- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Методическая разработка тренинга Основы здорового питания. Начни действовать сегодня
Методическая разработка тренинга Основы здорового питания. Начни действовать сегодня
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яковенко В.Н. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37 г.Томска
Центр гражданского образования «Школа навигаторов»
school37tomsk.ucoz.ru/
Автор-составитель: Яковенко В.Н.,
заместитель директора по
воспитательной работе
г.Томск-2014
Пояснительная записка
Питание играет огромную роль в жизни человека, особенно в период его роста и развития, который связан с обучением в школе. При проведении занятия «Основы здорового питания. Начни действовать сегодня» использованы здоровьесберегающая образовательная технология, а также логико - содержательные, тренинговые и игровые технологии, включающие приемы самооценки обучающимися своего питания.
В современной школе образовательный процесс до сих пор направлен на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, достижение высоких показателей ЕГЭ, в ущерб формированию умений и навыков здорового образа жизни. Таким образом, говоря о приоритетах в образовании, закономерно во главу угла ставить вопросы здоровьесбережения учащихся. Проблема развития и воспитания здорового поколения носит ярко выраженный междисциплинарный характер.
В ходе занятия применяются самые продуктивные в процессе сохранения и укрепления здоровья интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривают:
- воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;
- пробуждение творческого начала, способности стратегического и критического мышления;
- представление в сознании обучающегося мира культуры, природы и образования как живого организма, живой формы, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Обучающийся должен почувствовать естественность и закономерность здоровьесберегающих, здоровьеформирующих, культурных и образовательных процессов.
Методическая разработка «Основы здорового питания. Начни действовать сегодня» может быть использована в работе педагогов образовательных организаций классными руководителями, социальными педагогами, учителями-предметниками, а также на базе учреждений дополнительного образования (в объединениях, студиях):
-
во внеклассной работе,
-
для проведения факультативов,
-
при реализации курсов по формированию здорового образа жизни,
-
за счет интеграции в содержание базовых учебных курсов (биология, физическая культура т.д.).
Планируемые результаты
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к собственному здоровью, стремление к познанию нового и анализу своего питания.
Метапредметные
Познавательные: умение выявлять признаки понятий и оперировать ими; устанавливать причинно-следственные связи; структурирование знаний.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей; самостоятельно осуществлять преобразование информации.
Рефлексивные: оценивание обучающимися своих учебных результатов и способов их достижения.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные: осмысление информации о взаимосвязи здоровья и питания, компонентах здорового питания; овладение простейшими правилами здорового питания.
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ. НАЧНИ ДЕЙСТВОВАТЬ СЕГОДНЯ»
Яковенко В.Н.
«Здоровое питание сегодня - здоровая нация в будущем!»
Цель:
Формирование ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, основанного на знаниях о правильном питании.
Задачи:
-
Развивать представления о ценности здоровья и роли правильного питания в его сохранении.
-
Развивать представление об основных питательных веществах и их роли для организма.
-
Сформировать представления о своём здоровье как о самой важной ценности.
Оборудование: ватман, маркеры, стикеры, карточки с распечатанными фотографиями продуктов питания, приложения-плакаты.
Целевая группа: обучающиеся основной школы.
Введение
Ведущий:
«Давным-давно, на горе Олимп жили - были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье.
Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
Ответьте на вопросы:
- О чем эта сказка?
- Почему не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов?
- Как понять секрет здоровья, «спрятанного в самого человека»?
Ведущий:
Что такое здоровье? Здоровье - это богатство, которое мы получаем один раз в жизни, а тратим - всю жизнь. Каждый знаком с этим понятием, но не каждый задумывается о том, из чего складывается наше здоровье. «Счастье как здоровье, когда оно есть - его не замечаешь». Эти слова принадлежат русскому писателю Тургеневу. Сегодня мы попробуем найти «формулу здоровья», задуматься, ответить на вопрос, а из чего оно состоит.
1. Упражнение «Дерево здоровья»
Необходимо продолжить фразу «Здоровье - это…». У каждого из вас есть три маленьких стикера, напишите в них по одной ассоциации на слово «здоровье» (анонимно). После этого передайте листочки мне. Спасибо.
Ведущий наклеивает стикеры-листочки на ватман, на котором нарисовано большое дерево. Ватман располагается перед участниками в центре доски. Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.
Ведущий:
Всемирная организация здравоохранения определяет понятие здоровья следующим образом:
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье - это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье - это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье - это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
2. Упражнение «Здоровое питание»
Притча «Чем жил?»
«Однажды спросили старца:
- Как тебе удалось до самой старости крепко держаться в теле?
И он сказал:
- Потому что жил я весной цветом, летом - ягодой, осенью - овощем, а зимой - холодом».
Быть здоровым - это значит еще и правильно питаться. Ведь известно, что «мы есть то, что мы едим»! На доске размещены при помощи магнитиков фотографии различных продуктов питания. Я предлагаю выйти к доске двум участникам тренинга и разделить эти фотографии на две группы: слева разместить те продукты, которые вы считаете полезными, а справа те, которые, по вашему мнению, вредны.
На фото: сникерс, хлеб, чипсы, рыба, куриное мясо, торт, капуста, морковь, конфеты, яблоки, груши, геркулес, фанта, кефир, пепси, растительное масло и т.д.
Ответьте на вопросы:
- Почему фанту, пепси и чипсы вы разместили справа? Ответ обоснуйте.
- Почему яблоки, груши, капуста и морковь расположились слева?
Истинное здоровье не может существовать без полноценного питания. Оно подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными целебными травами.
Древнегреческий философ Сократ дал человечеству хороший совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
3. Упражнение «Бублик»
Ведущий выходит в центр зала, ставит правую руку себе на талию, согнув в локте - «бубликом» и называет свою любимую еду, блюдо. Один из присутствующих, кто также любит это блюдо, выходит к нему, подхватывает его под руку и произносит свое любимое блюдо. Например, ведущий говорит: «Я люблю сибирские пельмени», его подхватывает под руку кто-то из учеников и говорит: «А я люблю мамин торт «Наполеон». Так происходит до тех пор, пока все участники тренинга не назовут своих пищевых пристрастий. Последний участник берет под левую руку ведущего и круг замыкается.
Ведущий:
-Спасибо за работу, теперь мы знаем, что мы едим, а вот для чего необходимо питание?
4. Для чего необходимо питание, и какие у него функции?
Пища является источником энергии и необходимых для жизни питательных веществ, а процесс питания - средством для их получения. Питание преследует следующие цели:
-
Восполняет потребность организма в строительном материале, поскольку наши тела непрерывно обновляются.
-
Удовлетворяет потребность в энергии для передвижения, поддержания температуры тела и т.д. - для жизни в целом.
-
Обеспечивает биологически активными веществами для регулирования процессов жизнедеятельности.
-
Участвует в выработке иммунитета и оказывает влияние на нашу психику.
Какие цели поможет реализовать здоровое питание?
Правильное питание способно подарить нам здоровье, долголетие и красоту. Оно предполагает, что в организм регулярно, в необходимом количестве и оптимальных соотношениях должны поступать многие питательные вещества - белки, углеводы, жиры, вода, минеральные вещества и витамины.
А недостаток, как и избыток питательных элементов становятся причиной сначала временных неудобств, затем источником развития заболеваний, фактором преждевременного старения и ранней смерти.
Так, дефицит витаминов влияет на здоровье, ум и молодость значительное больше, чем ряд других причин. В основе большинства заболеваний лежит недостаток какого-либо витамина. Неудовлетворительное количество минеральных веществ представляет собой основной механизм старения организма, так же как и процесс обезвоживания. Аналогичным образом действует на организм несбалансированность в рационе других компонентов питания, таких как, углеводы, жиры и белки.
5. Компоненты питания
-
Витамины
Витамины - это биологически активные органические вещества, имеющие растительное и животное происхождение. В 1911 году они были впервые выделены, и в настоящее время синтезируется 21 витамин и применяется в профилактических и лечебных целях.
Витамины оказывают влияние на рост и развитие, координируют обмен веществ, предохраняют от заболеваний и негативных факторов окружающей среды, воздействуют на умственную и физическую работоспособность.
Употребление витаминов должно осуществляться регулярно и в сбалансированном составе и количестве.
-
Минеральные вещества
Минеральные вещества представляют собой незаменимые элементы, недостаток или избыток которых провоцирует сразу же развитие болезней.
Дефицит минеральных веществ может вызвать развитие серьезных заболеваний: ухудшение работы иммунитета; болезни кожи, ногтей, волос; аллергию; диабет и ожирение; гипертоническую болезнь; патологии крови; сколиоз, остеохондроз, остеопороз и многие другие.
-
Вода
Вода представляет собой «растворитель», регулирующий все функции в организме, составляя 65 - 75% от общей массы.
Потребность в воде у взрослых в сутки определяется как 40 мл на 1 кг веса - от 2,3 до 2,7 л. С продуктами питания и в результате создания в ходе обмена веществ воды организм получает от 0,9 до 1,2 л, остаточный объем составляет от 1 до 1,5л.
Наилучшим режимом потребления воды является равномерный прием на протяжении дня в рамках необходимого минимума - 6 - 8 стаканов, соблюдая определенный порядок.
Именно недостаток воды в организме часто провоцирует преждевременное старение, поскольку хроническое обезвоживание - первоисточник большинства патологий. Вода является самым дешевым лекарственным средством для обезвоженного организма.
-
Углеводы
Углеводы являют собой самый большой по массе компонент питания. Они бывают сложные и простые, усваиваемые и неусваиваемые. Основной источник углеводов - продукты растительного происхождения.
Усваиваемые углеводы представляют собой важный энергетический ресурс для организма, сжигаются на 100%, не образуя шлаки.
Среднесуточная норма углеводов составляет от 350 до 500 г, она обусловлена родом деятельности и энергетическими затратами.
Избыток углеводов провоцирует развитие ожирения, сахарного диабета, атеросклероза и других заболеваний.
Лучшим вариантом среди продуктов, содержащих углеводы, являются натуральные, не переработанные овощи, фрукты и ягоды.
-
Жиры
Жиры представляют собой главный источник энергии для организма, материал для построения клеточных мембран. Кроме того, жиры координируют метаболические процессы, в их состав входят минеральные вещества, витамины и ферменты.
В качестве условной нормы жиров в питании называют 80 - 100 г в сутки для тех, кто молод, здоров и интенсивно работает. Для пожилых и менее подвижных людей это величина составляет 20 - 30г.
Недостаток жиров в питании приводит к развитию различных заболеваний, среди них: психические расстройства, депрессивные состояния, потеря памяти, бесплодие и импотенция, остеопороз, диабет, болезнь Альцгеймера, онкологические заболевания и т.д.
-
Белки
Белки, представляя собой основной компонент питания, являются один из самых сложных пищевых веществ, нужных организму в больших количествах (в десятках граммов в сутки).
Источники белков - это растительные и животные продукты, однако продукты животного происхождения в связи с большим количеством и соотношением аминокислот, обладают более высокой биологической ценностью.
Белки составляют около 17 % от общей массы тела человека: 50% из них приходится на мышцы, 20% - на кости и хрящи, 10% - на кожу.
Роль белков в организме чрезвычайно важна: они выполняют строительную функцию, каталитическую, транспортную, сократительную, защитную, гомеостатическую и энергетическую.
Избыток белка провоцирует ухудшение работы печени, почек, кишечника, возникновение подагры, ожирения и т.п. Недостаток становится причиной появления дистрофии у детей.
Ответьте на вопросы:
- Что относят к основным компонентам питания?
(К основным компонентам питания, которые необходимы в разных количествах и соотношениях, относятся: вода, витамины, углеводы, минеральные вещества, жиры и белки.)
- Почему важно организовать свой рацион питания с учетом всех компонентов?
(Необходимо организовать свой рацион с учетом всех основных компонентов питания в нужных соотношениях и количествах, что позволит избавиться, а также предотвратить развитие заболеваний, оставаться молодым, красивым и здоровым.)
6. Групповая работа «Правила здорового питания»
Все участники делятся на три группы следующим способом: встают в одну шеренгу и по очереди рассчитываются на «белки, жиры, углеводы». Все «белки» располагаются за одним столом, «жиры» за вторым и «углеводы » за третьим.
На каждый стол кладется лист ватмана и маркеры.
Задание группам:
Правильное питание помогает человеку сохранять работоспособность, избегать различных заболеваний, поддерживать нормальный вес, увеличить продолжительность жизни.
Попробуйте сформулировать «Правила здорового питания» и записать их
на лист ватмана. На эту работу отводится до 10 минут. После этого лист вывешивается на обозрение всех участников тренинга и один из членов группы представляет результаты групповой работы. Последующие группы стараются не повторять правила (если они совпали с предыдущей группой), а называть и обосновывать те, которые они также включили в свой список.
Если какие-то из важных принципов здорового питания обучающиеся не назовут, то ведущий может дополнить.
Вот примерные правила здорового питания на каждый день,
которые могут быть выработаны группой
-
Разнообразное питание: питание должно быть не только умеренным и регулярным, но и разнообразным, т.е. содержать продукты и растительного и животного происхождения.
-
Калорийность суточного рациона: калорийность суточного рациона должна соответствовать возрастным особенностям (с возрастом снижаться в основном за счет животных жиров и углеводов (хлеб, картофель, сахар), а количество белков должно оставаться прежним).
-
Питание 5 раз в день: нерегулярный приём пищи приводит к нарушению пищеварения. Наиболее рационально 5-разовое питание, в одно и то же время, тогда человек не переедает.
-
Медленная еда: если вы переутомились, не приступайте сразу к еде, отдохните немного. Во время еды нужно отвлечься от мыслей о делах, не следует вести серьёзных разговоров, читать или смотреть телевизор.
-
Тщательно пережевывайте: рекомендуется делать более 20 жевательных движений, прежде чем, пища, взятая в рот, будет проглочена. Чем тщательнее вы пережёвываете пищу, тем проще вашей пищеварительной системе работать. Пища легче и быстрее переваривается и усваивается. Обратите внимание, что мозг подает сигнал о насыщении только через 20 минут после начала приема пищи. Поэтому если вы тщательно пережевываете пищу, то успеваете насытиться еще в процессе жевания, тем самым не переедая и не растягивая свой желудок лишней пищей.
-
Ешьте больше свежих овощей и фруктов. Они содержат необходимые организму витамины, минеральные соли, органические кислоты, клетчатку и другие полезные вещества. Улучшают пищеварение, нормализуют обмен веществ и кислотно-щелочное равновесие организма.
-
Соблюдайте питьевой режим. Пейте не меньше 2-2,5л воды в сутки. Более полезна некипяченая вода, очищенная с помощью фильтра.
-
Откажитесь от фастфуда. Фастфуд бывает двух видов: вредный и очень вредный. Главная проблема состоит в том, что еда быстрого приготовления очень высококалорийна, содержит много жиров, и в ней практически отсутствуют витамины и минералы. В фастфуде многократно используется масло, из-за чего выделяются канцерогены и токсичные вещества. Канцерогены (от лат. cancer - рак и др.-греч. γεννάω - рождаю) повышают вероятность возникновения злокачественных новообразований в организме человека.
-
Откажитесь от газировки. В газировке не содержится ни витаминов, ни жиров, ни белков. А углеводов - хоть отбавляй. Сахара в сладкой газированной воде содержится более двух чайных ложек на 100 грамм. Из-за большого количества сахара, газировка не утоляет жажду, а, наоборот, усиливает её. Вы можете выпить целый литр газировки за раз, но так и не напьётесь. Лучше заменить ее водой, натуральным соком или морсом. Помимо высокого содержания сахара в газировке, в ней присутствуют консерванты, которые могут вызывать аллергические реакции.
-
Откажитесь от еды в сухомятку: жидкие блюда, приготовленные на мясных, рыбных, овощных и грибных отварах, способствуют выделению желудочного сока. Супа вполне достаточно для переваривания вторых блюд: мяса, рыбы, круп, картофеля и др. Сладкое едят в конце обеда, тогда сахар усваивается организмом относительно легко.
-
Употребляйте кисломолочные продукты. Кефир содержит животный белок, который не менее ценен белков мяса и рыбы, и полезен для пищеварения.
-
Принимайте витамины: для правильного питания обязательно нужно употреблять витаминные комплексы, т.к. из пищи организм не получает достаточное количество витаминов и микроэлементов.
-
«В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок»
Авиценна
7. Загадки
Обучающимся предлагается отгадать загадки про еду и обсудить полезность отгаданных продуктов питания.
- Сидит барыня в ложке, свесив ножки (лапша).
- Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед;
От рогатого берут
И живулькам дают (молоко).
-И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей (хлеб).
- Это-цитрусовый плод.
С ним гурман чай, кофе пьет.
Спелый, но кислющий он!
Это южный плод … (лимон).
- Ее соседи - кабачок,
Капуста, репка и петрушка.
Местоименье - первый слог,
Второй подскажет нам лягушка (тыква).
8. «Письмо-рефлексия»
Задание:
Ведущий заранее готовит бланки. Участникам раздаются бланки с незаконченными предложениями, они должны их дописать:
Теперь я знаю, что…
Я попробую…
Моя активность при изучении темы сегодняшнего занятия проявилась в том, что я…
Я надеюсь…
P.S. или в заключении
Правильное питание может стать для вас решением многих проблем, связанных со здоровьем, как физическим, так и психологическим. Да, за нарушение правил и принципов здорового питания вас никто не осудит и, тем более не накажет, но помните, что за беспорядочное несбалансированное питание рано или поздно придется расплачиваться, и валютой будет - ваше здоровье.
«Свое здоровье надо беречь собственными усилиями. Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно помочь» - Гиппократ.
Литература
-
Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников./Пути его укрепления.- Красноярск, 1989.
-
Волгарев М. Н., Тутельян В. А., Княжев В. А., Рогов И. А. Концепция здорового питания. НИИ питания РАМН, М., 1999г.
-
Панин Л. Е., Кисилева С. И. Оценка современного питания детей в школах - интернатах Таймыра.//Вопросы питания, 2000.- №3.- С. 26-30.
-
Мартинчик А. Н., Батурин А. К., Хельсинг Э. и др. Мониторинг потребления пищи и состояния питания детей-школьников Москвы в 1992 - 1994гг.//Вопросы питания, 1996.-№6.-С.12 - 17.
-
Мартинчик А. Н., Маев И. В., Петухов А. Б. - Питание человека. Москва,-2002 г.,- с. 576
-
Барановский А. Ю. - Руководство по диетологии. Санкт - Петербург, - 2001 г. с.544
-
Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. - Основы рационального питания детей. Киев, - 1987 г., с.256
-
Электронный ресурс: lib.exdat.com/docs/1313/index-10349.html
-
Электронный ресурс: psychology-tips.ru/health/osnovy-zdorovogo-pitaniya/