Консультация для родителей: «Здоровая семья: нравственные аспекты»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Здоровая семья: нравственные аспекты»


СКАЗКА

Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: « Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?»

Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?»

«Ты узнала тайну спешащих странников?» - спросила Луна.

«Да, ответила Звездочка. Однажды я задала этот вопрос страннику, который долгое время был в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости, ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжала. - Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью. Луна посмотрела на звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью любящих людей, которые бы помогли тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, мы теперь - одна семья».

Когда рождается ребенок, он уже чувствует, какие руки его касаются, как они его прижимают, поддерживают - это могут быть любящие или безразличные руки. Родители любят ребенка здорового и нездорового, красивого и некрасивого, послушного и озорного - они его просто любят, за то, что он есть на свете.

Основная задача родителей дать всё лучшее своему ребенку, но и в то же время научить его жить среди людей. Жить среди людей это не просто - это жить по нормам и принципам не только семьи, но и общества. В отношения ребенок вступает с самого рождения. Сначала он познает тепло рук, улыбку, ласковый голос, добрый взгляд. Ребенок каждый день познает мир, познает родителей, родственников и с первых дней его жизни начинается нравственное воспитание.

В семье как в капле воды, отражаются все отношения, а семейные отношения отражаются в обществе. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему нужно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети, ведь первые уроки нравственности дает им сама жизнь семьи.

Воспитание детей - это уникальность семьи, которая, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни» в воспитании детей, первые уроки нравственности, которые закладывают основу для руководства к действиям к поведению своих детей. А во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности.

Что же входит в понятие «здоровый человек», «здоровая семья»? «Здоровый человек - не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними». Если перефразировать это высказывание, можно сказать, что здоровая семья - это та, которая умеет обращаться со своими проблемами и не делает из них трагедии.

Семья - совсем как маленькая вселенная. Создать хорошую, здоровую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу или сделать открытие. Как следует управлять семьей - тут тебе и наука, и искусство, и даже особое ремесло. Раз семья - вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка. И самое важное - как, каким тоном и какими словами ты отвечаешь на эту загадку.

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку - это основа родительского авторитета. Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей. Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений.

Анализ семейного воспитания

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую находятся в нервном состоянии, нередко переходят на крик и физические воздействия, подавляя детей.

  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.

  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.

  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.

  • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.

  • Несоответствие требований и ожиданий родителей.

  • Непоследовательность в обращении с детьми.

  • Несогласованность отношений между родителями.

  • Недоверие к возможностям детей.

  • Нечуткость.

Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания.

Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: неприятие - расположение и терпимость - сдерживание.

1. Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть. Родители, не расположенные к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними. Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку превращается в крайней форме во враждебность.

2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.

Снисходительные родители в отличие от строгих обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку; не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх.

Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;

  • власть используется лишь в меру необходимости;

  • в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Нравственные отношения в семье - это:

  • Любовь и взаимное уважение.

  • Взаимопонимание и взаимовыручка.

  • Ценность и личная значимость каждого члена семьи.

  • Участие каждого члена семьи в её жизни - труд, отдых, учёба.

  • Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой - а, это и есть здоровая семья с нравственными аспектами воспитания.

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ:

  1. Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

  2. Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

  3. Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

  4. Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

  5. Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился к с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

  6. Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

  7. Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

  8. Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

ТОЛЬКО ДОБРЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ МОЖЕТ ДАТЬ НРАВСТВЕННЫЕ ВСХОДЫ.

© 2010-2022