Изучение народного искусства как важный момент нравственного воспитания учащихся

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение народного искусства как важный момент нравственного воспитания учащихся

Интерес к народному искусству в целом и декоративно - прикладному в частности возник не случайно. На фоне общего обесценивания нравственных, моральных ценностей, замена их яркой, комуфляжной заграницей, китайским ширпотребом требуют от нас наконец - то повернуться лицом к национальной культуре. А гордиться здесь есть чем! Развитие, возрождение ремесел не только в глухой провинции, но и в районных городках, областном центре идет наперекор и вопреки законам технократического мира.

Мы, педагоги, работающие в школе, должны рассматривать народное искусство прежде всего как культуру духовных ценностей и работать в тесной связи со многими преподавателями - предметниками в этой области - здесь и история, и литература, музыка, театральное искусство будут неотъемлемой частью общего дела - воспитание нравственно красивого человека. Задача эта не из легких.

Не всегда просто найти верный ответ на вопрос: ради чего человек создавал вокруг себя красоту, вкладывая её в обычные необходимые вещи - нужно было это только для продажи, выживания или это внутренняя потребность делать мир добрее, красивее, принося своим близким радость, даря вокруг эту радость и свет. Из исторических источников казалось бы всё ясно - выживать нужно было прежде всего и чем лучше и интереснее у человека изделие - будь то прялка, туесок, необычно выполненные игрушки, тем больше у него возможности её сбыть, продать, тем лучше можно обустроить свою жизнь. Но в этом случае речь идет о труде ремесленника.

Настоящий же мастер всегда в поиске, он уже не может думать только о выгоде своего дела, мастерство его неспокойно, оно постоянно и напряженно заставляет работать его ум, чувства, душу, созидая еще большую красоту. В таком понимании мы имеем перед собой вдохновленного творца - созидателя. Очень точно об этом написал в своём рассказе «Птицы на ветках» Анатолий Рогов, описывая труд резчика по дереву:

«Гладить свежеоструганные доски Вася очень любил, они на ощупь бархатистые, и тепло у каждой своё, и если легонько руку вести, то кажется, что это не ты, а она тебя гладит - нежно, нежно, будто разговаривает с тобой: «Не бойся, мол, я податливая». Вася прижмет рукой - успокаивает. Ему тогда всё на земле, даже камни и песок казались живыми. Утопишь резак в дерево - а оно вроде само его тянет, ведет, линию подсказывает… И какая бы ни была доска, с узором в такое дивное диво превратится, что дух захватывает. Ощущение появлялось такое, будто уже и не режешь, а куда - то уходишь, вроде в сказку. И нет уже никаких усилий, нажимов, никаких стружек, нет и хруста дерева. А есть только ворожба. Иной раз и не верилось, что сам всё вырезал».

Опыт мастеров сродни опыту ребенка в прикладном творчестве. У тех и у других присутствует свобода творчества, полет фантазии, увлеченность. А то, что детям не всегда хватает умения - это дело времени, так как увлеченному человеку все дается легко.

Настоящих мастеров немного и далеко не из всех детей можно сделать больших профессионалов в области народного творчества, в этом нет и необходимости. Но незаменимый опыт общения с настоящими творцами прекрасного нельзя недооценивать. В школе на уроках важно не только приобщить ребенка к искусству, а и разбудить его чувства, разблокировать двери души, заставить сопереживать, научить уважать труд других, удивляться творением рук больших мастеров. Ведь созерцать - уже включиться в сотворчество, заинтересоваться - это начать действовать.

Работы настоящих мастеров я всегда стараюсь приобретать сама и показывать детям на уроках. Это работы резчиков по дереву, мастеров по плетению из лозы и многих других. Мы с моими учениками посещаем наш музей народно-прикладного искусства. Ребятам нравятся наши сергиево-посадские игрушки. Как знать - может через несколько лет это увлечение выльется в профессию и станет основным занятием в жизни сегодняшних подмастерий? При общении с мастерами на таких занятиях удивляешься их терпению, усидчивости, постоянному поиску новых форм, сюжетов, новых материалов для работы, стремлению к вершинам мастерства. А как они умеют радоваться за своих воспитанников! Оставаясь в жизни как правило скромными и незаметными, они счастливы тем, что не умирает их ремесло, находит место в современном мире, принося людям радость и красоту.
Добиться старания и приохотить ребят к декоративному творчеству можно. На своих уроках мы работаем по росписи на матрёшках, стаканчиках, блюдцах, пасхальных яйцах разделочных досках. Это повышает интерес к работе.

Приобщая детей к народному искусству, важно показать, что это опыт, накопленный десятками и сотнями лет. Рукотворную красоту никогда не заменит даже дорогая штампованная вещь, поэтому она и ценится так высоко.

Сохраняя и развивая народные ремесла, общаясь с народными мастерами - умельцами, мы обогащаем себя и преобразуем, строим свою жизнь по законам гармонии и красоты, воспитываем в наших детях любовь к своему народу, земле, уважение к чужому и своему труду.

Русская народная песня. Идёт матушка весна. Призыв весны.

Цель: познакомить детей с песней как жанром устного народного творчества, её видами и задачами жанра.

Оборудование: звуковой ряд (записи народных песен); зрительный ряд (репродукции картин русских художников: М.Боскин «Хоровод», М.Ингнатьев «Няня», И.Репин «Бурлаки на Волге»; 4 текста с песнями, демонстрационные листы с названиями видов русских народных песен (колыбельная, трудовая, закличка, хороводная), листы ватмана, фломастеры.

ХОД УРОКА

У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль.
Николай Александрович Добролюбов
Звучит колыбельная. На доске: цитата Н.А. Добролюбова

Учитель: Сегодня, ребята, мы начнем знакомиться с новым жанром народного творчества.

Детям розданы листы с 4 напечатанными текстами для самостоятельного чтения.

Учитель: К какому жанру вы бы их отнесли?

Дети: Это песни. Первая - колыбельная, третья - трудовая.

Учитель: Вы правы. Это слова разных песен. Жанру народной песни мы и посвятим несколько уроков. Давайте послушаем две русские народные песни, которые родились на берегах главной русской реки Волги, протекающей в центральной части нашей Родины, и которые вы, может быть, слышали по радио и по телевизору.
(Записи песен: «Вниз по матушке по Волге», «Волжские страдания»).
Обе песни связаны с рекой. Похожи ли эти песни?

Дети: Нет, они разные.

Учитель: В чем же разница?

Дети высказывают свою точку зрения.

Итог обсуждения. Песни различаются по настроению, так как поются в разных случаях.

Учитель: Ребята, кто из вас запомнил, какая песня звучала в начале урока? Когда их поют?

Дети: Их поют, чтобы убаюкать ребенка.

(Демонстрация картины М.Ингнатьева «Няня», прослушивание записи колыбельной).

Учитель: Вернемся к текстам песен. Со второй песней посложнее. Вдумайтесь в слова. Когда поют эту песню?

Дети: Наверно, она связана с танцем. Заиньке предлагают поплясать.

Учитель: Это хороводная песня. Кто знает, что такое хороводная песня?

Дети: Под которую можно водить хоровод.

Учитель: А что такое - «хоровод водить»?

Дети: Все берутся за руки и идут по кругу.

Учитель: Берутся за руки… - это верно. А вот по кругу ходят не всегда. Это почти игра. Иногда в этой игре изображают какие-то трудовые движения: как бы сеют, как бы лен
мнут. Хоровод мог и завиваться, как венок. Послушайте еще одну песню. По происхождению она - хороводная и называется «Посею лебеду на берегу».

Дети слушают. На доске представлена следующая репродукция картины М.Боскина «Хоровод».

Учитель: третья песня трудовая, это вы правильно определили. А как вы догадались?

Дети: «Подернем», «подернем» - помогает в работе.

Учитель: Эта песня родилась у бурлаков, которые общими усилиями тянули против течения тяжелые суда и должны были свои усилия согласовывать. Песня им в этом помогала.

На доске: репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге». Прослушивание записи знаменитой песни «Дубинушка» в исполнении Ф.И. Шаляпина, известного всему миру русского оперного певца.

Учитель: Вы привыкли слушать народные песни не так, как они когда-то звучали, а в обработке профессиональных современных музыкантов. В старину же русские песни очень часто звучали без музыкального сопровождения. Мелодия велась только голосом, и тогда паузы, которые сейчас заполняются музыкой между частями песни, поющий заполнял своим голосом, пропевая многократно части одного слова, или вставляя отдельные короткие слова: «ой», «да», «ну».

Прослушивание записи песни «Не велят Маше за реченьку ходить…» в исполнении Ф.И. Шаляпина.

Учитель: А четвертая песня?

Дети: Ее пели, наверно, когда весну встречали.

Учитель: Верно. Молодцы! Она так и называется - закличка. Этой песней весну «кликали», звали. Исполнять ее полагалось детям.

Учитель: Как видите, существуют различные виды народных песен.

(В течение урока по мере изучения на доске выставлялись демонстрационные карточки с названиями видов народных песен).

И сейчас я предлагаю вам подвести итог урока.

Деление класса на группы (по рядам).

Вы должны посовещаться и на листе ватмана построить кластер, где отправной точкой будет «Устное народное творчество». Вы должны отобразить жанры УНТ и подробнее раскрыть жанр «Песня». Затем вам необходимо выбрать одного человека от группы, который бы представил вашу работу.

Кластеры помещаются на доску.

Учитель: Песни всегда занимали важное место в жизни русского человека. Они сопровождали его всю жизнь. Вот как писал о народных песнях Н.А. Добролюбов:

«У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль. Еще в колыбели дети убаюкиваются песнями, подрастая, они сами выучиваются напевать народные песни. Собирается зимой молодежь на посиделки, и здесь раздаются песни; приходит весна, выходят поселяне встречать ее, составляют хороводы, завивают венки, и при этом непременно поют песни. Едет крестьянин пахать, жать, косить в знойную рабочую пору, и здесь песня звучит между ними, освежая их среди тяжелых трудов. Провожают лето, празднуют уборку, - опять с песнями. Песня сопровождает поселянина во всех его общественных трудах, она же следует за ним и в семейную жизнь его».

Учитель: Дома, ребята, подготовьтесь к выразительному чтению русских народных песен представленных в учебнике.

Учитель: И в заключение, мне бы хотелось узнать, с какими чувствами, настроением вы уйдете с этого урока. Я попрошу вас обвести свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальчике поделиться своими впечатлениями, эмоциями.



© 2010-2022