- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Воспитательный час на тему Берегите природу (10-16 лет)
Воспитательный час на тему Берегите природу (10-16 лет)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хохолкова И.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАС(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Воспитатель: Хохолкова И.В.
Тема занятия: Экология. «Берегите природу»
Цели занятия:
-
Учебная:
Способствовать формированию экологической культуры; воспитанию ответственного отношения к природе, познакомить детей с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей;
-
Коррекционная:
Развить познавательный интерес к рассматриваемой теме, создание положительных мотиваций; развить мыслительные способности и умение видеть и выделять главное.
-
Воспитательная:
Воспитывать чувство ответственности за судьбу родной земли.
Оборудование: Мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор, колонки, флэшка), презентация, карточки с заданием
Опорные термины:
Технологическая карта:
№
п\п
Этапы занятия
Дидактические задачи
Деятельность воспитателя
Деятельность обучающихся
1
Организационный
Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание доброжелательной рабочей обстановки
Игра: «Рука к руке»
Цель игры: Создание положительного эмоционального фона
Выполняют команды водящего
Тот кто не успел найти себе пару становится водящим.
Варианты команд: «Спина к спине», «нос к носу», «плечо к плечу» т.д.
2
Подготовка
К основному этапу занятия
Мотивация на усвоение знаний
Слайд 1
- Белобокая сорока
прилетела издалека,
Не сказала, где была.
- Но зато она, ребята,
Очень хитрые загадки,
На хвосте нам принесла.
Кто быстрее отгадает,
Тот и фишку получает.
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей)
Ей в ночь глухую не до сна.
Промысел ведет она. (Сова)
Эти дружные ребята,
На пеньке растут в лесу. (Опята)
А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
Гляну в окошко,
Идет тоненький Антошка. (Дождь)
Лечу - кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
Что не сеяно родится? (Трава)
Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. Что это?
(дождь)
Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет?
(солнце)
Белобокая сорока принесла нам загадки о чём?
(ответы детей)
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?
Слушают воспитателя, просматривают слайд, отгадывают загадки
Целеполагание
Сегодня на занятии:
Поговорим об охране окружающей среды, о ответственном отношении к природе, познакомимся с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека.
Знакомятся с целью занятия
Актуализация опорных знаний.
Слайд 2
Тема воспитательного часа «Берегите природу».
Хочется его начать с житейского завещания наших предков:
Слайд 3
«Будь милостив ко всему живому,
бери у природы лишь самое необходимое,
помогай ей вечно цвести и плодоносить,
дабы земля не стала пустынею и адом».
- Как вы понимаете завещание наших предков?
(Ответы детей)
Зачитывают, объясняют смысл завещания предков.
3
Усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний.
Беседа с элементами показа презентации
- Куда вы посоветуете мне отправиться? - спросил Маленький Принц у географа. Посетить планету Земля, - ответил географ, - у неё не плохая репутация.
Этими словами из сказки «Маленький Принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать свой рассказ.
Речь пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к ней.
И так наше путешествие начинается
«ПЛАНЕТА - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Планета - наш общий дом.
Мы за неё в ответе, здесь мы с тобой живём.
(просмотр фильма про Землю)
Произносятся слова
Вот она летит, маленькая какая,
По Млечному пути, в думы свои вникая.
Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,
Всё ещё живёт, всё ещё людям верит.
Вот она летит сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!
Помчимся к далёким мирам, космическую пыль глотая,
Но будет с нами всегда планета наша родная.
Постигнем секреты Вселенной в глубинах космической ночи,
И сохраним на планете, все, что нам дорого очень.
- Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства Земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
Все мы с вами знаем, что в результате научно-технического прогресса и деятельности человека в природе, на нашей планете ЗЕМЛЯ происходят стремительные изменения в окружающей среде.
К сожалению экологическая ситуация с каждым годом складывается все хуже и хуже. И в результате экологических проблем может произойти самое страшное на Земле как говорят экологи - Экологическая катастрофа.
Давайте рассмотрим, какие существуют экологические проблемы на планете.
«Экологические проблемы»
(презентация «Экологические проблемы»)
- Загрязнение атмосферы; (Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи и тысячи тонн угарного газа, оксидов азота, серы и других вредных веществ);
- Загрязнение водоемов, (Гибель водоема, массовая гибель малых рек);
- Истощение запасов и загрязнение подземных вод;
- Пожары на нефтяных скважинах (Загрязнение нефтью океана);
- Вырубка лесов;
- Уничтожение животных;
- Засоление почвы, гибель почвы;
- Накопление мусора;
В результате всего этого происходит:
- Разрушение озонового слоя Земли
Какой же вывод мы сделаем?
ВЫВОД:
Загрязнению подвергаются все оболочки Земли: атмосфера (воздушная оболочка), гидросфера (водная оболочка), биосфера (живая оболочка) и литосфера (твердая оболочка)
- Создается угроза существованию самого человека.
- Давайте зададим себе вопрос? Кто виноват во всех этих проблемах планеты? (Человек)
Конечно человек!
- Видно, люди забыли одну из мудростей:
Мы в ответе за тех, кого приручили:
За тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем посёлке, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца, ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество.
И прав А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда».
Решение экологических проблем.
(презентация Решение экологических проблем)
Экологические проблемы можно решить через:
- совершенствование природоохранного законодательства;
(это все законы, которые принимаются на федеральном и региональном уровнях)
- внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды;
- повышение экологической культуры населения;
- создание сети охраняемых природных заповедников, заказников, национальных парков;
- создание разного рода очистительных сооружений;
- сокращение объемов вырубки лесов в соответствии с их приростом;
- частичная замена древесины новыми конструкционными материалами;
- переработка мусора и отходов;
- применение природоохранительных технологий и рациональное размещение «грязных» производств.
Чтобы повысить экологическую культуру мы должны знать самые простые законы экологии.
«Законы экологии»
Различные эко-организации дают простые советы для того, чтобы сделать жизнь «зеленее»
1.Делайте скворечники.
2.Находясь возле реки или озера, удержаться от желания швырнуть что-нибудь в воду.
3.Оказавшись в лесу, не оглушать громкими криками и музыкой его постоянных обитателей, не оставлять мусора на привале.
4.Разжигая, а затем, гася костер, применять все правила предосторожности, чтобы не возник пожар.
5.Не загрязняйте водные источники: реки, пруды и водохранилища!
Не мойте автомобили на берегах водоемов!
6.Сажайте деревья - они выделяют кислород, снижают уровень атмосферного загрязнения, улавливают пыль, охлаждают и увлажняют воздух, задерживают сток загрязняющих веществ в водоемы; способствуют улучшению качества грунтовых вод, предотвращают эрозию, удерживая дождевую воду; предоставляют пищу и укрытие для множества видов животных и просто делают нашу жизнь зеленее.
7.Бросайте мусор только в контейнеры. Для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия:
- стеклянная бутылка - 1 млн. лет
- консервная банка - 80-100 лет
- резина - 50-80 лет
- кожа - 50 лет
- нейлон - 30-40 лет
- пластмасса - 20-30 лет
- полиэтилен - 10-20 лет
- окурок - 1-5 лет.
8.Устанавливайте дома и на работе флуоресцентные лампочки (одна такая лампочка потребляет на 75% меньше энергии и служит на 10 тысяч часов дольше, но также служба такой лампочки в течение 10 лет сокращает выброс углекислого газа на 590 кг).
9.Чаще пользуйтесь душем, чем ванной (это на 1/3 сократит потери воды).
Физкультминутка «Покажи мне мир природы»
На зарядку солнышко поднимает нас.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем
Крылья сложили назад.
Слушают воспитателя, просматривают презентацию, принимают участие в решении экологических проблем
Инд. работа: Оля Х
Дети повторяют движения за водящим
4
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.
"Сложи пословицу"
Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам игры за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.
5
Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
«Мы твои друзья, Природа!»
(проблемные ситуации)
1 группа:
«Отправляясь в гости, к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете?
2 группа:
Отдыхая в лесу, вы подошли к родничку и увидели начавшийся разлив на склоне. Что вы сделаете?
Игра «Экологический светофор»
Такая ситуация.
Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.
Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду
рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)
* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)
* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)
* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)
* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)
* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)
* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)
* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)
Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе!
группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают
свои мысли
В игре участвуют 2 группы, у каждой группы кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный
Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.
Красный свет
- природе вред!
Желтый
- осторожно!
Свет зеленый
- как красиво! Скажет лес тебе «спасибо!»
Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.
Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.
6
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Учить анализировать и оценивать успешность.
-Ребята, о каких проблемах мы с вами говорили?
- Зачем нам это надо?
(чтобы жить, чтобы воздух, вода были чистыми, птицы, звери, растения - не вымирали), т.е.
чтобы природа была жива, а для этого нужен порядок и чистота.
Все в природе взаимосвязано.
-А чтобы жить надо природу...? - беречь и любить.
Помни:
Озера - глаза Планеты!
Реки -вены Планеты!
Леса - легкие Планеты!
Цветы - украшение Планеты!
Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и кушаем хлеб. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
Берегите Землю! Берегите!
Берегите, жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертие верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите.....
М. Дудин
Звучит песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского
"Это называется природа"
Делятся впечатлениями, слушают музыкальное сопровождение, заключительное слово воспитателя (стихотворение)