Внеурочное занятие Юный исследователь_4класс

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочное занятие «Юный исследователь» в 4б классе «Москаленский лицей»

Учитель Хусаинова Куралай Галиевна

Формирование УУД на занятии:

Личностных УУД: навыки организации рабочего места для работы с различными материалами.

Регулятивных УУД: определять и формулировать цель деятельности;

-проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательных УУД: активизация знаний по курсу кружка «Я - исследователь» (умение пользоваться терминологией); умение делать обобщения, сравнения. Умение анализировать представленные работы и давать им характеристику; понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.

Коммуникативных УУД: умение находить компромиссные решения при выполнении работы в группе.

Тема: Растения Омского Прииртышья

Цель: распознавать и описывать растения своей местности с помощью объектов природы и биологической информации, представленной в рефератах, энциклопедиях и др.

Задачи:

- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;

- развитие познавательных способностей детей, исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

Метапредметные связи:

- умение организовывать свою деятельность, определив её цели и задачи;

- взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;

- оценивать достигнутые результаты.

Виды деятельности: наблюдение, практическая работа

Форма работы: занятие - лаборатория.

Оборудование:

  1. Мультимедийная установка.

  2. Гербарии, изображения растений.

3.Детские рефераты, энциклопедии, атлас Омской области, карта растительного покрова России

4.Ноутбук для 1 группы, планшеты и телефоны с подключением к Интернету

5.Бумага, цветные карандаши, фломастеры, картон, клей, пластилин

6. Ветки разных деревьев, лупы





Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Приветствие

Приветствие, готовность к работе

2

Актуализация знаний

- Как называется наше внеурочное занятие?

- Вспомните, кто такие исследователи.

- А что такое исследование?

-На нашем занятии сегодня мы с вами сделаем ещё один шаг в науку.

- Что включает в себя любое исследование?

- Что значит объект?

- Что такое предмет исследования?

- Что такое гипотеза?

- С чего начинаем исследование?

- Какой же следующий шаг?


Итак, начинаем нашу работу.

- Посмотрите на карту России, что на ней обозначено зеленым цветом?

- А почему зеленый цвет разных оттенков? Какие бывают леса?


- Как называется наша малая родина? Найдите и покажите на карте. Давайте по цвету определим, в какой природной зоне она находится.

- А теперь откройте атлас нашей области на стр. 13-15.

- Скажите, какие деревья произрастают в нашей области?

- Все ли из этих деревьев можно встретить в нашем районе?

- Подумайте и перечислите те из них, которые вы встречали в наших лесах.

Отвечают на вопросы учителя

- Наше занятие называется «Юный исследователь»

-Люди, занимающиеся научными исследованиями.

- Научный труд.

- Тему, цель, объект исследования, гипотезу и её доказательство или опровержение

-Это идея, которую можно доказать

- Сначала самостоятельно строим предположение, выдвигаем гипотезу.

- Наблюдаем, экспериментируем, ищем информацию в книге (энциклопедии или справочной литературе), используем Интернет-ресурсы, спрашиваем у взрослых

- Расположение лесов

Темно-зеленый цвет показывает хвойные леса; зеленый цвет показывает смешанные; а светло- зеленый - показывает расположение лиственных лесов.

Работают у доски по карте

Работают по атласу, отвечают на вопросы учителя


3

Прогнозирование, постановка цели занятия

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

- Ребята, наши помощники Лена и Миша затеяли спор. Каждый из них выдвигает свою гипотезу. Миша считает, что зимой все деревья одинаковые, что их невозможно отличить друг от друга, а Лена уверяет брата в обратном. Она считает, что каждое дерево имеет характерные особенности, по которым можно узнать его в любое время года. Давайте поможем разрешить этот спор.

- С кем из ребят вы согласны? Попробуем доказать, что Лена права.

- Возьмем для сегодняшнего исследования веточки деревьев, произрастающих в нашем Москаленском районе.

- Что будет объектом нашего исследования?

- А что будет предметом исследования?

- Скажите, когда нам известна тема и предмет исследования, что нам нужно перед собой поставить?

Итак, какова наша цель?

-Есть тема, объект, предмет, цель, что нужно выдвинуть?

- У вас будут ветки разных деревьев, но давайте выдвинем общую гипотезу для всех групп.

- Если нам удастся определить - значит, гипотеза подтвердилась. Если нет, значит, не подтвердилась.

Составим план исследования в виде вопросов.

- Давайте вместе попробуем провести общее мини-исследование.

- Рассмотрите ветку. Какого цвета кора? Это хвойное растение или лиственное? Есть ли семена, плоды, шипы, запах, другие признаки?

- Какое это растение? Это дерево? Чем отличается дерево от кустарника?

Отвечают на вопросы учителя







Цель: исследовать ветки и определить по основным отличительным признакам, какому дереву они принадлежат.

- Гипотеза: зимой по внешним признакам, по запаху, по оставшимся на ней листочкам, плодам или семенам можно определить, от какого дерева ветка.

Составляют с помощью учителя план исследования:

1 Какого цвета кора ветки?

2 Ветка от хвойного или лиственного дерева?

3 Есть ли семена?

4 Есть ли плоды?

5 Есть ли шипы ?

6 Есть ли другие признаки?

7Это дерево или кустарник?

8Есть ли запах?

9Что это за растение?

Исследуются ветки тополя и смородины по плану (1и 3 гр - смородина, 2 и 4 - тополь).

4.

Создание ситуации самостоятельного открытия Работа в «научных лабораториях»







Физминутка

- А теперь приступаем к самостоятельному исследованию.

Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.

  1. Говорим вполголоса.

  2. Один говорит, другие слушают.

  3. Активно работают все.

  4. Разговор должен идти только о предмете задания.

  5. Задания выполняются творчески

- По этим критериям вы будете оценивать работу каждой группы.

Для работы группа получает конверт с веточкой растения. Для определения дерева вам помогут гербарий, энциклопедии, атлас Омской области, атлас- определитель растений, другие источники, планшеты, компьютер, ваши же рефераты, которые выполняли на предыдущих занятиях. Вы сейчас настоящие исследователи природы.

Через 10 минут вы должны представить работу группы - рассказ о вашем дереве.

Но прежде чем приступить к работе, отдохнем.

- Мы в лесу своём друзья, все мы дружная семья.

Деревья выстроились в ряд, и каждый встрече с нами рад.

Вот этот гибкостью своею тешит взгляд,

А это - высится сурово, как солдат

Одно - раскидистые ветви простирает.

Другое - на ветру трепещет и играет.

Каждая группа получает конверты с ветками и планом работы.

1 группа - ветки березы, ноутбук,бумага, фломастеры, пластилин, картон, план исследования(Приложение 1)

2группа- ветки и шишки ели, бумага, фломастеры, пластилин, картон, план исследования (Приложение 2), рассказ Ю. Шима «Маленьким - холодно» (Приложение 3),

3 группа

План рассказа о дереве (Приложение 4), ветки и шишки сосны, план синквейна (Приложение 5) , бумага,фломастеры, пластилин, картон

4 группа

План рассказа о дереве (Приложение 5), ветки клена с семенами, бумага, фломастеры, пластилин, картон

Встают из-за парт и берутся за руки

Улыбаются друг другу

Наклоняются

Тянутся вверх

Машут руками

Весело прыгают. Садятся на свои места

5

Защита проектов, самооценка, взаимооценка

Давайте оценим работу группы 1, 2, 3, 4.

А теперь возьмите елочки и по «Правилу трех» оцените каждый свою работу на занятии.

С помощью сигналов оценивают работу групп, высказывают оценочные суждения.

У каждого ребенка «елочка», каждый оценивает свою работу на занятии (Приложение 7)

6.

Рефлексия

- Давайте вспомним, какова была цель сегодняшнего занятия?

- Мы сегодня достигли цели нашего занятия? Что же выяснили?

Смогли ли мы доказать Мише, что зимой можно отличить одно дерево от другого?

Помашите мне те, кто почувствовал себя настоящим исследователем.

Отвечают на вопросы

7.

Творческая работа

Давайте сочиним синквейн.

1 слово: тема(имя существительное)

2 слово : признак темы(прилагательное)

3 слово: действие темы( глаголы)

4 предложение на эту тему

5 слово: синоним темы.


Говорю вам от души:

Мои ребята хороши!

Каждый заслуживает похвалы (называются все ребята по именам)

Молодцы, ребята, молодцы!

- Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями. Спасибо за работу!

Синквейн

Занятие «Юный исследователь»

Научный, интересный, увлекательный, познавательный, развивающий.

Думать, рассуждать, допытываться, пробовать, экпериментировать!

Мы выдвигаем гипотезу и доказываем или опровергаем ее.

Любимое занятие!



Приложение 1

План рассказа о дереве

1. Определить внешние признаки исследуемого дерева

2. Хвойное оно или лиственное?

3. Название дерева

4. Продолжительность жизни дерева

5. Использование в быту.

6. Сделать компьютерную презентацию. (2-3 слайда)

Приложение 2

План рассказа о дереве

  1. Определить внешние признаки исследуемого дерева

  2. Хвойное оно или лиственное?

  3. Название дерева

  4. Продолжительность жизни дерева

  5. Нарисовать дерево

  6. Инсценировать рассказ

Приложение 3

Инсценировка по произведению Ю. Шима «Маленьким - холодно».

Встречаешь в лесу, в траве, ёлочку - малышку. У неё пожелтели верхние лапки. Будто в огне обгорели.

- Ёлочка, разве был тут пожар?

- Не было.

- А что же случилось?

- Меня зимним морозом обожгло.

- Тебя? Ёлку?

- Меня.

- Да ты же северное дерево. Стойкое! Выносливое! Неужели ты мороза боишься?

- Пока маленькая, боюсь.

Молодые побеги ели боятся заморозков. Поэтому ель чаще всего прячется под укрытием других растений. Они прячут её от пронзительных ветров. Потом ель быстро растёт и постепенно заглушает тех, кто помогал ей в трудные времена. Взрослая ель достаточно морозоустойчива.


Приложение 4

План рассказа о дереве

1. Определить внешние признаки исследуемого дерева

2.Хвойное оно или лиственное?

3. Название дерева

4. Продолжительность жизни дерева

5. Сочинить синквейн

Приложение 5

План синквейна

1 слово: тема(имя существительное)

2 слово : признак темы(прилагательное)

3 слово: действие темы( глаголы)

4 предложение на эту тему

5 слово: синоним темы.


Приложение 6

План рассказа о дереве

1. Определить внешние признаки исследуемого дерева

2. Хвойное оно или лиственное?

3. Название дерева

4. Продолжительность жизни дерева

5. Применение в быту

6. Нарисовать листья




Приложение 7

«Елочка» для самооценки

Внеурочное занятие Юный исследователь_4класс

1. Особо запомнилось:

2 Трудно:

3.Узнал:Внеурочное занятие Юный исследователь_4классВнеурочное занятие Юный исследователь_4классВнеурочное занятие Юный исследователь_4классВнеурочное занятие Юный исследователь_4классВнеурочное занятие Юный исследователь_4классВнеурочное занятие Юный исследователь_4класс

17

© 2010-2022