- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Выступление на школьном методическом объединении на тему Профориентационные игры и упражнения с классом как способ формирования готовности к выбору профессии
Выступление на школьном методическом объединении на тему Профориентационные игры и упражнения с классом как способ формирования готовности к выбору профессии
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лазько Н.Н. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат № 12» среднего (полного) общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Сообщение на тему:
«Профориентационные игры и упражнения с классом как способ формирования готовности к выбору профессии»
Подготовила: Лазько Наталья Николаевна,
инструктор по труду
г. Пермь, 2015г.
«Профориентационные игры и упражнения с классом как способ формирования готовности к выбору профессии»
Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, осуществляющую предпрофильную подготовку.
Ключевым моментом профессионального самоопределения является готовность человека к осознанному самостоятельному выбору профессии. Она включает следующие компоненты:
-
мотивационный компонент. Его показателями выступают: устойчивый интерес к конкретной профессии; целеустремленность в выборе профессии и в дальнейшем профессиональном обучении. Когнитивный компонент определяет наличие знаний о профессиях, их содержании, особенностях;
-
практический компонент характеризуется умелым и грамотным применением знаний при выполнении элементарных профессиональных действий на практике, а также включает такие показатели, как: умение принимать смелые решения в сложных ситуациях, отвечать за порученное дело, четко и правильно исполнять задание, стремиться к высокому результату деятельности.
-
эмоционально-волевой компонент обеспечивает умение достигать поставленную цель. Для этого требуются самостоятельность, дисциплинированность, решительность, настойчивость, выдержка, упорство и эмоциональная устойчивость;
-
рефлексивный компонент - это умение проводить сравнительный анализ альтернативных профессий.
Формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии осуществляет система профориентационной работы в школе. Она не только вооружает учеников необходимыми знаниями о мире профессий, но и формирует у них умение объективно оценивать свои способности, подготавливая их к зрелому выбору.
Профориентационная работа в школе призвана не просто нацелить школьников выбрать конкретную профессию, а сформировать у них некие универсальные качества, которые позволят осуществить сознательный самостоятельный выбор и быть за него ответственным.
В связи с этим главными задачами деятельности педагогов по профориентации учащихся являются:
-
сформировать положительное отношение к труду;
-
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
А основные направления профориентационной работы в школе представлены следующими видами:
-
Профессиональная информация - это сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
-
Профессиональное воспитание формирует склонности и профессиональные интересы школьников, побуждает их к «активной пробе сил».
-
Профессиональная консультация изучает личность учащегося и на этой основе выдает профессиональные рекомендации.
Формы профориентационной работы делятся на пассивные и активные. К пассивным формам относятся:
-
встречи со специалистами,
-
классные беседы о профессиях,
-
тематические вечера,
-
викторины,
-
просмотр презентаций, видеофильмов,
-
консультирование учащихся и их родителей,
-
выставки учащихся по декоративно-прикладному искусству,
-
оформление стендов и витрин, посвященных профессиям,
-
посещение школьниками «ярмарок профессий», учебных заведений, предприятий города.
К активным формам относятся:
-
профориентационные игры (деловые игры, игры-погружения, игры-путешествия, игротренинги, сюжетно-ролевые профориентационные игры, и др.)
-
«профессиональные пробы» школьников - первая практика знакомства с профессиями в условиях производства,
-
проведение старшеклассниками занятий в младших классах,
-
участие детей в школьных кружках и секциях по профессиональным интересам,
-
участие школьников в конкурсах в рамках тематических недель, посвященных профессиям.
На мой взгляд, использование такой активной формы как профориентационные игры является важным и эффективным условием формирования готовности к выбору профессии. Активизирующие игры и упражнения несут в себе глубокий воспитательный потенциал. Прежде всего потому что в игровой деятельности школьник сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Большинство учащихся воспринимает их легко, с интересом и пониманием. В процессе игры учащиеся осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии, определяют свое место в обществе. Главной особенностью этой формы профработы является стимулирование размышлений школьника о собственных перспективах самоопределения. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Известным автором отечественной методики профориентационных игр и упражнений является Пряжников Николай Сергеевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Активные методы работы, предлагаемые в его книгах - «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники», «Игры и методики для профессионального самоопределения учащихся», - могут быть эффективно использованы для проведения профориентационных занятий, тематических классных часов, индивидуальных консультаций.
Использование предложенных профориентационных игр создает на занятии более непринужденную, естественную атмосферу, в ходе которой учащиеся осваивают социальные и профессиональные роли. Игры создают «противовес» привычным формам профориентационной работы в школе.
По сравнению с профориентационными играми, предназначенными для работы с целым классом, игровые упражнения более просты и динамичны. Для большей эффективности они могут использоваться в сочетании с другими формами и методами профориентационной работы. В том числе с непрофориентационными (например, с упражнениями, моделирующими поведение в конфликтных ситуациях либо релаксационными упражнениями).
В связи с этим в 5-8-х классах я провела ряд профориентационных игр на тему «Многообразие мира профессий», целью которых было стимулирование профессионального самоопределения учащихся. К реализации цели вели следующие задачи:
-
обобщить знания о профессиях,
-
формировать интерес к профессиям,
-
развивать осознанное отношение к будущей профессиональной деятельности,
-
развивать коммуникативные способности при работе в группах,
-
стимулировать познавательную, творческую деятельность учащихся.
Классы делились на группы. Качество выполнения заданий оценивало жюри. Учащимся предлагались игровые упражнения разной степени сложности с учетом возрастных особенностей школьников, направленные на:
-
расширение знаний о профессиях, актуализацию уже имеющихся знаний («Угадай профессию», «Самая-самая», «Омонимы-профессионалы», «Анаграммы», «Профессии-синонимы»),
-
на тренировку различия понятий («Профессия-специальность»),
-
на понимание особенностей осознанного выбора «Лучший мотив»,
-
на умение выделять общее в разных видах профессий («Цепочка профессий»).
В паузах между игровыми заданиями мы знакомились с современными популярными профессиями (брокер, менеджер, супервайзер, комивояжер и др.), с классификацией профессий (по Климову Е.А.), путем обсуждения выясняли свой уровень сформированности выбора профессии, как правильно выбрать профессию, какие существуют ошибки выбора, а также где в нашем городе можно получить информацию о профессиях. В итоге составлялась памятка-алгоритм правильного выбора профессии, которая по окончании игры раздавалась ее участникам.
Таким образом, в непринужденной обстановке создавались условия для раскрытия познавательного и творческого потенциала учащихся. Дети учились объективно оценивать свои личные качества, интересы и склонности, соотносить их с конкретной профессиональной деятельностью, осознавали важность профессионального самоопределения. Считаю необходимым использование такой формы работы в школьной системе профориентационной работы.
Список использованной литературы:
-
Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004.
-
Романова Е.С. «99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы». 2- изд. СПб.: Питер, 2006
-
Резапкина Г. «Уроки выбора профессии». Газета «Школьный
психолог» № 14, июль 2006: Издательский дом «Первое сентября»
Интернет-источники:
wiki.iteach.ru/
vashpsixolog.ru/
festival.1september.ru/articles/657165/
psyoffice.ru/menu-46-p2.htm
nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/26/metodicheskiy-sbornik-proforientatsionnykh-igr-dlya
detok.org/data/documents/24_Gotovnost_uch_k_viboru_professii.pdf