Общешкольное мероприятие Дети войны Брянщины

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мероприятие Литературно-музыкальная композиция: «Дети войны»

Разработала учитель технологии МБОУ "Польниковская СОШ" Почепского района Брянской области" Фамилия Имя Отчество Карпеченко Наталья Григорьевна

Литературно-музыкальная композиция: «Дети войны»

Класс: 1-9

Продолжительность: 40 минут

Цель: воспитание гражданско-патриотического мировосприятия, расширение знаний школьников об участии их ровесников в военных действиях в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости за свою Родину и ее героическое прошлое.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р. Рождественский.

(Слайд 1,2 )

(Слова Левитана)…(Слайд 3) Из заявления советского правительства. Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие.

Красная армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

…Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

(Звучит отрывок из «Священной войны» фоном)

Ведущий 1:(Слайд 4 ) 22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет.

Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!

Ведущий 2: А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

Ведущий 1:(Слайд 5 ) Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…

Ведущий 2: Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!

Ведущий 1: Сколько их - исковерканных войной детских судеб?

Ведущий 2:Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди - них учитель, Януш Корчак.

По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».

Ведущий 1:Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!». И он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.

Ведущий 2:Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.(Минусовка песни «Журавли»)

Ведущий 1:А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо, они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

Чтец (Кривушина Анна):

Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.

Я уже развеян,

Лечу над Родиной, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница. Родина. Смоленщина.

Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: - Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать... -

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...

Ведущий 2:Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти!

Ведущий 1:Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Ведущий 2:Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: «Мне было 5 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, мы четко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика - плакать нельзя".

Ведущий 1:Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки - отправляйся в печь.

Ведущий 2:(Слайд 6 )В белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.

Ведущий 1:Среди 149 сгоревших в Хатыни - 75 детей. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:

Новицкий Александр Романович

Новицкая Александра

Новицкий Леня 15 лет

Новицкий Женя 13 лет

Новицкая Маша 11 лет

Новицкая Аня 9 лет

Новицкий Костя 5 лет

Новицкий Антон 4 года

Новицкий Миша 2 года

Ведущий 1: А разве не герои - дети, выжившие в ленинградской блокаде?

Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки. Тысячи детей умирали от голода.

Ведущий 2:Война. Это страшное слово постучалось в каждую дверь, в каждое окошко. И, пожалуй, не было ни одной семьи, откуда бы не ушли на фронт защищать Родину, не было ни одной семьи, из которой кто-то не ковал победу в тылу врага.

Ведущий 1:(Слайд 7 )Узнав, что началась война, многие мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая обязанность -освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой.

Ведущий 2: Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями.

С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.

Ведущий 1:Вот и получается, что пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Но вот о чем все же не следует забывать: эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Ребята, для которых слова - "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина" являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все, кроме забвения.

Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков» - известна одноимённая повесть Валентина Катаева, прототипом героя которой послужил 11-летний Исаак Раков).
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

Ордена Ленина были удостоены: Толя Шумов, Витя Коробков; Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени: Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

Единственный в СССР полный кавалер ордена Славы: Коля Власов

Ордена Отечественной войны 1-й степени: Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;

Ордена Красной звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.

Коля Власов, единственный в СССР полный кавалер ордена Славы. Когда Красная Армия освободила Белгород и Прохоровку, 14-летний паренек стал солдатом.10 октября 1944г. он совершил первый подвиг: прикрывая огнем трофейного пулемета группу захвата, уничтожил 31 фашиста, - Слава третьей степени. Всего через 40 дней в ночной разведке отчаянный мальчишка заглушил гранатой дзот немцев - Слава второй степени. 15 февраля 1945г, отстав от своих, Коля напал на огневую точку врага, забросал ее гранатами. Он убил 12 фашистов, а раненых связал веревкой и привел в штаб - Слава первой степени. До конца войны заработал еще и орден Отечественной войны.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

Марат Казей(Слайд 9,10 ).Казей Марат Иванович. Родился 29 декабря 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Минской области Белоруссии. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. (Слайд 11 )В городе Минске поставлен памятник юному герою.

ВАЛЯ КОТИК (слайд 12, 13). Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области на Украине. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Зина Портнова (слайд 14,15).Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.


ЛЕНЯ ГОЛИКОВ (слайд 16,17) рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. (Слайд 18 )

Аркадий Каманин (слайд 19). Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.
Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Надя Багданова (Слайд 20,21). Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Володя Казначеев (слайд 23).1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд.
Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали (Елена Кондратьевна была убита фашистами).
В отряде была "партизанская школа". Там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на "отлично" усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей...
Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее, искуснее.
За голову партизана Кзаначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник - совсем еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя - освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Михаил Куприн(Слайд 24 ). На Брянщине многие знают юного героя из села Касилово Жуковского района. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб. Так продолжалось четверо суток. И Миша нашел выход. Послушаем отрывок из « Баллады о Мише Куприне»

Баллада «Юный Сусанин» (уч-ся 5 класса)

Ведущий 1: Наша страна мирно живет почти 70 лет. И хотелось бы сказать, уже выросло поколение, не знающее, что такое война. Однако каждый день мы слышим о новом конфликте между народами, о новой детской беде. И поэтому о событиях тех страшных лет мы не имеем права забывать. Такое не должно повториться!

В память обо всех детях, погибших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время мы объявляем минуту молчания.

отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.(Дементьева Ю.-уч-ся 8кл.)

Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучат, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже помнили!

Ведущие вместе:вечная слава героям Великой Отечественной войны, вечная слава пионерам - героям! (Слайд 25 )

Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей -

Земле достаточно убитых!(Слайд 26)









Учитель: Подвиг ваших сверстников в годы войны является примером настоящей любви к своей Родине, примером отваги, смелости и патриотизма.

Детский писатель Корней Иванович Чуковский говорил: «И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас могучий союзник: многомиллионная, крепко сплоченная армия советских детей».

Учитель:

Победу приближали все, как могли. На фронте и в партизанском отряде, взрослые и дети, ученики и учителя.

Учитель предлагает учащимся пройти в «Зал боевой Славы родного края», где останавливает внимание детей у двух стендов:

1. Учителя и выпускники школы, погибшие в годы Великой Отечественной войны.

2. Подвиг семьи Данилиных. (В семье было 7 детей.В годы войны погибло 4, сын Семен умер после войны от полученных ран).

Учащиеся возвращаются в классную комнату, где на доске уже подготовлены задания для игры.

Игра «Звезды Победы»

(учащиеся по очереди подходят к звездам, снимают их, читают задание на обратной стороне, отвечают на вопросы)

Задание и вопросы на звездах:

1) Когда началась Великая Отечественная война Советского Союза с Германией? (22 июня 1941 г.)

2) Назовите города - герои России (Москва, Ленинград, Смоленск, Новороссийск, Тула, Волгоград, Мурманск и т.д.)

3) Под каким лозунгом трудились в тылу рабочие и крестьяне? ( «Все для фронта!Все для Победы!»)

4) Какой город выдержал 900 дней блокады (Ленинград)

5) Как называлась дорога, связывающая Ленинград с Большой землей? (Дорога жизни)

6) Какое сражение длилось 6 месяцев - с лета 1942 г. по февраль 1943 г.? (Сталинградское)

7) В каком году была освобождена территория Советского Союза? (В 1944 г.)

8) Назовите День Освобождения Брянщины (17 сентября 1943 г.)

9) Как звали полководца, руководившего штурмом Берлина?

(Г.К. Жуков)

10) Назовите песню, ставшую гимном Великой Отечественной войны («Вставай, страна огромная!»)

11)Кого называют брянским «Сусаниным»? (Мишу Куприна)

Рефлексия:

1). Прочитайте еще раз эпиграф нашей встречи. Объясните, почему живым надо помнить тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны?

2).Какие выводы вы можете сделать из сегодняшней встречи? Что мы можем сделать с вами, готовясь к 70- летию Победы? (посадить цветы у обелиска, оформить открытки ветеранам и вдовам войны)

Задание на дом: «Загляните в семейный альбом»: узнать у родителей, есть ли в вашем роду, в вашей семье участники Великой Отечественной войны. Кто это? (фронтовики, партизаны, труженики тыла). Есть ли у них награды? Сохранились ли фотографии?

Комментарий

Данное мероприятие разработано мною для учащихся начальных классов к великому юбилею нашего народа - 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Оно поможет осуществлять целый комплекс моментов в целях воспитания юных патриотов нашего Отечества. Полагаю, что данный материал будет интересен многим учителям, работающим с самыми маленькими школьниками.

Если в школе нет музея, уголка боевой славы, то можно использовать любой имеющийся краеведческий материал об участии земляков в Великой Отечественной войне, с которым могут выступить ученики старших классов.

Для игры «Звезды Победы» вырезаются красные звезды, на обратной стороне записываются вопросы. Эти звезды выкладываются на доске в виде большой звезды.

Дополнительный материал к проектам:

1. Герой войны Володя Казначеев

У жившего в поселке Красный Дворец Клетнянского района Володи Казначеева фашисты убили мать, и он, 13 - летний подросток, вместе с братом и сестрой ушел к партизанам. Сначала был связным, потом стал минером-подрывником и вместе со старшими товарищами устроил крушение десяти вражеских эшелонов. Информация об этом подрывнике дошла до немецкого командования. За голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что их отважный противник - еще совсем мальчик.

2. Юные герои Лариса Морозова и Оля Корнеева

В 14 лет стала членом Бытошской подпольной группы Лариса Морозова. При выполнении очередного разведывательного задания была захвачена фашистами и после двух недельных пыток расстреляна.

Оля Корнеева жила в посёлке Любохна, ей шёл 14-й год. В ноябре 1941 года её отец, выходя из окружения, пришёл домой. Он сразу же ушёл в партизанский отряд, а Оле поручили выполнять задания командования отряда: ночью расклеивать листовки, днём наблюдать за движением немецкой техники, собранные сведения передавать связным из отряда. Оля успешно выполняла все задания. Но в августе 1942 года фашисты схватили её. На допросах девочку избивали плетьми, загоняли под ногти пальцев иголки. Перенося эти страшные мучения, Оля не сказала врагам ни слова. Тогда ей отрубили правую руку... Через несколько дней Олю повели на расстрел. Это было 19 августа 1942 года. На краю ямы уже стоял пожилой мужчина, тоже приговорённый к смерти. Им завязали глаза, но старик сорвал повязку. То же самое сделала и Оля. Она встретила смерть с открытым лицом...

Ей было всего 14 лет!

Оля Корнеева посмертно была награждена медалью «За отвагу».


«Баллада о Мише Куприне»

Ученик 1:

Четвёртые сутки он в погребе тесном,

Где темень и холод, где сырость и плесень,

Четвёртые сутки в одной рубашонке,

Избитый, измученный русский мальчонка.

А там, на свободе, где липа цветёт,

Где пчёл и стрекоз не смолкает работа,

Упорно и молча разведчика ждёт

В боях уцелевший отряд патриотов.

А ты с темнотою

Один на один.

Так что же ты делаешь,

Миша Куприн?

Ученик 2:

Четвёртые сутки… А выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в четырнадцать лет

Вот так вот со всем расставаться.

Вот бы глоточек! Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

- Идёмте! Я знаю тропинку в отряд!

Решает разведчик израненный.

С врагами мальчишка

Один на один.

Куда же ведёшь ты их,

Ученик1:

Ведёт сквозь орешник и ельник.

Родное, знакомое место, сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой…

Ну, вот и пора!

Прощайте! Держитесь, ребята!

С врагами мальчишка

Один на один.

Так что же задумал ты,

Миша Куприн?

А Мишка стоял - поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

- Просили в отряд привести?

Вот кусты!

Бегите! Громите! Не мешкайте!

Ученик2 :

Ликуют фашисты, мол, наша взяла.

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле. А там, у села,

Виднеются их же казармы,

В глазах у Мишки

Лазоревый свет…

А было мальчишке

Четырнадцать лет.

Миша Куприн?



Чтец:

Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.

Я уже развеян,

Лечу над Родиной, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница. Родина. Смоленщина.

Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: - Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать... -

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...





отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.

Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучат, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже помнили!



© 2010-2022