• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Учебно-методический материал: «Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей по принципу «Сделай себя сам»

Учебно-методический материал: «Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей по принципу «Сделай себя сам»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей по принципу «Сделай себя сам».

Особенностью воспитательной системы в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование воспитанников, что возможно в условиях обучения и воспитания в коррекционной школе детей с ОВЗ.

Для процессов саморазвития правильно организованная воспитательная работа имеет особую психолого-педагогическую ценность. Именно в деятельности выражены все для полноценного формирования личности, необходимые этапы:

- целеполагание (развитие свободы воли);

- планирование и организация (инициатива, творчество);

- реализация намеченных целей (трудолюбие, способности);

- анализ и оценка результатов (совесть, честность, честь);

- ситуации успеха (с последующей позитивной оценкой педагога и группы).

Включаясь в разнообразные виды деятельности, ребенок преобразует самого себя. Преобразует и физически, и духовно, и социально. Он много узнает, многому научается, ко многому полезному приучается, развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности и в ходе общения с людьми. Поэтому педагог для достижения воспитательных и развивающих целей должен уметь правильно организовать разнообразную деятельность, которая для детей является их естественной жизнью.

В воспитательной работе коррекционной школы выделяют следующие виды деятельности:

- познавательная деятельность;

- трудовая деятельность;

- досуговая деятельность;

- учебная деятельность (самоподготовка);

- игровая деятельность.

Для успешной организации какой-либо из выше перечисленных деятельностей воспитатель использует различные методы воспитания. Методы воспитания - это научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Организация трудовой деятельности воспитанников

Обучение и воспитание детей с ОВЗ немыслимы без трудовой подготовки. В процессе трудовой деятельности осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие, формируются его мировоззрение, воля, характер и такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников.

Трудовая деятельность воспитанников проявляется в труде по самообслуживанию, хозяйственно-бытовых мероприятиях, в общественно- полезных делах, в выполнении конкретных поручений.

Организуя труд по самообслуживанию, воспитатель с детьми проводит занятия-практикумы, игры, соревнования, конкурсы. Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения таких занятий - это формирование у детей положительного отношения и интереса к труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте, аккуратности, опрятности, привитие навыков культуры поведения.

Особенно дисциплинирует детей хозяйственно-бытовой труд. Включаясь в обязательные дежурства по спальням, столовой, классу и школе, они учатся быть наблюдательными, ответственными, и постепенно сами стараются улучшить санитарно-гигиеническое состояние интерната.

Участие в хозяйственно-бытовом труде требует от воспитанников не только многообразных умений, но и выполнения заданий в строго определенные сроки. Таким образом, дети приучаются следовать определенному ритму, выполнять необходимые операции вовремя, это дисциплинирует детей.

Общественно-полезный труд заключается в выполнении воспитанниками полезных дел: ремонт спален, классов, озеленение школьного участка, подготовка и оформление помещений к различным праздникам, участие в субботниках, городских акциях по уборке территории и т.д. Степень организованности и результаты деятельности зависят от качества инструктажа, который получают дети, от понимания ими поставленной задачи. Поэтому учить детей выполнять общественные поручения следует постепенно. В первое время воспитатель подробно инструктирует учеников и контролирует каждый их шаг, в дальнейшем он представляет им больше самостоятельности - только проверяет результат работы и отмечает успехи и недостатки. Такие совместные мероприятия способствуют выработке умений принимать ответственные решения, воспитывают чувства коллективизма.

Огромное значение в трудовом воспитании имеют учет количества и качества выполненной работы, оценка деятельности групп и каждого воспитанника в отдельности. Общественная оценка воодушевляет ребенка и вызывает у него желание еще лучше проявлять себя в той или иной работе, более ответственно относиться к поручениям. Поэтому широко используются гласность результатов труда. Например, проводятся общешкольные линейки, оформляются информационные стенды, используется школьная газета, лучшие награждаются грамотами, ценными призами.

Организация самоподготовки воспитанников

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал - развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой.

В организационной части самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной работы, как организация деятельности и формирования опыта. Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж. Учащимся необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными. Необходимо использовать методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуации морального успеха. Важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает. Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, положительный пример, укрепление веры в силы ребёнка. Данные методы и приёмы способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.

На этапе самостоятельной работы большое внимание должно уделяться самопроверке, взаимопроверке. Можно организовать группы консультантов - 1-2 хорошо успевающих ученика. Организуя такие формы работы, дети становятся внимательнее, возрастают их активность и интерес к занятиям, они учатся критически относиться к своей работе и к работе одноклассников.

При подведении итогов самоподготовки используется метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Эти методы и приемы способствуют развитию у ребят навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.

Большинство учащихся коррекционной школы нуждаются в постоянном наблюдении. Поэтому в процессе проведения самоподготовки воспитатель оказывает индивидуальную помощь воспитанникам. Ее характер зависит от психофизических особенностей каждого ребенка, от причин, вследствие которых он не справляется с работой. Педагог должен обладать педагогическим мастерством, чтобы научить детей готовить уроки, но самому не превратиться в опекуна.

Самоподготовка приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

Организация досуговой деятельность воспитанников.

Для того чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии воспитанников с ОВЗ, необходимо участие детей в самостоятельной и творческой деятельности, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. С этой целью на базе нашей школы создан ДЦ «Фантазеры», который функционирует по двум направлениям:

  1. Организация и проведение школьных праздников, вечеров, встреч, конкурсов, игр.

  2. Организация кружковой работы, где каждому воспитаннику предоставляется возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

Проводимая работа содержит важные элементы, фрагменты и средства обучения и воспитания как школьного коллектива в целом, так и каждого воспитанника в отдельности. Творческая деятельность по интересам дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

Второй год под моим руководством воспитанники групп М1 и М2 занимаются в кружке конструирования «Самоделкин». Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Главная задача руководителя - создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, чувствовать себя частью единого целого.

Основная форма занятий - практикум по изготовлению моделей, поделок. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определенную сумму знаний: знакомятся с различными видами конструктора, играют с ним, конструируют по схемам, рисункам, инструкциям. Свои знания ребята применяют для изготовления более сложных моделей, самостоятельной разработки конструкций. Индивидуальный подход, похвала за самостоятельное решение вопроса, поручения дают уверенность в себе и чувство удовлетворения.

На наших занятиях активно используются элементы проблемного метода обучения, когда перед воспитанниками ставится проблема, а они совместно должны решить ее, найти наиболее оптимальный вариант.

В процессе конструирования нам приходиться иметь дело с различными клеями, красками, бросовым материалом. Ребята осваивают приемы и способы работы с ними: узнают свойства того или иного материала, учатся правильно наносить клей. Данные знания и умения пригодятся воспитанникам в дальнейшей самостоятельной жизни.

Итогом наших занятий является участие в общешкольных и городских конкурсах и выставках. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, подарками. Поэтому ребята приучаются работать аккуратно и добросовестно, вкладывая творческий и духовный потенциал.

Методы воспитания -

научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение

Учебно- методический материал: «Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей по принципу «Сделай себя сам».

Учебно- методический материал: «Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей по принципу «Сделай себя сам».

Учебно- методический материал: «Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей по принципу «Сделай себя сам».Учебно- методический материал: «Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей по принципу «Сделай себя сам».Учебно- методический материал: «Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей по принципу «Сделай себя сам».







Методический материал:

1. Воронов В.В. Технология воспитания. - М.: Школьная пресса, 2000.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2003.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999.

3. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для пед. уч./ В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин, В.В. Жуков. - М.: Просвещение, 1990.

4. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1984.

5. Мачихина В.Ф. Внеклассная работа во вспомогательной школе-интернате. М.: Просвещение, 1983.

6. Журнал «Воспитание школьников» № 1 - 5 2002 г., №9 2003 г.

























© 2010-2022