• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Исследовательская работа: «Использование возможностей современного информационно-культурного пространства в интересах здоровья и развития обучающихся»

Исследовательская работа: «Использование возможностей современного информационно-культурного пространства в интересах здоровья и развития обучающихся»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Ломовская средняя школа.

Арзамасского района Нижегородской области





Исследовательская работа:

«Использование возможностей современного информационно-культурного пространства в интересах здоровья и развития обучающихся»





(Современная информационная среда и ее влияние на жизнь, и здоровье современного человека, ребенка, семьи., вариант работы: А, Б или В)

Работу выполнила:

Губанова Ольга Владимировна

















2015 г.

Современное информационное пространство открывает перед гражданами (включая подрастающее поколение) большие возможности, включая возможности получения огромной по объему и разнообразной по качеству информации, а также культурного развития, повышения качества своей жизни благодаря приобщению к культуре в различных ее формах. Однако эти возможности скрывают и опасности для здоровья и благополучия детей, подростков, молодежи, от которых нам, взрослым, необходимо их уберегать и предостерегать. Главным образом путем информирования, обучения и воспитания, психологической поддержки.

В 21-ом веке нельзя ограничиваться только теми воспитательными технологиями, даже весьма успешными, которые использовались несколько десятилетий назад. Сейчас другая страна, другие люди, другие проблемы и возможности!

Часть этих современных технологий включает использование мультимедиа и кино в учебно-воспитательной работе школы, как с целью повышения уровня культурного развития, формирования установок на ведение здорового образа жизни, так и с целью защиты учащихся от негативного воздействия информационного пространства. Не имея жизненного опыта, не получив необходимой информации и воспитательной поддержки от родителей и педагогов, школьники совершают многочисленные поведенческие ошибки, делают неправильные выборы, которые нередко самым негативным образом отражаются на их благополучии и здоровье, калечат их душевно и физически, не позволяют достичь высокого качества жизни.

Информационная потребность человека занимает среди множества других особое место. Н. Винер, один из создателей классической информационной теории, утверждал: «Человеческий род силен лишь постольку, поскольку он использует преимущества врожденных приспособительных познавательных способностей, обусловленных его физиологической структурой». Он, безусловно, имел в виду эту потребность, которая представляет собой потребность (нужду) в знании, вытекающую из особенностей субъекта, условий окружения, а следовательно, тех задач, которые необходимо решать в интересах жизнесуществования. Эта потребность, в конечном счете выражает зависимость от внешней обстановки, необходимости адаптироваться к ней, ее реализация приводит к познанию окружающей среды как за счет усвоения существующих культурных ценностей в виде социальных норм, установок, традиций и т. д., так и посредством индивидуального изучения, выявления новых свойств, признаков действительности, неведомых предшествующим поколениям и, конечно, субъекту. Это постоянный внутренний источник, неослабеваемая пружина, запускающая действие, познавательную активность человека. Абсолютно прав проницательный Аристотель, который в начале своей «Метафизики» утверждал: «Все люди от природы стремятся к знанию».

Информация (знание) - ядро сознания, та субстанция, которая делает человека человеком, а общество в этом качестве из биологического вида переходит на качественно иной виток развития. Информация служит орудием познания и его (то есть знания) результатом, вследствие чего становится возможной жизнедеятельность общества.

Информация - основа принятия целесообразных решений. А решения и их реализация практически составляют суть жизнедеятельности людей, организаций, общества. Особо следует выделить управленческие решения, имея в виду, что управление является ключевым звеном в жизнедеятельности общества. Нельзя не согласиться с Н. Винером: «Действенно жить - это значит жить, располагая правильной информацией».

Информация - неотъемлемый компонент труда - станового хребта существования человека - общества. Любая целенаправленная деятельность предполагает сравнение процесса труда с запланированным результатом. Информация выступает инструментом не только действия, но и сравнения. В современных условиях информация превратилась в основной предмет труда человека.

Информация - это средство общения, без которого невозможно формирование и развитие общества, функционирование деловых и личностных отношений.

Ежедневно мы сталкиваемся со средствами массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет), каждое из них формирует то или иное мнение. Но телевидение обладает большим преимуществом: оно доступно, привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью. Другие СМИ неспособны все это объединить в себе, так газеты представляют печатную информацию, радио звуковую получая эту информацию общество вынужденно само "додумывать", "дорисовывать" дополнительно к тому, что они получили, чтобы воссоздать полное представление о полученной информации. Телевидение - самое массовое средство информации и самый доступный и популярный способ развлечения всех слоев населения. Телевидение не только охватывает максимально широкую аудиторию, но и по уровню доверия опережает другие СМИ.

«Так сказали по телевизору» - это аргумент, который мы часто слышим или же сами приводим в обыденных разговорах и спорах. Это доказывает, что общество всегда субъективно воспринимает информацию, полученную по телевидению как более значимую: события, факты и люди, показанные по телевидению, приобретают в массовом сознании особое значение. Даже можно сказать, что современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения, интернета, радио - это в большей степени и газет, журналов - в меньшей. В настоящее время телевидение и интернет проникло во все сферы жизни человеческого общества.

Но полезно ли на самом деле телевидение и интернет? Я думаю, что если бы внезапно исчезли компьютеры и телевизоры, вместе с радио, то началась бы паника. Народ не знал бы чем себя занять. Ломка, почти наркотическая, была бы обеспечена. Книг то, ведь мы не читаем, про живое общение почти забыли. Уставились в мерцающий экран своего телевизора, компьютера и всем хорошо. Но ведь это не так! Бесконечные сериалы, ток-шоу, реалити-шоу, одни и те же фильмы, прокрученные по всем каналам не один десяток раз, новостные и аналитические программы, от которых хочется кричать и реклама, реклама, реклама - от просмотра всего этого, можно сойти с ума или деградировать. Что впрочем, и происходит в настоящее время, особенно с современной молодежью и детьми. К сожалению, количество программ не перерастает в качество. Кому-то телевизор компенсирует недостаток общения, чья-то жизнь скучна и однообразна, например, пенсионеров и домохозяек, и поэтому они смотрят сериалы о "красивой" жизни. Но с другой стороны их можно понять, чем им ещё заняться? Особенно тем пенсионерам, бабушкам или дедушкам, которые живут в одиночестве, у которых нет никого в этом мире. Но всё-таки не следует смотреть всё подряд, существуют познавательные каналы, книги, газеты и радио.Исследовательская работа: «Использование возможностей современного информационно-культурного пространства в интересах здоровья и развития обучающихся»

Для кого-то интересны последние известия, но если и произойдёт что-то достойное внимания, война или апокалипсис, об этом все узнают и без телевидения. Конечно нужно смотреть новости для того чтобы знать, что происходит в современном мире, но не те каналы, по которым твердят только о том, что через лет 5-10 произойдет конец света и никто на нашей планете не выживет. По моему мнению, лучший источник новостей - это газета. Причем не "желтая" пресса, а официальные источники информации (например, такие как "Известия" или "Российская газета").

Иногда кажется, что телевидение определённо больше отнимает, чем даёт - убивая время перед экраном, мы абсолютно ничего не получаем взамен, ничего такого, что могло бы пригодиться в современной жизни. Разве только в голове будет вертеться текст какой-нибудь рекламы. Вообще это самое пассивное, ни к чему не обязывающее "развлечение" - ясно, что физическая активность при этом как правило нулевая, да к тому же большая часть информации не запоминается и не загружает (особенно если это ток-шоу с их поверхностным ни к чему не ведущим обсуждением извечных проблем), так что в мыслительной деятельности тоже нет особой необходимости. Телепрограммы оказывают максимальное влияние на детей 6-12 лет, но попадающих в зону их действия. Дети смотрят программу в развлекательных целях и воспринимают ее содержание как реалистичное из-за неспособности критически мыслить во время просмотра. Представление о мире у данной группы будет сформировано на основе всей действительности реалити-шоу. Молодые люди 18-25 лет менее восприимчивы, но и эта группа постоянных зрителей будет неосознанно находится под влиянием стереотипов, полагая, что таковы установки подавляющего большинства окружающих людей. Возможно кому-то интересная другая частная жизнь человека, которая не знает перед собой границ в нравственности. Кому-то скучна и однообразна собственная, в частности личная жизнь. Если же смотрит молодежь, то им нужно кому-то подражать, с кем-то себя ассоциировать и на кого-то быть похожим. Из-за отсутствия у детей полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным. Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом. Многие ученые пришли к выводу, что детям нельзя до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Дети, как губка, впитывает все происходящее вокруг и, особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге. Какой канал не включишь, постоянно показывают каких-то непонятных животных (дети-то и в обычных домашних плохо разбираются), опять жестокость, достижение даже благородных целей через полное уничтожение, подавление противника. Чего же после всего этого мы хотим от наших детей? Где прекрасные, добрые, поучительные, без сцен грубого насилия отечественные мультфильмы типа мультфильмов 50-70-х годов? Нам необходимо защитить детей от навязывания некой системой обработанных должным образом потоков информации, которая способна зомбировать человека, подавляя его как личность, изменяя его сознание и побуждая его к определенным действиям. Являясь игрушкой посторонней воли, человек испытывает расстройство нервной системы, ослабление внимания и воли, что открывает свободный ход самопроизвольным, навязанным идеям. Любой человек с сильной волей, умом и психикой бессознательно подвергается внушению через ту массу людей, которая поддалась воздействию телегипноза. В итоге мы видим, что вся масса народа слепо подвергается внушению. Непосредственно вытекающий отсюда вывод: телевизор и компьютер разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. Но не всегда, всё же правильно организованное построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического здоровья. Само смысловое содержание также является мощнейшим средством воздействия на людей, особенно, конечно, детей. Добрые, красочные мультфильмы с узнаваемыми героями, художественные телефильмы, фильмы-сказки, сделанные с душой, с учетом санитарных требований, показанные на экранах телевизоров, становятся мощным положительным средством и весьма благоприятны для здоровья детей и общества в целом. К сожалению, в настоящее время в России не все телеканалы и телепрограммы являются таковыми. Но ведь детям надо развиваться и становиться культурными людьми. Так что же значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек - это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство. Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества. Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Культурный человек способен к познанию мира в его прошлом, настоящем и будущем (это и есть познавательная функция культуры) такой человек способен воспринять всё, что создано другим человеком, его умом руками. Но не завидовать, и тем более «чернить», а воспринимать как интересное явление, оценить и, может быть, познать глубже.

Образованность и культура - понятия соотносимые, но далеко не однозначные. Что значит образованность? Это совокупность определённых знаний из какой либо области. Кстати, кто более образован? Кто углублённо познал определённую науку или имеет широкие представления из целого ряда знаний о мире? Несомненно, образование, знания питают культуру человека, но это лишь часть её. Хорошо об этом сказал Д.С. Лихачёв «Культурный человек-это человек интеллигентный. А интеллигентность не только в знаниях - она в способности понимания другого и уважении его Я».

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения - одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек - человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Итак, «культурный человек» - понятие достаточно широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

Ещё одна немало важная составляющая - это здоровье и его сбережение. Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая личность - слова, которые часто произносятся в нашем обществе. Ещё Сухомлинский говорил, что недостаточная успеваемость, нежелание учиться - это обусловлено состоянием здоровья. Именно в школьные годы формируется человек, отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, происходит формирование здоровья на всю жизнь, именно в школьный период организм особо чувствителен к внешним факторам. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью даётся такое определение: «Здоровье- это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие».

К ведущим заболеваниям относятся: заболевания костно-мышечной системы, органов зрения, органов пищеварения, нервные и сердечно- сосудистые заболевания. Здоровье может либо формироваться и развиваться, либо расстраиваться и утрачиваться в процессе воспитания человека в семье, в детском саду, в школе. Большинство детей уже рождаются ослабленными и уже в школу приходят с массой недугов и болезней. Известно, что состояние здоровья человека зависит от ряда факторов:

-наследственность;

- экология;

- уровень развития здравоохранения;

- образ жизни и другие.

Какова же роль образования в этом неблагополучии?

Это прежде всего- связь образования и здоровья. Это обучение школьников вопросам здоровья, воспитания у них культуры здоровья. Сейчас в сфере образования особое место уделяется здоровьесберегающим технологиям.

Технология здоровьесбережения в образовании- это организация учебно- воспитательного процесса, позволяющая достичь положительных результатов без изменения напряжения и переутомления учителей и учащихся.

Главная задача школы - образование. Её надо решать вместе с другой важнейшей задачей - укрепление здоровья. Дело врача лечить и предохранять от болезней. Дело педагогов и самих учащихся - не вредить здоровью, а укреплять его. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Наблюдая за учащимися нашей школы и пообщавшись с учениками, напрашивается вывод таков, что в нашей школе имеются некоторые дети, которые желают поменьше смотреть телевизор, поменьше играть в компьютер, а больше находится на свежем воздухе, заниматься спортом, танцами и развивающими играми, читать книги.

Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.

Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам [6]. Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности. Этот термин употребляется не только для определения наркомании, но и применяется к другим областям, типа проблемы азартных игр, обжорства или гиперрелигиозности. Очевидно, его можно употреблять и при рассмотрении интернет-зависимости. Здесь характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физиологический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость - навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.

Интернет-зависимые

По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы в России, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии. Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию данной зависимости болезнью, и первым начал открывать клиники. Однако в китайских клиниках используют строевую подготовку и электрошок; отмечают изуверские методы лечения, приводившие к смерти подростков-пациентов. В 2009 году в США появилась первая клиника по лечению данной зависимости.

Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

Навязчивый веб-серфинг (Информационная перегрузка) - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.

Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Интернет-зависимость и проблемы в семье

Признаки интернет-зависимости у подростков:

• Снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения.

• Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.

• Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.

• Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.

• Значительное эмоциональное отчуждение.

• Ухудшение памяти и внимания.

• Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.

• Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.

• Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.

• Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.

• Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные.

Cписок литературы.

- Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.

- Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.- 84-92 с.

- Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. - Кемерово, 2011.

- Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.- С.52-87.






© 2010-2022