Рабочая программа кружкаЖивое слово

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Живое слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы.

Актуальность программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве.

Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной и творческой активности у ребят;

  • увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.

  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

  • повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.


Календарно - тематическое планирование





Название темы

Количество часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

1

4.09


2.

Поэтические жанры.

1

11.09

3.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

1

18.09


4.

Викторина по творчеству русских поэтов.

1

25.09

5.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

1

2.10


6.

Средства художественной выразительности

1

9.10

7.

Правила художественной декламации.

1

16.10

8.

Чтение и анализ стихотворений

1

23.10

9.

Игра «Подбери тропы»

1

30.10

10.

Системы стихосложения.

1

13.11

11.

Виды систем стихосложения

1

20.11

12.

Открытое мероприятие «Да, мы живем, не забывая!», посвященное 100-летию К. М.Симонова

1

27.11

13.

Игра «Угадай»

1

4.12

14.

Размер стиха.

1

11.12

15.

Анализ поэтических произведений русских классиков

1

18.12

16.

Конкурс на написание четверостиший

1

25.12

17.

Конкурс стихотворений «Россия - Родина моя»

1

15.01

18.

Рифма. «Поход за вдохновением».

1

22.01

19.

Конкурс стихов, посвященный здоровому образу жизни

1

29.01

20.

Виды рифмовки

1

5.02

21.

Точная и неточная рифмы

1

12.02

22.

Игра « Найди рифму»

1

19.02

23.

Поэзия и штампы.

1

26.02

24.

Понятие «штамп» в литературе

1

4.03

25.

Стили речи.

1

11.03

26.

Связная речь. Стилистические особенности языка.

1

18.03

27.

Типы текстов. Композиция художественного произведения.

1

1.04

28.

Типы речевых ошибок и способы их исправления.

1

8.04

29.

Игра « Составь рассказ»

1

15.04

30.

Поэзия и живопись.

1

22.04

31.

Роль живописи в поэтическом творчестве.

1

29.04

32.

Музыка в поэзии.

1

6.05

33.

Моё поэтическое творчество.

1

13.05

34.

Наложение стихов на музыку

1

20.05

35.

Итоговое занятие .

1

27.05

Итого

35


Содержание программы

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

«Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии.

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать - «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Системы стихосложения.

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Открытое мероприятие «Да, мы живем, не забывая!», посвященное 100-летию К. Симонова

Практические работы: Игра «Угадай».

Размер стиха. Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихотворений «Россия - Родина моя»

Поэзия и штампы.

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Стили речи.

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Поэзия и живопись.

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Итоговое занятие

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.






Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

3. Учащиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.


Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М.: Просвещение, 1990.

  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.: ил. - (Мир знаний);

  3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 2000. - 96 с.: ил.;

  4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произ­ведения и читательское восприятие школьни­ков. - Л., 1974.

  5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1985г.



© 2010-2022