КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Добрые советы для тех – кого волнует конечный результат…. »

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АВТОР: Воспитатель группы компенсирующей направленности

для детей с общим нарушением речи МАДОУ ДСКВ «Солнышко» г. Покачи, Наталья Михайловна Атавина

«Добрые советы для тех - кого волнует конечный результат….»


Хочу обратиться к воспитателям детских садов, которые стремятся видеть своих воспитанников хорошо подготовленными к школе. Я воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Мы берём детей только с пяти летнего возраста и мне совсем не безразлично, с каким багажом знаний и умений дети придут в первый касс. В школу часто обращаются воспитатели с просьбой провести беседу с родителями будущих первоклассников. По собственному опыту знаю, что такие беседы малоэффективны. Родители, которые заботятся об интеллектуальном развитии ребёнка, стараются получить ответы на все интересующие их вопросы гораздо раньше: когда их сыну или дочери исполнится 4-4,5 года. Для остальных же время бывает безнадёжно упущено. Случается и так: воспитатель, присутствующий на такой беседе, часто удивляется тому, что говорит учитель.

Остро стоит вопрос о преемственности между детским садом и школой, а ведь хотелось бы в начальной школе продолжить обучение ребёнка, опираясь на уже сформированные умения и навыки, а не начинать сначала, не «топтаться » на месте.

Казалось бы, многое делают воспитатели, чтобы подготовить детей к школе (знакомят с буквами, цифрами, учат читать), но поверьте, это не главное. Зачастую непрофессиональное обучение наносит вред, и учителю приходится переучивать ребёнка, а у того успевают возникнуть неприязнь к книге и, что ещё уже, психологическая установка которую можно обозначить так: «не хочу», «не буду».

Я - за обучение в детском саду, но только в том случае, если воспитатель знает, как это делается, а главное, если ребёнок на такое обучение реагирует положительно.

Большие трудности испытывают дети семи лет, сталкиваясь с заданием на запоминание: выучить наизусть стихотворение, выучить правило. Дело в том, что в детских садах для развития речи используют, как правило, сказки, в том числе и стихотворные, и рассказы. Первоклассники знают содержание «Айболита», «Мойдодыра», «Муха - Цокотухи», а наизусть могут прочитать только совсем маленькие стихотворения, которые учили к праздникам. Программа же первого класса предусматривает заучивание стихотворений в 12,16 строк - это даётся с трудом: объём памяти не развит до нужного уровня. Легко только тем детям, у которых великолепная память от природы, а также тем, с кем дополнительно занимались родители, но их единицы. Современный темп жизни. Вынужденная « гонка» родителей за дополнительными заработками, на мой взгляд, ещё больше сокращает число детей с развитой памятью. Вся надежда на детский сад, где они проводят большую часть времени и где есть люди, профессиональные обязанности которых заключаются в том, чтобы развивать способности детей.

В дошкольных учреждениях есть условия для развития памяти: это прежде всего игры, сопровождаемые рифмованными закличками, считалками. Учите детей запоминанию стихов хором, всей группой! На это не нужно выделять время, хоровое декларирование возможно, когда дети убирают постели, собираются на прогулку и даже… качаются на качелях! Думаю, в полезности заучивания стихотворений убедит тот факт, что очень пожилые люди до сих пор помнят наизусть Некрасова, Фета, Тютчева… Кто развивал их память? Ведь детский сад они не посещали! Да не посещали. Но с пелёнок слышали и запоминали молитвы, песни, которые исполнялись на деревенских праздниках, посиделках, свадьбах. Вот вам и развитие памяти!

Ныне пение песен, заучивание молитв осталось в прошлом, общение родителей с детьми свелось к минимуму. Надо искать другие пути. И один из них - заучивание стихотворений в детском саду, что не только развивает память, но и способствует развитию речи. Особенно хороши для такой цели стихотворения с сюжетной канвой, которые можно использовать для пересказывания и ответов на вопросы по содержанию.

Вторая трудность, с которой сталкиваются учителя начальных классов, это неподготовленность мышц руки к письму. Дети боятся ограниченного пространства: ведь в детском саду на занятиях рисованием использовался целый лист альбома, на занятиях лепкой - вся коробка пластилина. А тут строчка в тетради! Им трудно представить, что можно что-либо уместить в этой узкой строчке.

Предлагаю такой способ тренировки мышц рук и глазомера. Детям 6-7 лет давайте на занятиях по лепке небольшое количество пластилина (половину пластинки и даже одни треть) и предлагайте вылепить «домики для жучков», «городок лилипутов» и т.д. Маленькие размеры изделия вынуждают ребёнка быть более кропотливым, делают движения рук более точными. А это тренирует мышцы.

На занятиях рисованием прибегайте к изображению в уменьшенном масштабе. Для развития глазомера используйте 1/6 и даже 1/8альбомного листа. Постепенно дети привыкнут к тому, что даже на таком маленьком листочке можно уместить и дом, и дерево, и солнце.

Можно учить детей рисовать в тетради в клетку. Чтобы не утомлять их, используйте разноцветные стержни. Такие занятия можно сочетать с занятиями по развитию элементарных математических представлений.

Например, воспитатель говорит: «Сегодня ваши любимые куклы Лена, Саша, Маша идут гулять. Но на небе тучи, значит, может пойти дождь. Давайте нарисуем для них зонтики. Сколько нужно зонтиков?» При этом он показывает рисунки на доске, расчерченной на клетки цветными мелками, а дети срисовывают, высчитывая клетки.

Можно сочетать занятия, направленные на тренировку мелкой мускулатуры рук, с занятиями по развитию речи. Воспитатель рассказывает о том, что гусеницы и вредные (съедают зелёные части растений) и полезные (служат кормом для птиц). Затем дети рисуют гусениц на заготовленных воспитателем «листочках». Условие: гусеница должна быть такой длины, чтобы поместилась на листе, и состоять из кружков, помещённых в клеточках.

В некоторых группах есть настенные доски, но их использует только воспитатель. А ведь и детям было бы полезно познакомится с ней поближе, приучиться к письму по вертикальной поверхности и, что немаловажно, почувствовать себя возле неё уверенно и комфортно.

Третья трудность заключается в том, что дети не внимательны к окружающему миру. Многое темы по математике в первом классе связаны с умением видеть, в чём различие, что лишнее, чем похожи и т.д. Поэтому в подготовительной группе надо чаще проводить игры, направленные на развитие внимательности, логики. Вотигры которые можно провести во время прогулки. Поставить 4-5 мальчиков и одну девочку или 3-4 детей (все в пальто, один в куртке). Задание «Кто лишний? Почему?»

А вот игра, которую можно провести в группе. Один ребёнок - ведущий, другие - болельщики. На столе лежит 3-5 предметов: карандаш, книга, кисточка и т.д. Ведущий отворачивается, воспитатель заменяет один предмет на другой. Ведущий должен назвать его.

Целесообразно предлагать детям «истории», требующие внимательного слушания, что бы определить, что в них не соответствует действительности (например, мама приготовила борщ, а Юля накрыла на стол: поставила 3 тарелки и положила 3 вилки).

Надеюсь, что мои советы заинтересуют воспитателей. Мне бы очень хотелось помочь тем воспитателям, которых волнует конечный результат их работы с детьми.


© 2010-2022