тему: «Мы старшие и заботимся о младших»;

4-я неделя

«Не опаздывай на урок».

Ноябрь

1-я неделя

Разговор о плохих и хороших поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных привычек и не совершай плохих поступков, а старайся подать хороший пример другим»;

2-я неделя

«Прежде чем выполнить задание - подумай»;

3-я неделя

Работа над пословицами: «Одному трудно жить на свете», «Друга ищи, а найдешь - береги», «Человек без дружбы, что дерево без корней»;

4-я неделя

Закрепление правил: «Прежде чем выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше», «Если тебе помогли - поблагодари за помощь».

Декабрь

1-я неделя

Работа над правилом: «Если тебе что-нибудь нужно, вежливо попроси об этом», «Если тебя попросили о чем-либо, постарайся помочь»;

2- неделя

Напомнить детям о бережном отношении к хлебу;

3-я неделя

Разговор: «Мы в гостях» (о правилах поведения в гостях);

4-я неделя

Разговор: «Мы на улице, в общественном транспорте, музее, кинотеатре» (о правилах поведения в общественных местах);

Январь

1-я неделя

Беседа на тему: «Волшебные слова - наши верные друзья». Закрепить представления детей о том, что «волшебные» слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тому,

2-я неделя

Закрепление правил: «Не опаздывай в школу», поведения на дороге, правил дорожного движения;

3-я неделя

«Играйте дружно!». Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе и товариществе;

4-я неделя

Знакомство с правилом: «Если ты заметил непорядок в одежде ровесника или взрослого, то старайся сказать об этом так, чтобы человек не обиделся». Работа над пословицей «Скромность красит человека».

Февраль

1-я неделя

Беседа: «Как мы собираемся в школу?» (убираем постель, умываемся, причесываемся, чистим обувь и одежду и т.д.); закрепить правило: «Уважай взрослых в школе и дома, будь с ними вежлив»;

2-я неделя

Работа над правилом: «Рабочее место всегда должно быть чистым. Поработал - прибери!»; закрепление правил вежливости, обсуждение произведений о вежливых героях;

3-я неделя

Закрепление правила: «Каждой вещи - свое место»; беседа: «Если раньше товарища закончил работу, помоги ему»;

4-я неделя

Закрепление правил поведения в школе, на улице, в общественном транспорте, в кинотеатре, библиотеке, музее.

Март

1-я неделя

Работа над правилами: «Любое задание необходимо выполнять старательно и аккуратно», «Хорошо выполненное задание доставит удовольствие тебе и взрослым»;

2-я неделя

Раскрыть значение слов «нельзя», «можно», «надо»;

3-я неделя

Повторение правила вежливости: «Кого из твоих товарищей и знакомых можно назвать вежливым? Почему?»;

4-я неделя

Правила поведения за столом: «Когда я ем - я глух и нем», «Ешь аккуратно, во время еды пользуйся салфеткой».

Апрель

1-я неделя

Беседа о бережном отношении к природе;

2-я неделя

Упражнения в выполнении правил вежливости. Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения;

3-я неделя

Закрепление правил поведения в общественных местах, в семье, за столом;

4-я неделя

Закрепление правил поведения в природе (в лесу, на реке): «Не бросай мусор, не ломай растения);

Май

1-я неделя

Обсуждение с детьми на тему: «Как мы выполняем правила поведения в школе, в общественных местах и дома»;

2-я неделя

Обсуждение на тему: «Как мы понимаем и выполняем правила бережного отношения к природе»;

3-я неделя

Индивидуальные беседы с учащимися по отдельным правилам поведения.

Предлагаемый цикл занятий предполагает работу одновременно со всем классом, так как они направлены на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, развития эмоционально-волевой сферы, совершенствование внимания, памяти, воображения, процессов мышления, нравственных представлений. Такая форма работы позволяет помочь детям усвоить правила культуры поведения.

Продолжительность каждого занятия составляет 30-40 минут в зависимости от психологического состояния детей.

Желательно проводить занятия с помощью игровых методов, так как игра - важнейший способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и создания нормальных условий жизнедеятельности.

Литература

1.Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей (методическое пособие для учителей и воспитателей/ Шадринск, 1998

2.Бенционович О.Г. Нарушение правил приличия, вежливости, этикета и др./Москва, «Астрель», 1998

3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка)/Екатеринбург,«ЛИТУР», 2002

4.Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости/Москва, «Просвещение», 1996



© 2010-2022