Дополнительная образовательная программа для 5 классов: Центр гражданского образования «Школа навигаторов»

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Центр гражданского образования «Школа навигаторов»


«Утверждаю»

Директор школы

________/А.В. Иванов

«3» сентября 2013г.

протокол МС № 1

« 10 » сентября 2013 г.



Дополнительная образовательная программа

Центр гражданского образования

«Школа навигаторов»

Категория слушателей:

обучающиеся 5 классов

Срок реализации: 2013-2014 учебный год










Автор: Яковенко В.Н.,

заместитель директора по воспитательной работе










Томск 2013


Образовательная программа

Центр гражданского образования «Школа навигаторов»

Автор: Яковенко В.Н., заместитель директора по воспитательной работе

Рецензент: Чистяков Ю.А., начальник отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО».



Программа утверждена на Методическом совете «10» сентября 2013 г., протокол № 1.

1.

2.

3.



Объем программы: 52 часа

в том числе: лекций - 21 часов, практических занятий - 31часов.




Режим занятий - по графику, с 1.11.2013 -24.05.2014г.


Пояснительная записка

Направленность программы - социально-педагогическая.

По типу программа является примерной. Типовые программы данного профиля отсутствуют. Данная программа является ориентиром для педагога - руководителя детского объединения. Программа в зависимости от содержания образовательного запроса и стартовых возможностей воспитанников, интересов школы, уровня квалификации и подготовленности педагога, возможного привлечения социальных партнеров может быть реализована как в полном объёме (в течение 2 лет), так и отдельными учебными модулями (1 год обучения).

По уровню освоения программа является общеразвивающей и личностно-ориентированной.

Основной образовательной идеей является развитие в детях определенных личностных качеств, формирование базовых компетентностей современного человека, востребованных в их дальнейшей взрослой жизни.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании". Это:

• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Востребованность примерной образовательной программы «Центр гражданского образования «Школа навигаторов» основана на формирующейся потребности образовательного сообщества в создании и внедрении новой орга­ни­зационной формы гражданского образования и воспитания, которая как важнейшая сфера образования нуждается в принципиальном изменении стиля взаимоотношений детей и взрослых, родителей и педагогов, школы, социума. Такой новой формой работы становится Центр гражданского образования.

Программа «Центр гражданского образования «Школа навигаторов» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2012г. № 1897, подчеркивается, что «Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся», «духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья».

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Актуальность данной программы заключается в предоставлении подростку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в рамках образовательного учреждения. Программа создана для обучающихся пятых классов, которые только перешли из начальной школы и испытывают определенные трудности. Программа призвана ориентировать обучающихся - пятиклассников в различных формах и направлениях деятельности основной школы, возможности найти свое место в общественной жизни. Центр гражданского образования, как организационная форма, помогает решить эту задачу, позволяет получить обучающимся разносторонние знания и умения, которые необходимы школьнику в повседневной жизни, а также заложит основу гражданского образования каждого конкретного ребёнка.

ЦГО «Школа навигаторов» действует в Регионально-муниципальной сети Центров гражданского образования Томской области. Сеть создана Департаментом общего образования Томской области, Областным государственным учреждением «Региональный центр развития образования» при поддержке Федерального центра гражданского образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в целях апробации и внедрения моделей гражданского образования в образовательных учреждениях Томской области.

Образовательная деятельность ЦГО - это деятельность педагогов, учащихся, родителей и представителей общественности направленная на создание условий для усвоения в первую очередь учащимися правовых, политических, экономических знаний, формирования умений и навыков, приобретение ими позитивного социального опыта, а также развития у них социальных компетентностей.

Особенности построения программы и организации образовательной деятельности:

За основу работы ЦГО «Школа навигаторов» взят «Базовый курс навигатора «Новой цивилизации» разработанный под общей редакцией А.А. Ермолина, А.С. Прутченкова. Программа «ЦГО «Школа навигаторов» носит уточняющий характер. Ее отличие от «Базового курса навигаторов» состоит в том, что программа не основана на принципах скаутинга, а также в введении дополнительной специальности «Я- лидер».

Программа носит междисциплинарный характер.

1. Специальность "Я - россиянин" ориентирована на формирование россий­ского государственного самосознания и включает в себя изучение истории России че­рез практическое краеведение, знакомство с бытом, традициями, праздниками наро­дов России и т.д.

2. Специальность "Я - житель Земли" включает в себя рассмотрение роли и места России в мировой цивилизации: истории и современного состояния нескольких иностранных государств, их взаимоотношений с Россией, практику международного сотрудничества, специфики деятельности международных организаций, прежде всего молодежных.

  1. Специальность "Я - политик" знакомит с Конституцией Российской Феде­рации, основами политической жизни государства, спецификой деятельности парламента, правительства, судебных органов, содержанием прав и обязанностей депутатов и государственных служащих, а также с правами избирателя, предназначением политических партий и движений.

  2. Специальность "Я - гражданин" знакомит с основными правами и обязан­ностями граждан России, видами ответственности, способами законной защиты своих прав.

  3. Специальность "Я - эколог" знакомит с экологическими проблемами раз­личного уровня, а также с необходимостью учитывать взаимосвязь экономики и эко­логии, формирует ответственное отношение к природе, навыки экологически грамот­ного поведения.

  4. Специальность "Я - экономист" знакомит с экономическими законами и
    технологиями рыночного общества, предусматривает активное участие в делах своей семьи.

7. Специальность "Я - здоровый человек" включает в себя формирование на­выков здорового образа жизни, выявление своих физических особенностей, выпол­нение комплекса действий и упражнений, раскрывающих физические возможности, профилактику вредных привычек, овладение навыками первой доврачебной меди­цинской помощи в критических ситуациях.

  1. Специальность "Я - спасатель" включает в себя овладение навыками пове­дения в экстремальных условиях окружающей среды, их отработку непосредственно во время занятий.

  2. Специальность "Я - навигатор Интернета" включает в себя знакомство с всемирной сетью Интернет, и программами для доступа в Интернет, умение практически пользоваться компьютером.

10. Специальность «Я - лидер» направлена на развитие коммуникативных качеств, лидерских способностей, а также умению работать в команде. Занятия по этой специальности проходят в режиме тренингов.

Все 10 специальностей ЦГО «Школы навигаторов» разделены на 4 модуля:

  • «Гражданско-правовой» (включает изучение специальностей "Я - россиянин", "Я - политик", "Я - гражданин");

  • «Спортивно-оздоровительный» (включает изучение специальностей "Я - здоровый человек","Я - спасатель" );

  • «Экономико-географический» (включает изучение специальностей "Я - житель Земли", "Я - эколог", "Я - экономист" );

  • «Развитие коммуникативных компетенций» (включает изучение специальностей «Я - лидер», "Я - навигатор Интернета").

Освоение программы возможно по отдельным модулям. Успешное освоение курса «Школы навигаторов» дает обучающемуся право в дальнейшем стать консультантом Центра.

Срок реализации программы 1 год. Срок реализации определяется педагогом исходя из особенностей и условий конкретной школы, контингента воспитанников, возможностей привлечения к реализации программы социальных партнеров.

Режим занятий: 1-ый год обучения - 2 занятия по 2 часа = 4 часа в неделю.

Возрастные особенности воспитанников. Ведущие формы и виды деятельности.

Программа ориентирована на подростков 11 - 12 лет. Учебные группы формируются из обучающихся 5 классов.

Ведущими формами организации образовательного процесса являются: игры, беседы, лекционные занятия, экскурсии, встречи, дискуссии, диалоги учащихся с педагогом, тренинги, практические занятия, конкурсы, праздники, исследовательская работа (музеи, выставки, рефераты, доклады, сообщения). Проведение занятий предполагает как работу учебной группы в полном составе, так и работу в подгруппах, звеньях, а так же индивидуальное сопровождение и консультирование.

Занятия в «Школе навигаторов» проводятся педагогами, а также консультантами - обучающимися старших классов, прошедшими «Школу навигаторов». Обучение в ЦГО возможно на занятиях «Школы навигаторов», во время самостоятельной подготовки, взаимного обучения навигаторов, индивидуального консультирования, практических занятий.

Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Основными формами мониторинга реализации программы и динамики продвижения воспитанников являются входная диагностика (анкетирование), промежуточная и итоговая аттестации (тестирование, участие в научно-практической конференции «Формула творчества», в Форуме гражданских инициатив «Россия. Образование. Демократия.» и др. конференциях и конкурсах).

Этап подведения итогов деятельности ЦГО:

  • внутренняя и внешняя оценка результатов деятельности Центра (в том числе в рамках оценки результатов деятельности образовательного учреждения) с привлечением гражданских институтов;

  • освещение деятельности, представление результатов работы Центра школьному и местному сообществу через выступления на конференциях, семинарах, публикации в средствах массовой информации и другие информационные каналы;

  • представление аналитических материалов по итогам работы Центра региональному координатору.

Итогами успешной работы по программе ЦГО «Школа навигаторов» можно считать:

- формирование общественного сознания и активной жизненной позиции обучающихся школы;

- участие в создании сети по апробации и внедрению моделей гражданского образования в Томской области;

- увеличение партнеров, участвующих в реализации программы;

- работу в рамках Молодежного форума гражданских инициатив «Россия - это мы!» (проводимого региональным координатором сети ЦГО), а также других событиях областного и регионального масштаба;

- углубление знаний педагогов в области организационных форм, технологий гражданского образования.

Цель и задачи программы


Цель: воспитание гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе через включение в активную учебно-познавательную деятельность.

Задачи:

Образовательная: просвещение подростков по вопросам гражданского образования.

Воспитательная: развитие способностей, связанных с умениями осуществлять выбор и принимать решения в конкретной социальной ситуации.

Профилактическая: формирование поведенческих навыков, соответствующих здоровому образу жизни.







Основу программы «Центр гражданского образования «Школа навигаторов» составляют две части: теория и практика. Тематика теоретических занятий продиктована необходимостью расширения информационного поля учащихся в вопросах гражданского образования и воспитания. Практический курс построен с учетом подготовки и участия в конкурсах и проектах региональной сети Центров гражданского образования («Межрегиональный форум гражданских инициатив «Россия - это мы!»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные модели общественного участия в управлении образованием»; Ярмарка социально-педагогических инноваций; участие в проектах КРМОО Центр «Сотрудничество» и др.). Участие в конкурсах, проектах, Форумах, конференция позволит на практике применить полученные теоретические знания, продолжить формирование у воспитанников базовых компетентностей современного человека.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, установлены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования личностные, метапредметные и предметные.

К числу планируемых результатов освоения программы «ЦГО Школа навигаторов» также отнесены:

Требования к образовательному результату (ФГОС)

Характеристика результата

(Б - базовый уровень,

П - повышенный уровень)

Способы оценки результата

личностные результаты

воспитание российской гражданской идентичности

Б - будут сформированы знания:

- об истории государственного флага, герба, гимна России;

- о быте, традициях, праздниках наро­дов России

- тестирование;

- метод наблюдения

П - знание истории, культуры своего народа

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций

Б - участие в ученическом самоуправлении на уровне класса

- формирование Портфолио достижений;

- участие в выборах парламента и Президента школьной демократической республики «МЫ»

П - будут сформированы основы лидерских навыков

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми

Б - будут сформированы основы коммуникативных компетенций (умение работать в команде, навыки публичного выступления, умение доказывать и аргументировать свою позицию)

- участие в публичных выступлениях;

- участие в тренингах и деловых играх

П - получат возможность:

- освоить различные способы работы в группах;

- изучит формы публичных выступлений

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Б - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

- участие в Днях здоровья, общешкольных спортивных праздниках, Всероссийских массовых соревнованиях

П - применение навыков здорового образа жизни на практике

метапредметные результаты

умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Б - работать индивидуально и в группе, находить общее решение

- метод наблюдения

П - разрешать конфликты в группе на основе согласования позиций и учёта интересов

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Б - развитие умения анализировать, делать выводы, приводить аргументированные примеры и доводы

- участие в тренингах и деловых играх

П - будут сформированы основы развития лидерских навыков (умение убеждать, влиять на мнение большинства)

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции)

Б - владеть современными информационными технологиями, ориентироваться в информационном потоке

- практическое использование самых распространенных сервисов Интернет для решения проблем

П - умение владеть современными информационными технологиями и применять их для решения проблем;

- систематизировать информацию, применяя ее на практике

Формы итоговой аттестации

Ведущими формами оценки результативности и эффективности реализации программы являются промежуточная и итоговая аттестация воспитанников детского объединения.

В начале учебного года проводится входная диагностика индивидуальных интересов, образовательных потребностей, общих и специальных способностей воспитанников методами анкетирования. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в форме конкурсов, тестов, собственных творческих работ. В процедуре аттестации возможно участие внешних экспертов (родителей, учителей и др.) и самих воспитанников в роли экспертов. Текущий мониторинг осуществляется педагогом совместно с воспитанниками методами включённого наблюдения, рефлексии, анализа творческих работ.

Критерии оценки достижения результатов см. Таблицу 1. в Приложении.

Результаты освоения программы каждым из воспитанников вносятся в «Личную карту результативности освоения образовательной программы слушателя».

Возможно освоение программы по отдельным модулям. При посещении занятий отдельного модуля обучающийся получает зачет и сертификат, а при прохождении всего курса (4 модулей) удостоверение установленного ЦГО образца.

Успешное освоение курса «Школы навигаторов» дает обучающемуся право в дальнейшем стать консультантом Центра.


Программа дополнительных конкурсов

(в том числе и для консультантов ЦГО)

Уровень

Название конкурса

Форма участия

Всероссийский

Всероссийские массовые соревнования по спортивному ориентированию «Российский азимут - 2014»

массовые соревнования

Всероссийский легкоатлетический кросс «Кросс нации-2013»

кросс

Всероссийская научно-практическая конференция школьников «Юные дарования»

доклад

Всероссийский дистанционный конкурс «Лидер и команда»

проект

Региональный

Открытое образовательное событие - Игра-кругосветка «Школа навигаторов»

образовательное событие

Школа ученического самоуправления VIII Молодёжного форума гражданских инициатив «Россия - это мы!»

очное участие

Конкурс детского рисунка «Телефон спасения 01», Главное управление МЧС РФ по Томской области

рисунки

VI Областной слет обучающихся Томской области

участие проектной команды

Муниципальный

Фестиваль обучающихся - членов органов ГОУ общеобразовательных учреждений города Томска «Школа самоуправления»

представление проекта

Викторина «Будь здоров!». Организатор МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»

викторина

«Семейная олимпиада 2013, 2014»

соревнования

Школьный

Школьный День здоровья «Золотая осень»

соревнования

Школьные соревнования «На приз Деда Мороза»

соревнования

Школьный военно-спортивный праздник «Вперед, мальчишки!»

эстафеты


Учебно-тематический план


Темы

1 год обучения

Форма контроля

теория

практика

всего

1.

Введение в курс «Школа навигаторов» Основы деятельности Центра гражданского образования. Знакомство с преподавателями, консультантами, социальными партнерами. Презентация Центра.

Я - навигатор.

1

1

2

Участие в игре-кругосветке

2.

Гражданско-правовой модуль

6

6

12


2.1

«Я - россиянин»

История государственного флага России; история герба России; история гимна России. Выдающиеся представители русской истории и их роль в становлении России. Основные государственные праздники Российской Федерации. Основные национальные праздники своего народа. История своей семьи

2

2

4

тест

2.2.

«Я - политик»

Основы политической жизни государства. Деятельность политических партий России. Выборы депутатов Парламента и органов местного самоуправления. Для чего проводятся выборы депутатов. Права избирателя. Значение избирательной системы для жизни демократического правового государства. Правила заполнения избирательного бюллетеня. Деятельность Парламента РФ. Деятельность Президента РФ.

2

2

4

Участие в ролевой игре

2.3.

Специальность

«Я - гражданин»

Какие органы государственной власти существуют в городе Томске.

Конституция РФ.

основные права как гражданина России. Положения об административной ответственности граждан.

Основные статьи Кодекса об административной ответственности в Томской области.

Основные положения об уголовной ответственности граждан. Основные положения Декларации о правах

Ребенка.

2

2

4

тест

3.

Спортивно-оздоровительный модуль

4

4

8


3.1.

Специальность

«Я - спасатель»

Оказание первой доврачебной помощи при: неглубоких порезах и ссадинах; несильном носо­вом кровотечении; несильных ожогах огнем и паром; появлении мозолей на руках и ногах; укусах насекомых (комаров, клещей и др.). Правила защиты от переохлаждения и обморожения.

Правила безопасного пользования утюгом и домашней плитой (печкой) и др. бытовыми приборами.

Туристические навыки.

Основные принципы безопасного поведения в походе.

Правила безопасного поведения на улице с активным транспортным движением.

2

2

4

Практический зачет

3.2.

«Я - здоровый человек»

Правила личной гигиены. Принципы здорового образа жизни. Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на организм человека. Основы рационального питания. Опасность и последствия курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Упражнения утренней гимнастики.

2

2

4

Практическое участие в Днях здоровья

4.

Экономико-географический модуль

10

2

12


4.1.

«Я - житель Земли»

Основные вехи истории земных цивилизаций.

Место России на карте мира, названия и столицы сопредельных государств. Флаги и гербы иностранных государств.

Национальные особенности, культурные традиции населения сопредельных государств. Международные организации.

4

-

4

Зачет по карте

4.2.

«Я - эколог»

Принципы взаимодействия человека с природой с учетом экологических законов. Способы утилизации различных промышленных и бытовых отходов. Правила сбора и применение наиболее распространенных лекарственных расте­ний. Правила сбора съедобных грибов и ягод. Важность бережного отношения к природе каждого человека. Виды деревьев нашей местности. Виды лекарственных растений нашей местности и их свойства.

Виды съедобных и ядовитых грибов нашей местности. Виды съедобных ягод.

4

-

4


Написание эссе по заданной теме

4.3.

«Я - экономист»

Начальные экономические знания.

Умение участвовать в экономической жизни своей семьи, распределении бюджета. Основные статьи расхода семейного бюджета.

2

2

4

Беседа

5.

Модуль «Развитие коммуникативных компетенций»

-

8

8


5.1.

«Я - лидер»

Ключевые понятия: лидер, команда, совместная деятельность, ответственность, распределение ролей. Коммуникативные качества, лидерские способности. Этапы формирования коллектива. Как повести за собой?

-

4

4

Участие в тренинге

5.2.

«Я - навигатор Интернета»

Всемирная сеть Интернет, возможные способы общения и получения информации. Как пользоваться самыми распространенными сервисами интернет.

Правила построения адресов в WWW и Email - адресов. Правила построения запросов для поисковых систем. Важность сети Интернет в жизни современного общества. Пути практического применения сети Интернет в повседневной жизни.

-

4

4

Практическое использование самых распространен-ных сервисов Интернет (WWW, Email)

6.

Практическая часть

-

10

10

Участие

6.1.

Подготовка и участие в конкурсах и проектах региональной сети Центров гражданского образования:

Межрегиональный форум гражданских инициатив «Россия - это мы!»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные модели общественного участия в управлении образованием»; Ярмарка социально-педагогических инноваций; участие в проекте «Школа РОСТа» (КРМОО Центр «Сотрудничество») и др.

-

4

4


6.2.

Участие в общешкольных мероприятиях

-

4

4


6.3.

Аттестационно-диагностические мероприятия

-

2

2


Итого за год:

21

31

52


Содержание программы


1. Введение в курс «Школа навигаторов»

Данный раздел программы представлен следующими темами: основы деятельности Центра гражданского образования, знакомство с преподавателями, консультантами, социальными партнерами. Презентация Центра. Игра-кругосветка «Я - навигатор».

В 1 год обучения (2 ч., теория - 1 ч., практика - 1 ч.) в данном разделе предполагается знакомство с целями и задачами ЦГО «Школа навигаторов», презентация его деятельности. Основная цель - мотивировать обучающихся для занятий в ЦГО, продемонстрировать успехи навигаторов. Основные формы обучения - игровые.

Занятия по данному разделу строятся таким образом, чтобы воспитанники значительную долю информации получали и готовили самостоятельно. В ходе работы навыки и деятельность обучающихся старших классов используются в работе с начинающими навигаторами 1-го года обучения.

Тема 1.1. Основы деятельности Центра гражданского образования. Подготовить вопросы к встрече с консультантами и руководителем ЦГО.

Тема 1.2. Презентация Центра. Практикум. Подготовить презентацию «История ЦГО: вчера, сегодня, завтра. Достижения навигаторов».

2. Гражданско-правовой модуль

2.1 «Я - россиянин»

Данный раздел программы предполагает изучение следующих тем: История государственного флага России; история герба России; история гимна России. Выдающиеся представители русской истории и их роль в становлении России. Основные государственные праздники Российской Федерации. Основные национальные праздники своего народа. История своей семьи.

Тематика занятий, спланированных в теоретическом разделе, продиктована необходимостью дать детям знания по истории, познакомить учащихся с фактами. Все это должно способствовать формированию российского государственного самосознания. Обучающийся понимает для чего нужно знать историю своей Родины, для чего в каждом государстве есть свой герб, флаг, гимн.

1 год обучения (4 ч., теория - 2 ч., практика - 2 ч.).

Тема 2.1.1. История государственного флага России; история герба России; история гимна России. Презентация проектов консультантов ЦГО по данной теме. Практическое задание: выучить текст гимна.

Тема 2.1.2. Выдающиеся представители русской истории и их роль в становлении России. Самостоятельно подготовленные сообщения о выдающихся представителях России, которые внесли большой вклад в ее становление и развитие. Материал готовится заранее, согласуется с руководителем на консультации и после этого представляется всем членам объединения.

Тема 2.1.3. Основные государственные праздники Российской Федерации. Основные национальные праздники своего народа. Практикум. Подготовить сообщение о праздниках народов России. Опережающее задание.

Тема 2.1.4. История своей семьи. Практикум. Подготовить презентацию «Семейное древо», «Традиции моей семьи» или «Реликвия моей семьи».

2.2. «Я - политик»

Данный раздел программы предполагает изучение следующих тем: Основы политической жизни государства. Деятельность политических партий России. Выборы депутатов Парламента и органов местного самоуправления. Для чего проводятся выборы депутатов. Права избирателя. Значение избирательной системы для жизни демократического правового государства. Правила заполнения избирательного бюллетеня. Деятельность Парламента РФ. Деятельность Президента РФ.

Данный раздел программы повышает уровень знаний учащихся по основам организации политической жизни государства, знакомит со спецификой деятельности парламента и правительства, а также знакомит с правами избирателя.

1 год обучения (4 ч., теория -2 ч., практика -2ч.).

Тема 2.2.1. Основы политической жизни государства. Деятельность политических партий России.

Тема 2.2.2. Выборы депутатов Парламента и органов местного самоуправления. Для чего проводятся выборы депутатов. Права избирателя. Значение избирательной системы для жизни демократического правового государства. Правила заполнения избирательного бюллетеня. Практикум.

Тема 2.2.3. Деятельность Парламента РФ. Деятельность Президента РФ.

2.3. «Я - гражданин»

Данный раздел программы предполагает изучение следующих тем: Органы муниципальной власти города Томска. Конституция РФ. Основные права как гражданина России. Положения об административной ответственности граждан. Основные статьи Кодекса об административной ответственности в Томской области. Основные положения об уголовной ответственности граждан. Основные положения Декларации о правах Ребенка.

1 год обучения (4 ч., теория -2ч., практика -2ч.).

Тема 2.3.1. Какие органы государственной власти существуют в городе Томске.

Тема 2.3.2. Конституция РФ. Основные права как гражданина России. Положения об административной ответственности граждан. Основные статьи Кодекса об административной ответственности в Томской области. Основные положения об уголовной ответственности граждан. Встреча с школьным инспектором, майором милиции. Заранее подготовить вопросы.

Тема 2.3.3. Основные положения Декларации о правах Ребенка.


3. Спортивно-оздоровительный модуль

3.1. «Я - спасатель»

Данный раздел программы предполагает изучение следующих тем: Оказание первой доврачебной помощи при: неглубоких порезах и ссадинах; несильном носо­вом кровотечении; несильных ожогах огнем и паром; появлении мозолей на руках и ногах; укусах насекомых (комаров, клещей и др.). Правила защиты от переохлаждения и обморожения. Правила безопасного пользования утюгом и домашней плитой (печкой) и др. бытовыми приборами. Основное снаряжение необходимо для похода; как правильно укладывать рюкзак; как обращаться с палаткой, устанавливать и складывать ее. Какие виды топлива лучше использовать для костра в походе. Основные принципы безопасного поведения в походе. Правила безопасного поведения на улице с активным транспортным движением.

Тематика практических занятий формирует навыки первой медицинской доврачебной помощи в критических ситуациях.

1 год обучения (4 ч., теория -2 ч., практика -2 ч.).

Тема 3.1.1. Оказание первой доврачебной помощи при: неглубоких порезах и ссадинах; несильном носо­вом кровотечении; несильных ожогах огнем и паром; появлении мозолей на руках и ногах; укусах насекомых (комаров, клещей и др.). Правила защиты от переохлаждения и обморожения. Практикум.

Тема 3.1.2. Основное снаряжение необходимо для похода; как правильно укладывать рюкзак; как обращаться с палаткой, устанавливать и складывать ее. Какие виды топлива лучше использовать для костра в походе. Практикум.

Основные принципы безопасного поведения в походе.

Тема 3.1.3. Правила безопасного пользования утюгом и домашней плитой (печкой) и др. бытовыми приборами.

Правила безопасного поведения на улице с активным транспортным движением.

3.2. «Я - здоровый человек»

Данный раздел программы предполагает изучение следующих тем: Правила личной гигиены. Принципы здорового образа жизни. Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на организм человека. Основы рационального питания. Опасность и последствия курения, употребления алкоголя и наркотиков. Упражнения утренней гимнастики.

Занятия по данной специальности способствуют формированию здорового образа жизни, выявляют свои физические особенности, включают практическое выполнение комплекса действий и упражнений, раскрывающих физические возможности, профилактику вредных привычек.

1 год обучения (4 ч., теория -2ч., практика -2ч.).

Тема 3.2.1. Правила личной гигиены. Принципы здорового образа жизни. Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на организм человека. Основы рационального питания.

Тема 3.2.2. Опасность и последствия курения, употребления алкоголя и наркотиков. Эссе.

Тема 3.2.3. Упражнения утренней гимнастики. Практикум. Работа в группе: подготовить комплекс упражнений для утренней зарядки, подобрать музыкальное сопровождение.

4. Экономико-географический модуль

4.1. «Я - житель Земли»

Данный раздел программы предполагает изучение следующих тем: Основные вехи истории земных цивилизаций. Место России на карте мира, названия и столицы сопредельных государств. Флаги и гербы иностранных государств. Национальные особенности, культурные традиции населения сопредельных государств. Международные организации.

Обучающийся сможет не только рассказать о национальных особенностях жизни людей одной из зарубежных стран, но и может показать на географической карте не менее 20 государств.

1 год обучения (4 ч., теория -4 ч., практика - 0ч.).

Тема 4.1.1. Основные вехи истории земных цивилизаций.

Тема 4.1.2. Место России на карте мира, названия и столицы сопредельных государств. Флаги и гербы иностранных государств.

Тема 4.1.3. Национальные особенности, культурные традиции населения сопредельных государств.

Тема 4.1.4. Международные организации.

4.2. Специальность «Я - эколог»

Данный раздел программы предполагает изучение следующих тем: Принципы взаимодействия человека с природой с учетом экологических законов. Способы утилизации различных промышленных и бытовых отходов. Правила сбора и применение наиболее распространенных лекарственных расте­ний. Правила сбора съедобных грибов и ягод. Важность бережного отношения к природе каждого человека. Виды деревьев нашей местности. Виды лекарственных растений нашей местности и их свойства. Виды съедобных и ядовитых грибов нашей местности. Виды съедобных ягод.

Данный раздел программы знакомит с экологическими проблемами разного уровня, а также с необходимостью учитывать взаимосвязь экономики и экологии, формирует ответственное отношение к природе, навыки экологически грамотного поведения.

1 год обучения (4 ч., теория - 4 ч., практика - 0ч.).

Тема 4.2.1. Принципы взаимодействия человека с природой с учетом экологических законов. Способы утилизации различных промышленных и бытовых отходов. Практикум. Экскурсия в Ботанический сад.

Тема 4.2.2. Виды лекарственных растений нашей местности и их свойства. Правила сбора и применение наиболее распространенных лекарственных расте­ний.

Тема 4.2.3. Виды съедобных и ядовитых грибов нашей местности. Виды съедобных ягод. Правила сбора съедобных грибов и ягод.

Тема 4.2.4. Виды деревьев нашей местности. Важность бережного отношения к природе каждого человека. Практикум. Посещение Тимирязевского музея леса.

4.3. «Я - экономист»

Данный раздел программы предполагает изучение следующих тем: Начальные экономические знания. Умение участвовать в экономической жизни своей семьи, распределении бюджета. Основные статьи расхода семейного бюджета.

На занятиях обучающиеся знакомятся с экономическими законами и технологиями рыночного общества. С учетом возрастных особенностей и жизненного опыта практические занятия строятся на примерах формирования и распределения семейного бюджета. Обучающийся может сам рассчитать и купить необходимое количество продуктов для организации семейного праздника, дня рождения, может самостоятельно рассчитать необходимое количество средств для подготовки к новому учебному году. В результате обучающийся понимает необходимость бережного отношения к семейным деньгам.

1 год обучения (4 ч., теория - 2 ч., практика - 2ч.).

Тема 4.3.1. Начальные экономические знания.

Тема 4.3.2. Умение участвовать в экономической жизни своей семьи, распределении бюджета. Основные статьи расхода семейного бюджета. Практикум.

Тема 4.3.3. Практикум «Снова в школу». Работа в группах. Составить примерный список и калькуляцию необходимых вещей и канцелярских принадлежностей для ученика 5 класса накануне Дня Знаний.

Тема 4.3.4. Практикум «Мой день рождения». Работа в группах. Составить примерный список и калькуляцию необходимых покупок накануне дня рождения. Представить два варианта: желаемое количество денежных средств и возможное (ограниченное семейным бюджетом), которые можно потратить на подготовку дня рождения.

5. Модуль «Развитие коммуникативных компетенций»

5.1. «Я - лидер»

Ключевые понятия: лидер, команда, совместная деятельность, ответственность, распределение ролей. Коммуникативные качества, лидерские способности. Этапы формирования коллектива. Как повести за собой?

Занятия поводятся в форме тренингов. Игры, упражнения, тренинги направлены на формирование компетенций, связанных с действиями по ситуации, решением проблем, навыками взаимодействия, коммуникации, саморазвития.

1 год обучения (4 ч., теория - 0ч., практика - 4ч.).

Тема 5.1.1. Ключевые понятия: лидер, команда, совместная деятельность, ответственность, распределение ролей. Тренинг.

Тема 5.1.2. Коммуникативные качества, лидерские способности. Тренинг.

Тема 5.1.3. Этапы формирования коллектива. Как повести за собой? Тренинг.

Тема 5.2. Специальность «Я - навигатор Интернета»

Тема 5.2.1. Всемирная сеть Интернет, возможные способы общения и получения информации. Как пользоваться самыми распространенными сервисами интернет. Практикум.

Тема 5.2.2. Правила построения адресов в WWW и Email - адресов. Правила построения запросов для поисковых систем. Практикум.

Тема 5.2.3. Важность сети Интернет в жизни современного общества. Пути практического применения сети Интернет в повседневной жизни. Практикум.

5.2. «Я - навигатор Интернета»

Данный раздел программы предполагает изучение следующих тем: Всемирная сеть Интернет, возможные способы общения и получения информации. Как пользоваться самыми распространенными сервисами интернет. Правила построения адресов в WWW и Email - адресов. Правила построения запросов для поисковых систем. Важность сети Интернет в жизни современного общества. Пути практического применения сети Интернет в повседневной жизни.

В результате обучения дети смогут быстро найти требуемую информацию в сети Интернет с использованием отечественных и зарубежных серверов, смогут находить близких по духу ребят для общения через Интернет.

1 год обучения (4 ч., теория - 0 ч., практика - 4ч.).

6. Навыки практической деятельности

Данный раздел включает в себя подготовку и участие в конкурсах и проектах региональной сети Центров гражданского образования: Межрегиональный форум гражданских инициатив «Россия - это мы!»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные модели общественного участия в управлении образованием»; Ярмарка социально-педагогических инноваций; участие в проекте «Школа РОСТа» (КРМОО Центр «Сотрудничество») и др.

Также предусматривается участие в общешкольных мероприятиях.

1-й год обучения (10 ч., практика - 10ч.).

Тема 6.1. Подготовка и участие в конкурсах и проектах региональной сети Центров гражданского образования: Межрегиональный форум гражданских инициатив «Россия - это мы!»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные модели общественного участия в управлении образованием»; Ярмарка социально-педагогических инноваций; участие в проекте «Школа РОСТа» (КРМОО Центр «Сотрудничество») и др.

Это один из главных способов получить внешнюю оценку, определиться в степени сделанного и над чем еще нужно работать, расширить кругозор, познакомиться с опытом других школ. Это подготовка исследовательских сообщений, презентаций, публикаций.

Тема 6.2. Участие в общешкольных мероприятиях. Помогает получить признание среди сверстников и педагогов, вовлекает в активную общественную жизнь школы, развивает организаторские способности, воспитывает ответственность. Разработка КТД.

Тема 6.3. Свободное общение: самостоятельно подготовленные сообщения, опережающие задания, презентации, индивидуальное и групповое консультирование.

Тема 6.4. Аттестационно-диагностические мероприятия


Условия реализации программы:


Организационно - педагогические:

  • участие в школьных мероприятиях;

  • сотрудничество с социальными партнерами;

  • возможность участия в фестивалях и конкурсах.

Кадровые: педагоги дополнительного образования, учителя, старшеклассники-консультанты.

Материально-технические:

  • помещение для занятий (в соответствии с действующими САНПИНами),

  • оборудование (мебель, компьютеры с возможностью выхода в сеть Интернет)

  • оборудование: ноутбуки, проекторы, компьютер и др. необходимая техника и спортивный инвентарь;

  • фонд библиотеки.

Методическое обеспечение:



- «Базовый курс навигатора «Новой цивилизации»» под общей редакцией А.А. Ермолина, А.С. Прутченкова. - 2-ое изд., испр. и перераб., МООДиМ «Новая цивилизация, 2002. -28с.;

- Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Черных М.Ф. Модель сетевой организации Центров гражданского образования детей и молодежи в Томской области. - Томск: РЦРО, 2006. - 64 стр.;

- Ежеквартальный информационный журнал для общественно-активных школ «Сотрудничество» № 1 (53), 2011г. Педагогическая копилка: мастер-класс «Я - политик», Яковенко В.Н.;

- Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия, или как стать разведчиком. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. - 416 с., ил.;

- «Типовое положение о Центре гражданского образования образовательного учреждения» - ОГУ «РЦРО».

Кадровый состав, обеспечивающий реализацию программы

Учебно - педагогический процесс осуществляют 14 человек: 5 педагогов, 1 педагог-психолог, 6 консультантов старшеклассников и1 консультант-выпускник школы.

5 педагогов имеют высшее образование (100%),

5 педагогов имеют высшую квалификационную категорию (100%),

Педагогический стаж педагогов:

более 20 лет - 5 человек (100%)







СПИСОК

преподавателей и консультантов образовательной программы

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Год

рождения

Место работы,

учебы, должность

Уровень подготовки

Яковенко Валентина Николаевна

1968

МАОУ СОШ № 37, заместитель директора по воспитательной работе

- Современные подходы к развитию дополнительного образования и воспитания в условиях модернизации образования .Декабрь 2009 г. (ТГПУ, 72 часа).

- Гражданское образование: активная школа.

ФГОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва). 13.05.2011 - 26.05.2011гг., 72 часа.

- Общественно-активная школа как ресурс реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», ЦПиПК Института педагогики, психологии и социологии.

25.10.2011 - 01.11.2011гг., 72 часа

Баталова Евгения Анатольевна

1971

МАОУ СОШ № 37, заместитель директора по учебно- воспитательной работе

- Инновации в образовании. ОГУ «РЦРО», 72 часа, 2011г.

Волковицкая Екатерина Юрьевна

1989

МАОУ СОШ № 37, учитель истории


Артемова Татьяна Николаевна

1987

МАОУ СОШ № 37, учитель ИВТ


Чехунова Татьяна Ивановна

1962

МАОУ СОШ № 37, учитель физкультуры

- Инновации в образовании» по направлению «Современные образовательные технологии в преподавании различных предметов: компетентностный подход в обучении (физическая культура)», ОГУ «РЦРО», 72 часа, 15.11. 2009 - 28.11.2009гг.

Насонова Светлана Владимировна

1972

МАОУ СОШ № 37, педагог-психолог


Яковенко Валерия

1996

МАОУ СОШ № 37, обучающаяся 9 «А» класса

-Участник 3 и 4 Фестивалей обучающихся - членов органов ГОУ общеобразовательных учреждений города Томска «Школа самоуправления» (ДДТиМ): соведущая мастер-классов;

-Участник Школы ученического самоуправления VII Молодёжного форума гражданских инициатив «Россия - это мы!»,

- участник 5 слета обучающихся Томской области (г.Асино)

Горная Александра

1996

МОУ СОШ № 37, обучающаяся 10 «А» класса

Выпускница ЦГО

Кривко Антон

1994

Студент 1 курса ТЭЮИ

Школа социального проектирования VII Молодёжного форума гражданских инициатив «Россия - это мы!» (организатор)

Пычкина Мария

1996

МАОУ СОШ № 37, обучающаяся 10 «А» класса

Выпускница ЦГО

Лактионов Иван

1995

МОУ СОШ № 37, обучающийся 10 «А» класса

- участник 5 слета обучающихся Томской области (г.Асино)

Татарников Павел

1995

МАОУ СОШ № 37, обучающийся 10 «А» класса

Школа социального проектирования VII Молодёжного форума гражданских инициатив «Россия - это мы!» (организатор)

Романов Даниил

1995

МОУ СОШ № 37, обучающийся 10 «А» класса

Выпускник ЦГО.


Методическое обеспечение образовательной программы

Рекомендуемая литература для преподавателей

  1. «Базовый курс навигатора «Новой цивилизации»» под общей редакцией А.А. Ермолина, А.С. Прутченкова. - 2-ое изд., испр. и перераб., МООДиМ «Новая цивилизация, 2002. -28с.;

  2. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Черных М.Ф. Модель сетевой организации Центров гражданского образования детей и молодежи в Томской области. - Томск: РЦРО, 2006. - 64 стр.;

  3. Ежеквартальный информационный журнал для общественно-активных школ «Сотрудничество» № 1 (53), 2011г. Педагогическая копилка: мастер-класс «Я - политик», Яковенко В.Н.;

  4. Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия, или как стать разведчиком. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. - 416 с., ил.;

  5. На службе у детства. Народное образование. - Чехов: ГУП Чеховский полиграфический комбинат, 2003.- 303с.

  6. «Типовое положение о Центре гражданского образования образовательного учреждения» - ОГУ «РЦРО».


Рекомендуемая литература для слушателей
  1. Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком. - М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2001.- 416 с., ил.

  2. Розовский М. Самоотдача. - М.,2006.

  3. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры / авт. - сост. М.В. Видякин.- Волгоград: «Учитель», 2007 г.

  4. Чаусова С.А., Кумин Е.В., Агунина А.Ю. Традиции, обычаи, обряды: Цикл занятий// Читаем, учимся, играем. Вып.5. 1998г. с.5-23


Приложение. Мониторинг реализации программы.

Таблица 1. Критерии оценивания

уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения воспитанника





Знания и мастерство

Личностное и социальное развитие

Показатели

Уровень

баллы (цветовое обозначение)

Освоение разделов программы

Формирование знаний, умений, навыков

Формирование общеучебных способов деятельности.

Развитие личностных свойств и способностей

Воспитанность

Формирование социальных компетенций

Критерии оценивания

недостаточный (низкий)

0 - 3

менее 1/3

Знание (воспроизводит термины, понятия, представления, суждения, гипотезы, теории, концепции, законы и т.д. )

Выполнение со значительной помощью кого-либо (педагога, родителя, более опытного воспитанника)

Ниже возрастных, социальных, индивидуальных норм.

Знание элементарных норм, правил, принципов

Знание элементарных норм, правил, принципов

достаточный (средний)

3 - 6

1/3 - 1/2

Понимание (понимает смысл и значение терминов, понятий, гипотез и т.д., может объяснить своими словами, привести свои примеры, аналогии)


Выполнение с помощью кого-либо (педагога, родителя, более опытного воспитанникка)

В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами

Усвоение, применение элементарных норм, правил, принципов по инициативе «извне» (педагог, родители, референтная группа)

Усвоение элементарных норм, правил, принципов по инициативе «извне» (педагог, родители, референтная группа)

оптимальный

6 - 8

более 1/2 - 2/3

Применение, перенос внутри предмета (использует знания и умения в сходных учебных ситуациях)

Выполнение при поддержке, разовой помощи, консультации кого-либо

В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами

Эмоциональная значимость (ситуативное проявление)


Эмоциональная значимость (ситуативное проявление)


высокий

8 - 10

2/3 -практически полностью




Овладение, самостоятельный перенос на другие предметы и виды деятельности (осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умений и навыков с вновь приобретенными; использует их в различных ситуациях;

уверенно использует в ежедневной практике)


Самостоятельное построение, выполнение действий, операций.

Выше возрастных, социальных, индивидуальных норм.

Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели.

Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели.








© 2010-2022