Проект гражданско-патриотического воспитания молодёжи «Взгляд поколений»

Раздел Воспитательная работа
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шелепень И.Г. ЯНАО, г. Муравленко, МБОУ «Школа №4»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4






Проект гражданско-патриотического воспитания молодёжи

«Взгляд поколений»



Авторы проекта:

Классный руководитель 6-го казачьего кадетского класса Шелепень И.Г.

Классный руководитель 3 а класса Вахромеева И.В.










2012 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Социально-экономические процессы последних двух десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РФ, особенно на подрастающее поколение, которое не проявляет интереса к историческому процессу развития страны, не видит смысла в изучении истории своей Родины.

Среди образовательных стандартов второго поколения в школьном образовании выделена задача социокультурного развития учащихся - воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений.

Система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому опыту и культурному наследию народов России. Уроки истории, экскурсии и внеклассные мероприятия по изучению исторического наследия страны как нельзя лучше служат этой цели.

В современной образовательной системе недостаточно времени отводится на уроки истории, и это сказывается на знаниях современного школьника. Результаты экзаменов и многочисленные социологические опросы показывают, что школьники не могут назвать имена знаменитых российских деятелей,вспомнить, когда началась Великая Отечественная война, назвать героев этой войны и т. д. Неграмотная молодежь, в современных условиях, легко верит подтасованным историческим фактам, различным мифам очерняющим историю отечества. События Великой Отечественной войны с каждым годом все дальше от нас, ветераны войны, как непосредственные свидетели и участники тех событий, уходят из жизни.

Я считаю, что изучение важных исторических событий таких, как "Отечественная война 1812г.", "Великая Отечественная война" и т.д. дает самый существенный толчок для формирования высоконравственной и духовной личности, с развитыми патриотическими чувствами и бережным отношением к своей Родине, к ее героическому прошлому. Именно патриотическое воспитание ложится в основу формирования гражданина.

Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, молодое поколение, повзрослев не будет бездумно ругать прошлое нашей страны, возможно, станет служить людям и добру, жить и работать на благо своего Отечества.

Проект «Взгляд поколений» представляет собой интегрированный комплекс компонентов базового и дополнительного образования, школы и семьи.

Проект направлен на решение проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся в современном общеобразовательном учреждении, создание условий для развития и формирования личности гражданина и патриота России.

В рамках данного проекта предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей - от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей малой Родине до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества.

Реализация проекта должна привести к качественным изменениям воспитательной работы в школе, усилению интереса детей к истории и культуре своей Родины, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма.

ЦЕЛЬ

Создать модель гражданско-патриотического воспитания в МБОУ СОШ № 4 на примере двух разновозрастных классов

ЗАДАЧИ

  • Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре;

  • Создавать условия для творчества детей, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции школьников;

  • Формировать у учащихся проектно-исследовательские, коммуникативные, информационные компетенции;

  • Осуществлять взаимодействие между школьниками разного возраста;

  • Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну, любви к Родине на примере старших поколений;

  • Обобщить систему опыта по данному вопросу.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект «Взгляд поколений» рассчитан на 2 учебных года и включает в себя три этапа.

I этап: проектный - май- сентябрь 2012 год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  • Изучить нормативную базу, подзаконные акты

  • Разработать, обсудить и утвердить проект по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта

  • Создать творческую группу по реализации проекта

II этап: практический - 2012-2013, 2013-2014 учебные года.

Цель: реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию

Задачи:

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия

  • Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания

  • Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

  • Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности

  • Проводить мониторинг реализации проекты

  • Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию

III этап: аналитический - 2014 май - сентябрь

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • Обобщить результаты работы школы

  • Провести коррекцию затруднений в реализации проекта

  • Спланировать работу на следующий период

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Основные участники и исполнители проекта, учащиеся 6-го казачьего кадетского класса, учащиеся 3-А класса, классные руководители этих классов, учащиеся школы, педагоги,родители.

Благополучатели проекта - учащиеся школы, родители, педагогический коллектив.

ПРОЕКТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СИСТЕМАТИЗИРУЮТСЯ ПО БЛОКАМ:

  • Мы помним, мы гордимся - мероприятия, направленные на уважения к историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее формирование патриотических чувств, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, память предков

  • Моя семья - мероприятия, направленные на сбор и систематизацию информации о судьбе собственной семьи, своих корнях в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи русских народов. Наша Родина в живописи, песнях и стихах

  • Моя малая Родина - мероприятия, направленные на изучение истории своего края, об интересных людях, живущих в городе. Встречи с казаками. Посещение выставок и музеев города и близлежащих городов

  • Здравия желаем - мероприятия, направленные на повышение двигательной активности учащихся, формирование здорового образа жизни, участие в соревнованиях различного уровня

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


  1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

  2. Классные часы, лектории, беседы;

  3. Викторины, игры;

  4. Исследовательская деятельность;

  5. Коллективные творческие дела;

  6. Смотры-конкурсы, выставки;

  7. Соревнования;

  8. Экскурсии, поездки, походы;

  9. Встречи с людьми разных профессий - «Есть такая профессия…»;

  10. Трудовые дела: акции, операции;

  11. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты);

  12. Семейные гостиные:

  • «Родословная семьи»

  • «Традиции моей семьи»

  • «Семейные реликвии»

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Краткосрочные результаты проекта:

  • Увеличить количество мероприятий патриотической направленности(5 для школы и 10 совместных для участников проекта (6-К и 3-А классы)

  • Увеличить количество учащихся, принявших участие в подготовке и проведение мероприятий - 50 человек

  • Участие в сетевом проекте «Малая академия»

  • Увеличение числа благополучателей - до 80% учащихся школы

Долгосрочные результаты проекта:

  • Создание модели гражданско-патриотического воспитания школьников младшего и среднего звена

  • Создание единого воспитательного пространства школы и социума

  • Создание копилки методических разработок, сценариев мероприятий по патриотическому воспитанию школьников

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия

Ответственный

Ресурсы

Сроки

Анализ работы по гражданско- патриотическому воспитанию в школе

Руководитель проекта, творческая группа

Методические, интеллектуальные, временные

Апрель-май 2012 г.

Разработка плана мероприятий гражданско-патриотической направленности

Руководитель проекта

Методические, интеллектуальные, временные

Август

2012-2014

Организация работы с различными организациями

Руководитель проекта,зам. директора по ВР

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

2012-2014

Организация кружковой работы

Творческая группа

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

2012-2014

Участие в конкурсах разного уровня

Зам. директора по ВР, творческая группа

Методические, интеллектуальные, временные

По плану

Организация конкурса чтецов «День Белых Журавлей»

Творческая группа

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

Октябрь

2012-2014

Ежегодная акция «Подарок пожилому человеку»

Зам. директора по ВР, классные руководители

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

2012-2014

Организация месячника «Посвященному Дню Защитника Отечества»

Руководитель проекта, творческая группа, зам. директора по ВР

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

Февраль

2012-2014

Организация месячника

«Мы помним. Мы гордимся»

Руководитель проекта, творческая группа, зам. директора по ВР

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

Апрель- Май

2012-2014

Участие в научно-исследовательской деятельности

Зам. директора по УМР

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

2012-2014

Проведение мероприятий к памятным датам

Дни воинской славы

Руководитель проекта, творческая группа, зам. директора по ВР

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

2012-2014

По плану

Организация и проведение различных выставок и конкурсов в школе

Руководитель проекта, творческая группа, зам. директора по ВР

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

2012-2014

По плану

Участие в мероприятиях города по данному направлению

Руководитель проекта, зам. директора по ВР

Методические, интеллектуальные, временные

Ежегодно

2012-2014

По плану

Мониторинг, исследование и анализ эффективности реализации проекта

Руководитель проекта, разработчики проекта

Методические, интеллектуальные, временные

Май 2014

Создание банка методических разработок внеклассных мероприятий, уроков по гражданско-патриотическому воспитанию

Разработчики проекта,

Методические, интеллектуальные, временные

2012-2014


ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА

Событие

Мероприятие

Дата

День памяти погибших воинов

Литературный вечер «День Белых Журавлей» (день памяти воинов)

22 октября 2012

70 лет снятия блокады Ленинграда

КТД «900 дней. 900 ночей»

27 января 2014

70 лет Победы в Сталинградской битве

КТД «Письмо, пришедшее с войны»

Выставка «Герои битвы»

2 февраля 2013

День Защитника Отечества

Спортивные соревнования для всех параллелей классов

Февраль

Месячник

«Мы помним.

Мы гордимся»

Проведение проектной игры для 6-х классов «Маленькие герои большой войны». Выход с презентацией для 3-4 классов

Апрель - Май

День Победы

9 мая

КТД «Дорога вела на Берлин»

Фото-выставка «Мой дедушка - герой»

Защита мини-проектов «След войны в моём доме»

7-8 мая

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:


  • историческая, учебная и справочная литература;

  • наглядный материал (иллюстрации, репродукции и исторические карты, фотографии, зарисовки);

  • разнообразные виды дидактического материала;

  • выставки книг, рисунков, поделок,

  • создание условий для проведения открытых мероприятий

  • медийные материалы (аудио и видео записи, презентации)

ПОТРЕБНОСТИ

  • Головные микрофоны

  • Стенды переносные

  • Плакаты: «Маршалы победы», «Великие полководцы», «Великая Победа», «Твои герои Россия», «ВОВ основные сражения»

  • Костюмы солдат ВОВ для выступлений



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность поделанной работы в ходе реализации программы можно определить следующими критериями:

  • увеличение количества форм информационного обеспечения по гражданскому и патриотическому воспитанию;

  • повышение уровня теоретической и практической подготовки учащихся в соответствии с учебными планами и программами;

  • накопление разработанных методических материалов;

  • увеличение количества проведенных мероприятий;

  • рост количества школьников, участвующих в мероприятиях по реализации программы.

Оценить качество проводимых мероприятий и уровень сформированности того или иного качества у учащихся можно следующими методами:

  • социологическими опросами, исследованиями;

  • результатами выступлений молодежи на мероприятиях городского и окружного значения;

  • наблюдением;

  • уровнем эмоционального состояния учащихся.

SWOT-анализ

Внутренние силы

--желание изменить систему воспитательной работы в школе

--активная жизненная позиция создателей и участников проекта

--помощь учеников

--поддержка администрации школы

Внутренние слабости

--недостаточное внешнее финансирование проекта

--низкий уровень мотивации педагогов школы к участию в создании новой системы патриотического воспитания

--недостаток времени для подготовки к мероприятиям

--работа школы в две смены

Внешние благоприятные возможности

--помощь и поддержка родителей

--сотрудничество с ЦПВ, со стрелковым тиром

--сотрудничество с представителем полиции Сейдалиным Р.Р. (поисковый отряд «Ратибор»)

Внешние угрозы

--негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности

--нет возможности выезда за пределы ЯНАО на экскурсии по профилю

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 224 с.

  2. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия: 5-11 классы . - Глобус, 2007. - 234 с.

  3. Шинкарчук С.А. Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. - 96 с.: ил. - (Серия «Моя Родина - Россия»)

  4. Справочник классного руководителя Издательский дом МЦФЭР № 1-12

  5. Защитникам Отечества посвящается… /Ред.-сост. Л.И. Жук - Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2005. - 128 с.

  6. «Защитникам Родины славу поем!..» /Ред.-сост. Л.И. Жук - Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2006. - 128 с.

  7. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004. - 240 с.

  8. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006

  9. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА



2012 - 2013 учебный год

2013 - 2014 учебный год


Чет-верть

Месяц

Классные события

6 «К»

Совместные события

6 «К» и 3 «А»

Классные события

7 «К»

Совместные события

7 «К» и 4 «А»


I


День воинской славы

08 сентября: День воинской славы России: победа Дмитрия Донского в Куликовской битве (1380)

11 сентября: День воинской славы России. День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)

Блок

«Мы помним, мы гордимся»

Сентябрь

День воинской славы: Бородино 200 лет. Кутузов. Классный час

Урок мужества

«Флотоводец Ушаков»

День воинской славы

10 июля: День воинской славы России. День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709)

23 августа: День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943)

Октябрь

КТД Литературный вечер «День Белых Журавлей» (день памяти воинов).

Урок-презентация

«Пётр I - полководец, деятель, новатор»

Урок мужества

«Курская битва. 70 лет»

II

День воинской славы

26 августа: День воинской славы России. День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812)

04 ноября: День воинской славы России. День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских

Ноябрь

Викторина

«День героев отечества»

Урок-презентация

«Ты помнишь, дядя…»

Выступления в ЦПВ

«День Народного единства»

День воинской славы

01 декабря: День воинской славы России. День победы эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853)

05 декабря: День воинской славы России. День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941)

24 декабря: День воинской славы России. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790)

Декабрь


III

День воинской славы

27 января: День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда

Январь

Урок мужества

«900 дней. 900 ночей» день снятия блокады Ленинграда

Музыкально-литературная композиция

«Письмо, пришедшее с войны»

Музыкально-литературная композиция

«И пусть поколения помнят… Бессмертен подвиг твой Ленинград»

Февраль

День воинской славы

02 февраля: День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

23 февраля: День воинской славы России. День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии - День защитников Отечества

Смотр строя и песни

Март


Проектная игра для учащихся

4-х классов

«Маленькие герои большой войны»

IV

Апрель

День воинской славы

18 апреля: День воинской славы России. День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Ледовое побоище (1242)

Защита докладов «Маршалы Победы»

Май

День воинской славы

09 мая: День воинской славы России. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Участие в митинге в День Победы

Возложение венков к памятнику

Музыкально-литературная композиция

«Дорогами войны»

Участие в митинге ко Дню Победы

Участие в городском конкурсе инсталляций ко Дню Победы

Участие в акции «Бессмертный полк»




2012 - 2013 учебный год

2013 - 2014 учебный год




Классные события

6 «К»

Совместные события

6 «К» и 3 «А»

Классные события

7 «К»

Совместные события

7 «К» и 4 «А»

Блок

«Моя семья»

I

Сентябрь

Поход в лес с родителями «6+3»


Октябрь


II

Ноябрь

КТД

День матери «Самая лучшая мама»


Декабрь

Защита проектов

«Моя семья в истории моей страны»


III

Январь

Фестиваль военной песни «Катюша»

Февраль

КТД ко Дню защитника Отечества: «Мой папа был солдатом»

Март

Масленица. Взятие снежной крепости

Фото-выставка

«Фотография в альбоме»


IV

Апрель

Семейная гостиная «Традиции моей семьи»

Литературный вечер «У войны не женское лицо» - женщинам войны посвящается.

Май




2012 - 2013 учебный год

2013 - 2014 учебный год



Классные события

6 «К»

Совместные события

6 «К» и 3 «А»

Классные события

7 «К»

Совместные события

7 «К» и 4 «А»

Блок

«Моя малая Родина»

I

Сентябрь





Октябрь

Есть такая профессия - пожарный. Экскурсия в музей пожарной охраны

II

Ноябрь

Есть такая профессия - полицейский

Экскурсия в музей ГОВД

Декабрь

Встречи с казаками города

100-летие со дня рождения В.И.Муравленко. экскурсия в музей

III

Январь


Февраль

Есть такая профессия - Родину защищать! Встреча с воинами-интернационалистами

Март

Масленица. Взятие снежной крепости

IV

Апрель

Встречи с казаками города

Фестиваль военной песни «Катюша»

Май




Славянская культура. Ярмарка-продажа, выставка изделий




2012 - 2013 учебный год

2013 - 2014 учебный год

Блок

«Здравия желаем»



Классные события

6 «К»

Совместные события

6 «К» и 3 «А»

Классные события

7 «К»

Совместные события

7 «К» и 4 «А»

I

Сентябрь

Туристический слет

Поход в лес с родителями «6+3»

«Школа безопасности»


Октябрь

«Кадетские сборы»

II

Ноябрь

Соревнования по стрельбе

Погружение в профиль: проведение тематических мероприятий для учащихся кадетского (казачьего) класса

Декабрь

Зимний туризм. ЦПВ

Игра «Пейнтбол»

III

Январь


Февраль

Военно-спортивная конкурс-игра «Командарм»

Соревнования

Армейский калейдоскоп. Родители и дети

«Мой папа в армии служил»

Военно-спортивная конкурс-игра «Командарм»

Март

Масленица. Взятие снежной крепости

IV

Апрель

Лыжные гонки

Допризывная молодёжь


Май

Полоса препятствий. Пейнтбол. Лазертаг

Совместный поход в лес с родителями

Эстафета «Факел памяти»



9


© 2010-2022